О марксистско-ленинском мировоззрении. Марксистско-ленинская философия

основы

МАРКСИСТСКО-

ЛЕНИНСКОЙ

ФИЛОСОФИИ

Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Издание четвертое, переработанное

Издательство

политической

литературы

академик Ф. В. КОНСТАНТИНОВ (руководитель), доктор философских наук А. С. БОГОМОЛОВ, доктор философских наук Г. М. ГАК, доктор философских наук Г. Е. ГЛЕЗЕРМАН, доктор философских наук В. Ж. КЕЛЛЕ, член-корресвондент АН СССР П. В. КОПНИН, доктор философских наук И. В. КУЗНЕЦОВ, доктор философских наук С. Т. МЕЛЮХИН, доктор философских наук X. Н. МОМДЖЯН, член-корреспондент АН СССР Т. И. ОЙЗЕРМАН, доктор философских наук В. С. СЕМЕНОВ, член-корреспондент АН СССР А. Г. СПИРКИН, доктор философских наук М. М. РОЗЕНТАЛЬ, член-корреспондент АН СССР М. Н. РУТКЕВИЧ, доктор философских наук А. Ф. ШИШКИН, доктор философских наук Д. И.ЧЕСНОКОВ.

Основы марксистско-ленинской философии. Учебник.

0-75 Изд. 4-е, переработ. М., Политиздат, 1979.

Книга представляет собой учебник по основам марксистско-ленинской философии, в котором в систематической форме освещаются важнейшие проблемы диалектического и исторического материализма, дается критика современной буржуазной философии и социологии. Учебник рассчитан на студентов высших учебных заведений, слушателей сети партийной учебы, а также на тех, кто самостоятельно изучает марксистско-ленинскую философию.

Четвертое издание учебника переработано с учетом решений XXV съезда КПСС, других партийных и государственных документов.

О 079(02) 79 61-79 0902040201

© ПОЛИТИЗДАТ, 1979 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мы живем в динамическую эпоху социальных революций, национально-освободительных движений, в век бурного прогресса науки и техники. Глубокие изменения в общественной жизни, соревнование двух мировых систем, расширяющаяся и углубляющаяся борьба с буржуазной и мелкобуржуазной, в том числе ревизионистской (правого и «левого» толка) идеологией предъявляют все больше требований к идейным убеждениям, философской культуре, научному мышлению людей. В связи с этим возрастает и значение изучения марксистско-ленинской философии.

Марксистская философия - диалектический и исторический материализм - возникла более ста лет назад. Она была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Свое дальнейшее развитие, связанное с анализом новой исторической эпохи, марксистская философия получила в трудах В. И. Ленина.

Диалектический и исторический материализм - неотъемлемая составная часть марксизма-ленинизма, его философская основа. Это учение творческое, революционное, оно постоянно обогащается и проверяется исторической практикой. По своему духу марксистско-ленинская философия враждебна всякому догматизму. Как творческое учение, философия марксизма-ленинизма непрерывно развивается на основе обобщения всемирно-исторического опыта, достижений естествознания и общественных наук.

Следуя заветам В. И. Ленина, мировое коммунистическое движение аккумулирует все наиболее ценное и значительное в современном общественном развитии, в революционном опыте рабочего класса, всех антиимпериалистических, революционных сил. Этот опыт, в особенности практика коммунистического строительства в СССР и социалистического строительства в других странах социализма, получил свое отражение в теоретических трудах коммунистических партий, имеющих глубокое философское и социологическое содержание.

Авторы настоящего учебника стремились, наряду с освещением основных вопросов марксистско-ленинской философии, наряду с позитивным изложением ее важнейших идей, анализировать и подвергать критике положения буржуазной философской мысли. Воинствующий материализм, революционная диалектика - высшая форма объективности и научности в философии. Поэтому борьба против идеалистической философии, против поползновений философских ревизионистов к «размыванию» четких граней между материализмом и идеализмом в философии и социологии, между коммунистической и буржуазной идеологиями является для нас одновременно и борьбой за науку, за научную философию.

При подготовке учебника авторы стремились учесть опыт использования при изучении философии книги «Основы марксистской философии», выпущенной в 1958 и 1962 гг. почти двухмиллионным тиражом. Эта книга, переведенная на многие языки мира, получила положительные отзывы в печати и в педагогической практике. Основные ее положения и ныне сохраняют свое значение. Но за эти годы марксистская философская мысль в СССР и за рубежом продолжала развиваться и обогащаться.

Дальнейшее развитие философии марксизма-ленинизма, требования педагогической практики, то обстоятельство, что ряд вопросов марксистско-ленинской теории рассматривается теперь в курсе основ научного коммунизма, сделали необходимым изменение и совершенствование учебника как по содержанию, Так и по структуре. Выдающимся событием современности явился XXV съезд КПСС, знаменовавший собой новую веху в развитии марксистско-ленинской теории. В настоящем издании «Основ марксистско-ленинской философии» произведены изменения в соответствии с решениями съезда и постановлениями ЦК КПСС по вопросам идеологической работы, другими партийными и государственными документами.

Научно-организационная и вспомогательная работа выполнена Н. И. Сорокоумской. Научно-техническая редакция К. В. Кичуновой.

ВВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ НАУК

Марксизм-ленинизм - стройное, целостное учение, составными частями которого являются: диалектический и исторический материализм, марксистская политическая экономия и теория научного коммунизма. Диалектический и исторический материализм является философской основой марксизма-ленинизма.

Единство, целостность, последовательность марксизма-ленинизма, признаваемые даже его противниками, органически связаны с единым для всех его составных частей мировоззрением и методом. Нельзя глубоко понять марксизм-ленинизм, не усвоив его философской основы.

Философия марксизма-ленинизма - высшая ступень развития мировой философской мысли. В нее вошло в переработанном виде все лучшее, передовое, что было создано человечеством в многовековом развитии философии. Вместе с тем возникновение диалектического и исторического материализма ознаменовало собой качественный скачок, революционный переворот в философии. Созданная Марксом и Энгельсом как мировоззрение нового революционного класса - рабочего класса, который исторически призван свергнуть господство буржуазии, уничтожить капитализм и построить новое, бесклассовое коммунистическое общество - философия марксизма призвана не только строго научно объяснить мир, но и служить теоретическим оружием его изменения.

