Смысл сказки морозко. Чему учит сказка "морозко" Идея сказки морозко в пословицах

«Морозко» - сказка, которая имеет много самых разных сюжетных разновидностей. Классики русской литературы любили этот жанр и поэтому занимались своей обработкой сюжетов. Известная обработка «Морозко» есть и у Льва Толстого. Два варианта были записаны в сборнике «Народные русские сказки» А. Афанасьева. Первый вариант он записал в Новгородской губернии, второй - в Курской. По сюжету «Морозко» был даже снят замечательный одноименный детский фильм. Исследователями подсчитано, что эта сказка в каждом регионе звучит по-разному и существует где-то около четырех десятков русских версий, украинских - только тридцать, белорусских - одиннадцать.

Народные былички

Раньше крестьяне боялись сверхъестественных сил Мороза и почти до XIX века стремились его задобрить с помощью киселя. Но потом к этому мифологическому персонажу постепенно утратился интерес, однако форма волшебной сказки осталась и не забылась. Существует еще один вариант «Морозко», сказка эта была записана со слов крестьянки-сказительницы Анны Федоровны Дворецковой. Собиратели народного фольклора узнали, что в их семье вечерами во время прядильных или ткацких работ рассказывались сказки. Эта интерпретация вошла в книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест» (1950 г.).

Краткое содержание «Морозко» в обработке Л. Толстого

Жили-были старик и старуха. У старика была своя дочка, и у старухи была своя дочка, которая что ни сделала, все ее по головке гладят, а падчерице за все доставалось, она и за скотиной смотрела, и печь топила, и избу убирала, в общем, всю грязную работу по дому выполняла. Но старухе злой и ворчливой угодить просто было невозможно, и решила она падчерицу свою совсем со свету сжить.

Однажды повелевает она своему слабому и бесхарактерному старику, чтобы он свез свою дочку в лес на трескучий мороз, лишь бы глаза ее не видели. Старик затужил и заплакал, но бабку свою боялся пуще смерти и даже перечить ей не мог. Тогда запряг он лошадь, посадил в сани свою дочку и повез ее бездомную в лес. А потом скинул ее прямо в сугроб возле большой ели.

Морозко

Краткое содержание «Морозко» можно продолжить тем, что бедная девица сидит под елью и сильный озноб ее пробирает. Потом видит она - Морозко с ветки на ветку поскакивает, потрескивет и пощелкивает. И в скором времени он очутился возле девицы и стал хитро так расспрашивать о том, тепло ли ей? Она смиренно отвечала ему, что ей очень тепло, и назвала его ласково - Морозушко.

Тогда Мороз стал опускаться еще ниже и потрескивать пуще прежнего. И опять он девицу спрашивает о том, не замерзла ли она? Но она опять отозвалась по-доброму, назвав его батюшкой и Морозушкой, и уверила его, что ей тепло. Тогда Морозко еще ниже опустился и сильнее затрещал. И опять к ней обратился со своими расспросами о том, тепло ли ей, красной девице? А девица-то еле говорить стала и совсем от холода окоченела, а потом, обратившись к нему, по доброте душевной голубчиком Морозушкой назвала и опять успокоила его, сказав, что ей очень тепло.

Вознаграждение за терпение и доброту

Тогда сжалился Морозко над ней, накинул на нее теплую шубу и согрел пуховыми одеялами.

Приехал старик на место и видит, что его дочка стоит румяная и веселая, в собольей шубе, в золоте и серебре, а рядом полный короб с подарками богатыми. Старик сильно обрадовался, посадил дочку в сани, загрузил все ее богатство и повез домой.

Искушение

Как увидела старуха, что старикову дочку в серебре да в злате везут, то сразу велела запрягать другие сани и везти ее дочку на то же самое место. Старик так и поступил, он повез свою падчерицу в лес и вывалил ее опять под той же елью.

Сидит девица, мерзнет, зубами стучит. А Морозко в лесу потрескивает и пощелкивает да на старухину дочь поглядывает. А потом и спрашивает, тепло ли девице, а она отвечала, что ей студено и ой холодно! Морозко ниже опускается и пуще прежнего пощелкивает да потрескивает и опять спрашивает девицу о том, тепло ли ей. Тогда она закричала о том, что у нее руки и ноги отмерзли. А Морозко совсем прихватил и еще сильнее ударил. Девица совсем застонала о том, чтобы Морозко проклятый сгинул и пропал. Тогда рассердился он да так сильно хватил, что дочь старухина совсем окостенела.

Заканчивается краткое содержание «Морозко» тем, что утром чуть свет старуха зовет к себе старика, чтобы тот немедленно ехал за ее дочерью да привез ее в злате и серебре. Старик запряг сани и поехал, а собачка под столом тявкает о том, что старикову дочку скоро женихи в жены возьмут, а старухиной дочки в мешке косточки везут.

Когда дед вернулся, подбежала старуха к саням его, приподняла рогожку, а там дочь ее мертвая лежит. Завопила старуха, но уже поздно было.

Справедливость

Эта русская народная сказка входит в школьную программу по литературе. Главные герои сказки «Морозко», как и положено, есть и положительные, и отрицательные, иначе ее было бы неинтересно читать. В сюжете представлена вариация истории о гонимом человеке (падчерице), к которому на выручку приходит чудесный помощник (Морозко) и за его доброту, кротость, смирение и трудолюбие награждает. А другого человека (дочку старухи), гордого, корыстного и злобливого, он наказал.

Мачеха, конечно же, в этом народном произведении - главное исчадие зла и подстрекательница, к которой тоже пришло воздаяние. Ее муж - подвластный человек, который не может ей сопротивляться в силу слабости своего характера, его тоже судьба не обидела.

Эта история несет явно воспитательный и нравственный характер, который очень легко прочитывается. Смысл сказки «Морозко» заключается в том, что торжество справедливости рано или поздно, но обязательно наступит, и каждый получит воздаяние по делам его, как говорят, кто что посеет - то и пожнет.

