Что относится к политическому режиму. Понятие и истоки тоталитаризма. Виды политических режимов

Открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности , фактическим состоянием правового статуса личности.

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим , представляющий собой совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Политические режимы. Кратко и по существу

    ✪ Политические режимы 🎓 Школа обществознания 9 класс

    ✪ Политический режим (демократический). Видеоурок по обществознанию 9 класс

    ✪ Политический режим

    Субтитры

Происхождение понятия политического режима

В наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации. И тот, и другой внесли свой вклад практически во все интересующие нас вопросы деятельности политических режимов - в анализ особенностей их функционирования, способы типологизации и динамику трансформации. Платон (427-347 гг. до н.э.), унаследовавший элитаризм во взглядах на политику (свойственный, в основном, всем мыслителям периода расцвета древнегреческой философии и, частично, периода эллинизма), был в этом, как и во многом другом, последователем идей своего учителя Сократа. Он оставил интересные наблюдения о формах государственного устройства, выделив аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей. Но его главный вклад состоит, конечно же, не в этом. Главное в том, что будучи пессимистом и усматривая определенную деградацию в эволюции политических форм, Платон в своем "Государстве" и, особенно, в "Законах" создал образ "идеального государства", которое, в действительности, является продолжением легистских проектов и всесторонне обосновывает концепцию тоталитарного правления.

Современные подходы к определению понятия

В современной науке сложились две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая - с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим .

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей - абсолютная монархия;
  • режим разделения властей - президентская республика;
  • режим сотрудничества властей - парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур .

К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами [ ] .

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям её функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют тем, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко - как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путём изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О"Доннел и Ф. Шмиттер :

Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Виды политических режимов

Демократический режим

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле­нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

Антидемократические полити­ческие режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режи­ма демократии, а именно: господство одной политической пар­тии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной фор­мы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев наро­да; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Антидемократические режимы подразделяются на: авторитарные, тоталитарные и военные.

Авторитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

  • идеологический абсолютизм (тоталитарный режим - это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)
  • единовластие одной партии - «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)
  • организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
  • монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
  • централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
  • милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашистский, социалистический и национал-социалистический.

Анархия

Анархию можно определить, как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций

  • Правильные:
    1. Монархия.
    2. Аристократия.
    3. Полития
  • Неправильные:
    1. Тирания.
    2. Олигархия.
    3. Охлократия

Маркса

  1. Социалистический.
  2. Капиталистический.

Дюверже

  • явные и авторитарные;
  • демократические, автократические, монократические (диктаторские);
  • директории (коллективное правление).

Курашвили

  1. Тиранический.
  2. Авторитарно-демократический.
  3. Демократическо-авторитарный.
  4. Развернуто демократический.
  5. Анархо-демократический.

Голосова - Блонделя

  1. Традиционный (закрытый с монолитной элитой).
  2. Соревновательная олигархия (открытый, исключающий).
  3. Авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий).
  4. Эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной элитой, включающий).
  5. Авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной элитой, включающий).
  6. Либеральная демократия (открытый, включающий).

Стоит сказать - политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.

Стоит сказать - политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. По϶ᴛᴏму не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и ϲʙᴏбод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Важно заметить, что однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по ϲʙᴏей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по ϲʙᴏей структуре политических системах. К примеру, многие страны Европы будут конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в данных странах ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. При всем этом республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе будет авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических ϲʙᴏбод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру исключительно в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Не стоит забывать, что важными характеристиками политического режима будут принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. К примеру, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Стоит сказать - политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть исключительно настолько, насколько им позволяют ϶ᴛᴏ народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, ɥᴛᴏбы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при кᴏᴛᴏᴩом государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью ϲʙᴏего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Отметим, что термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. ϶ᴛᴏт термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это ϲʙᴏего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), кᴏᴛᴏᴩые, опираясь на фанатизм ϲʙᴏих единомышленников, навязывают населению ϲʙᴏю идеологию, ϲʙᴏи планы решения возникших проблем.

Стоит сказать - политическая система тоталитаризматрадиционно представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, кᴏᴛᴏᴩая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне ϶ᴛᴏго контроля. К примеру, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС)

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, кᴏᴛᴏᴩый не допускал никакого плюрализма мнений.