В наше время, в век величайшего расцвета научной мысли, можно услышать голоса, оспаривающие право на существование философии как особой отрасли научного знания. Эти противники философии говорят, что некогда, в античном мире, она была наукой наук, но затем от нее в ходе исторического развития отпочковывались одна за другой специальные отрасли научного знания- астрономия, физика, химия, биология, история, социология, логика и т. д. В этих условиях философия оказалась якобы

в положении шекспировского короля Лира, который под старость роздал дочерям свое царство, а они выгнали его, как нищего, на улицу. Но такой взгляд в отношении научной философии неправилен. Размежевание между философией и специальными, частными науками, несомненно, способствовало формированию специфического предмета философского исследования. С другой стороны, развитие специальных наук способствовало вычленению общих для всех этих наук мировоззренческих и методологических проблем, которые не могут получить своего разрешения в рамках специальной области исследования.

Что составляет сущность природы, вселенной? В каком отношении друг к другу находятся сознание и внешний мир, духовное и материальное, идеальное и реальное? Что такое человек и каково его место в мире? Способен ли он познать и преобразовать мир, и если да, то каким образом? Эти и многие другие аналогичные вопросы глубоко волнуют всех мыслящих людей.

И издавна существует неистребимая потребность найти ответы на эти вопросы, составляющие содержание философии.

Философия есть специфическое по своему содержанию и форме мировоззрение, которое теоретически обосновывает свои принципы и выводы. Этим философия отличается от ненаучного религиозного мировоззрения, которое основывается на вере в сверхъестественное и отражает действительность в эмоционально-фантастической форме.

Философское мировоззрение есть система наиболее общих теоретических взглядов на мир, т. е. природу, общество, человека. Философия ставит своей целью разработать, обосновать основные принципы социально-политической, научной, нравственной, эстетической ориентации людей.

У всякого человека складывается какое-либо воззрение на окружающий мир, но оно нередко состоит из обрывков различных противоречивых представлений, теоретически не осмыслено, не обосновано. Философия же представляет собой не просто сумму, а систему идей, взглядов и представлений о природе, обществе, человеке и его месте в мире. Философское мировоззрение не просто провозглашает свои принципы и пытается внушить их людям, а доказывает, логически выводит их.

Конечно, далеко не всякое теорети...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вступление

ленинский философия идеологический марксистский

Философия (др. - греч. цйлпупцЯб, дословно: любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира; общая теория мира и человека в нем. Она фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Один из учеников Гегеля, Карл Маркс подхватил мысль о трансформации мира с помощью мысли и считал философию не столько инструментом понимания мира, сколько средством его изменения. Суть марксистской философии сводилась к тому, что идеальное общество не должно быть сегментировано на классы и это достижимо путём перераспределения собственности, в особенности средств производства. Перераспределение должно было стать результатом «классовой борьбы», когда многочисленный «пролетариат» ощутит свою силу и победит «буржуазию», установив свою диктатуру. Классическая марксистская философия была опробована на деле в результате Революции 1917 года в России, однако идеальное общество в России построить не удалось, так как стратификация (расслаивание) общества сохранилась, а произошла лишь смена элит: на место буржуазии пришла партийная номенклатура.

Хотя почти все экономические предсказания Маркса не сбылись, его философские, в особенности ранние работы представляют интерес для неомарксистов - последователей «умеренного» марксизма в Европе ХХ - ХХI вв. Даже с учётом ошибочности ряда положений классического марксизма, марксистская философия углубляет понимание процессов, которые происходят в обществе. Необычность развития неомарксизма заключается в том, что его последователи последовательно пытались перенести марксизм на другие модные теории. Сразу после войны неомарксисты скомбинировали марксизм с фрейдизмоми приняли непосредственное участие в формировании Франкфуртской школы, в 1970-е годы неомарксисты сочетали философию Маркса с модным в то время структурализмом, а в 1980-е годы попытались адаптировать марксизм под пришедших к власти во многих странах консерваторов. В настоящее время существуют гибриды марксизма и феминизма, марксизма и постструктурализма и др. Таким образом, неомарксизм в настоящее время ищет себя в комбинации с разнообразием той самой «буржуазной философии», которую сам Маркс в своё время решительно отвергал.

Марксистско-ленинская философия была создана на основе взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, и обретшее законченную форму в СССР в 1930-е годы. Философия, созданная К. Марксом (1818-1883) при участии Ф. Энгельса (18200-1895), является наследницей многих высших достижений европейской философской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII - начала XIX века.

Марксистско-ленинская философия исходит из того, что мир материален: всё существующее - различные формы движущейся материи, высшей из которых является общество. Мир един и развивается по объективным, не зависящим от сознания людей законам, которые познаются людьми в ходе развития обществ, практики и науки. Люди сами делают свою историю, однако ход общественного развития не определяется свободной волей людей, а обусловлен материальными условиями их жизни, подчиняется закономерностям, проявляющимся в деятельности народных масс. Люди, познав эти закономерности и действуя в соответствии с ними, могут сознательно влиять на ход общественного развития.

Даная философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

Ядром марксистской философии является материалистическая диалектика, выступающая в качестве общей методологии подлинно научного познания общества и природы. Материалистическая диалектика носит революционно-критический характер, каждую ступень развития общества она рассматривает как преходящую.

Главное в ней - учение о противоречии, закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития явлений и процессов действительности.

В основу диалектического материализма была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

* основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

* сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

* материя находится в постоянном движении и развитии;

* Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

* материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

* важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

* развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Суть исторического материализма в следующем:

* на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

* производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

* указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

* базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

* в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

* способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

* рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

* уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

1. Развитие и формирование марксистско-ленинской фил ософии

1.1 Понятие марксистско-ленинской философии, основные положения, средство идеологического контроля

Марксистско-ленинская философия - философское учение, созданное на основе взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, и обретшее законченную форму в СССР в 1930-е годы в Кратком курсе истории ВКП(б). Марксистско-ленинская философия является основой идеологии марксизма-ленинизма - одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. Она стала базовой на протяжении десятилетий в XX веке для социалистических стран, ряд которых развили собственные варианты марксизма-ленинизма (маоизм, чучхе).

В настоящий момент, после распада СССР и социалистического лагеря, марксистско-ленинская философия, лишившись административной поддержки, во многом утратила своё значение, сохраняя его лишь в Китае, КНДР, Вьетнаме, ЛНДР и на Кубе.

Сторонники марксизма-ленинизма утверждают, что он развивает и последовательно проводит материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополняя его диалектическим подходом, развивая, по словам В. Ленина, диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира». По их мнению, марксистско-ленинская философия упраздняет различение между онтологией, логикой и теорией познания.

Критики марксистско-ленинской философии, в том числе марксисты, указывают на догматизм и начётничество, при котором цитаты из трудов «классиков марксизма-ленинизма» становились абсолютными аргументами в любой философской дискуссии. Они отмечают расплывчатость основных понятий диалектики и необоснованность претензий марксистско-ленинской философии на научный статус.