Сказка «Морозко»: отзывы

Конец сказки достаточно трагичен, если не сказать жесток. Русские народные сказки, «Морозко» в том числе, повествуются от лица народа, который во все века осуждал зависть, жадность и угнетение беззащитного. По отзывам, поведение отрицательных героев, таких как мачеха и ее дочка, вызывает в душе читающего отторжение несправедливости, а наказание воспринимается, наоборот, как торжество справедливости.

Вообще, очень много дискуссий вызывают русские народные сказки, «Морозко», например, как и многие другие, якобы очень уж кровожадные и жестокие, в которых утверждаются сомнительные идеалы в виде кротости вместо напористости, а еще акцент ставится на материальных благах.

Чтобы оградить ребенка от излишней жестокости, по мнению некоторых родителей, нужно не давать детям читать подобные истории. Отрицательные главные герои сказки «Морозко» вроде как служат плохим примером для подражания.

Однако надо понимать, что это наше древнее наследие, так сказать, народный фольклорный скарб, и сюжет поэтому обусловлен реалиями того очень примитивного и темного времени. Тогда такая жестокость была оправдана, так как она ставила перед собой цель наставлять подрастающее поколение, и чем ярче краски, тем глубже было воспитательное воздействие.

Мудрость веков

Надо отметить главное в этой теме: сказки всегда хранили многовековую мудрость народа, и задача современных педагогов - не оборвать ту нить, которая связывает поколения, и помочь юному читателю прочитать, правильно понять и с почтением отнестись к народной мудрости сказок, придуманных нашими предками.

На вопрос Магический смысл сказки о двух невестах, фильм \"Морозко\"- по мотивам.. . Поясните, в чём тут суть - в мистическом плане? заданный автором Леди ♕ Лео ♕ Ясноокая лучший ответ это Мороз (Морозко) - персонаж славянского сказочного фольклора, навеянный суровой русской зимой.
Представляли его по-разному. Иногда Мороз - богатырь-кузнец, сковывающий реки и озера «железными» морозами.
Иногда это старичок с седой бородой, бегающий по полям и лесам и ударами своего посоха вызывающий «трескучие» (т. е. очень сильные, когда от холода потрескивают в лесу деревья) морозы.
У Морозко ледяное дыхание, которое способно заморозить все живое вокруг. Морозко у древних славян был покровителем и повелителем зимних вьюг и холодов. Сначала полагали, что Морозко крадет детей и уносит их в свой ледяной дворец. А что бы он их вернул обратно, ему преподносили подарки и пряности.
Зимний Мороз (морозко) ходил по лугам и лесам, по улицам и переулкам, всюду стучал своим волшебным посохом и от этого стука начинались трескучие морозы – замерзали реки, озера, даже моря. Деревья покрывались снегом и инеем. Стоило только дыхнуть Морозу, тут же начиналась сильная вьюга и стужа.
В сказках Морозко живет в лесу в ледяной избушке и иногда выступает в роли сказочного помощника, щедро одаривая понравившихся ему героев. Считалось, что при встрече с суровым дедом Морозом человек не должен жаловаться на стужу. Наоборот, следовало держаться бодро и весело, и тогда Морозко не обидит путника и даже может щедро вознаградить его за терпение и добрый нрав.
Современный рождественский Дед Мороз корнями своими восходит к этому мифологическому персонажу. У американцев и народов Западной Европы есть свои рождественские Деды Морозы - Санта-Клаус, Пэр-Ноэль.





Источник: одна из любимых сказок моего детства....

Ответ от Bad Boy [гуру]
1.Не поработаешь - не полопаешь.
2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
3.На чужой каравай рта не розевай.
4. На зеркало неча пенять коли рожа крива.
5. По работе и награда.


Ответ от Монарх [гуру]
Смысл не хами деду: -) уважай старых и всё будет в ЁЛОЧКУ.


Ответ от Олия [гуру]
мистика в том что плохому человеку досталось по заслугам. в реальной же жизни ничего подобного

«Морозко» - одна из самых поэтичных волшебных сказок русского народа. В ней рассказывается о тяжелой доле скромной, трудолюбивой падчерицы, вознагражденной Морозкой за ее приветливость, скромность и доброту. Основная идея сказки - торжество справедливости, утверждение добра. Повествование построено на противопоставлении: добрая падчерица и злая дочь старухи; завистливая, коварная мачеха и справедливый великодушный Морозко. Героиня сказки наделена высокими моральными качествами, которые вызывают сочувствие волшебного существа – Морозки и сострадание чудесной собачки, говорящей человеческим голосом. Задача рассказчика- вызвать у детей симпатию к падчерице, осудить злую мачеху и ее дочь, показать торжество справедливости, передать оптимизм сказки, дать почувствовать красоту и поэтичность сказочного языка.

Повествование начинается с описания тяжелой жизни падчерицы у мачехи. Здесь можно возбудить у детей положительное отношение к падчерице. Показать безответственность и трудолюбие девушки, которая и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету. Фразу-" Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо надо произнести возмущенно, выделив слова ничем, все не так, все худо, чтобы дети почувствовали несправедливость старухи. Не­обходимо показать разницу в отношении мачехи к падчерице и родной дочери. Фразу Все знают, как за мачехой жить, пере­вернешься- бита и не довернешься - бита сказать сокрушенно, обращаясь непосредственно к детям, как бы ища их сочувствия. Во фразе А родная дочь что ни сделает - за все по головке гладит должно прозвучать неодобрение, слово умница надо про­читать с иронией, насмешливо, без похвалы, чтобы дети поняли несправедливость мачехи и почувствовали жалость к бедной падчерице. Слова придумала падчерицу со свету сжить сле­дует выделить голосом, так как они содержат важное для раз­вития сюжета сообщение о коварном замысле мачехи. В обра­щении старухи к старику: Вези, вези ее, старик - надо пере­дать приказ, показать власть мачехи над мужем. Воспроиз­водить же голос старухи, говорить крикливо не следует. Доста­точно сказать решительно, выделив слова в лес, на трескучий мороз, чтобы отметить жестокость старухи и вызвать тревогу за судьбу падчерицы.

