Сознание и самосознание сознание

Сознание и самосознание

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сознание и самосознание
Рубрика (тематическая категория) Культура

Сознание предполагает выделœение субъектом самого себя в качестве носителя определœенной активной позиции по отношению к миру. Это выделœение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей и составляет то, что называют самосознанием . Самосознание может проявляться на различных уровнях и в разных формах. Первая из его форм должна быть названа самочувствием . Это - элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир вещей и людей. Уже простейший акт восприятия внешнего мира предполагает определœенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел, а также изменения, происходящие в его телœе, в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, какой-либо культуре или социальной группе. И, наконец, самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания ʼʼяʼʼ как совершенно особого образования, похожего на ʼʼяʼʼ других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность.

При этом самосознание - не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всœегда самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определœенным, принятым данным человеком идеалом ʼʼяʼʼ, вынесение некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или неудовлетворения собой.

Деятельность сознания и самосознания находятся в неразрывной связи, хотя это и невсœегда четко осознается. Основным свойством сознания является интенциональность, ᴛ.ᴇ. направленность на предметы. Самосознание в данном случае оказывается как бы ʼʼнеявнымʼʼ. Оно активизируется в то время, когда деятельность с внешнего мира переключается на феномены самого сознания. Эта деятельность носит название рефлексии . Важно отметить, что рефлексия, как правило, не просто осознание того, что есть в человеке, а всœегда одновременно и переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

Итак, под самосознанием обычно принято понимать познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, действующего и чувствующего субъекта. Но понятие самосознания шире самопознания. На это обращал особое внимание С.Л.Франк. Заостряя свою мысль, он подчеркивал, что ʼʼсамосознание не есть ни самопознание , ни познание своей душевной жизни ʼʼ. Ведь мы говорим, к примеру, о появлении самосознания у ребенка не тогда, когда он занят познанием своих состояний души, или своего ʼʼяʼʼ, а когда мы подметили непосредственное присутствие в его сознании момента ʼʼяʼʼ, ᴛ.ᴇ. когда в нем мир его личности как особого единства отделяется от предметного мира. Стало быть, самосознание - это прежде всœего наша ʼʼсамостьʼʼ, наше ʼʼяʼʼ. Выразить его своеобразие довольно трудно, ибо оно не есть чистое, абсолютное единство, абстрактная, бессодержательная точка центра душевной жизни; оно сложно, изменчиво и имеет определœенное содержание. Это как бы ʼʼядроʼʼ душевной жизни, центральная часть ее пламени. Это - место, откуда ведется управление душевной жизнью, место, где сосредоточена направляющая энергия сознания.

Проблема самосознания тесно связана с установлением идентичности, ибо человек - это существо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ спрашивает себя, существует ли он на самом делœе и что он такое есть. Для этих целœей служит идентификация как познавательная операция, выявляющая его индивидуальную самость. Значит, личностная идентичность - это не тождественность разных людей: личность должна быть идентифицирована только с самой собой. По этой причине идентичность, по сути дела, не что иное, как проблема границ человеческого Я.

В классической философии утверждалось, что только тождественное сознание делает человека для себя одним и тем же, только тождественное сознание является гарантом тождества личности. ʼʼПоскольку сознание всœегда сопутствует мышлению, - писал Дж.Локк, - и определяет в каждом его Я, то именно в сознании и состоит тождество личности, ᴛ.ᴇ. тождество разумного существа. И насколько это сознание должна быть направлено назад, к какому-нибудь прошлому действию или мысли, настолько простирается тождество этой личностиʼʼ. И когда тождество самосознания нарушается, мы вправе говорить о двух личностях. ʼʼВ случае если для одного и того же человека, - указывал З.Фрейд, - возможно в различное время иметь отдельные, не сообщающиеся друг с другом сознания, то нет сомнения, что один и тот же человек в разное время может образовывать разные личностиʼʼ.

При этом последующий опыт психоанализа и постмодернизма поставил под сомнение традиционное представление о личности, которая равна себе самой, о наличии центра, который ʼʼдержитʼʼ эту идентичность, о критериях обнаружения такого центра. Это новое понимание тождественности Я связано с представлением о диалогической природе сознания. Дело в том, что сам факт моего сознания предполагает выход за его собственные пределы, отношение к сознанию ʼʼсо стороныʼʼ. Как указывал М.М.Бахтин, существование индивидуального Я предполагает ситуацию ʼʼвненаходимостиʼʼ. Разрабатывая метафизику персонологии, Э.Левинас писал: ʼʼПодлинная жизнь личности совершается как бы в точке несовпадения человека с самим собой, в точке выхода за пределы всœего, что он есть как внешнее бытие...ʼʼ. В итоге делается вывод, что унитарная, единая, целостная личность является своего рода идеализацией.

Постмодернисты еще более радикализируют эту позицию. Ж.Деррида вообще ставит под сомнение понятие самотождественности, ᴛ.ᴇ. идентичности. По его мнению, идентифицировать можно только различное, в связи с этим идентичность есть функция дифференциации. Близок к его точке зрения и Ж.Лакан. В целом же постмодернизм понимает личность как множественную, всœегда находящуюся в движении и становлении, а не как строго фиксированную, унитарную и устойчивую.

