На столе забыты. Память, представления и воображение

Воображение и память имеют отношение к свойствам психики и происходящим в ней процессам. В обоих случаях отмечается существование в сознании некоторых образов. Но есть и то, что позволяет отделить друг от друга два исследуемых понятия.

Определение

Воображение – происходящий в сознании процесс, который сопровождается порождением образов и идей. Такая способность психики помогает человеку решать возникающие задачи на уровне мышления. Это особенно важно, когда практические действия нецелесообразны или невозможны. Например, когда речь идет об абстрактных объектах. Творческое воображение может принимать вид фантазии.

Память – способность сознания запечатлевать информацию о происходящем, а также сохранять ее и воспроизводить. Наиболее развита память у человека. Кроме него этой способностью, в разных ее проявлениях, обладают высшие животные. Объем памяти зависит от количества задействованных нервных клеток.

Сравнение

Можно назвать один ключевой признак, позволяющий увидеть отличие воображения от памяти. Он связан с характером образов, возникающих в сознании в том и другом случае. Так, в память заносится лишь то, что действительно существует, будь то явления внешнего мира, воздействующие на органы чувств, или собственные переживания. Вспомнить информацию можно только в том виде, в каком она была получена. Другими словами, в памяти отсутствует элемент вымысла, некоторого додумывания.

Воображение – это такая работа сознания, в процессе которой происходит комбинирование имеющихся у человека представлений и впечатлений, а результатом этого синтеза становится совершенно новый образ, в определенной степени отдаленный от реальности. Фантазийные образы и вовсе не соответствуют действительности. Воображение – занимательный процесс. Именно потому, что оно позволяет получать нечто непредсказуемое и неожиданное для самого человека, многим интересно что-то придумывать, воображать.

Стоит упомянуть и о том, что воображение дает возможность в какой-то мере управлять будущим. Ведь такая способность сознания помогает человеку планировать дальнейшие действия, которых еще не было. Кроме того, воображение играет весьма важную роль в появлении технических изобретений и глобальных научных открытий. Создание произведений искусства также происходит с участием воображения.

Итак, подведем итоги и скажем еще раз, в чем разница между воображением и памятью. Она заключается прежде всего в том, что продукты воображения представляют собой нечто, не существовавшее ранее в своем целостном виде. Память же фиксирует уже существующее или воспроизводит то, что было запечатлено ранее.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация - прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

38. Речь. Функции и виды речи.

Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.

Человеческая речь выполняет целый ряд функций : выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:

Устную , которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.

Внутренняя речь : беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте.

В воображении преобразуются образы восприятия и памяти. С.Л.Рубинштейн предлагает сравнить эти три процесса. Если восприятие — "Образ настоящего, образ памяти — прошлого, то воображение можно назвать трансформированным, преобразованным образом восприятия или памяти.

Сравним воображение с памятью. Воображение это преобразование образов памяти и создаете па этой основе новых образов. Основное отличие воображения от памяти заключается в ином отношении к действительности. Если функция памяти — как можно более точное сохранение результатов прошлого опыта, то функция воображения— динамическое их преобразование. Мы говорим о хорошей памяти, если человек сохраняет информацию максимально точно и полно, без ее искажения. Напротив, о богатом воображении свидетельствует максимальная трансформация образов. Однако, воображение находится в прямой зависимости от содержания опыта человека, то есть того материала, который хранится в памяти. Воображение также тесно связано с восприятием. В чем же их отличие. В восприятии отражается то, что содержится в объекте. Воображение - это отлет от восприятия, преобразование данного, создание нового, чего нет в образе восприятия. Например, в узоре на ковре или в чернильных пятнах можно увидеть и животного, и профиль человека и т. д..

Савина Е.А. подчеркивает, что воображение также тесно связано с мышлением. Этот вопрос является дискуссионным. Некоторые психологи считают, что воображения как специфического познавательного процесса не существует, а есть творческое мышление. Другие говорят, что воображение имеет самостоятельный статус. Мы будем придерживаться второй точки зрения. Если главная функция мышления — раскрыть сущность предметов и явлений, и оно оперирует с реальным содержанием образов (например, стул — предмет, предназначенный для сидения, мебель, мел — известняк, предназначенный для писания), то воображение—это реальный мир, взятый в ином измерении, это другое предметное содержание образа (в игре детей стул — вагон, машина; мел — сахар). Отметим, что реальное содержание образа при этом не исчезает, оно существует наряду с воображаемым. Например, когда ребенок скачет на палочке, он знает, что это палочка, а не лошадь. Воображение — это не уход в мир ирреального, а преобразование действительности.