Раскрывая образ старика, надо оттенить его жалость к дочери и вместе с тем показать безволие, полную покорность злой жене. С ударением следует произнести слова затужил, заплакал, а обращение к дочери: садись, милая дочь, в сани - сказать тепло, горестно, безнадежно, чтобы было ясно, что ни­чем помочь он ей не может.

Особого внимания требует от читающего сцена в лесу, где падчерица встречается с Морозко. В лесу холодно, сурово. Де­вушка сидит под елью одна, дрожит, озноб ее пробирает. В го­лосе рассказчика звучит волнение за нее. В описании встречи Морозко с падчерицей используется прием трехкратного повто­рения. Увидев девушку, Морозко трижды обращается к ней с вопросом: Тепло ли тебе, девица? - и только после третьего от­вета падчерицы награждает ее. Морозко, сказочный хозяин зи­мы, изображен ярко, поэтично. Он по елкам потрескивает, с ел­ки на елку подскакивает, пощелкивает. К падчерице обраща­ется уверенно, сначала сурово, а затем, тронутый ее добротой, ласково и вместе с тем выжидательно, как бы испытывая ее. Поэтому после каждого вопроса необходимо делать паузу, что­бы дети смогли пережить перемену в настроении Морозко. Трехкратно повторенное обращение отражает настроение на­пряжения, которое надо передать голосом, выделив слова, осо­бенно ярко рисующие это напряжение: ниже, пуще, сильнее.

В рассказе о награде должна прозвучать радость, выражаю­щая удовлетворение решением Морозко, который сжалился над девицей.

Важная роль в сказке отведена говорящей собачке. Она не помогает падчерице, но зато выражает симпатию к ней и пред­сказывает развитие событий. Передавать ее речь надо убежден­но, уверенно, делая паузу после восклицания Тяф, тяф!, звуча­щего как своеобразное подражание лаю собаки, что всегда привлекает детей и доставляет им удовольствие.

Описание возвращения падчерицы начиная со слов Вдруг заскрипели ворота... следует прочитать замедленно, несколько удивленно, чтобы ярче передать недоумение старухи и ее за­висть.

Обращение мачехи к мужу: Запрягай, старый хрыч, другую лошадь - требует от рассказчика повелительных интонаций и более быстрого темпа, так как старуха, обозленная благопо­лучием падчерицы, торопится добиться того же и для своей дочери.

О встрече Морозко с дочерью старухи надо читать так, чтобы дети ясно почувствовали разницу между ее ответами Морозко и ответами падчерицы и восприняли гибель старухи­ной дочери как заслуженное наказание за ее неуважение, гру­бость и злость. В вопросах Морозко слышится нарастающая суровость, а в ответах дочери старухи - раздражение, недо­вольство, резкость.

Примерный план подготовки к выразительному рассказыванию

сказки «Морозко»

Идея: неизбежность торжества добра над злом.

Образы: трудолюбивая, добрая падчерица; грубая, лени­вая и злая дочь старухи; вероломная и завистливая мачеха; суровый, справедливый и великодушный Морозко; робкий, без­ответный, забитый старик; говорящая собачка.

Сюжет: рассказ о судьбе падчерицы.

Элементы сюжета:

зачин: «Живало-бывало...»;

завязка: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить»;

кульминация: «Сгинь, пропади, проклятый Морозко»; развязка: «Заголосила старуха, да поздно».

Задача чтения: осудить злую мачеху и ее дочь, вызвать уважение к скромной, трудолюбивой падчерице, показать поэ­тичность сказки.


1. Произведите анализ сказки «Семь Симеонов» (III класс) для подготовки ее к выразительному чтению.

2. Составьте примерный план анализа сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница» (III класс) для подготовки ее к чтению и выразительно прочитайте текст.

3. Прослушайте, как читает ваш товарищ подготовленную им (по выбору) сказку, и оцените чтение.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

Наибольшую трудность для учителей начальных классов представляет чтение стихотворений. Объясняется это в основном незнанием теории стихосложения и недооценкой серьез­ности этого вида работы.

иом незнанием теории стихосложения и недооценкой серьез­ности этого вида работы.

Содержание любого стихотворения неразрывно связано со звуковой организацией стихотворной речи. Создавая произведе­ние, поэт использует определенные художественные приемы, ко­торые дают ему возможность наиболее точно, выпукло и эмо­ционально выразить свои мысли, чувства, настроение. Поэтому учитель, помимо верной передачи основной идеи, поэтических образов, раскрытия внутреннего мира автора, его чувств, пе­реживаний, должен дать почувствовать детям ритмичность и музыкальность исполняемого стиха. Этого можно достигнуть только при условии знания теории стихосложения, закономер­ностей стихотворной речи. Даже одаренные учителя, но не зна­комые с принципами организации стихотворной речи, читают стихотворения монотонно, неверно, часто искажая их содержа­ние. Они или сливают стихотворные строки, когда между ними нет знаков препинания, сбиваясь на прозу, или произносят каждую из них отрывочно, разрывая смысловую связь слов в фразе; нажимают на последнее слово в строке, не обращая внимания на ее синтаксическое построение, не видят образов. Знание теории стихосложения - необходимое условие овладе­ния техникой выразительного чтения стихотворных произве­дений.

Строение стиха отличается от строения прозы. Это отличие имеется не только во внутренней, но и во внешней организации речи. Для прозы характерно свободное расположение слов, свойственное разговорной речи. Стихотворная речь ритмически организована. Для нее характерно деление на определенные ритмические отрезки, которые называются стихом или стихот­ворной строкой. Правильное их чтение наглядно показывает звуковое отличие стихотворений от прозы.