Фрагментарность личности и внутренняя расколотость ее сознания рассматриваются Ж.Делœезом и Ф.Гваттари как естественный аналог ʼʼразорванностиʼʼ общества. И поскольку граница между нормой и безумием весьма условна, то всякая ʼʼнормальностьʼʼ как вид социального компромисса должна быть отвергнута. По этой причине шизофрения как высшая форма безумия принято понимать французскими философами в качестве главного освободительного начала и главной революционной силы общества.

Все это говорит о том, что феномен самосознания оказывается весьма сложным и многообразным, находящимся в непростых отношениях с сознанием и душевной жизнью вообще.

Сознание и самосознание - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сознание и самосознание" 2017, 2018.

  • - YI.3. Сознание и самосознание человека

    В человеке совмещаются такие противоположные начала как тело (биологическое начало) и «душа» (духовное, психическое начало). Как уже отмечалось выше, человек – выходец из животного мира, существо, подчиняющееся биологическим закономерностям. Вместе с тем, он владеет... .


  • - СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

    План. Лекция 2. Проблема признака в дифференциальной психологии. Психологические типы. Основных векторов развития эмоциональной сферы. 1. количественные и качественные изменения, изменение функций эмоций развитие способности к... .


  • - СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

    (продолжение) Мышление– социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. (А.В. Петровский). Классификация... .


  • - Сознание и самосознание

    у Эриха Фромма в книге «Кредо» есть такие слова: «Человек - продукт есте­ственной эволюции, он - часть природы, но, наделенный разумом и самосо­знанием, он превосходит ее». Принадлежность человека ко всему живому пре­имущественно выражена через бессознательное, о котором... .

    Сознание (структура):память,эмоции,воля,внимание,интелект,мышление. РОЛЬ СОЗНАНИЯ В МЫСЛИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ- РУКОВОДЯЩАЯ И ОЦЕНИВАЮЩАЯ, ЭКСПЕРТНАЯ. Если сознание - эксперт, значит, оно мыслит, анализирует, но иначе, чем тот участок мозга, работу которого оно оценивает. Можно... .


  • Сознание и самосознание

    На основании определения сознания как формы отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацеленно на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входит непосредственно в круг предметов индивидуального сознательного опыта. Самосознание выражается “неявным способом”, отражает самого себя и является своего рода личностной интроспекцией. Самосознание – это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.

    По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта самосознание – это единственное, в чем нельзя усомниться. (Если я вижу какой-нибудь предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией, но то, что именно я воспринимаю окружающий мир и, соответственно, я существую, сомнений не вызывает). Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.

    Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:

    – первый называют самочувствием – элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);

    – следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;

    – самый высокий уровень самосознания – сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.

    Феномен самосознания существует не только в различных формах и на различных уровнях, в философии рассматриваются так же механизмы самосознания. К ним относятся:

    – идентификация как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки;

    – атрибуция – неотъемлемое свойство, существенный признак самосознания, раскрывающийся в феномене проекции мира на себя, усмотрении внутреннего самостоятельного развивающегося процесса сознания;

    – рефлексия – размышление, самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний. Важно отметить, что рефлексия представляет собой не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

    Не следует думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию, между ними может существовать разрыв. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально-значимых поступках.

    В виду того, что самосознание человеку дано в динамической форме, существуют представления о качественных феноменах последнего. Американский психолог Г. Олпорт, один из приверженцев диспозиционного направления в психологической науке, полагает, что каждый человек обладает определенным набором устойчивых качеств (черт личности), которые не только делают его уникальным, но и обеспечивают постоянство поведения человека вне зависимости от течения времени и изменения ситуации. Г. Олпорт ввел в научный обиход новое понятие - проприум, который, по его мнению, представляет собой “позиционное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы”.

    Проприум постоянно эволюционирует с момента рождения человека до его зрелости и, благодаря консолидации различных аспектов, на его основе формируется “Я” (самость), как объект субъективного познания и ощущения. Именно сознание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. Или, как утверждают Л. Хьелл и Д. Зиглер, проприум на заключительной стадии своего развития соотносится с уникальной способностью человека к самоосознанию.

    Такая направленность развития личности через преодоление себя и самореализацию роднит теорию Г. Олпорта с гуманистической парадигмой в психологии, например, с концепцией самоактуализации личности А. Маслоу. Самоактуализация, согласно А. Маслоу, это стремление стать всем, чем возможно, реализовать врожденный потенциал личности. В настоящее время категория “самоактуализация” во многом выступает как аналог личностной зрелости. В свою очередь, уровень развития личности отражает степень ее самопознания, осознания своих потребностей и чувств.

    В отечественных, а также зарубежных исследованиях в области самосознания, проводился ряд формирующих экспериментов, в рамках которых может быть использована, так называемая, гуманитарная парадигма. Она предполагает, что знания гуманитарных наук имеют рефлексивную природу. Именно благодаря своей рефлексивной природе, гуманитарная парадигма как бы конкретизирует механизмы развития личности - рост ее внутренней организации на уровне саморазвивающейся системы. Такой подход делает реальным, а не описательным тезис о субъект-субъектных отношениях деятельности, стимулирует познавательную активность последних, способствует познанию других и познанию своей собственной личности.