Учитывая зависимость от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе) «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами будут: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение ϲʙᴏбоды печати.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она реализует показательно-фиктивную функцию. Результаты выборовтрадиционно заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и ϲʙᴏбоды, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм будет одним из наиболее распространенных типов политической системы. По ϲʙᴏим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. По϶ᴛᴏму он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Стоит заметить, что они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. К примеру, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при кᴏᴛᴏᴩом народ или его большинство будет (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в кᴏᴛᴏᴩом граждане будут основными вершителями ϲʙᴏих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.)

Демократия ассоциируется со ϲʙᴏбодой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. По϶ᴛᴏму демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, ɥᴛᴏбы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Не стоит забывать, что важнейшими признаками демократии будут:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
  • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
  • подотчетность выборных органов ϲʙᴏим избирателям.

Учитывая зависимость от того, как, каким образом народ осуществляет ϲʙᴏе право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Именно такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах.
Интересно отметить, что там главным институтом власти было Народное собрание, кᴏᴛᴏᴩое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Именно такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, ϶ᴛᴏт факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение исключительно в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает ϲʙᴏих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия будет наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

Политический режим - термин, который впервые появляется в работах Сократа, Платона и других древнегреческих ученых-философов. Аристотель выделял правильные и неправильные режимы. К первому типу он относил монархию, аристократию, политию. Ко второму - тиранию, олигархию, демократию.

Что такое политический режим?

Это способ организации политической системы. Он отражает отношение к власти и обществу, уровень свободы, характер преобладающей политической направленности. Эти характеристики зависят от разных факторов: традиций, культуры, условий, исторической составляющей. Поэтому двух абсолютно похожих режимов у разных государств не может быть.

Происходит формирование политического режима благодаря взаимодействию огромного количества институтов и процессов:

  • степенью интенсивности протекания различных общественных процессов;
  • формой административно-территориального устройства;
  • типом властно-управленческого поведения;
  • системностью и организованностью правящей элиты;
  • наличием правильного взаимодействия аппарата чиновников с обществом.

Институциональный и социологический подходы к определению

Институциональный подход сближает, сливает политический режим с понятием формы правления, государственного строя. Из-за этого он становится частью конституционного права. Он больше характерен для французского государства. Раньше в рамках этого подхода выделяли три основные группы режимов:

  • слияния - абсолютная монархия;
  • разделения - президентская республика;
  • сотрудничества - парламентская республика.

Со временем эта классификация стала дополнительной, поскольку в большей мере определяла только правительственные структуры.

Социологический подход отличается тем, что делает акцент на социальных основаниях. При нем понятие режима рассматривается более объемно, предполагая баланс во взаимоотношениях государства и общества. Режим имеет в основании систему социальный связей. По этой причине режимы изменяются и измеряются не только на бумаге. Для процесса нужно взаимодействие и движение социальных оснований.

Структура и основные характеристики политического режима

Структуру составляют властно-политическая организация и ее структурные элементы, политические партии, общественные организации. Формируется она под воздействием политических норм, культурных особенностей в их функциональном аспекте. По отношению к государству нельзя говорить об обычной структуре. Первостепенное значение отводится отношениям между ее элементами, способам формирования власти, отношением правящей элиты с обычными людьми, создание предпосылок для реализации прав и свобод каждого человека.

На основе структурных элементов можно выделить основные признаки правового режима:

  • соотношение разных видов власти, центрального правительства и местного самоуправления;
  • положение и роль различных общественных организаций;
  • политическая стабильность общества;
  • порядок работы правоохранительных и карательных органов.

Одной из важных характеристик режима является его легитимность. Под ней понимается, что в качестве основы для принятия любых решений находятся законы, Конституция, правовые акты. На этой характеристике могут основываться любые режимы, в том числе и тиранические. Поэтому сегодня легитимность - признание режима массами, опирающееся на их убеждениях о том, какая политическая система общества отвечает их убеждениям и интересам в большей степени.

Виды политических режимов

Разновидностей политических режимов огромное количество. Но в современных исследованиях акцент делается на трех основных типах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Тоталитарный

При нем формируется такая политика, чтобы можно было осуществлять абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества и человека в целом. Он, как и авторитарный тип, относится к недемократической группе. Главная задача власти - подчинить уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее, организовать власть так, чтобы в государстве создавались все условия для этого.