Марксистско-ленинская философия стала средством идеологического контроля в советской науке, который в некоторых случаях приводил к кампаниям репрессий, в ходе которых целые научные направления объявлялись «буржуазными» и «идеалистическими», а их приверженцы подвергались гонениям и репрессиям, вплоть до физического уничтожения. Как отмечает крупнейший специалист по истории российской и советской науки проф. Лорен Грэхэм: «С моей точки зрения, марксизм-ленинизм где-то помог, а где-то стал препятствием для науки. Самый наглядный пример - история с Лысенко. Это тот случай, где марксистско-ленинская идеология помешала. Но в других случаях - и я в своей книге это указывал - марксистско-ленинская философия помогала развитию науки». Примером является сессия ВАСХНИЛ 1948 года, в результате которой генетика в СССР оказалась под запретом до 1952 года и биологическая наука оказалась в застое почти на 20 лет. Любопытно, что в ходе этой дискуссии «идеалистическим» было объявлено понятие о наследственном вещество (то есть материи), а «материалистическим» - содержащий элементы телеологии неоламаркизм Т.Д. Лысенко и неовиталистская теория «живого вещества» Б. Лепешинской.

1.2 Ленинизм и философское наследие

К 20-м годам XX века В.И. Ленин приобрел гигантский авторитет. Народы России видели в В.И. Ленине духовного учителя, носителя новых морально-нравственных ценностей. Запрос на поучение, на указание, «как жить», был столь очевиден и силен, что В.И. Ленин не мог на него не ответить. Исходя из ситуации, в какой находилась страна, и из возможностей начинающего активную жизнь поколения, В.И. Ленин создал чрезвычайно привлекательный образ «смысла жизни». Это жизнь человека практического, борца за освобождение угнетенных, за создание нового порядка жизни и новых отношений между людьми. Историческая задача этих людей - строительство социализма. Во всех сферах жизни общества социалистические преобразования становятся служением долгу, делом жизни. В.И. Ленин говорит о сознательной дисциплине, ответственности, суровой жизненной школе, призывает «учиться коммунизму».

Эту ответственность В.И. Ленин понимает как внутреннюю моральную ответственность человека перед самим собой. Вся огромная сфера практического дела социалистического строительства означает еще и самоизменение людей, их самовоспитание, образовательный и духовный рост, развитие. По Ленину, начало создания нового типа общества означает, что заканчивается господство той формы прогресса, когда отдельный человек является только материалом или жертвой ради общего развития. Всю сферу практической деятельности и, соответственно, самоизменения людей в ходе этой деятельности В.И. Ленин называет словом «культурничество». У В.И. Ленина четко выражена мысль о том, что внутренняя суть всего, что является движением к новому типу общественного устройства, сводится к введению культуры во все сферы социальной действительности. Окультуривание производства промышленного, сельскохозяйственного, общественных учреждений и институтов, отношений между людьми (включая такой древний тип отношений, как семейные) - это и есть создание нового типа общества, нового миропорядка.

Соответственно сам отдельный человек - деятель, практик, состоящий на службе народа, осуществляющий «окультуривание» действительности - также, по Ленину, призван к собственному саморазвитию, обогащению личностного мира достижениями мировой культуры. Отсюда вытекают знаменитые призывы В.И. Ленина к молодежи: учиться коммунизму - значит осваивать достижения всей предшествующей цивилизации.

Освоение личностной культуры, которое должно стать нормой для новых поколений «молодых коммунистов», начинается с овладения «простыми началами нравственности», общечеловеческими морально-нравственными установками. Эти простые начала - не только совокупность моральных нормативов, а еще и нуждающаяся в тренировке практика культурного общежития, отношений между людьми. Моральное поведение в практических сферах - это показатель уровня цивилизованности и человека, и сферы деятельности. Особый спрос здесь с коммунистов.

Значение моральных отношений между людьми, по Ленину, должно неизмеримо вырасти по мере приближения к коммунистическому общественному строю. Движение по этому пути предполагает и моральное совершенствование, воспитание новых людей и новых моральных отношений. В.И. Ленин не считал это легким делом; напротив, он признавал, что между «первой» и «второй» фазами коммунистического общества должно быть «громадное различие». Пока же, на уровне начала построения социалистической, «низшей» фазы коммунизма, В.И. Ленин огромное внимание придавал устранению наиболее вопиющих видов принижения человека человеком, допустимых старой, некоммунистической моралью. Множество высказываний В.И. Ленина о необходимости уничтожить не только формальное, но и реальное принижение женщины в обществе, о недопустимости любых остатков национального неравенства указывают на первые необходимые шаги в этом направлении.

Философское наследие В.И. Ленина - гигантское духовное и теоретическое богатство. Оно оказало огромное влияние на последующее развитие марксистско-ленинской философской мысли как в нашей стране, так и за рубежом. Однако исторические судьбы ленинского философского наследия оказались сложными, а подчас и драматическими. В период культа личности Сталина в стране, да и в другие трудные времена идеологическое оправдание порочной экономической, политической, социальной практики постоянно осуществлялось в рамках декларируемого предельного уважения к «букве» ленинского наследия, к «заветам Ильича». Однако в действительности идеи В.И. Ленина при этом искажались, общий духовный облик мыслителя предельно упрощался. Восстановление исторической истины и научного отношения к ленинскому теоретическому наследию - задача, полное решение которой еще предстоит советским ученым.

2. Марксистско-ленинская фи лософия в послеленинский период

2.1 Основные факторы и принципы развития

В трудах В.И. Ленина, в частности в «Философских тетрадях» и в послеоктябрьских работах, были намечены многие принципиальные ориентиры для дальнейшего развития философии марксизма. Однако идейная атмосфера, утвердившаяся в стране по мере укрепления единовластия Сталина, явилась серьезным препятствием для творческого развития марксизма. Все резче обозначались тенденции его искажения, вульгаризации и опошления. Все более узкими становились, возможности для проявления самостоятельности и оригинальности философского мышления, поскольку творческие дискуссии, и жизненно необходимые для развития философии, вырождались в изобличение действительных, а чаще мнимых отступлений от марксизма, в наклеивание политических ярлыков, а затем в прямое доносительство.

