Мак-Дугалл (McDougall) Уильям. Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

Мак-Дугалл Уильям (William McDougall 1871 - 1938), англо-американский психолог. Первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием "Принципов психологии" У. Джемса обратился к изучению психологии, сначала в Кембридже, затем в Гёттингене у Г. Мюллера. Лектор в университетском колледже в Лондоне и в Оксфорде. Профессор в Гарварде (1920-27) и в университете Дьюка (1927-38) в США.

Основой психической жизни считал стремление - "горме" (греч. - стремление , порыв), отчего психология Мак-Д. часто называется "гормической". "Горме" трактуется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное, по Мак-Д., особого рода предрасположениями - либо врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятся сначала несколько основных чувств, а затем при сложившемся уже характере одно центральное, называемое Мак-Д. эготическим (от "эго", греч. "я").

Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познавательных способностей индивида (врождённых и приобретённых). Размышления над клиническим феноменом "множественной" личности натолкнули Мак-Д. на разработку метапсихологической концепции личности, исходящей из идей монадологии Г. Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему "потенциально мыслящих и стремящихся монад" ("Я"), сходящихся на некоторой "высшей" монаде - "самости", которая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мак-Дугалл Вильям (1871–1938) - англо-американский психолог. Автор «гормической» концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели (см . Инстинкт ) изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, М. объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство «нордической расы». Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству.

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоя­тельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871 - 1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальней­шем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом оконча­тельного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психо­логии», которые могли бы претендовать тоже на первое система­тическое руководство.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, при­нимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип осо­бенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиориз­му (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного ха­рактера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позд­нее «склонностей»).

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в резуль­тате определенного психофизического предрасположения - на­личия наследственно закрепленных каналов для разрядки нерв­ной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), централь­ную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Та­ким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и опре­деленный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответ­ствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохране­ния; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт стро­ительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство при­надлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреж­дения: семья, торговля, различные общественные процессы, в пер­вую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в тео­рии Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.


Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стрем­ления к цели узаконивала значение иррациональных, бессозна­тельных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоле­ние идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной ве­хой становления научной социальной психологии.

Итог: Таким образом, можно подытожить, с каким же теоретическим багажом осталась социальная психология после того, как были выстроены эти ее первые концепции. Прежде всего, очевидно, положительное значение их заключается в том, что были выделе­ны и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежа­щие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д. Интерес­но также и то, что в первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со сторо­ны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются сточки зрения индивида, его психики, пере­ход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точ­но. Во втором случае формально пытались идти «от общества», но тогда само «общество» растворялось в психологии, что приводило к психологизации общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни «психологический», ни «социологический» под­ходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые социально-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь «рассуждениями» по поводу социально-психологических про­блем. Однако важное дело было сделано, и социальная психоло­гия была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому вре­мени уже накопила достаточный опыт в использовании экспери­ментального метода. Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.

Краткая биография

Мак-Дугалл родился 22 июня в $1871$ году в Чаддертоне. После окончания Колледжа Оуэна в Манчестере в 1890 году, учился в колледже Святого Иоанна в Кембридже, окончив его в $1894$ году. В период с $1894$ года по $1898$ год изучал медицинскую науку в госпитале Святого Фомы в Лондоне.

В $1898$ году Мак-Дуггал сопровождал специалисто антропологической экспедиции в Австралию и на острова пролива Торреса. В этой экспедиции ученые осуществляли психологическую диагностику жителей континента.

После возвращения из экспедиции проходил научную стажировку в университете Геттингена у Мюллера, рассматривая проблемы цветового зрения. В период с $1901$ по $1904$ годы Мак–Дугалл работал ассистентом в экспериментальной лаборатории в Лондоне.

Начиная с $1904$ года и по $1920$ год преподавал дисциплину «ментальная философия» в Оксфордском университете, а в 1908 году успешно защитил здесь магистерскую диссертацию.

В это время он написал несколько книг: «Physiological Psychology» , «Body and Mind: History and Defense of Animism». В них ученый пытался доказать и обосновать наследуемость приобретаемых признаков, а также объяснить торможение оттоком нервной энергии.

Мак–Дугалл в $1920$ году переехал в США и в статусе профессора стал последователем знаменитого Мюнстерберга в Гарвардском университете. Мак–Дугалл перебрался в $1927$ году в университет Дьюка, не найдя поддержки своим теориям в Гарварде.

Научные достижения

Решительно Мак-Дугалл заявил о себе еще в $1908$ году, когда вышла его работа «Основные проблемы социальной психологии», в которой он сформулировал главные принципы социального поведения индивида. Данная работа стала основой его «гормической психологии» - одной из частей динамической психологии, которая акцентировала внимание на видоизменениях психических процессов, энергетической основе этих процессов.