  • Отличием тоталитарного режима является идеология. В нем всегда существует своя «Библия». К основным признакам относится:
  • Официальная идеология. Она полностью отрицает другой порядок в стране. Она нужна для объединения граждан, построения нового общества.
  • Монополия на власть единой массовой партии. Последняя практически поглощает любые другие структуры, начиная выполнять их функции.
  • Контроль над СМИ. Это один из главных минусов, поскольку происходит цензура подаваемой информации. Тотальный контроль наблюдается по отношению ко всем средствам коммуникации.
  • Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления.

Тоталитарные режимы могут меняться, эволюционировать. Если появляется последнее, то речь идет о пост тоталитарном режиме, когда ранее существующая структура теряет часть своих элементов, становится более размытой и слабой. Примером тоталитаризма является итальянский фашизм, китайский маоизм, немецкий национал-социализм.

Авторитарный

Этот тип характеризуется монополией на власть одной партии, лица, института. В отличие от предыдущего вида, авторитаризм не имеет единой для всех идеологии. Граждане не подвергаются репрессиям только из-за того, что являются противниками режима. Можно не поддерживать существующую систему власти, ее достаточно просто терпеть.

При этом виде отмечается разная регламентация разных аспектов жизни. Характерна намеренная деполитизация масс. Это значит, что они мало знают о политической обстановке в стране, практически не принимают в решении вопросов участия.

Если при тоталитаризме центр власти - одна партия, при авторитаризме самой высшей ценностью признается государство. Среди людей сохраняются и поддерживаются классовые, сословные и другие различия.

К главным признакам относится:

  • запрет на работу оппозиции;
  • централизованная монистическая структура власти;
  • сохранение ограниченного плюрализма;
  • отсутствие возможности ненасильственной смены правящих структур;
  • использование структур для удержания власти.

В обществе считается, что авторитарный режим всегда подразумевает использование жестких систем политического правления, который применяет принудительные и силовые методы регулирования любых процессов. Поэтому важными политическими институтами являются силовые органы и любые средства обеспечения политической стабильности.

Демократический политический режим

Он ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью. При демократическом режиме соблюдаются все права человека. Это главный его плюс. Демократия - народовластие. Ею можно назвать политический режим только в том случае, если законодательная власть была выбрана народом.

Государство предоставляет своим гражданам широкие права и свободы. Оно не ограничивается только их провозглашением, но и обеспечивает основу для них, устанавливает конституционные гарантии. Благодаря этому свободы становятся не только формальными, но и реальными.

Главные признаки демократического политического режима:

  1. Наличие Конституции, которая бы отвечала требования народа.
  2. Суверенитет: народ выбирает своих представителей, может их менять, осуществлять контроль над деятельностью гос. структур.
  3. Происходит защита прав отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства - необходимое, но не достаточное условие.

В демократическом строе есть равенство прав граждан в управлении гос. системами. Могут создаваться любые политические партии и объединения, позволяющие выразить свою волю. В при таком режиме правовое государство понимается в качестве высшей власти закона. При демократии политические решения всегда альтернативны, а законодательная процедура является четкой и сбалансированной.

Иные виды политических режимов

Рассмотренные три типа являются самыми популярными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократичные режимы, делают акцент на гибридных видах. Особенно на тех, которые сочетают демократию и авторитаризм. При этом направлении происходит узаконивание отдельных положений с использованием различных демократических процедур. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократуре происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Политический режим.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны очень велико.

Политические режимы, как и другие элементы формы государства, тоже достаточно разнообразны. Они даже более разнообразны, поскольку в большей степени подвержены влиянию со стороны различных факторов и отличаются гибкостью и динамизмом. Однако, несмотря на это разнообразие, все политические режимы обычно подразделяют на демократические и антидемократические.

Политический режим – это совокупность методов, способов, приемов осуществления политической власти. Это итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

В основе политического режима лежат два принципа: демократизма и авторитарности. Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:

Равноправие сторон во всех видах общественных отношений;

Государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;

Взаимная ответственность личности и государства;

Существует свобода выбора варианта поведения;

Наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

Действует общедозволительное регулирование в праве (разрешено все, кроме прямо запрещенного законом).