Постепенно отходили на задний план такие яркие и самобытные мыслители-марксисты, как Н.И. Бухарин иди Д.В. Луначарский. В своих исканиях, в том числе философских, они отнюдь не всегда были правы, на что приводилось указывать еще В.И. Ленину, однако во многом благодаря им какое-то время в стране еще поддерживался достаточно высокий уровень марксистской философской культуры. В то же время в философии, как и в других сферах духовной жизни общества, нарастали антиинтеллектуалистские тенденции, во многом родственные Пролеткульту, с которым боролся В.И. Ленин. Если Ленин считал необходимым для построения Нового общества усвоение всех богатств культуры предшествующих эпох, то сторонники этих тенденций стремились противопоставить и даже оторвать рождавшуюся культуру от всей Прошлой культуры. Более того, сама философия начинает рассматриваться не как область культуры, а как всего лишь форм выражения классовых или групповых интересов, в ней видят не более чем воплощение идеологических установок класса, сословия, группы. Такой вульгарно-социологический подход к философии низводил ее до уровня идеологического средства, с помощью которого в массовое сознание можно было легко внедрять простейшие шаблоны и клише, заменяя ими самостоятельный поиск ответов на реальные проблемы жизни.

Другой стороной того же процесса «организованного упрощения» (термин одного из идеологов Пролеткульта) всей культуры, в том числе и философии, стало последовательное сведение не на диалоги философов-марксистов с представителями других философских направлений. Так, в 1923 году была выслана из страны целая группа видных представителей идеалистической и религиозной философии, таких, как Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и др.

Наряду с этим все более ограничивались возможности для выражения стихийно-материалистических философских воззрений естествоиспытателей - воззрении, имевших в России богатую традицию и нередко отличавшихся Глубиной и оригинальностью. Тем самым нарушалась и извращалась одна из принципиальных ленинских установок, выраженных в работе «О значении воинствующего материализма» (1922) - ориентация на установление и упрочение союза философов-материалистов-диалектиков и естествоиспытателей. Вместо этого союза утверждался грубый, часто невежественный диктат, против чего специально предостерегал В.И. Ленин, в том числе и в названной статье.

Немалую роль в упрощении философской культуры и в снижении уровня требовательности сыграло и то, что в сферу философии и других гуманитарных наук пришли недостаточно образованные, а порой и просто малограмотные люди, вместе с энтузиазмом привнесшие в духовную жизнь крайнюю нетерпимость, склонность к революционной фразе и идеологию гиперкритицизма в отношении того, что создано предшествующей культурой.

2.2 Перестройка философии в свете нового мышления

Необходимость обновления нашей философии, известного осмысления ее социального предназначения обусловлена сущностью перелома в развитии социалистического общества, обозначенного апрельским (1985 года) Пленумом ЦК КПСС и ХХVII съездом партии. Это обновление в первую очередь означает возрождение творческого импульса и научного потенциала, заложенного в марксизме, развитие его исходных установок, переосмысление их с учетом тенденций и особенностей современного этапа исторического развития цивилизации. Концепция нового мышления, если рассматривать ее философско-мировоззренческие основания, как раз и выступает как реализация в современных условиях этого потенциала марксистского учения. Сегодня перестройка столь же необходима философу и философия - перестройке. Но это должна быть смелая, новаторская философия, способная раскрывать реальные противоречия общественной жизни, тенденции и перспективы развития мировой цивилизации и вместе с тем обращенная к человеку, его потребностям и устремлениям. В чем же смысл перестройки в философии? Исходный ее - анализ острейших мировоззренческих проблем, порождаемых современным развитием социализма и цивилизации в целом, разработка такой концепции социализма, которая выступает как программа гуманизации всех сфер общественной жизни, и в том числе научно-технического развития, которая ставит во главу угла интересы человека, его саморазвития и самореализации. От человека - «винтика», встроенного в отчужденную от него и господствующую над ним машину производственного процесса и общественных отношений, к человеку-творцу, свободно реализующему свои способности и в сфере труда, и в сфере отношений между людьми, - таков вектор обновления социализма. Другой вектор его обновления и развития задан необходимостью самоопределения социализма в современном мире. По целому ряду параметров социалистическому обществу еще предстоит выйти на подобающее ему место в мировой цивилизации. И этого можно достичь лишь в той мере, в какой в реальной жизни удастся раскрыть гуманистический потенциал социализма. Поскольку сегодня на состоянии внутренних проблем нашего общества так или иначе сказываются проблемы общепланетарного, глобального масштаба, вряд ли можно будет добиться его социального обновления, не принимая во внимание новейшие тенденции развития современной цивилизации. Речь идет об интеграции экономического потенциала разных стран и регионов, сопровождающейся столкновением различных культурных традиций и мировоззренческих установок, об изменении системы человеческих отношений и средств коммуникации между людьми, преобразовании предметной среды, в которой живет человек. По сути дела, на наших глазах создается новый мир. Все эти процессы создания нового мира носят противоречивый, неоднозначный характер. Они порождают серьезные и сложные проблемы, которые связаны с самим бытием человечества. Это, прежде всего, проблема выживания человечества в условиях ядерной угрозы, ядерного противостояния. Это - не менее острая проблема самосохранения человечества и сохранения жизни перед лицом экологического кризиса. Это, наконец, проблема сохранения и развития самого ценного достояния истории - человеческой личности. Для философской разработки новой концепции социализма принципиальное значение имеет идея приоритета общечеловеческих ценностей. Идея эта, конечно, не сводится лишь к тем задачам, которые связаны с выживанием человека и человечества, как ни важны они сами по себе. Неправильно было бы понимать эту идею и в смысле нивелирования, усреднения, сглаживания перед лицом общечеловеческих ценностей реального многообразия всех иных ценностей, на которые ориентируются люди в современном мире. Главный смысл этой идеи - реализация общечеловеческого содержания, которое так или иначе заключено в любой существующей системе ценностей. Естественно, общественная жизнь не может не быть ареной столкновения, состязания различных систем ценностей. Важно, однако, чтобы оно велось в формах, достойных цивилизованного человечества; важно, чтобы иное, непохожее не вызывало предубеждения как враждебное и подлежащее искоренению. Более того, признание приоритета общечеловеческих ценностей предполагает и взаимообогащение различных систем ценностей при сохранении самобытности каждой из них. Это особенно существенно при философском осмыслении социализма, появление которого - закономерный результат предшествующего исторического развития человечества. Социализм выступает на мировой арене как наследник достижений мировой культуры и цивилизации. Творческое восприятие и развитие достижений мировой культуры и цивилизации актуальны и сегодня. Ведь с появлением социализма развитие остального мира отнюдь не остановилось, как это было принято считать еще совсем недавно. И при обновлении социализма нельзя игнорировать все завоевания человечества в области развития и организации производительных сил, науки и техники, экологии и культуры, имеющие общечеловеческую значимость. Таким образом, перестройка в философии предполагает углубление социальной философии марксизма в единстве с разработкой современной марксистской концепции человека, изучение многообразных тенденций мирового развития, особенностей различных обществ, наконец, выявление возможных альтернативных путей в будущее и проблем, с которыми может столкнуться человечество на каждом из этих путей. Следовательно, развитие социальной философии предполагает и более глубокий уровень разработки материалистической диалектики. По-новому встает ключевая для диалектики проблема развития. И современное естествознание, и общественная жизнь показывают, насколько важно учитывать наличие множества потенциально возможных направлений развития, существования альтернативных вариантов и тупиков, застойных ветвей в развитии сложных системных объектов. Основательного переосмысления требует и классическая философская проблема единства и многообразия, и в первую очередь многообразия как условия и предпосылки развития. Такой анализ позволит представить социальный прогресс процессом отнюдь не унификации, а таким, в котором многообразие выступает в качестве условия саморазвития социальной системы. Так, казалось бы, абстрактная философская тема о соотношении единства и многообразия оказывается органически связанной с перспективами развития национальных отношений, с пониманием соотношения классового и общечеловеческого, с разработкой политических, правовых и нравственных аспектов нового мышления. На новый уровень должна выйти философия и в постановке проблемы противоречия. Сейчас становится все более очевидным, что трактовка, предполагающая в качестве единственного пути разрешения противоречий уничтожение одной из его сторон, не может быть в современных условиях не только главной, но и верной. Особого внимания заслуживает тип социальных противоречий, не просто основанных на взаимодействии двух полюсов, двух противоположностей, а таких, в которых каждая из противоположностей претерпевает существенные изменения, не уничтожая при этом другую. Наконец, более глубокого понимания требует и вся теория диалектики в целом. Со времен Сталина каноническим стало одностороннее толкование ее как теории вещно-предметного мира, мира объектов. В этом же ключе истолковывалось и все то, что относится к человеку: и социальные отношения, и люди, массы, классы, общества понимались как объекты, которым можно навязывать те или иные преобразования, предрешая за них, в чем заключается их благо. В итоге человек выступал только как материал для внешних воздействий. При таком подходе специфика человека как субъекта, его творчества, межчеловеческого общения может быть выражена лишь в весьма ограниченной мере. Категории же, описывающие субъективное бытие человека (категории свободы, чести, совести, достоинства, долга и др.), лишаются статуса основополагающих, оттесняются на периферию диалектики как нечто производное и второстепенное. А между тем в классическом марксизме субъективной стороне человеческого бытия, отношениям субъекта к другому субъекту уделялось первостепенное внимание - даже отношение к объекту понималось как опосредствованное объектом отношение, направленное в конечном счете на другого субъекта. Категории, описывающие субъективную сторону человеческого бытия, не могут быть сведены ни к категориям, с помощью которых описывается мир объектов, ни к таким категориям, как классы и нации, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, с помощью которых описываются структура и развитие общества. И если процессы социальной жизни рассматриваются безотносительно к этим понятиям и категориям, выражающим мир личности, человеческую субъективность, то теряется основа для выявления гуманистического (или антигуманного) содержания этих процессов, для их оценки с точки зрения человека и человечества. Именно здесь кроются истоки отчуждения философии от нужд и потребностей человека. Итак, перед философией эпохи перестройки встает сложная и ответственная задача - раскрыть в полном объеме саму материалистическую диалектику, в рамках которой достойное место должна занять человеческая субъективность - эта важнейшая сфера бытия. Перестройка с ее пафосом гуманизации всех сторон жизни общества, гуманистического обновления социализма не только создает предпосылки для того, чтобы увидеть, поставить, зафиксировать эту проблему, но и требует ее разработки. И здесь открывается новый, пока еще почти не разработанный пласт философских исследований, направленных на конструктивную критику существующей социальной реальности и на выработку идеалов и путей ее гуманистического обновления. Поэтому проблемы человека и гуманизма вновь выходят на первый план философских исследований. Стоит задача комплексного изучения человека во взаимосвязи социальных и природно-биологических сторон его бытия, нравственно-философских оснований его жизнедеятельности в современном мире.