Независимо от того, совпадает или нет стихотворная стро­ка с окончанием предложения, в конце ее обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. В противном случае стихот­ворение будет звучать, как проза. Роль ритмической паузы ни в коем случае нельзя сводить к механическому разделению сти­хотворных строк. Она помогает раскрыть содержание и способ­ствует передаче различных оттенков чувств. Длина паузы за­висит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки следует повысить голос, чтобы слушателю было ясно, что надо ждать продолжения, и сделать непродолжитель­ную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием стро­ки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу.

Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха дела­ется иногда дополнительная пауза - цезура, которая делит стихотворную строку на два полустишия.


«У старинушки/ - три сына:/

Старший / - умный был детина,/

Средний сын / - и так и сяк,/

Младший / - вовсе был дурак.//»

(П. Е р шов. Конек-горбунок.)

Как и любое средство речевой выразительности, цезура должна быть внутренне оправдана. Так, постановка цезуры между словами у старинушки и три сына делает их более вы­пуклыми, яркими, эмоциональными. Пауза после слов старший, средний сын и младший фиксирует внимание слушателя на смысловом содержании слов умный, так и сяк, вовсе был ду­рак, чем способствует более образному представлению каждого сына старика.

Ритмическая пауза и цезура (при совпадении с логической и психологической паузой) не связаны с дыханием. Сопровож­дение их вдохом или добором воздуха нарушило бы целостное восприятие смысла предложения.

Стихотворные строчки, как правило, объединяются рифмой. Рифма - это звуковой повтор в конце стихотворных строк. Она имеет большое значение для правильного выразительного чте­ния стихотворных произведений. Во многих случаях рифмуют слова, которые имеют главное смысловое значение. Рифма объединяет стихотворные строки, «...возвращает вас к предыду­щей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Поэтому риф­му необходимо сохранить при чтении. Однако не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения. Такое выделение вырвет эти слова из контекста и затруднит их восприятие, а стихотворение утра­тит свою музыкальность, каждая строка будет звучать отры­вочно, невыразительно. Процитируем для примера отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Весна».

«Зима недаром злится:

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится.

И гонит со двора».

Если в этом поэтическом отрывке произнести подчеркнуто рифмующиеся слова злится, стучится, пора, двора, смысл его утратится. Рубленые строки нарушат мерность стихотворной речи, ее плавность и благозвучность.

В том случае, когда рифмой выделяется слово важное, глав­ное, его необходимо при чтении выдвинуть на первый план.

Характер стоп определяется замыслом поэта, его намере­ниями воспроизвести то или иное настроение, переживание, дей­ствие. Так, рисуя сказочную обстановку во вступлении к поэме «Руслан и Людмила», А. Пушкин употребляет ямбическую сто­пу, так как ямб придает определенную ритмичность и плав­ность стиху, соответствующую мерному движению ученого кота, неторопливо рассказывающего сказки.

«У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...»

Стихотворные строки посредством чередования рифм объе­диняются в единообразные группы - строфы. «Строфой назы­вается составляющая, как правило, синтаксическое целое, вы­ражающее какую-либо законченную мысль, со свойственной этой группе стихов системой рифмовки и общностью интона­ций»’. Строфа как бы делит стихотворение на отдельные ло­гически завершенные части, что способствует четкому восприя­тию как каждой части, так и всего стихотворения в целом. По­этому при чтении необходимо отделять одну строфу от другой паузой.

«Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. //

Скоро гости к тебе соберутся.

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари».

(И. Никитин. Полюбуйся, весна наступает...)

Стихотворение И. Никитина воссоздает яркие картины на­ступления весны. Оно пронизано чувством любви к родной рус­ской природе. Каждая строка полна радостным ощущением близости весны. Слов в стихотворении мало, но каждая их группа рисует целую картину, имеет глубокий идейно-эмоциональныи смысл. Задача учителя - передать красоту прибли­жающейся весны, вызвать чувство радостного ожидания ее прихода, заставить любоваться нарисованными автором карти­нами.

Стихотворение написано в форме обращения автора к слу­шателю. Поэтому читать его следует тепло, ласково, живо ес­тественно передавая радость, волнение поэта. Общение со слу­шателем будет очень тесным. Строки, содержащие непосредственное обращение (Полюбуйся, весна наступает..., сколько гнезд понавьют, посмотри!), прозвучат задушевно, интимно.

Стихотворение состоит из двух строф. В первой обрисова­но самое начало весны, когда еще только прилетают журавли и ручьи по оврагам шумят. Задача учителя - зримо, весомо, взволнованно передать приближение весны. Слушатели долж­ны как бы услышать шум ручья, увидеть блеск солнца, прилет каравана журавлей. Чтецу следует стремиться вызвать у них чувство восхищения, любования пробуждающейся природой, на первый план выдвинуть слова полюбуйся, весна, журавли, ручьи.

Вторая строфа передает восторг автора наступлением вес­ны, когда все оживает, птицы вьют гнезда и поют день-день­ской от зари до зари. Чтец должен заразить слушателя вол­нением, связанным с ожиданием весны, вызвать у него вос­торг от пробуждения природы. Под ударением будут слова, воссоздающие яркую картину весны: гости, гнезд, звуки, пес­ни. Чтение второй строфы, как и первой, прозвучит естествен­но, очень тепло, радостно. Поскольку обе стопы рисуют хотя и близкие по смыслу, но самостоятельные картины, они должны отделяться друг от друга более длительной паузой.

Особенностью стихотворных произведений является исполь­зование аллитерации (повторение одинаковых согласных) и ас­сонанса (повторение одинаковых гласных) для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия Например:

«Поет зима-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка».