Диктат государства и его органов;

Наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;

Односторонняя ответственность личности перед государством;

Разрешительный тип регулирования в праве (запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом).

Сочетание двух этих принципов дает конкретный вид политического режима. При организации власти в любом государстве, так или иначе, воплощаются как идеи авторитарности, так и идеи демократизма. В зависимости от того, черты какого принципа выражены более явно в законодательстве и общественной практике, политический режим можно охарактеризовать как демократический, тоталитарный или авторитарный (переходный). Среди современных политических режимов чаще всего выделяют демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Вместе с тем заслуживает внимания и такой режим, как либеральный или полудемократический.

В современном мире демократический режим присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.) . В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы общественного мнения способен оказывать значительное влияние на государственную власть. Наиболее характерными признаками современного демократического режима ,полагаю, можно считать следующие:

Во-первых , в современных государствах с демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются прежде всего представительные органы государственной власти (в частности, парламенты). Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Выборными и сменяемыми являются также и некоторые другие органы государственной власти (президент, правительство и т.д.).

Во-вторых, для современного демократического режима характерно участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Прямая демократия, т.е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референдумов (всенародного голосования) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и свободных выборов, на основе которых формируются представительные органы государственной власти. Представительная демократия, которая в современных демократических государствах имеет более широкое распространение, чем прямая демократия, выражена преимущественно в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы.

В-третьих, современный демократический режим характеризуется действием принципа разделения властей, в соответствии с которым единая государственная власть подразделяется на несколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законодательную, исполнительную и судебную), взаимодействующих на основе системы сдержек и противовесов.

В-четвертых, в современных демократических государствах государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. Например, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения существенно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом.

В-пятых, для современных демократических режимов характерны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония.

В-шестых, современный демократический режим характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом. Политический плюрализм (политическое многообразие) означает главным образом многопартийность, т.е. существование в обществе двух и более политических партий, обладающих равными правами в борьбе за власть, а также наличие политической оппозиции как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всего общества.

В-седьмых, для современного демократического режима характерны гласность, свободный доступ к информации, не признанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.

В-восьмых, характерной чертой современного демократического режима является также невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.

Для демократического режима характерны следующие черты:

Народ признается источником власти, поэтому органы власти избираются населением и являются институтами представительной демократии;



Выборы проводятся на основе всеобщего равного или прямого избирательного права при тайном голосовании;

Реальное действие принципа разделения властей;

Права и свободы человека и гражданина реально гарантированы;

Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм, т.е. наличие многопартийной системы, допускается легальная (законная) оппозиция и не подавляется инакомыслие;

Господство закона во всех сферах общества;

Свобода личности в сфере экономической деятельности и др.

Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима. Возник он в первой половине ХХ в. в виде фашистского режима, который относят к правому тоталитаризму, и режима тоталитарного социализма, который считается левым тоталитаризмом. Позднее появились и некоторые другие разновидности тоталитарного режима (например, военный тоталитарный режим, который устанавливался после военных переворотов в ряде государств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании). В настоящее время тоталитарный режим в том или ином виде сохраняется в социалистических (Куба, КНДР, КНР, Вьетнам) и некоторых других государствах. Тенденция к тоталитаризму проявляется и в тех странах, где господствуют авторитарные режимы.

Для тоталитарного режима, в каком бы виде он не проявлялся, характерны, как представляется, следующие основные признаки.

Во-первых, любой тоталитарный режим – это отрицание демократии. Демократия и тоталитаризм – понятия несовместимые, хотя в отдельных случаях тоталитаризм маскируется под демократию. Особенно это характерно для режима тоталитарного социализма, который практически всегда выдает себя за демократию, таковой на деле не являясь.

Во-вторых, при тоталитарных режимах государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти, что имеет место при фашистских и военных тоталитарных режимах, или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры. Так, в бывшем СССР органы государственной власти формально формировались населением, однако в бюллетенях для тайного голосования всегда значилась только одна кандидатура, выдвинутая либо по инициативе, либо с одобрения партийных органов.

В-третьих, при тоталитарных режимах отсутствует разделение властей. Причем эта идея не только не получает законодательного закрепления, а вообще отбрасывается как неприемлемая в принципе.