    С другой стороны, методика формирующего эксперимента, целью которого является исследование влияния художественной перцепции на развитие самосознания в юношеском возрасте, есть не что иное, как один из вариантов концепции развивающего обучения. В зарубежных источниках он известен как эмпатический (способность к сопереживанию, сочувствию) метод, в отечественной психологической теории и практике названный вариант развивающего обучения нашел отражение в педагогике сотрудничества. Эмпатический метод сродни художественному познанию уже тем, что он базируется на восприятии и анализе конкретных ситуаций, взятых из реальной жизни, из теле- или кинофильмов, из газет или книг. Он также предполагает единство чувств и интеллекта, осмысление и участие чувств субъекта познания. Ряд исследователей выделяют три уровня сопереживания ситуации: 1) уровень первых реакций; 2) эмоциональное постижение; 3) рациональное постижение.

    Таким образом, самосознание как составляющая сознания, представляет собой процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта, соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.

    На основании определения сознания как формы отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входит непосредственно в круг предметов индивидуального сознательного опыта. Самосознание выражается “неявным способом”, отражает самого себя и является своего рода личностной интроспекцией. Самосознание - это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.

    По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта самосознание - это единственное, в чем нельзя усомниться. (Если я вижу какой-нибудь предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией, но то, что именно я воспринимаю окружающий мир и, соответственно, я существую, сомнений не вызывает). Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.

    Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:

    первый называют самочувствием - элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);

    следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;

    самый высокий уровень самосознания - сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.

    Феномен самосознания существует не только в различных формах и на различных уровнях, в философии рассматриваются так же механизмы самосознания. К ним относятся:

    • - идентификация От лат. Identificare - отождествлять как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки;
    • - атрибуция От лат. Attributum - присовокупление - неотъемлемое свойство, существенный признак самосознания, раскрывающийся в феномене проекции мира на себя, усмотрении внутреннего самостоятельного развивающегося процесса сознания;
    • - рефлексия от лат. Reflexio - отражение - размышление, самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний. Важно отметить, что рефлексия представляет собой не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

    Не следует думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету - реальному человеку и его сознанию, между ними может существовать разрыв. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально-значимых поступках.

    В виду того, что самосознание человеку дано в динамической форме, существуют представления о качественных феноменах последнего. Американский психолог Г. Олпорт, один из приверженцев диспозиционного направления в психологической науке, полагает, что каждый человек обладает определенным набором устойчивых качеств (черт личности), которые не только делают его уникальным, но и обеспечивают постоянство поведения человека вне зависимости от течения времени и изменения ситуации. Г. Олпорт ввел в научный обиход новое понятие - проприум, который, по его мнению, представляет собой “позиционное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы” Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М., 1993..

    Проприум постоянно эволюционирует с момента рождения человека до его зрелости и, благодаря консолидации различных аспектов, на его основе формируется “Я” (самость), как объект субъективного познания и ощущения. Именно сознание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. Или, как утверждают Л. Хьелл и Д. Зиглер, проприум на заключительной стадии своего развития соотносится с уникальной способностью человека к самоосознанию.

    Такая направленность развития личности через преодоление себя и самореализацию роднит теорию Г. Олпорта с гуманистической парадигмой в психологии, например, с концепцией самоактуализации личности А. Маслоу. Самоактуализация, согласно А. Маслоу, это стремление стать всем, чем возможно, реализовать врожденный потенциал личности. В настоящее время категория “самоактуализация” во многом выступает как аналог личностной зрелости. В свою очередь, уровень развития личности отражает степень ее самопознания, осознания своих потребностей и чувств.

    В отечественных, а также зарубежных исследованиях в области самосознания, проводился ряд формирующих экспериментов, в рамках которых может быть использована, так называемая, гуманитарная парадигма. Она предполагает, что знания гуманитарных наук имеют рефлексивную природу. Именно благодаря своей рефлексивной природе, гуманитарная парадигма как бы конкретизирует механизмы развития личности - рост ее внутренней организации на уровне саморазвивающейся системы. Такой подход делает реальным, а не описательным тезис о субъект-субъектных отношениях деятельности, стимулирует познавательную активность последних, способствует познанию других и познанию своей собственной личности.

    С другой стороны, методика формирующего эксперимента, целью которого является исследование влияния художественной перцепции на развитие самосознания в юношеском возрасте, есть не что иное, как один из вариантов концепции развивающего обучения. В зарубежных источниках он известен как эмпатический (способность к сопереживанию, сочувствию) метод, в отечественной психологической теории и практике названный вариант развивающего обучения нашел отражение в педагогике сотрудничества. Эмпатический метод сродни художественному познанию уже тем, что он базируется на восприятии и анализе конкретных ситуаций, взятых из реальной жизни, из теле- или кинофильмов, из газет или книг. Он также предполагает единство чувств и интеллекта, осмысление и участие чувств субъекта познания. Ряд исследователей выделяют три уровня сопереживания ситуации: 1) уровень первых реакций; 2) эмоциональное постижение; 3) рациональное постижение.