При этом Мак-Дугалл свою психологию противопоставлял теориям научения. Навыки, по мнению Мак–Дугалл, сами по себе не являются движущей силой поведения, не ориентируют его. Основными движущими силами человеческого поведения ученый считал иррациональные, инстинктивные побуждения. В основе человеческого поведения, по его мнению, лежит интерес, который обусловлен врожденным инстинктивным влечением, которое только находит проявление в навыке и обслуживается механизмами поведения.

Замечание 1

Любое органическое тело, считал Мак-Дугалл, от рождения наделяется некой витальной энергией, формы и запасы распределения которой четко предопределены набором инстинктов. Когда первичные импульсы определяются в виде направленных побуждений, они получают свое выражение в определенных телесных приспособлениях.

Термин «инстинкт», Мак–Дугалл заменил на термин «склонность». Склонность – это врожденное образование, которое обладает управляющей и побудительной функциями, содержащее определенную последовательность процесса обработки информации, готовности к моторным действиям и эмоционального возбуждения. Данное психофизическое предрасположение заставляет человека воспринимать что–либо, испытывая от этого особое эмоциональное возбуждение, а также импульс к действию.

Мак–Дугалл выделял двенадцать инстинктов:

  • бегство,
  • любознательность (удивление),
  • неприятие (отвращение),
  • самоуничижение (смущение),
  • стадный инстинкт,
  • агрессивность,
  • самоутверждение (воодушевление),
  • инстинкт продолжения рода,
  • родительский инстинкт (нежность),
  • пищевой инстинкт,
  • инстинкт созидания,
  • инстинкт приобретательства.

Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция.

Замечание 2

Ученый различал две фундаментальные формы чувства - это удовольствия и страдания, которые напрямую связаны с определенными устремлениями. Несколько эмоций могут складываться в сложные чувства, что возможно благодаря опыту и научению при взаимодействии с предметами или обстоятельствами, втянутыми в когнитивно–эмоциональное оценивание.

Среди чувств Мак-Дугалл важным считал «эготизм» , связанный с самосознанием. Ощущение счастья обусловлено, по мнению ученого, гармоничным согласованием чувств и действий в единстве личности.

Мак–Дугалл является одним из начинателей социально–психологических исследований, он ввел понятие «социальная психология» в 1908 году. Уильям пытался научно интерпретировать процессы в социальных группах. Он рассматривал социальную потребность в качестве стадного инстинкта, а групповое общение в качестве организации системы взаимодействующих энергий всех членов данных групп. Он активно развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе.

Мак–Дугалл имел явный научный интерес к различным оккультным феноменам. В 1927 году он организовал первую парапсихологическую лабораторию в университете Дьюка. Ученый понимал психическую энергию как такой же действенной энергией, как и физическую. Основываясь на этом он пытался объяснить феномен «множественной личности». Постепенно он пришел к пониманию человеческой личности как системы целеустремленных и мыслящих монад. Его труды в данной области дали толчок исследованиям личности и ее мотивационных характеристик.

Уильям Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии. Он окончил среднюю школу в Англии, а затем учился в Германии. Поступив в Университет королевы Виктории, Мак-Дугалл окончил его в 1890 г., получив степень бакалавра. После этого он также изучал гуманитарные науки в Колледже Св Иоанна в Кембридже, окончил его в 1894 г. и отправился изучать медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. За время учебы он получил несколько ученых степеней, что свидетельствовало о многочисленных научных интересах.

В 1899-1900 г. Мак-Дугалл принимал участие в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресо-ва пролива. В составе экспедиции он выполнял роль врача, а на островах проводил психологическую диагностику местных жителей. Вернувшись в Европу, он отправился в Геттингенский университет, где проходил стажировку у Г. Мюллера по проблеме цветового зрения. С 1901 г. он начал работать в физиологической лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, в это же время выходят его первые работы, посвященные физиологии мозга. В этих ранних

работах по психофизике и физиологии Мак-Дугалл возродил юн-говскую теорию зрительного восприятия и предложил решение проблемы психофизического дуализма в терминах теории поля, клеточных ансамблей и кибернетических понятий.

В 1904 г. У. Мак-Дугалл стал преподавателем в Оксфордском университете, где читал курс ментальной философии. В 1908 г. ученый издал книгу «Введение в социальную психологию», в которой сформулировал основные принципы социального поведения челове-

ка. В этой книге он предпринял попытку связать различные методы психологии с психологией индивидуальности. Чтобы объяснить причины поведения человека, он применил понятие об инстинкте. При этом свою инстинктивную психологию он противопоставил теориям научения, и в частности представлениям Дж. Уотсона об инстинктах: навык, по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его.

Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями и содержащее определенную последовательность, состоящую из процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом, это предрасположение заставляет человека воспринимать что-либо, испытывая при этом импульс к действию. Для того чтобы обосновать энергетическую основу психических процессов, У. Мак-Дугалл ввел такое понятие, как «витальная энергия», которой от рождения наделено каждое органическое тело. Ученый считал, что не только «запасы» этой энергии, но и ее распределение, и пути ее «разрядки» предопределены и зависят от инстинктов. При взаимодействии индивидов в группе, по его мнению, их витальные энергии вступают во взаимодействие, образуя «душу группы».

По его мнению, инстинкты являются единственным существующим двигателем поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они являются детерминантами не только поведения человека, но и его сознания. Ни одно представление, ни одна мысль не может появиться без мотивирующего влияния инстинкта. Интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Таким образом, по теории Мак-Дугалла, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных начал.

В своей работе У. Мак-Дугалл выделил 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания.

Естественным выражением инстинктов, по мнению Мак-Дугалла, являются эмоции. Так, например, инстинкту агрессивности соответствуют такие эмоции, как ярость и гнев, а инстинкту бегства - чувство самосохранения. Инстинкт продолжения рода связан с женской робостью и ревностью, стадный инстинкт - с чувством принадлежности. На этих основных инстинктах основываются производные социальные (создание семьи, торговля), а также процессы (например война). Большое значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, удерживающему людей вместе, следствием его является происхождение городов, преимущественно коллективный характер труда и досуга. Так называемое эготическое чувство ученый считал наиболее важным, поскольку оно связано с инстинктом самоутверждения. Несколько эмоций могут суммироваться в более сложные чувства, это обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами и обстоятельствами. Что касается переживания счастья, то оно, по мнению Мак-Дугалла, обусловлено гармоничным согласованием всех чувств и действий.

В 1912 г. Мак-Дугалл издал книгу «Психология: изучение поведения», где отразил свою теорию инстинктов, эмоций и воли, которую он назвал гормической психологией (от греческого слова «гор-ме» - «стремление», «желание», .«порыв»). Он считал стремление к цели фундаментальным явлением, которое свойственно как животному, так и человеку, и трактовал «горме» как признак живого вообще.

Впоследствии Мак-Дугалл распространил понятие «горме» и на неживую природу, охарактеризовав, таким образом, свою теорию как телеологическую. Именно с этих позиций он критиковал бихевиоризм за его недостаток телеологии, а позже с воодушевлением принял появление в некоторых бихевиористических концепциях термина «влечение».

Во время Первой мировой войны Мак-Дугалл занимался медицинской практикой, которая была связана с излечением шоковых состояний. Эта его практика продемонстрировала, что теория Фрейда была слишком сильно сфокусирована на сексуальных и коренящихся в раннем детстве причинах неврозов.

В 1920 г. У. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете, получив место профессора. Через 7 лет он перебрался в университет Дьюка в Северной Каролине, где стал деканом факультета психологии. В книге «Групповое мышление», изданной в том же 1920 г., Мак-Дугалл связал психологию индивида уже с культурными или национальными психологическими структурами.

Работая в университете, Мак-Дугалл столкнулся с парапсихологами Джозефом Райном и его женой Луизой. Он, в отличие от всех своих коллег, заинтересовался их исследованиями и взял чету ученых под свое покровительство. В 1927 г. совместно они организовали при университете Дьюка парапсихологическую лабораторию.

Продолжая свои разработки в области инстинктивизма, Мак-Дугалл сделал попытку разделить понятия «чувство» и «эмоция». Он признавал, что и сам употреблял эти понятия без большой определенности, вообще же в науке они часто путаются, поскольку нет единого мнения об основах, причинах возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся.

После длительной работы над этими понятиями У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что термины можно разделить на основе «их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно разделяются».

По мнению Мак-Дугалла, существуют две первичные формы чувства: удовольствие и страдание, которые в какой-либо степени определяют все устремления организма. Кроме этого, существуют еще и смешанные чувства, являющиеся смесью удовольствия и страдания, - надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Они возникают чаще всего после того, как удачно или неудачно осуществлены стремления человека, именно их люди обычно называют эмоциями. Подлинные же эмоции, считал ученый, не зависят от успеха или неудачи.

Уильям Мак-Дугалл умер 28 ноября 1938 г. в Дареме, штат Северная Каролина. Он вошел в историю науки как основатель гормической психологии, делающей упор на энергетическую основу психических процессов. Основное понятие этой теории - «горме» - движущая сила интуитивного характера, реализующаяся в действии инстинктов. Теория социального поведения Мак-Дугалла стала основой для развития инстинктивизма как отрасли психологии и социологии.