В-четвертых, характерной чертой тоталитарного режима является полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. Государство монопольно контролирует экономику, политику, культуру, религию, средства массовой информации, вмешивается в частную жизнь граждан и тоже ее контролирует. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни превращение человека в послушный придаток государственного механизма.

В-пятых, не менее характерной чертой тоталитарного режима является фактическое отсутствие политического плюрализма. В тоталитарных государствах всегда господствует одна политическая партия, которая, как правило, возглавляется харизматическим лидером и практически сращивается с государством. Другие политические партии или запрещаются, или находятся в тесном союзе с правящей партией, не составляя ей какой – либо конкуренции. Политическая оппозиция не допускается.

В-шестых, для тоталитарного режима характерно также отсутствие идеологического плюрализма. В обществе насаждается единая для всех идеология, носящая официальный, государственный характер. Инакомыслие запрещается и преследуется.

В-седьмых , тоталитарный режим опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима. Для этих целей обычно создается специальный репрессивный аппарат, который и выполняет карательные функции.

В-восьмых, в тоталитарных государствах отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством. При этом и они, как правило, носят декларативный характер. Государство их провозглашает, но реального осуществления не гарантирует.

Для тоталитарного политического режима характерно:

Стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни;

Основу тоталитарного режима составляет моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию.

Наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию;

Сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т.д.;

Монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики;

Отсутствие политического плюрализма;

Применение физического террора и устрашения в отношении граждан.

Наиболее классическими примерами тоталитарного режима являются СССР, бывшие страны социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия. Фашистские, коммунистические политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тоталитарного режима.

Авторитарный режим имел довольно широкое распространение в ХХ в. в различных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.). Известны различные формы авторитарного режима: полуфашистский, военно–диктаторский, конституционно–автори­тар­ный, конституционно–патриархальный, клерикальный, расистский и другие.

Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерастать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемократический и затем в демократический. Однако, будучи самостоятельным видом политического режима, авторитарный режим характеризуется собственными, только ему присущими признаками. К наиболее важным из них, думаю, можно отнести следующие:

Во-первых, авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается более мягким, более либеральным режимом, поскольку несет в себе некоторые черты демократического режима.

Во-вторых, авторитарный режим характеризуется тем, что государственная власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы (хунты, партийной верхушки, военной, бюрократической или религиозной элиты). Принцип выборности государственных органов, подотчетности и подконтрольности их населению сужается или сводится на нет. Представительные органы власти могут существовать, но они при этом не играют существенной роли в управлении обществом и превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

В-третьих, в авторитарных государствах игнорируется разделение властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют. Характерным для авторитарных режимов является усиление исполнительных органов, которые нередко подчиняют себе все остальные государственные органы. Суды зачастую выступают в качестве вспомогательных органов, поскольку наряду с ними могут использоваться и внесудебные органы.

В-четвертых, при авторитарных режимах преобладают силовые, командные, бюрократические методы государственного управления. К компромиссам и консенсусу государственная власть не прибегает. В то же время при осуществлении власти практически не применяются террор и массовые репрессии.

В-пятых, в отличие от тоталитарных режимов отсутствует тотальный контроль государства над теми или иными сферами общественной жизни. Относительно независимыми от государственной власти могут быть (хотя и не всегда) экономика, культура, частная жизнь. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда существует монополия на политическую власть, сохраняется частичная цензура над средствами массовой информации.

В-шестых , при авторитарных режимах допускается ограниченный политический плюрализм. Конституции провозглашают свободу образования политических партий, однако государственная власть специальными законами разрешает деятельность только некоторых из них (тех, которые ориентируются на линию, выработанную правящей партией). Оппозиция либо не допускается, либо разрешается только в определенных пределах.

В-седьмых, при авторитарном режиме в отличие от тоталитарного не существует единой государственной идеологии, обязательной для всего общества. Следовательно, данный политический режим допускает определенный плюрализм в области идеологии.

В-восьмых, демократические права и свободы граждан в авторитарных государствах главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Особенно это касается политических прав и свобод. Часто вводится чрезвычайное или иное особое положение, которое на практике направлено против «врагов» режима. В этой связи личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.