    Таким образом, самосознание как составляющая сознания, представляет собой процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта, соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.

    Я ухожу в себя и открываю целый мир!

    И. Гёте

    Органами личностного саморазвития человека являются его сознание и самосознание. Обратимся к их характеристике.

    Сознание.

    Издавна людей интересовал вопрос, что такое человек, чем он отличается от животных? Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике. Человек - это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и использующее орудия труда. Как видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание является главным отличительным признаком человека от животных, и оно является тем орудием, которое использует человек в ходе построения себя.

    История проблемы сознания как особого психологического органа человека начинается с работ Р. Декарта. Утверждение, что именно человеческос сознание, природа психических конструктов человеческого существа являются источником внешней формы реальности - главное в революции, произведенной в философии И. Кантом.

    В то же время определить, что такое сознание, оказалось сложным делом, гораздо более сложным, чем дать определение человека. Обычно в специальных словарях сознание определяется как высший, свойственный только человеку, уровень развития психики. Однако такое определение не отражает всего его многообразия и специфики. Имеются и более сложные, трудные для запоминания определения, в которых тем не менее предпринимается попытка выделить наиболее существенные признаки сознания. Для примера приведем лишь одно из них, данное отечественным философом и психологом А. Г. Спиркиным. По его мнению, «сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировапии поведения человека» [Спиркин, 1972, с. 83]. Если попытаться расшифровать это определение и перевести его на более понятный уровень, то следует констатировать следующее:

    • - во-первых, сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей действительности; многим животным это не доступно, другими словами, для человека окружающий мир начинает выступать как объективная (т.е. не зависящая от него) реальность, в итоге чего возникает способность к разграничению но тину «Я - не Я»;
    • - во-вторых, человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;
    • - в-третьих, люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ставить и достигать жизненные цели;
    • - в-четвертых, мы пристрастно относимся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т.п.

    Современные представления о сознании существенно изменились. Сознание в настоящее время, как указывает Д. А. Леонтьев , не сводится к психике и понимается как регулятор бытия: оно осмысляется, во-первых, как несводимое к осознанию, как «уровень, включающий в себя “механизмы” многих уровней разной “бессознательности”» (А. Н. Леонтьев); во-вторых, как бытийствующее сознание, постоянно выходящее за пределы самого себя и не укладываемое ни в одно определение (М. К. Мамардашвили); в-третьих, как направленное не только вовне, но выполняющее также существеннейшую функцию (точнее, систему функций) соотнесения, упорядочивания, трансформации ценностносмысловых структур, определяющих бытие человека в мире (Ф. Е. Василюк). Сознание определяется как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности [Петренко, 2010].

    Сознание имеет сложную структуру. В современной психологии заслуга в выделении структуры сознания принадлежит В. П. Зинченко . Опираясь на три основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл, описанных А. Н. Леонтьевым, В. П. Зинченко дает характеристику трем слоям сознания: бытийному, рефлексивному и духовному.

    Бытийный слой образуют биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Чувственная ткань - обобщенное наименование различных перцептивных категорий, из которых строится образ.

    Рефлексивный слой образуют значение и смысл. В психологической традиции, как отмечает В. П. Зинченко, этот термин в одних случаях употребляется как деловое значение слова, в других - как значения, репрезентирующие содержание общественного сознания, усваиваемого индивидом. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что оно в силу принадлежности живому индивиду и реальной включенности в систему его деятельностей всегда страстно. Как говорил в свое время А. Н. Леонтьев, смысл - это «значение-для-меня».

    В духовном слое сознания, как показывает В. П. Зинченко, человеческую субъективность представляет «Я» в его различных модификациях и ипостасях. В качестве объективной образующей в духовном слое может выступать «Другой» или, точнее, «Ты». Духовный слой сознания, конструируемый отношениями «Я - Ты», формируется раньше или как минимум одновременно с бытийным и рефлексивным слоями. Духовный слой может быть охарактеризован слоя актами субъективации объективного и объективации субъективного. К первым относятся подражание, сочувствие, сопереживание, духовный поиск, овладение, одним словом - интериоризация или интроекция опыта. Ко вторым - опредмечивание собственного «Я», самоидентификация, самореализация (когда есть что реализовать), построение «Я-концепции». Иначе говоря, - различные формы трансцендирования «Я», которые можно обозначить как экстериоризацию или экстраекцию. Результаты этих сложных форм деятельности могут быть существенными. «К самым значительным результатам, как указывает В. П. Зинченко, относятся осознающая свое место в мире личность, способная к свободному, ответственному действию-поступку» [Зинченко, 2006, с. 2291.