В главное меню

) - канадский политик, первый лейтенант-губернатор Северо-Западных территорий . Является одним из отцов канадской конфедерации - принимал участие во всех трёх конференциях, предваряющих её образование.

Биография

Уильям Макдугалл родился в семье фермера Даниеля Макдугалла и Ханны Мэттьюс в ферме на Янг-стрит . Он посещал школу в Торонто, а в 1837 году стал свидетелем событий у таверны Монтгомери во время восстания в Верхней Канаде . В 1840 году поступил в академию Верхней Канады в Кобурге, где получил либеральное образование по самым прогрессивным методикам своего времени. В академии преподавали выпускники университетов США, основной акцент был сделан на публичные речи, что повлияло на будущую карьеру Макдугалла .

Предположительно, в 1841 году он покинул академию и начал заниматься с адвокатом Джеймсом Херви Прайсом, который защищал интересы аграриев. Он поддерживал взгляды своего работодателя, а также помогал ему в работе в качестве коммисара по землям короны в правительстве Болдуина - Лафонтена (1841-1851 годы). В 1847 году Макдугал начал практику в качестве адвоката, стремясь заработать деньги для занятий журналистом, которые больше удовлетворяли его амбициям. В 1847 году он начал работать в журнале Canadian Agriculturist. В ходе работы Макдугалл со своим коллегой Джорджем Баклендом основали сельскохозяйственную ассоциацию Верхней Канады, которая привела Макдугалла в политику .

Первый раз женился в Торонто 3 мая 1845 года на Амелии Кэролин Истон. Известно, что у них было как минимум семь сыновей и две дочери. Овдовел в 1869 году. Повторно женился в Кобурге 18 ноября 1872 года на Мари Аделаиде Бити. У них было трое сыновей. В 1890 году Макдугалл вышел из движущегося поезда и повредил спину. Умер в 1905 году после долгой болезни, не оставив наследства .

Clear Grit

В 1848 году вышел законопроект о потерях в восстании, а уже в 1849 году недовольные реформаты, сформировавшие аграрное крыло Clear Grit, стали собираться в доме Макдугалла. Активисты крыла выступали за демократизацию канадской политики и идею ответственного правительства . В 1851 году созданный Макдугаллом журнал North American опубликовал политическую платформу течения, с долгосрочными и краткосрочными планами. Краткосрочные планы, которые включали упрощение легальных процедур, переход на десятичную систему валюты, улучшение качества общественных работ, были основным приоритетом Макдугалла и стояли выше политической солидарности. В это время журналист Макдугалл бросил вызов позициям газеты Globe , выпускаемой Джорджем Брауном .

Макдугалл пошёл на сделку, предоставив свой журнал правительству в обмен на представительство крыла в кабинете. Сторонники обвиняли его в отходе от своих взглядов, однако сам Макдугалл заявлял, что через несколько лет объединение провинций станет триумфом идей Clear Grit. Однако, вернувшись со всемирной выставки в Нью-Йорке в 1853 году он застал политическое крыло расколотым .

Политическая карьера

В середине 1850-х годов Макдугалл окончательно перешёл в политику. Он продал свой North American Брауну и перешёл в The Globe в качестве одного из авторов. Он баллотировался на выборах 1854 и 1857 годов, оба раза безуспешно. Только в 1858 году он стал членом законодательного собрания, заняв место Брауна. Он поддерживал его взгляды, был сторонником объединения Верхней и Нижней Канады, однако в 1860 году покинул газету из-за разногласий, связанных с выбором политического пути .

В 1862 году Макдугалла звали в гильдию в Верхней Канаде, но политическая активность не позволила ему заняться практикой. Вместе с тем, он удивил коллег войдя в кабинет министров Джона Санфилда Макдональда в качестве министра по землям короны. Будучи на посту до 29 марта 1864 года, он продавал земли для развития ферм, а также вернул индейцев на Манитулин , задав тон в отношениях с коренными народами .

Макдугалл стал частью большой коалиции и принимал участие во всех трёх конференциях по созданию Канадской конфедерации. В первом правительстве страны он стал министром общественных работ. В декабре 1867 года он представил ряд резолюций о присоединении к конфедерации Земли Руперта , что в дальнейшем послужило причиной его назначения на пост первого лейтенант-губернатора Северо-Западных территорий . Его методы управления привели к недовольству метисов и восстанию на Ред-ривер .

30 октября Макдугалл был доставлен в Пембину, где ему не дали объявить канадский суверенитет. Управление территорией было возвращено Компании Гудзонова залива , а Макдугалл вернулся в Канаду, чувствую себя преданным. Он возложил вину за своё беспомощное положение на Джозефа Хоуи, секретаря провинции .

Позднее принимал участие в установке границ между Онтарио и