Выводы

Итак, под марксистско-ленинской философией понимают философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина, диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития « всех материальных, природных и духовных вещей » , то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира ».

Для философских теорий того времени были присущи антифилософские тенденции. Они особенно характерны для неопозитивизма, который объявляет проблемы философии псевдопроблемами, пытается заменить философский анализ развития современных знаний и практики анализом «языка науки», то есть лингвистически-семантическим анализом «внешних форм мышления» - языка, знаковых систем выражения мысли и т.д. Тем самым философия, по существу, ликвидируется как наука.

Марксистко-ленинская философия же, рассматривая логические формы и закономерности как осознанные и проверенные всей человеческой практикой формы и законы развития природных и общественно-исторических процессов, упразднила различение между онтологией, логикой и теорией познания. Совпадение диалектики, логики и теории познания - основной принцип философии, диалектического материализма.

Тем самым философская теория марксизма представляет собой конкретно-развернутое, проведенное через все детали диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии.

Я думаю, что целостность, многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют широту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.

Известно, что данная философия послужила для построения идеологии, ставшей базовой на протяжении десятилетий в XX веке для некоторых т. н. социалистических стран. На настоящий момент, после распада СССР и социалистического лагеря, марксистско-ленинская философия утратила свое мировое значение.

Она имела достаточно неоднозначную и нелегкую историю становления, каждый период развития этой философии содержит в себе отличительные черты развития. Как и все, она была не идеальной, но эта философия имела ряд мыслей которым есть место в этом мире.

Список использованной литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990. - 367 с.

2. Электронный ресурс:

3. Электронный ресурс:

4. В.И. Ленин Полное собрание сочинений/ т. 29 - с. 84

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основания для классификации философского знания. Особенности формирования философии Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Понятия классической немецкой и восточнославянской философии. Марксистско-ленинская и неклассическая философия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Первоначальное понятие термина "философия". Проявление специфики философии в её функциях. Философия Сократа. Диалектика - всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления. Характерные черты античной философии. Античные философы.

    шпаргалка , добавлен 06.02.2009

    Становление советской философии. Дестанилизация в философии, формирование многообразие школ, направлений. Роль журнала "Вопросы философии" в развитии философии. Философия в постсоветский период. Советская философия как самоосознающая система идей, теорий.

    реферат , добавлен 13.05.2011

    Источники развития тождества и противоречия. Развитие и структура систем. Утверждение и отрицание, преемственность и поступательность развития. Действие закона отрицания в марксистско-ленинской философии. Содержании гегелевской концепции развития.