Воображение выполняет следующие функции:

1. Познавательная - благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.

2. Функция антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того, чего еще нет в действительности.

3. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.

4. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.

5. Защитная функция — в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям .

Ребёнок живёт больше в воображаемом, волшебном мире, чем в реальности. Дети играют в игры, наделяя людей и игрушки воображаемыми ролями, слушают придуманные истории, верят в выдуманных героев (как грустно им бывает узнать, то Деда Мороза не существует). Начало школьной жизни - один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. Фантазии вынуждены уступить место серьезным, а иногда тоскливым и серым школьным будням. Но если у ребёнка сохраняется живой интерес ко всему новому, желание попробовать открыть это новое самому, придумать что-нибудь и для себя, и для друзей - школа надолго останется одной из наиболее ярких и увлекательных страниц жизни.

Деятельность воображения теснейшим образом связана с эмоциональной сферой личности. Связь эмоций и воображения, как отмечает Савина Е.А., двусторонняя: с одной стороны, эмоции влияют на воображении, с другой, образы воображения влияют на эмоции. Остановимся на влиянии эмоций на воображение, которое психологи описывают как закон двойного выражения чувств: любая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие данному чувству. Например, под влиянием страха наше воображение рисует картины бесчисленных опасностей. С другой стороны образы воображения могут порождать определенные эмоции. Наверняка, каждый из вас испытал однажды страх при виде брошенной одежды в темной комнате, приняв ее за человека или какое-то существо. И хотя образ, который создаст ваше воображение, будет нереальным, чувства вы будете испытывать вполне реальными. Это закон реальности чувств, закон двойного выражения чувств .

В ситуациях, когда эмоция находит свое выражение в образах фантазии, воображение ослабляет реальное проявление эмоций. Эта закономерность используется психотерапевтами с целью коррекции неврозов у детей. Например, детям предлагается нарисовать рисунок на тему: «Что мне снится страшного» или «Чего я боюсь дома».

Переживая заново отрицательные эмоции, ребенок изживает их или уменьшает их действие.

Как же создается образ воображения? Существует множество приемов создания новых образов. Остановимся на некоторых из них.

1. Прием агглютинации (склеивания, то есть создание нового путем присоединения в воображаемом образе частей или свойств разных объектов. Примерами агглютинации могут служить кентавр (человек-лошадь), образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев. Склеиваться могут любые свойства, части, в результате чего появляется причудливое порождение вымысла. На использовании агглютинации построен следующий совет, который дает Леонардо да Винчи начинающему художнику:

«Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное — пусть это будет, скажем, змея, то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».

2. Прием акцентирования некоторых сторон отражаемого предмета, явления, в результате которого преобразуется его облик. Этот прием лежит в основе шаржа, в котором соблюдается внешнее сходство с человеком, однако карикатурно подчеркнуты наиболее характерные черты. Примером акцентуации могут служить герои литературы 18 века: имена-характеристики — Скотинин, Хватайко. Акцентуация может происходит путем сравнения. Так, на основе сравнения созданы психологические портреты Анны и Вронского, Кити и Левина в «Анне Карениной» Л.Н.Толстого.

3. Прием гиперболизации, то есть увеличения величины предметов, явлений, или их отдельных частей. Ярким примером гиперболизации являются великаны, Гаргантюа и Пантагрюель Ф.Рабле. Этот прием мы находим и у Н.В.Гоголя. Помните, как хвастал Хлестаков: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. Можете представить себе, 35 тыс. одних курьеров? Каково положение, я спрашиваю?»

4. Прием преуменьшения, с помощью которого созданы образы: гномы, карлики, Дюймовочка.

5. Прием схематизации, посредством которого отдельные черты сливаются, сглаживаются, а главные выступают более отчетливо. Примером могут служить наскальные рисунки первобытных людей, различные эмблемы.

6. Прием превращения образов — оставаясь самим собой, образ, в то же время, приобретает новый вид, не соответствующий его природе. Вспомните, например, превращения в повести «Вий» Н.В.Гоголя или серию традиционных превращений в сказках: заяц -утка -щука.

7. Прием уподобления, примером которого служит метафора, то есть, оборот речи, заключающий уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения:

Выходим на простор

Степного океана.

Воз тонет в зелени,

Как челн в равнине вод.

Меж заводей цветов

В волнах травы плывет,

Минуя острова

Багряного бурьяна.

А.Мицкевич «Аккерманские степи».