(С. Е с е н и н.)

«Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи... »

(С. Маршак.)

Поскольку и ассонанс и аллитерация являются средствами раскрытия идейного содержания, поэтических образов, их на­до уметь передать при чтении: выделять те звуки, которые по­могают зарисовке картины, явления, действия. Однако не сле­дует чрезмерно увлекаться звуковой стороной стиха и перехо­ду 1 ’ к звукоподражанию. Это повлечет за собой формализм, Р ведет к ненужному обыгрыванию слова и нанесет ущерб передаче идейного смысла стихотворения. Большое внимание надо обратить на заключительную строку. Она может выражать завершенную и незавершенную мысль.

«Весне и горя мало:

Умылся в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу».

(Ф. Т ютчев. Весна.)

«Он с детских лет мечтал о том,

Чтоб на родной земле

Жил человек своим трудом

И не был в кабале...»

(С. Михалков. В Музее В. И. Ленина.)

Особенность заключительной строки необходимо уметь пе­редать при чтении соответствующей интонацией, понижая или повышая голос в зависимости от смысла предложения. Так, в первом случае («Весна») мысль закончена, поэтому голос сле­дует понизить, во втором («В Музее В. И. Ленина») мысль не завершена, голос надо повысить, чтобы слушатель почувство­вал некоторую недоговоренность, которую поэт передает в стихе.

Стихотворные строчки короче строк прозаического произве­дения. Поэт пользуется только теми словами, которые помо­гают ему наиболее ярко и конкретно передать мысль. Это увеличивает значимость каждого слова в поэтическом произве­дении. При чтении стихов надо постоянно помнить об этой осо­бенности стихотворной речи. Каждое слово стиха требует от чтеца повышенного внимания и глубокого осмысления.

Примерный анализ стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Главная мысль стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» раскрывается в самом заглавии. Ясно, что поэт в нем хочет сообщить о сущности хорошего и плохого. Поэтому, читая заглавие, учитель уже должен гото­вить детей к восприятию тех положительных и отрицательных явлений, о которых предстоит им услышать. Наибольшую смысловую нагрузку несут слова хорошо и плохо. Они выделе­ны автором не только в отдельную строку, но и разрядкой 1 . Поэтому при чтении их следует выдвинуть на первый план, по­ставить на них логическое ударение.

Основная идея стихотворения воспитательная: надо совер­шать только хорошие поступки. Задача чтения - показать де­тям положительное и отрицательное в жизни и вызвать у них желание делать хорошо и не делать плохо.

Центральные образы стихотворения - отец и сын. Отец - человек доброжелательный и знающий жизнь. Он охотно соглашается ответить на вопрос сына и на конкретных фактах: убедительно показывает ему, что хорошо и что плохо. Приводи­мые им примеры просты, жизненны, доступны пониманию ре­бенка, часто хорошо ему знакомы.

Рассказ отца занимает в произведении центральное место. Его передача потребует от учителя живых, естественных раз­говорных интонаций, в которых проявляется теплое, доброжела­тельное отношение к ребенку, желание пробудить в нем отри­цательное отношение ко всему плохому и вызвать стремление подражать тому, кто поступает хорошо. Рассказ отца носит ди­дактический характер. Мораль вытекает естественно, из кон­кретных жизненных случаев. Поэтому читать слова отца сле­дует неторопливо, убедительно, чтобы дать детям понять и по­чувствовать, что хорошо и что плохо, доказать им необходи­мость хороших поступков. Дурное поведение, плохие поступки, трусоеть, лень должны быть преподнесены так, чтобы они были правильно восприняты детьми и вызвали бы у них недоволь­ство, осуждение, гнев, возмущение. Так, читая строфу:

Второй герой стихотворения - крошка-сын. Поэт почти ни­чего не сообщает о нем. Но и то немногое, что сказано, дает возможность ясно представить себе его образ. Это маленький мальчик, кроха, как ласково называет его автор, любознатель­ный, умный. Он хочет знать, что такое хорошо и что такое пло­хо. Он внимательно слушает рассказ отца и приходит к твердо­му убеждению:

«Буду делать хорошо

И не буду -

Упоминание о сыне поэтом сделано дважды: в начале и в конце стихотворения. Сначала В. Маяковский описывает приход ребенка к отцу. Эти строки надо прочитать тепло, задушевно, нежно, выделив слова крошка, кроха, чтобы вызвать у детей симпатию к мальчику, пробудить в них интерес к вопросу, который он задал отцу.

Вывод, к которому приходит сын после рассказа отца, име­ет большое воспитательное значение: в нем содержится реше­ние поступать только хорошо. Поэтому конец стихотворения читать надо убедительно, замедленно, с сильными логическими ударениями, паузами и вместе с тем живо, так как мальчик радостный пошел, удовлетворенный ответом отца, надо, чтобы дети почувствовали решительность крохи, разделили его чувст­ва, согласились с ним и последовали его примеру.

В стихотворении можно выделить три части:

1. «Крошка-сын к отцу пришел».

2. Рассказ отца.

3. «Буду делать хорошо И не буду - плохо».

Каждая часть содержит законченную мысль, рисует опре­деленную картину, поэтому при чтении должна отделяться от предыдущей длительной паузой. Соблюдение ритмических пауз при чтении стихотворения обязательно, так как они выполняют определенную задачу в раскрытии смысла стиха:

«Этот чистит валенки,/

хотя и маленький,/

Но вполне хороший./»

Постановка ритмических пауз после каждой строки делает слова особенно значимыми, а исполнение- эмоциональным. Чтение текста без соблюдения этих пауз лишит стих того ярко выраженного одобрительного оттенка, который помогает детям острее воспринять положительные явления.