    Самосознание. Что же такое самосознание, как оно соотносится с сознанием? Если выразиться очень просто, самосознание есть то же самое сознание, но направленное на себя. Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я - не Я», в ее центре находится «Я», которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Если же вместо «не Я» внешнего мира поставить «Я», образуется система «Я - Я», и мы получаем абсолютно иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек, обладая сознанием, неизбежно обладает и самосознанием, т.е. способностью к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, самоконтролю и саморегулированию. На основании сказанного дадим определение самосознания. Самосознание - это деятельность «Я» как субъекта по познанию (или созданию) образа «Я» («Я-концепции»), в свою очередь, образ «Я», включаясь в структуру «Я» как субъекта, выполняет саморегулирующую (управляющую) функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ «Я», «Я-концепция». Это в свою очередь выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля, а также для осуществления актов саморазвития.

    Самосознание работает по принципу постоянного взаимодействия («Диалога») разных аспектов «Я», где активно задействованы механизмы самопознания, эмоционально-ценностного отношения, с одной стороны, и саморегулирования и самоконтроля, с другой.

    Своеобразным продуктом этого взаимодействия является осознание себя, «Я-концепция». Согласно современным представлениям, «Я-концепция - это сложная, многокомпонентная, многоуровневая и представленная в переживаниях человека система». С ней согласуются ценности, смыслы и цели, поступки и поведение, эмоции и чувства, жизненные достижения, психическое здоровье и успех в деятельности, общении и познании, опыт и ожидания личности. Это комплексное личностное образование и механизм, который интегрирует индивидуальность, компоненты сознания, самосознание, самопознание, саморегуляцию и образ «Я» [Агапов, 2011, с. 158].

    Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знания о себе, т.е. своеобразная картина собственной личности. Например, человек говорит о себе: я умный, общительный, немного эгоцентричный, внимательный, приятной наружности и т.д. На эту «картину» тут же накладывается отношение. Например: в целом я собой удовлетворен и принимаю таким, какой есть, - высокое самоуважение. Возможны разные варианты: удовлетворен своими способностями, но не удовлетворен внешностью и многие другие. Проявленная картина того или иного качества в структуре «Я-концепции» или «Я-концепция» в целом подвергаются оценке путем сравнения себя с другими людьми или каким-то идеалом (литературный герой, придуманный идеал и др.). В результате формируется самооценка: высокая, средняя, низкая, адекватная - неадекватная, устойчивая - неустойчивая, которая вносит свои коррективы в уровень эмоционального отношения к себе, обогащая также знания и представления о себе. Наконец, у человека возникают определенные мысли о себе, о своих качествах и свойствах личности, о личности в целом, о своем отношении к себе, своих самооценках за счет функционирования особого механизма, который называется рефлексией. В результате отыскиваются причины низких или высоких самооценок, удовлетворенности - неудовлетворенности собой, формируются намерения самосовершенствоваться или, наоборот, все оставляется, как есть.

    Понятно, что человек может выделять в себе разные аспекты «Я»: физическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, и в отношении каждого аспекта выстраивать свое представление о нем, формировать частные

    «Я-концепции». Кроме того, все эти аспекты в рамках «Я-Реального», «Я-Идеального», «Я-Зеркального» могут еще рассматриваться и во временном континууме.

    Попытаемся теперь описать некоторые общие психологические особенности, которые расширяют наши представления о «Я-концепции» человека. К ним можно отнести следующие.

    Полнота - фрагментарность «Я-концепции » - определяется тем, насколько полно и обстоятельно человек знает свою личность, насколько взвешенно может объяснить, в том числе и самому себе, почему он такой, а не иной, чем обусловлены его сильные и слабые стороны.

    Глубина - поверхностность знаний о себе - способность познать себя не только на уровне сознания, но и на уровне бессознательного, а также того, что знают о человеке другие люди и что первоначально с трудом поддается самоанализу. Поверхностное знание, наоборот, характеризуется отрывочностью, несистематичностыо и только того, что доступно быстрому осознанию.

    Гармоничность - конфликтность «Я-концепции» - определяется тем, насколько различные части личности, даже противоречивые, «уживаются» друг с другом, составляя целостное единство, которое и осознается человеком как таковое. С конфликтной «Я-концепцией» мы имеем дело тогда, когда человек отождествляет себя с какими-то определенными качествами и отвергает другие или когда он одним и тем же в себе и удовлетворен, и не удовлетворен одновременно, когда возникают коллизии между «Хочу», «Могу» и «Надо».

    Адекватность - неадекватность представлений о себе - еще одна важная характеристика. Суть ее понятна. Человек может создать такой образ самого себя и поверить в него, какой на самом деле не соответствует действительности и приводит к конфликтам с реальностью, причины этого конфликта, как правило, приписываются другим. Адекватная же «Я-концепция» - залог более успешного приспособления к миру, к другим людям.

    Устойчивость - динамичность « Я-концепции » может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, это временной аспект. Он характеризуется тем, насколько человек способен сохранять устойчивое представление о себе в течение определенного промежутка времени. Во-вторых, это аспект личностного роста, определяемый тем, насколько быстро по времени человек способен расширять и углублять представление о себе, самосовершенствоваться в случае необходимости.