    реферат , добавлен 14.10.2010

    Основные направления и школы древнеиндийской философии. Идея непостоянства элементов или "теория зависимого происхождения". Положение буддийской доктрины. Школы и направления древнекитайской философии. Противоречия между школами Восточной философии.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Возникновение русской философии как самостоятельного направления. Предфилософия и философия как самостоятельные периоды в истории русской философии. Проблема духовного наследия в русской философии, ее антропоцентризм и социальная направленность.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Проблемы современной гносеологии. Триада основных законов диалектики, требования к системе онтологических философских законов. Виды логики, ее содержание. Вскрытие исторических корней понятий как философской категории. Идеал добра или категория этики.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

    Основные понятия древнекитайской, древнегреческой, средневековой философии. Главная мысль и основные черты философии. Граница между разумом и верой. Философия французского просвещения. Основные понятия философии и религии. Философы Нового Времени.

    шпаргалка , добавлен 13.07.2008

    Возникновение Философии на основе религии и религиозная картина мира. Воздействие на формирование буддизма идеи бесконечного кругового потока бытия. Сущность марксистско-ленинского "критерия практики". Значение веры в жизни современного человека.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2009

    Социальные и научные предпосылки философии Нового времени. Субъективный идеализм Джорджа Беркли. Эмпиризм, иррационализм как главные направления философии Нового времени. Принципы человеческого знания. Критика схоластики и формирование новой философии.

Владимир Ильич Ленин (1870 — 1924) — последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX — XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

А теперь рассмотрим более подробно ленинские идеи. В области диалектического материализма — это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания , опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем.

Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”.

Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX — начале XX вв.

Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.

Социальная философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства — Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории . Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат — неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция — один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, — писал Ленин, — подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем — социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события.

1. Социально-экономические, естественнонаучные и теоретические источники марксисткой философии.

2.Сущность философской позиции Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

3. Ленинский период в развитии марксистской философии.

Опорные понятия: марксизм, диалектический материализм.

1. Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникла в 40-х годах XIХ в. Ее создателями стали уроженцы Германии – доктор философии Карл Маркс (1818-1883) и занимавшийся самообразованием, одно время вольнослушатель Берлинского университета Фридрих Энгельс (1820-1895).

Философия марксизма именуется диалектическим и историческим материализмом . Её возникновению способствовали предпосылки троякого рода:

Социально-экономические;

Естественнонаучные;

Теоретические.

Марксизм возник в период, когда в основных странах Западной Европы утверждалась власть буржуазии, а капитализм обнаружил свои не только положительные, но и отрицательные качества (кризисы перепроизводства, локауты, безработица, нищета масс и др.). В 1825 году в Англии впервые в истории проявил себя кризис в промышленности. Европа была накануне буржуазно-демократической революции. Она и произошла в 1848-1849 гг. Этому предшествовали революционные выступления трудящихся (луддизм и чартизм в Англии, восстания лионских ткачей 1831 и 1834 гг. во Франции, силезское восстание в Германии в 1844 году). Однако эти выступления носили стихийный характер, революционное рабочее движение не имело своей научной теории. Пролетариат нуждался в теоретическом обосновании своих дальнейших действий, в учении, которое бы разработало пути и методы изменения существующего положения. Ответом на эту историческую необходимость явилось возникновение марксистской философии. Философия нашла в пролетариате свое материальное оружие, пролетариат в философии – духовное. Таковы социально-экономические условия возникновения марксизма.

О необходимости создания новой философской теории свидетельствовала не только общественная жизнь ХIХ века, но и достигнутые к этому времени успехи естествознания . К наиболее выдающимся из них, в которых Маркс и Энгельс видели подтверждение созданной ими философии, относятся: открытие закона сохранения и превращения энергии; открытие клеточной структуры живых организмов, создание эволюционного учения-дарвинизма.

Основными теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская политэкономия, французский утопический социализм. Непосредственными философскими источниками явились диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Классики диалектического и исторического материализма критически переработали на основе материализма диалектические идеи Гегеля, освободив ее от мистики и идеализма. Они также развили основные положения материализма Фейербаха, соединив материализм с диалектикой.

2. Свое философское учение Маркс и Энгельс назвали диалектическим и историческим материализмам. Диалектическим это учение именуется потому, что в его основе лежит принцип развития, которое осуществляется в процессе непрерывной борьбы противоположностей. Материализмом - фундаментом мироздания признается материальное начало. Историческим материализмом - идеи материализма использовались для объяснения хода человеческой истории.

Маркс и Энгельс в молодости были сторонниками идеалистической философии Гегеля («младогегельянцами»), входили в общественно-политическую организацию «Молодая Германия». Решающую роль в переходе Маркса и Энгельса с позиций идеализма к материализму сыграли их критичность по отношению к существовавшей теории и практике и выход в свет сочинения Фейербаха «Сущность христианства», в котором утверждались идеи материализма и атеизма.

Главный труд Маркса «Капитал» посвящен экономико-политическому анализу; его собственно философскими работами являются «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841г., докторская диссертация), «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе» (1845г.) и другие. В философском наследии Энгельса такие произведения, как критические статьи о философии Шеллинга («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг – философ во Христе»), «Анти-Дюринг» (первый отдел посвящен проблемам философии), «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», письма об историческом материализме (90-е гг. XIХ в.). Некоторые историки философской мысли считают, что Ф.Энгельс был в большей мере философом, чем доктор философии Маркс, хотя сам Энгельс себя скромно называл «alter ego» Маркса.

С 1844 г. Маркса и Энгельса связывала большая дружба до самой смерти Карла и они создали ряд крупных произведений, работая совместно. Так, в ранний период их совместного творчества были написаны крупные произведения: «Святое семейство, или Критика критической критики», «Немецкая идеология», «Коммунистический манифест» (впоследствии это программное произведение получило название «Манифест Коммунистической партии»). После смерти своего друга завершил работу над «Капиталом» Фридрих Энгельс.

Одна из основных идей марксистской философии – революционное преобразование действительности. Маркс и Энгельс при этом исходили их материалистического понимания истории. Они ее считали объективным общественно-историческим процессом, в котором действуют законы общественного развития. В основе общества – базис, совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается как его порождение надстройка (государство, политика, правовые формы, общественное сознание и т.п.).

В современных им условиях Маркс и Энгельс ударной силой, способной сокрушить капитализм, считали пролетариат. Они оправдывали классовое насилие со стороны пролетариата. Впоследствии Ленин писал, что главное в марксизме – это учение о диктатуре пролетариата. В конечном итоге пролетариат, опираясь на поддержку других классов и слоев населения, после успешной социалистической революции призван выполнить свою историческую миссию – уничтожить классы и эксплуатацию и построить светлое будущее человечества, коммунизм.