Примером уподобления могут служить символы: так, лермонтовский Парус символизирует свободу, лев символизирует в сказках мужество, кошка — лукавство.

К уподоблению можно отнести и аллегорию, то есть воплощение абстрактного понятия в реальный образ или образы. Вспомните, например, картины Рембранта «Флора» и «Фауна» .

8. Прием типизации, то есть обобщения типичных черт представителей какой-либо эпохи, времени и воплощение их в одном характере: Евгений Онегин, Печорин и другие герои литературных произведений .

На уроках изобразительного искусства учитель может знакомить детей с данными приёмами. Это позволит им расширить спектр своих возможностей.

Выделяют несколько видов воображения. Прежде всего — пассивное и активное. Пассивное воображение имеет место тогда, когда воображение создает образы, которые не осуществляются и не предполагают осуществление. Пассивное воображение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное пассивное воображение выступает в форме снов, галлюцинаций, в которых комбинирование и перекомбинирование образов происходит независимо от сознания человека. Это низшие формы воображения. Если мы обратимся к сновидениям, то их интенсивность и содержание будет зависеть от физических и психологических воздействий на человека в течение дня, от внешних раздражителей, влияющих на спящего, от раздражителей, поступающих от внутренних органов.

Воображение во время сна (в сновидениях) может проявляется в совершенно невероятном комбинировании образов. Вот пример причудливого сочетания событий в сновидении одной пятнадцатилетней девушки. Она видела Екатерину II в числе участников XII Всемирного фестиваля молодежи студентов в Москве. Все дело в том, что накануне вечером она смотрела репортаж о фестивале, а все последние дни увлеченно читала роман «Фаворит» В.Пикуля. Переживания легко совместились в сновидении, преодолев временной и пространственный барьер.

Человек может также вызвать пассивное воображение преднамеренно, к нему относятся грезы , или дневные защитные фантазии . Посмотрим, какую функцию они выполняют в нашей жизни. В дневных мечтаниях человек «осуществляет» стремления, устраняет препятствия, превращает невозможное в возможное. Образы, мысли, противоречащие стремлению, тормозятся. В грезах, таким образом, находят свое решение нерешенные проблемы, неудовлетворенные желания. Фантазирование может усиливаться под влиянием внешних факторов: темнота, неподвижность, однообразный шум, тихая музыка.

Дневным мечтаниям могут благоприятствовать такие индивидуально-психологические особенности человека, как пассивность, чувство неполноценности. Склонность предаваться грезам может усилиться после разочарований в результате глубоких переживаний, горя. «Чем реже нас балует счастье, тем слаще предаваться нам предположеньям и мечтам», — писал М.Ю. Лермонтов.

Дневные грезы могут, с одной стороны, «защищать» личность от чрезмерного психического напряжения, подготовить к будущим неприятностям, изживать какие-то

стремления, влечения. С другой стороны, грезы могут стать негативным фактором поведения: опасность для человека заключается в том, что образуется привычка вместо реального удовлетворения потребностей довольствоваться их эрзац-удовлетворением в психической сфере. Фантазирование заменяет деятельность, снижает целеустремленность, приводит к пассивности, созерцательности.

Теперь охарактеризуем активное воображение . Образы активного воображения объективируются в проектах деятельности человека, оно направлено на осуществление образов. Формами активного воображения выступают воссоздающее воображение, творческое воображение и мечта.

Особым видом активного воображения является мечта . В мечте человек создает образ желаемого будущего. Мечта не дает немедленное, непосредственное претворение в продукте, она направлена на будущую деятельность. Таким образом, мечта выступает как мотив нашей деятельности.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в определенной степени относительно, так как в каждом из них есть элементы и одного и другого.

Воссоздающее воображение — создание образов предметов и явлении на основе их словесного описания, рассказа, схемы, чертежа, модели. Особенность этой формы

воображения заключается в том, что человек создает образы, опираясь на чужой опыт. Воссоздающее воображение проявляется при чтении художественных произведений, при рассматривании карт, планов чертежей, по которым мы можем восстановить то, что на них изображено. Качество воссоздающего воображения зависит от богатства опыта человека. Если прочитать стихотворение А.Ахматовой и постараться представить то, о чем пишет автор, — эти образы и будут образами воссоздающего воображения:

Дверь полуоткрыта,

Веет липа сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый...

Шорохам внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю.