В-девятых, при авторитарных режимах весьма высока роль главы государства (лидера). Не случайно авторитаризм нередко определяется как режим государственной власти, сочетающийся с элементами личной диктатуры. Вместе с тем в отличие от тоталитарных государств лидер в авторитарных государствах не является харизматическим.

Наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;

Отсутствие единой идеологии;

Отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения;

Законодательная власть подчинена исполнительной, институты государства носят вторичный характер;

Граждане не подвергаются репрессиям и террору, но только до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

Авторитарный политический режим – весьма широкая категория. Он может характеризоваться различной степенью демократичности: может быть и жестко-авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод.

Либеральный (полудемократический) режим. Либеральный режим, как и авторитарный, тоже не имеет однозначного определения. Это выражается, в частности, в том, что отдельные авторы под либеральным режимом (они именуют его также либерально-демократи­ческим) понимают такие методы и способы осуществления государственной власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. То есть либеральный режим в этом случае мыслится как режим более высокого порядка, чем демократический, как режим, который вырастает из собственно демократического режима.

Вместе с тем большинство исследователей склоняется все же к тому, что либеральный режим – это режим полудемократический, режим, который сочетает в себе черты демократического и авторитарного режимов и является переходным к демократическому. Он возникает в результате ликвидации тоталитарных и авторитарных режимов, административно-командных и бюрократических методов управления обществом. В настоящее время либеральные, полудемократические режимы сложились в постсоциалистических странах Восточной Европы, в ряде государств СНГ (в том числе и в России), в Египте, Шри-Ланке, Никарагуа и многих других странах Азии, Африки и Латинской Америки после крушения тоталитарных и авторитарных режимов.

Либеральный режим, будучи переходным политическим режимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе – это демократический режим. Он базируется на достижениях современной демократии, признавая и законодательно закрепляя все ее основополагающие идеи: народовластие, разделение властей, естественные права человека, политический и идеологический плюрализм и т.д.

Но это еще неразвитая демократия, демократия в сочетании с некоторыми элементами авторитаризма. Так, например, деятельность представительных органов власти, в том числе и парламента, зачастую принижена, зато на первый план нередко выдвигается исполнительная власть, особенно президент; принижена также роль судов; в связи с чем, принцип взаимодействия властей нарушен; не сложилась подлинная многопартийность; не всегда положительно оценивается деятельность оппозиции; недостаточным образом осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина; в методах осуществления государственной власти встречаются проявления административно-командной системы управления и т.д.

Тема 4. «Функции и аппарат государства».

1. Понятие и общая характеристика функций государства.

2. Классификация функций государства.

3. Формы и методы осуществления функций государства.

4. Государственный аппарат: понятие, признаки, структура.

5. Понятие и признаки государственных органов.

6. Классификация государственных органов.

7. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Политический режим представляет собой методы осуществления политической власти в обществе.

Политический режим: виды и сущность

Любой политический режим - это то или иное сочетание противоположных взаимоотношений между людьми: демократизма и авторитарности.

Виды государственного и тоталитаризм

При сходстве авторитаризма с тоталитаризмом в первом случае допускается некоторая поляризация и размежевание интересов и сил. Здесь не исключены некоторые элементы борьба, выборы и в некоторых пределах легальная оппозиция и инакомыслие. Но при этом права общественных политических организаций и граждан несколько ограничены, легальная серьезная оппозиция под запретом, политическое поведение организаций и отдельных граждан строго регулируются регламентом. Деструктивные, сдерживаются, что создает определенные условия для демократических реформ и гармонизации интересов.

Политический режим, виды: демократия

Под демократией прежде всего подразумевается участие масс в управлении государством, а также наличие у всех граждан страны демократических свобод и прав, официально признанных и закрепленных законодательством и конституцией. Демократия за всю историю своего существования в качестве общественно-политического явления выработала определенные ценности и принципы, к которым относятся:

  • гласность в деятельности власти;
  • равное право граждан государства в управлении обществом;
  • подразделение властей на судебную, законодательную и исполнительную;
  • конституционное оформление строя государства;
  • комплекс гражданских, политических, социальных и экономических свобод и прав человека.

Данные ценности, конечно, описывают идеальную систему, которой еще нигде не существует. Возможно, она, в принципе, недостижима. Однако институты по поддержанию ценностей демократии существуют при всех их недостатках.