3. С конца XIХ в. (после смерти Ф.Энгельса) человеком, распространявшим, развивавшим и видоизменявшим марксизм, стал Владимир Ульянов (Ленин), 1870-1924гг. До него признанными авторитетами в развитии марксизма были лидеры II Интернационала – А. Бебель, К.Каутский, П.Лафарг, Э. Бернштейн, Г. Плеханов, которые много сделали для популяризации и пропаганды марксизма.

Ленин в большей мере, чем Маркс и Энгельс, был практиком, политиком. В области теории он, в отличие от основоположников марксизма, больше внимания уделял субъективному фактору и полагал, что социалистическая революция может победить в одной, отдельно взятой стране, даже если эта страна не передовая в экономическом, политическом, культурном развитии. По его мнению, диктатура пролетариата может быть установлена даже там, где пролетариат не составляет большинства населения. Речь шла о России. Важнейшими факторами победы Ленин считал организованное меньшинство профессиональных революционеров, кризис власти, удачное стечение обстоятельств.

У Ленина имеется ряд собственно философских трудов. Крупнейший из них – «Материализм и эмпириокритицизм», направленный против субъективного идеализма и махизма («эмпириокритицизма») вообще, против русских махистов в частности (А.Богданов, В.Чернов, В.Базаров, П.Юшкевич и др.).

К философскому наследию Ленина относят его десять тетрадей- конспектов и выписок из книг мыслителей, сделанных автором в 1914-1916 гг. и опубликованных в 1929-1930 гг. под названием «Философские тетради». Наиболее важным является содержащийся в них фрагмент «К вопросу о диалектике» - это неосуществленный план большой, специальной научной работы по проблемам диалектики. Неоконченной осталась и работа «Государство и революция» (1917 г.). Философским завещанием принято считать две программные статьи Ленина, написанные им в 1922 году для первых номеров философского журнала «Под знаменем марксизма» (впоследствии – «Вопросы философии»). Ленин призывал бороться с влиянием буржуазного и религиозного мировоззрения, ратовал за прочный союз философов-марксистов и естествоиспытателей-материалистов. Он активно занимался разработкой многогранной проблематики материализма и диалектики, теории познания, общей социологии, подверг философско-методологическому анализу новейшую революцию в естествознании конца ХIХ-начала ХХ вв., сформулировал принципы критики буржуазной философии и др.

Философское наследие Ленина оказало огромное влияние на последующее развитие марксисткой мысли в СССР и за рубежом. Из зарубежных философов, претендовавших на общую приверженность марксизму, наиболее крупными были А.Грамши и П.Тольятти (Италия), Г.Холл, У.Фостер и Г.Аптекер (США), М.Торез и Л.Сэв (Франция), Г.Димитров и Т.Павлов (Болгария), В.Пик и О.Гротеволь (Германия) и др.

Некоторые из «марксистов» были объявлены в СССР правыми ревизионистами (Р.Гароди, Э.Фишер, Г.Петрович и др.). Особую школу поиска идей «аутентичного марксизма» представляет собой Франкфуртская школа аналитиков (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Э.Фромм, Г.Маркузе и др.). К «левым» принято относить деятелей IV («троцкистского») Интернационала, а также лидера китайских коммунистов Мао Цзедуна.

В Советском Союзе многие философы идеалистической и религиозной направленности, а также несогласные с режимом большевистской власти, были репрессированы (умерщвлены, заключены в тюрьмы или сосланы). Еще при Ленине из страны по его распоряжению были высланы такие видные философы, как Н.Бердяев, Н.Лосский, С.Франк, С.Булгаков и др. В 1922 году за рубеж был отправлен целый так называемый «философский пароход», где кроме философов были также деятели других областей культуры. В дальнейшем, в основном в период «Великого террора», в 1937-1938гг., были расстреляны или умерщвлены в лагерях А.Карев, И.Луппол, Я.Стэн, С.Семковский, Г.Шпет, П.Флоренский и множество других мыслящих философов. В 1938 году в «Кратком курсе истории ВКП (б)» была помещена глава «О диалектическом и историческом материализме», авторство которой обычно приписывают либо Сталину, либо его учителю философии – Яну Стэну. В той главе не нашлось места трем основным законам диалектики (вместо их появились «четыре черты диалектики»). Сама глава, а также книга в целом, специальным постановлением ЦК ВКПБ объявлялись «энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма». Догматизм и сервильность в философской области победили полностью и окончательно.

После смерти Сталина, ХХ съезда КПСС, а в особенности с началом перестройки и крушением СССР и «мира социализма» догматизму в области философии пришел конец. Вместо единомыслия утвердился плюрализм мнений.

Марксистско-ленинская теория

Что же все-таки думает советский человек? Является ли официально исповедуемый марксизм-ленинизм его действи­тельной идеологией? Или же это только идеология партийно-государственной иерархии? Или же, наконец, и сама иерархия не верит в то, что проповедуется в миллионах печатных изда­ний и вещается по радио чуть ли не на всех языках мира?

Марксизм-ленинизм именуется у нас передовой и единствен­но научной теорией общественного развития. Каков бы ни был ответ на поставленные выше вопросы, одно можно сказать сразу же: теорией как средством предвидения и планирования марксизм-ленинизм заведомо не является, и никто так к нему не относится, в том числе и партийные иерархи: не настолько они наивны.

Один мой знакомый, работавший в государственном аппа­рате на среднем уровне иерархии, рассказал такую историю. Он получил повышение в должности и вместе с повышением - новый кабинет. Кабинет был отремонтирован, стены заново выкрашены, и, как полагается, надо было украсить их порт­ретами вождей. Мой знакомый зашел на склад - и первое, что ему попалось на глаза, был портрет Маркса; он велел пове­сить его у себя в кабинете. На следующий день к нему зашел его начальник ~ человек, принадлежащий уже к весьма высо­кому уровню иерархии. Увидев портрет Маркса, он скривился:

Фу! Зачем ты этого еврея повесил? Ты бы сказал мне, я бы тебе Ленина дал.

Интересно в этой истории не то, что начальник настроен антисемитски (это-то само собой), а то, что здесь явственно проглядывает пренебрежение к учению, созданному "этим евреем". Советский иерарх - это прежде всего реалист, и как реалист он прекрасно знает, что практическая политика партии ни в какой связи с теорией Маркса не состоит. И его отношение к портретам определяется факторами чисто человеческими: Маркс - еврей, чужой; Ленин - наш, свой, основатель государства.