    Принятие - непринятие себя - существуют люди, которые обладают низким самоуважением, считают себя значительно хуже других, в результате у них формируется низкий уровень самопринятия. Низкое самопри- нятие приводит либо к борьбе с собой, либо к смирению и апатии, а иногда и к мыслям о самоубийстве. Считается, что для полноценной жизни человек должен обладать высоким самопринятием даже тех качеств, которые с точки зрения других не являются положительными. С этим вполне можно согласиться, однако с одной существенной оговоркой: высокий уровень самопринятия только тогда дает положительный эффект, когда он органически сочетается с тенденцией к позитивному саморазвитию. Без этого самопринятис перерастает в снобизм и самодовольство.

    Самосознание и внутренний мир человека. Конкретным содержанием субъективного в человеке является его внутренний мир или субъективная реальность. В настоящее время существуют различные подходы к пониманию внутреннего мира. Мы коротко остановимся только на двух - гуманитарном и естественнонаучном.

    В рамках гуманитарного подхода основное внимание уделяется душе, как интегральному понятию, выражающему суть внутреннего мира человека. Понятие души - краеугольный камень в понимании сущности человека. По утверждению О. Вейнингера 119971, всем гениальным людям свойственно твердое, окончательное, не требующее доказательств убеждение, что у них есть душа. Он полагал, что вера в душу есть все, что угодно, только не суеверие и не простой обман духовенства. Душа, по мысли

    О. Вейнингера, - это единственное, что обладает абсолютной, бесконечной ценностью на свете. Слово «душа» с давних времен употребляется как в разговорном, так и в литературном языке. Но далеко не каждый из тех, кто употребляет его в своей речи, верит в существование души как особой субстанции. Здесь важен опыт переживания собственной души, открытие ее, общение с нею или принятие свидетельств других людей, переживших подобный опыт.

    Представители этого направления считают, что «душа» не должна являться предметом исследования научной психологии, поскольку последняя не имеет такого инструментария, с помощью которого можно было бы препарировать «душу». Психология, если она хочет оставаться научной, должна ясно сознавать свои ограничения. Наиболее отчетливо эта мысль проводится в работе Б. С. Братуся, которая посвящена душе и ее «жизни» в психологии . Он подчеркивает, что душа, с точки зрения религиозных представлений, не входит, не вмещается в психологию, равно как не растворяет психологию в себе; «религиозно-философский и конкретнопсихологический уровни не сводимы один к другому, не подменяемы один другим» [Там же, с. 77]. Психология как научная дисциплина должна остаться на психологическом уровне изучения человека, согласившись с определением «Я» человека, его души и духа как особых метафизических реальностей, и именно как научная дисциплина психология обязана принимать во внимание реальность этих «нереальностей».

    При естественнонаучном подходе к внутреннему миру человека предпринимается попытка объективировать это внутреннее содержание психики, понять законы функционирования внутреннего мира и т.п.

    Откуда же берется внутренний мир? Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, и в ходе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности.

    В науке установлено, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В результате иодобного отражения, как писал А. Н. Леонтьев , возникает Образ Мира. Но такой образ нс является простым слепком внешнего мира, человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности.

    Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга. Внутренний мир существует по своим особым законам. В своих работах В. Д. Шадриков 120041 выделяет и описывает четыре таких закона.

    Первый закон : «Внутренний мир человека эволюционирует и функционирует по вероятностным законам». Развитие внутреннего мира осуществляется по закономерностям, отражающим внешнее воздействие. Не меньшую роль при этом играют отдельные события. Один поступок может изменить всю жизнь человека, все его мировосприятие.

    Второй закон : «Нельзя предсказать величину воздействия на внутренний мир любых возмущений начальных условий». Случайное слово может остаться незамеченным, а может вызвать цепь размышлений, которые приведут в движение весь внутренний мир. Следовательно, как отмечает автор, внутренний мир принадлежит к неустойчивым системам. Такая неустойчивость не только приводит к непредсказуемости поведения человека, но и является стимулом для творчества и новаций.

    Третий закон : «Внутренний мир человека является самоорганизующейся системой». Внутренний мир в своей самоорганизации стремится к устойчивости и стабильности. Это находит выражение в преодолении чувства неопределенности, в стремлении перейти на стереотипные формы поведения. Устойчивое состояние нарушается мотивацией и внешними воздействиями, что побуждает человека к постановке новых задач, решить которые при помощи отработанных форм поведения невозможно.

    Четвертый закон : «Во внутреннем мире нет эквивалентности между прошлым и будущим, между которыми стоит настоящее». Развитие внутреннего мира отражает стрелу времени и характеризуется необратимостью. Человек никогда не может быть таким, каким он был, как бы он к этому не стремился. В своих воспоминаниях человек действительно может вернуться к определенным периодам и событиям своей жизни. Но он не может вернуться к внутреннему миру, характеризующему его в эти моменты. Воспоминания всегда осуществляются с позиций настоящего внутреннего мира с соответствующими оценкам и переживаниями.

    Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время. Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. Обратимся вначале к характеристике внутреннего пространства личности. В психологии данное понятие используется достаточно активно. Это очень удобный и понятный конструкт, который позволяет в доступной форме описать внутренний мир человека. В то же время внутреннее пространство есть лишь часть психологического пространства человека. Психологическому пространству посвящено немало работ в зарубежной и отечественной психологии. На наш взгляд, наиболее интересным является подход В. А. Петровского, который выделяет и описывает семь пространств существования личности .