Воссоздающее воображение позволяет нам проникнуть во внутренний мир героя, другого человека. Это происходит благодаря эмпатии — понимания другого человека на эмоциональном уровне, сопереживания ему, сочувствия. Более способные к эмпатии люди имеют, как правило, достаточно развитое воображение. Благодаря воссоздающему воображению человек дополняет своими представлениями информацию о партнере по общению он ставит себя на его место, видит мир глазами другого человека. Это дает возможность понять состояния другого, сопереживать ему. Эмпатия играет большую роль в профессии психолога, врача, писателя, педагога.

Мы с вами говорили о воссоздающем воображении, теперь рассмотрим творческое. Творческое воображение — самостоятельное создание новых и оригинальных образов, самостоятельность творческого воображения означает, что оно работает без опоры на чужой материал. Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют имеющееся в опыте других, то это объективное для данного человека, и для других людей.

Если же образы, идеи повторяют ранее созданное, но являются новыми и оригинальными для данного лица, то это будет лишь субъективно новым. Творческое воображение играет существенную роль в художественном, научном и техническом творчестве .

Детское творчество получило сейчас всеобщее признание. Устраивается много выставок и конкурсов. Не так давно широко было распространено мнение о то, что творчество изначально присуще ребёнку, что надо только не мешать ему самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и сохранить надолго творческие способности. Оказывается, если правильно подобрать соответствующие методы обучения, то дети создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их не обученные самовыражающиеся сверстники. В обучении творчеству важно дать средства той деятельности, которой ребёнок занимается. И самое главное - нужно развивать воображение. Без воображения творчество немыслимо. На уроках изобразительного искусства есть прекрасная возможность для развития воображения. Фантазия детей очень неустойчива, совершенно не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует творческое продуктивное воображение. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения - развитие его направленности . Когда учитель даёт какую-то задачу, например, сделать рисунок на определённую тему, у детей формируется способность к последовательной реализации замысла.

Литаратура:

1. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М, 1994.

2.Савина Е.А. Введение в общую психологию. - Орёл, 1998.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.- СПб, 2005.

Хотя ощущения и восприятия являются источником всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти. Следовательно, мыслить что-то можно и по его исчезновении: ведь о нем остается определенное представление. Душа обретает возможность оперировать образами вещей, не имея их в поле чувственного восприятия. "Размышляющей душе представления как бы заменяют ощущения"1. И с закрытыми глазами нам что-то представляется. Мудрая латинская пословица гласит: знаем столько, сколько удерживаем в памяти.

Таким образом, мы видим, сколь сложен путь к истине: он предполагает мобилизацию по существу всех сил души - и памяти, и воли, и воображения, и интуиции, и всей мощи разума. Возьмем, например, память. Можно ли рассуждать о познании, игнорируя намять? Конечно, нет: душа без памяти - что сеть без рыбы. Никакое познание немыслимо без этого чудесного феномена.

Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя "следы" в мозгу, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы как совершенно незнакомые. Он не узнавал бы их, а стало быть, и не осознавал. Чтобы осознать что-то, необходима умственная работа сравнения настоящего состояния с предшествующим. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления, т.е. образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям. Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Представление - это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением.

Познание невозможно без воображения, оно есть свойство человеческого духа величайшей ценности. Воображение восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Сила воображения не только снова вызывает имеющиеся в опыте (в подсознании) образы, но и связывает их друг с другом и, таким образом, поднимает их до общих представлений. Воспроизведение образов осуществляется силой воображения произвольно и без помощи непосредственного созерцания, чем эта форма появления представлений отличается от простого воспоминания, которое не обладает такой самодеятельностью, но нуждается в живом созерцании и допускает непроизвольное появление образов. Воображение, когда оно блеснуло впервые у дикаря или у ребенка, распахнуло дверь для свободного полета духа в дали непосредственно не воспринимаемого: человек получил возможность мыслить и рассуждать о вещах и событиях, которых он никогда не видел и не воспринимай как-либо иначе и, быть может, никогда не увидит: мы лишены возможности видеть элементарные частицы, мозговые процессы, порождающие психические феномены, все прошлое и все грядущее.

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших - в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной. Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника - фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких. Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, а ребенком особенно неосознанно. Первый такой способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

память воображение внимание

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) - прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.).

Аналогия - это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином - каркас подводной лодки и т. д.

Гиперболизация - выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование - субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача - заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение - субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой), сфинкс, избушка на курьих ножках и т. д. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке троллейбус, аэросани, аккордеон и пр.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т.е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение,

когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ преобразуется.

В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца» или представителя любой другой нации. Однако, если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации и случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. В создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала - иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь 2 способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшив его (литола). Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов. Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.