Любопытно, что иностранные наблюдатели, даже очень хорошо знакомые с жизнью в Советском Союзе, склонны переоценивать роль теоретических принципов или догм в определении конкретных, практических шагов советских руководителей. Недавно я прочитал одну статью Роберта Конквиста , автора книги "Великий террор" - одного из первых фундаментальных исследований сталинской эпохи. В целом это очень интересная статья, содержащая совершенно правильный, с моей точки зрения, анализ взаимоотношений Советского Союза с Западом. Но его оценка роли теории мне представляется завышенной. Р. Конквист пишет:

"Никто, я полагаю, не думает, что Брежнев декламирует "Тезисы о Фейербахе" каждый вечер перед тем, как отойти ко сну. Но все-таки "марксистско-ленинская" вера - это единственное основание для него и для его режима, и не просто вера в частную политическую теорию, но вера в трансцендентальную, всепоглощающую важность этой политической теории. Как заметил Джордж Кэннан: "Дело не столько в конкретном содержании идеологии... сколько в абсолютном значении, связываемом с нею". С этим нельзя не согласиться. Однако дальше мы читаем:

"Но мы можем, в действительности, документально засвидетельствовать - и без большого труда - привязанность советского руководства к конкретным догмам. Вторжение в Чехословакию было ярким проявлением доктринальной дисциплины. Другим поразительным примером является экстраординарный и явно в течение долгого времени обдумывавшийся совет, данный сирийским коммунистам в 1972 году и просочившийся через националистически настроенных членов мест­ного руководства. Было две отдельных серии совещаний с советскими политиками и теоретиками соответственно. И даже первая из этих групп, двое членов которой были идентифици­рованы как Суслов и Пономарев, сформулировала в чрезвы­чайно схоластических терминах вывод, что в соответствии с принципами марксизма нельзя признать существование "араб­ской нации". Или, если взять более важный вопрос, советская сельскохозяйственная система основывается исключительно на догме и является вследствие этого чрезвычайно неэффектив­ной".

С этим я уж никак не могу согласиться. Я охотно верю, что ответ сирийцам по поводу "арабской нации" долго обду­мывался и обсуждался. Но обсуждение шло, несомненно, в чи­сто политическом плане: отвечает ли интеграция арабов в дан­ный момент интересам Советского Союза. Пришли, очевидно, к выводу, что не отвечает. А затем поручили каким-то работ­никам аппарата сформулировать этот вывод в "чрезвычайно схоластических терминах", подобрать необходимые цитаты и т. д. В Чехословакии советские руководители стремились из­бежать заразительного примера - опять-таки с политической точки зрения. А колхозная система была создана Сталиным для решения весьма практической задачи: централизованного управления и выжимания соков из крестьянства. И система эта в своем социальном аспекте не новая: это то, что совет­ские марксисты называют "азиатским способом производства".

Марксизм-ленинизм преподается во всех без исключения институтах, и отношение студентов к этой премудрости весь­ма показательно. Все знают, что не следует пытаться понять ее, а надо только произносить те слова, которые велено произ­носить. Иногда случается, что какой-нибудь добросовестный новичок пытается отнестись к этой науке всерьез как к науке. Он обнаруживает в ней внутренние противоречия и противо­речия с действительностью и начинает задавать преподавате­лям вопросы, на которые те отвечают путано и невразумитель­но, а иногда и вовсе не отвечают. Для однокурсников это слу­жит развлечением на фоне скучных занятий по "общественным наукам". Однако развлечение обычно скоро кончается, так как "любопытный слоненок" обнаруживает, что его любозна­тельность отнюдь не способствует получению хороших отметок. Напротив, за ним устанавливается репутация идейно незрелого , что может иметь весьма неприятные последствия. А чаще всего находится доброжелатель, который - жертвуя развлечением - объясняет товарищу, как надо относиться к марксистской теории...

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Глава 12. Физическая теория и техническая теория. генезис классических технических

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БЫТИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ …Первичная сущность по необходимости должна быть всецело актуальной и не допускать в себе ничего потенциального. Правда, когда один и тот же предмет переходит из потенциального состояния в актуальное, по времени потенция

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

Из книги Диалектическая логика. Очерки истории и теории автора Ильенков Эвальд Васильевич

Из книги Нерешенные проблемы теории эволюции автора Красилов Валентин Абрамович

Часть Вторая. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИИ ДИАЛЕКТИКИ.

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

Из книги Обоснование интуитивизма [ёфицировано] автора Лосский Николай Онуфриевич

3. Марксистско-ленинская философия Полемика между «механистами» и «диалектиками»Сразу же после смерти Ленина советские философы оказались втянутыми в дискуссию, расколовшую лагерь марксистов на две непримиримые группы. В группу «механистов», которую возглавляли Л. И.

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

I. Теория интуитивизма (теория непосредственного усмотрения связи основания и следствия) Суждение есть акт дифференциации объекта путём сравнения. В результате этого акта, при успешном выполнении его, мы имеем предикат P, т. е. дифференцированную сторону

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

17.5.2.3. Текучее время в физике: специальная теория относительности, общая теория относительности, квантовая механика и термодинамика Беглый обзор четырех областей современной физики: специальной теории относительности (СТО), общей теории относительности (ОТО), квантовой

Из книги Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму автора Субетто Александр Иванович

Раздел второй История марксистско-ленинской философии и ее борьбы с буржуазной

Из книги 1. Объективная диалектика. автора

5.5. Ленинская тактика подготовки вооруженного восстания. Сталин о Ленине Революция развивалась. На смену «Новой жизни» (в которой было напечатано 13 статей Ленина и закрытой царским правительством 2 декабря 1905 года) с весны 1906 года стала снова издаваться партийная газета

Из книги Объективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

1. Ленинская концепция материи Философский материализм использует понятие материи в качестве опорного пункта, на котором зиждется вся создаваемая им система представлений о мире. Содержание этого понятия в той или иной разновидности материалистической философии

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

1. Историческая обстановка переходного периода и ленинская методология ее познания Победа Октябрьской революции вызвала к жизни новую эпоху – переход от капитализма к социализму, имеющую свои особенности и характерные черты. Это означало формирование такой

Из книги Диалектическая логика. Очерки истории и теории. автора Ильенков Эвальд Васильевич

2. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИИ. Марксистский философский материализм учит, что материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей. Материя, пишет К. Маркс, "является субъектом всех изменений" . Слово

Из книги автора

Часть вторая. Некоторые вопросы марксистско-ленинской теории