Готовя произведение к выразительному чтению, надо обра­тить внимание и на эмоциональное значение звуковой органи­зации поэтической речи В. Маяковского: рифму, аллитерацию. В стихотворении они тесно связаны с содержанием. Так, на­чиная рассказ отца, поэт прибегает к многократному повторе­нию звука р, что усиливает впечатление разбушевавшейся бури:



1. Прочитайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором...» («Родная речь», II класс). Произведите его анализ для подготовки к вы­разительному чтению. Составьте план анализа и выразительно прочитайте текст вслух, соблюдая паузы, размер и рифму стиха.

2. Подготовьте к выразительному чтению стихотворение А. Майкова «Осень» («Родная речь», III класс), прочтите его и запишите на магнитофон, затем прослушайте запись и напи­шите отзыв.

3. Прослушайте, как ваш товарищ читает стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» («Родная речь», III класс), и оце­ните его исполнение.

4. Прослушайте одно из стихотворений в исполнении масте­ра художественного слова; сопоставьте прослушанное с тем, как вы (или ваш товарищ) читаете тот же текст. Затем со­ставьте сравнительный отзыв.

ЧТЕНИЕ БАСЕН

В программе начальных классов большое место отведено чтению басен. Басня занимает особое место среди литератур­ных жанров. Это короткое аллегорическое произведение по­учительного характера, чаще стихотворной формы. Как пра­вило, она состоит из двух частей: изображение событий или рассказа о них и нравоучения (морали). Мораль может быть и в конце, и в начале басни, а иногда нравоучение вытекает не­посредственно из содержания (И. Крылов. «Любопытный»). Изображение действия, событий дается в форме повествования, рассказа, беседы, большое место занимает диалог - разговор между, героями. Каждая басня обязательно включает элементы комизма, юмор.

Соответственно содержанию, построению и языку басню читают как простой рассказ, приближающийся к обыденной речи, естественность и убежденность - непременные условия чтения. Повествование нужно вести так, как будто излагаемые сооытия происходили в действительности. И чтец выступает как собеседник, рассказывающий своим слушателям поучительный случай, о котором он слышал или свидетелем которого был сам. Правдивость рассказа особенно важна при чтении басни детям. Поверив исполнителю, они отчетливо представляют себе все, о чем говорится в басне, ярко воспримут и остро переживут со­держание ее. Учитель должен постоянно обращаться к детям, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к описываемым действиям и героям.

Особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку она раскрывает основной замысел автора, чтецу необходимо четко понимать свою исполнительскую задачу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воз­действовать на слушателей. Назидание должно быть прочита­но так, чтобы дети задумались над ним. Однако мораль никог­да не следует навязывать, читать нарочито серьезно, она должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию.

Очень важно при чтении басни сохранить речевое богатство произведения. Речь автора - веселого рассказчика, собеседника, повествующего о каком либо забавном и вместе с тем поучительном случае, излагается с естественными разговорными интонациями. Причем баснописец не только передает события, но и выражает свое отношение к ним. Для этого чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мысли, намерения автора. Так, рассказывая о Лисе («Ворона и Лисица» И. Крылова), автор особо отмечает ее хитрость, плутовство (он дважды на­зывает ее «плутовкой»), выражая этим свое отношение к ее поступкам. Эти чувства автора и надо передать при чтении: слово плутовка произнести с лукавой интонацией и в последней фразе перед ним сделать паузу, чтобы обратить внимание де­тей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляет­ся в ее поведении.

Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Однако не следует прибегать к игре, нужно пересказать, процитировать речь каждого действующего лица, не перевоплощаясь в переда­ваемый образ.

«... У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер, - писал В. Белинский, - и проказница-мартышка...; и лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная,..; лев - грозно могучий, величественно страшный». Это облег­чает представление читающим каждого действующего лица, а следовательно, и его выражение. Однако, используя для пере­дачи басенных образов общеизвестные свойства характера от­дельных животных, чтец не должен подходить упрощенно к по­ниманию и воспроизведению действующих лиц басни. Верность их изображения будет зависеть прежде всего от того, насколь­ко ясно он представляет себе идею произведения и цель своего чтения.

Так, идея басни И. Крылова «Ворона и Лисица» - осуж­дение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. Цель чтения - заклеймить льстеца и осудить глупца. Чтец особый упор дела­ет на те характерные черты Лисы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи, а именно на лесть, хитрость, так как в басне Лиса лестью добивается намеченной цели, и автор в равной степени высмеивает и льстивую Лису, и глу­пую Ворону, податливую на лесть.

Басни, как правило, имеют стихотворную форму. Построе­ние стиха И. Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строке, ритмической паузе в его произведениях надо относиться очень внимательно и не ломать стихотворной строки.

В баснях И. Крылова иногда наблюдается постановка уда­рений, несвойственных современным нормам литературного про­изношения. Например, И щуку бросили в реку... («Щука»). Эту особенность следует соблюдать, так как в противном слу­ чае будет нарушена рифма и стих утратит свою поэтическую стройность.

В школьной практике часто встречается чтение басен по ролям. В этом случае чтец является не рассказчиком, а персонажем он перевоплощается в героя и обращается уже не к слушателям, а к партнерам, беседует с ними, воздействует на их Рассказчиком остается только тот, кто читает от автора. Он комментирует события, подает реплики, подводит итог рассказу. Воздействие на слушателя осуществляется чтением всей басни в целом.

Примерный разбор басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» для подготовки ее к выразительному чтению

Основная идея басни - воспитание дружбы, взаимопомощи, слаженности в работе. Задача чтеца - осудить разобщенность героев и убедить слушателей в том, что только коллективный труд дает положительные результаты.

В басне три действующих лица - Лебедь, Щука и Рак. Ав­тор не дает им характеристики, не раскрывает их внутренний мир, а просто сообщает об их поведении и очень убедительно показывает сущность их «взаимосвязи», отношение друг к дру­гу, подчеркивая нежелание и неумение делать общее дело со­обща. Взявшись везти с поклажей воз, они не могут согласо­вать свои действия, и каждый поступает по своему усмотрению: Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. В результате их действия не достигают желаемой цель, воз и ныне там.