    • 1.«Во мне - со мной». Это - область существования «бессознательного» в топологической модели 3. Фрейда, «коллективного бессознательного» К. Юнга, «демонов» Э. Берна и др.
    • 2. «Во мне - при мне». Это - область существования «темных чувствований» И. М. Сеченова, «предсознательного» в топологической модели
    • 3. Фрейда, «краевых фигур (монстров)» А. Минделла, «дорефлексивного» Ж. П. Сартра, «подсознательного организмического функционирования» К. Роджерса.
    • 3. «Во мне - у меня». Это - область существования cogito («мыслю») Р. Декарта, «сознательного» 3. Фрейда, «объективации» Д. Н. Узнадзе, «сознательного внимания» К. Роджерса, «зоны осознания» Ф. Перлза, «переживающего Я» Берна, «осознания своего духовного Я» В. Франкла.
    • 4. «Мною и мне». Это - область контактов и взаимопревращений двух сфер бытия: во мне и вне меня. Там содержатся накапливаемый подсознательный опыт (не достигающий статуса переживаемого), «давление среды» В. А. Лефевра, рефлекторные импульсы в ответ на телесные и средовые воздействия, «инстинктивные влечения» 3. Фрейда, «идеомоторные акты» II. Жане, «возбуждение» Ф. Перлза, «первичные» и «фиксированные установки» Д. Н. Узнадзе.
    • 5. «Вне меня - у меня». Так можно описать все то, что, не будучи мною, я отношу к себе, защищая от посягательств. То внешнее, которым обладает внутреннее. К категории «вне меня - у меня» относятся «физическое Я» У. Джеймса, «переходные объекты» Д. Винникотта и др.
    • 6.«Вне меня - от меня». Такова область существования результатов и последствий моей активности, мое бытие в другом человеке, ощущаемое им как несомненная реальность. В субъективном пространстве «Другого» я существую как интроект (интернализированный Другой).
    • 7. «Вне меня - из-за меня». В этом пространстве сосредоточены значимые проявления моего присутствия в жизни других людей. Здесь используется в термин «персонализация»: во мне видят личность, если я способен быть источником значимых изменений в жизни других людей.

    Как видим, у В. А. Петровского описаны пространства по принципу перехода от внутреннего к внешнему. В то же время в психологии имеются работы, где предпринимается попытка описать непосредственно внутреннее пространство в континууме пространственно-временной структуры. Сошлемся здесь на факты, полученные отечественным психологом Т. Н. Березиной , которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека.

    По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении - это форма существования психологического вообще, а в более узком - форма существования внутренних образов, понимаемые Т. Н. Березиной как субъективные формы объектов. Они выполняют информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека. В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу. Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т.д.? Где вы находитесь - внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве.

    Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во-первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существование параллельного времени и др. Для примера рассмотрим факты ускорения - замедления субъективного времени, поскольку каждый из нас знает об этом из личного опыта. Если мы заняты чем-то интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно. Для нас субъективно оно как бы останавливается. Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно, оно так же как бы останавливается, но природа такой остановки другая, чем в том случае, когда мы его не замечаем. По истечению нескольких недель или месяцев, наоборот, тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, - воспринимается как одно мгновение.

    Структура сознания. Основные характеристики сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Понятие самосознания. Развитие самосознания и «Я-концепция».
    Сознание и самосознание

    Сознание - высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В созна­ние человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

    Выделяют следующие свойства сознания:


    • построение отношений,

    • познание

    • переживание.
    Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира , а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям . В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания , образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

    Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах и возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

    1. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:


    • биодинамические свойства движений, опыт действий;

    • чувственные образы.
    2. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

    • значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия;

    • смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

    Основные характеристики сознания:


    1. Активность – избирательность психического отражения, дифференциация психических образов по степени значимости для субъекта.

    2. Интенциональность – направленность сознания на объект, предмет, образ.

    3. Рефлексивность – способность к критическому самонаблюдению за своим состоянием.

    4. Мотивационно – ценностный характер сознания.

    Сознание

    Бессознательное

    Актуальное сознание

    Рефлексивное сознание


    Самосознание

    Самосознание высший вид сознания, возникший как результат развития самосознания (С. Л. Рубинштейн) Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» (самосознание).

    Самосознание - это осознание индивидом своей физиче­ской, интеллектуальной, личностной специфики, националь­ной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений.

    Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не воз­никает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяже­нии его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по B.C. Мерлину):

    1. Сознание отличия себя от остального мира.

    2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельно­сти.

    3. Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.

    4. Социально-нравственная самооценка, самоуважение, ко­торое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

    В структуре самосознания можно выделить:

    1. Осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).

    2. Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реаль­ное Я» и «Идеальное Я»).

    3. Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).

    4. Эмоциональное, чувственное представление о себе.

    Кроме самопознания (интеллектуальный аспект познания се­бя), самоотношения (эмоциональное отношение к самому себе), самооценки (оценку самого себя) самосознание включает в себя:

    * отношение к другим людям;

    * ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).