Басня начинается с морали, в которой заключена основная ее идея, - когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Мораль надо прочитать не быстро, передать имеющееся в ней поучение, выделив слова согласья нет, на лад, не пойдет, чтобы сосредоточить внимание слушателей на главном. Поуче­ние от повествования необходимо отделить паузой, что даст возможность слушателям глубже осознать замысел автора и психологически подготовить их к осмыслению рассказа о неза­дачливых героях, поведение которых служит яркой иллюстра­цией к тому положению, которое выдвинуто автором вначале.

Первая фраза басенного рассказа - Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись - является завязкой. Прочитать ее надо не быстро, после слова однажды сделать психологическую паузу, чтобы насторожить ребят, повысить их интерес к тому, о чем пойдет речь. Слова Лебедь, Рак, Щука поставить под ударение, так как в них содержится сообщение героях басни, от действий которых будет зависеть результат начатого дела. С целью правильной передачи идеи главный упор при чтении следует сделать на те места, в которых раскрывается причина несостоятельности героев осуществить за­думанное: каждый из них действует в одиночку, по своему ус­мотрению, не согласуя свое поведение с товарищем. На эту несогласованность необходимо обратить внимание слушателей, так как ее следствием является развязка басни: дело остается несделанным. При чтении надо подчеркнуть слова рвется в облака, пятится назад, тянет в воду, которые особенно ярко характеризуют несогласованные действия героев.

Особого внимания потребует развязка: а воз и ныне там. В ней подведен итог действий героев. Она наглядно иллюстри­рует основную мысль басни. Поэтому читать ее надо несколь­ко замедленно. После слова воз можно сделать короткую пси­хологическую паузу, чтобы заставить ребят внимательно сле­дить за результатом усилий Лебедя, Рака и Щуки. Фразу а воз и ныне там следует произнести так, чтобы слушатели убеди­лись в бесполезности несогласованных действий, поняли, что только дружно, сообща можно выполнить задуманное дело.

Примерный разбор басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» для подготовки ее к выразительному чтению

Основная идея басни «Стрекоза и Муравей» - осмеяние без­делья, праздности и воспитание уважения к труду. Задача вос­питателя - раскрыть идею басни, осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья. Чтобы верно передать идею басни, необходимо ясно представить действую­щих лиц, их внешность, характер, поступки, язык.

В басне два действующих лица - Стрекоза и Муравей. Опи­сания их внешности не дано, но они хорошо известны каждому. Крылов останавливается на внутренних свойствах характера своих героев, которые определяют их поведение и поступки.

Выразительность чтения басни зависит от того, насколько четко исполнитель представляет себе ее построение.

Басню «Стрекоза и Муравей» можно разделить на две части.

Часть первая - «Попрыгунья Стрекоза». Басня начи­нается с картины суровой зимы, когда «помертвело чисто поле» и когда трудно стало легкомысленной попрыгунье Стрекозе. Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, ве­село, легко, быстро. Такое чтение, не отвечающее смыслу басни, не дойдет до сознания слушателей и не произведет на них ни­какого впечатления. Нельзя эту часть произносить драматиче­ски, делая упор на тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе. Чтец все время должен помнить о своей исполнительской задаче - показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему это привело. Поэтому сло­ва, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, иронично, опи­сание зимы - повествовательно, несколько замедленно, чтобы воспроизвести перед слушателями суровую картину русской зимы. Фразу /К Муравью ползет она, содержащую начало действия, следует выделить, чтобы заставить детей ждать продолжения.


Сказка Морозко по тематике – нравоучительная волшебная рождественская сказка, то есть, сказка с испытаниями героев и счастливой концовкой – наградой главного героя. Такие сказки дети слушают, затаив дыхание. Справедливая сказка оставит много эмоций в душе каждого ребенка. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Морозко читать

Кто автор сказки

Традиционный сюжет о девушке-сироте и злой мачехе бытует во многих народных и литературных сказках. Сказка Морозко больше привлекает читателей в изложении Толстого, хотя еще один ее вариант можно найти у фольклориста Афанасьева.

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Морозко

Сюжет сказки традиционный. Положительная героиня, падчерица, противопоставляется отрицательным, мачехе и сводной сестре. Герои подвергаются испытаниям. Волшебный персонаж, Морозко, награждает добрую девушку и карает злую. Наказание жестокое, но оно показывает менталитет русского народа: за издевательство над сиротой должна наступить расплата. Чему учит сказка Морозко? Сказка учит доброте, смирению, трудолюбию, порицает жадность и зависть.

Мораль сказки Морозко

Все поступки человека имеют последствия, хорошие – возвращаются к нему добром, а плохие – наказываются. Мораль сказки Морозко убедительна и поучительна. Побеседуйте с детьми о ней, чтобы помочь понять им закон жизненного бумеранга.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
  • Что посеешь, то пожнешь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Русскую народную сказку «Морозко» причисляют к новогодним, рождественским зимним сказкам. Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам , так как один из героев волшебный персонаж. В таких сказках положительному герою всегда помогают волшебные персонажи, чтобы добро и правда победили зло и ложь.

В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей.

Поучительная сказка «Морозко» порицает человеческую зависть и жадность, а так же говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми. Сказка - это народная мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам!), которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Поведение отрицательных героев сказки (мачехи и ее родной дочери) вызывает отторжение злобы и несправедливости. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем, как торжество справедливости. Трагический финал сказки отражает насколько менталитет русского народа отвергает злобу, угнетение беззащитного и слабого (падчерицы) и каким бывает возмездие за зло.

Положительный женский образ сказки «Морозко» - это главная героиня, падчерица - девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда Морозко испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз, за это Морозко жалеет и щедро одаривает девушку.

Положительный мужской образ в сказке - это старик, отец главной героини. Он добрый и кроткий, но слаб перед злой и напористой старухой. Старик молча смотрит на несправедливость по отношению к его дочке и ничего не может возразить.

Отрицательные образы всказке «Морозко» только женские - это мачеха и ее дочь - властные, злобные, жадные и завистливые, они только и делают, что угнетают главную героиню. Заставляя падчерицу работать целый день, они никогда не бывают довольны ее работой.

Единственным волшебным образом в сказке является Морозко - это одновременно суровый и добрый волшебник, который по традиции сначала испытывает героев, а потом награждает или наказывает их по справедливости.

2. Зачин сказки «Морозко» изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. Сказка начинается так: «Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».

В развитии действия намечается завязка сказки : «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки - Морозко - испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. За приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Кульминационный момент наступает, когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, за что она поплатилась.

Развязка наступает тогда, когда Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается как торжество справедливости.

В сказке «Морозко» нет красивой концовки, которой обычно заканчиваются волшебные сказки со счастливым концом. Здесь мы видим традиционное для сказок торжество добра над злом и поучительный конец сказки .

3. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко. Здесь, под большой елью старик оставил свою дочку, а потом и дочь старухи. Здесь дважды происходят встречи девушек с Морозко.

В завязке сказки происходит первый монолог старухи:

Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

На этот монолог старик, ничего не ответив жене, покорно везет родную дочь в лес на мороз.

Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

За свой кроткий нрав девушка не погибает, а обогащается с помощью Морозко и возвращается домой.

Позже старуха отправляет и свою дочь в лес, но уже с другой целью. Снова звучит приказ для старика (монолог старухи):

Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

В лесу снова происходит диалог Морозко и девушки, но он отличается от первого:

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

«Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» - это единственная гипербола сказки. Гиперболы имеют эмонациональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.

В сказке «Морозко» видно несколько сравнений :

Властная, завистливая и жадная мачеха - кроткий, мягкий и исполнительный старик;

Ленивая, глупая и злая дочь старухи - трудолюбивая, услужливая и кроткая падчерица. Эти сравнения четко показывают где отрицательный, а где положительный персонаж, где добро, а где зло. Такие примеры учат детей сравнивать.

В сказке всегда два плана: внешний - сюжетный и метафорический - подтекстный, в ней содержится мудрость, бережно переданная нам нашими предками, превращенная в сказку. В виде метафоры важная идея легче просачивается через все двери сознания и попадает в самые глубины души, позволяет задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями, рассуждать о возможных последствиях того или иного поведения и дает возможность взглянуть на себя со стороны.

В сказке «Морозко» нет явных волшебных превращений . Морозко волшебным образом одаривает падчерицу за ее человеческие качества и спасает от смерти, вопреки всем ожиданиям.

4. Сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В сказке «Морозко» такой прием используется во время встреч с Морозко в лесу, когда он трижды спрашивает у каждой девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» После каждого ответа девушки мороз все усиливается. Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. Чаще такой прием применяется, чтобы показать на сколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки.

В эту сказку вписаны народные выражения, взятые из жизни простого народа, как и сама идея сказки:

«Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что ни сделает - за все гладят по головке: умница».

«Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется».

5. Русская народная сказка «Морозко» написана лаконичным и предельно точным языком . Но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу, чем еще больше выделяется положительность этих героев для примера детям.

6. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент . В сказке есть предостережение, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения(ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять - что хорошо, что плохо. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Ребенок учится мыслить образами. Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы - характерная черта детской психики. За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная история жизни русского народа. Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность.

Сказка «Морозко», как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. Она учит взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, указывает на их недостатки, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.

кульминационный морозко сказка сюжетный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Многоуровневая структура художественного текста на примере русской народной сказки "Гуси-лебеди". Выявление особенностей структурных компонентов и их взаимосвязей. Трансформация мифа в сказке. Признаки волшебной сказки. Тема сказки "Гуси-лебеди".

    реферат , добавлен 15.10.2015

    Анализ эстетических мотивов обращения Пушкина к жанру художественной сказки. История создания произведения "Мёртвая царевна и семь богатырей", оценка его уникальности и своеобразия персонажей. Тема верности и любви у Пушкина. Речевая организация сказки.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2014

    Сказки, произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями.

    реферат , добавлен 04.06.2003

    Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари "Приключения Чиполлино". Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.

    анализ книги , добавлен 07.04.2017

    Сравнительный анализ русской и английской сказки. Теоретические основы сказки как жанра литературного творчества. Выявление нравственности в эстетизме в сказках О. Уайльда. Проблема соотношения героев и окружающего мира на примере сказки "Молодой Король".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Мифологический хронотоп сказки, характеристика героя на примере сказки "Красная шапочка", ее анализ по структуре В.Я. Проппа. Функции и их характеристика. Связь волшебной сказки с мифом как особенность хронотопа жанра. Обряд инициации, полученные блага.

    творческая работа , добавлен 03.12.2012

    Изучение жанровых особенностей авторской сказки. Различие литературной и фольклорной сказки по генезису, форме, содержанию, объему и языку. Присутствие в разных сказках игрового начала, наличие "образа автора", сочетание реального и фантастического.

    реферат , добавлен 23.06.2014

    История создания и опубликования сказки П.П. Ершова "Конёк–Горбунок". Своеобразие жанра произведения, экспрессивность стиля и самобытность сюжета. Классическая трёхчастная форма и ее содержание. Образы, персонажи, тема и идея сказки. Думы и чаяния народа.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши "Три Толстяка". Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Сказки о животных, их разновидности. Образы диких и домашних животных. Сравнительный анализ волка и лисы. Глупость лисы в сказке "Лиса и дрозд". "Волк и семеро козлят", мораль сказки. Образы животных как средство морального поучения и социальной сатиры.