    Отношение к другим людям, осознание этого отношения включают в себя:

    1. Эгоцентрический уровень отношений: отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Ес­ли мне помогают, то - хорошие люди»).

    2. Группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он - хороший»).

    3. Просоциальный уровень («Другой человек - это само­ценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть. Поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы поступи­ли с тобой»).

    4. Эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с Богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому человеку»).
    Структура сознания человека:

    Структура сознания - это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания поэтому необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.

    Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью , взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности.

    Константность сознания - это относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня - это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности. Динамичность же сознания - это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.

    Следует, однако, отметить, что каждый акт сознания как целостный, константный и ограниченный в течение этого длительного и динамичного потока сознания всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение . Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве . Так, познание - это процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности истинных знаний об объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной формой познания является ощущение , высшей - творческое мышление .

    Знания - это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком. Психологически в основе знаний лежат мышление и память . Но знания человека включают в себя и первосигнальные ощущения, свойственные и животным. Последние лежат в основе процесса узнавания, свойственного и человеку, хотя и приобретающего у него более сложную форму и тесную связь с усвоением.

    Отметим, что усвоение - это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий. Переживание - это одна из форм, один из компонентов сознания, не содержащий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в форме удовольствия или неудовольствия (сострадания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Эти три пары переживаний обычно рассматривают как простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства.

    Отношение - (последний) компонент акта сознания; в нем проявляется активность последнего и его обратная связь с отражаемым миром. Сознание - это не только отражение, но и отношение человека к окружающему; при этом отражение и отношение не внеположны. Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям. Теснее всего отношения связаны с эмоциями и чувствами; наиболее отчетливо они проявляются в волевых актах.

    Сознательные, личностные отношения представляют высшую форму психических отношений и начинаются с противопоставления «Я» и не-«Я», то есть с появления сознания и личности. Для человека личностные и психические отражения совпадают, поскольку субъективный компонент человеческой психики - это и есть сознание, а личность - человек как носитель сознания. Поскольку сознание может быть разной степени ясности и различного уровня, постольку по этим же критериям многообразны и личностные отношения.

    Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что совершается с ним. Активность личности проявляется в характерных для нее мотивах поведения, установках, отношениях, способах действия, то есть в многообразной деятельности , направленной на преобразование объективной реальности. Она находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает. Все внешние воздействия на человека в свою очередь оказываются преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью. Личностные отношения - это отражение тех объективных отношений, в которых предметы и явления реального мира находятся в определенной связи с данной личностью - субъектом познания.

    Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе и коллективом работников юридического труда, где повседневно совершаются «социальные факты» (явления взаимопомощи, дружбы и т.д.). В каждой группе, коллективе существуют личности с отчетливо выраженными личностными отношениями; нередко ряд личностей выявляют более или менее одинаковые отношения. Они-то и определяют отношения группы в целом. Правильное понимание и использование личностных и межличностных отношений важно как для психологической теории, так и для юридической деятельности.

    Уровень ясности сознания - еще одна сторона структуры сознания. Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное сознание . Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к бодрствованию.. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание.

    Самосознание - это осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива. Иногда личность связывают не с сознанием в целом, а только с самосознанием. Такая точка зрения сужает понятие личности. Однако чем выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества.

    Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств: активность, константность, целостность, преемственность и ясность.

    Сознание всегда проявляется в деятельности, и его структура в каждый определенный отрезок времени соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком в этот отрезок времени. Однако эти структуры только соответствуют друг другу, но не тождественны, как едины, но не равнозначны сознание и деятельность.
    Структура самосознания:


    1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

    2. осознание своих реальных и желаемых качеств («реальное Я» и «идеальное Я»);

    3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

    4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

    Самосознание включает в себя

    Самопознание – интеллектуальный аспект познания себя

    Самоотношение – эмоциональное отношение к самому себе



    • отражательная;

    • регулятивно – оценочная

    • рефлексивная

    • порождающая (творчески - креативная)

    основные функции сознания

    Сознание

    рождается в
    отражает бытие

    творит бытие

    Развитие самосознания на различных этапах развития ребенка


    Возрастной период

    Ведущий тип деятельности

    Особенности самосознания

    1-3 года

    раннее детство



    Предметная деятельность

    Становление элементарного самосознания «Я – сам».

    Начало развития способности к саморегуляции.



    3-6 лет

    дошкольное

    детство


    Игровая деятельность

    Самоутверждение (3-4 непослушание, упрямство «Я – сам смогу», «Я – сам знаю»,

    развитие автономии, освоение норм поведения взрослых, 5-6 гармонизация отношений

    со взрослыми); складывается самооценка, самокритичность;

    осознание себя во времени.



    6-11

    младший школьный

    возраст


    Учебная деятельность

    Развитие рефлексии (умения осознавать то, что делает и аргументировать,

    обосновывать свою деятельность); развитие саморегуляции, произвольности

    поведения; формирование внутреннего плана действий; становление самооценки


    11-14

    подростковый

    возраст


    Общение со сверстниками

    Формирование самосознания своего «Я – идентичности» (чувство взрослости,

    самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности)



    14-18

    ранняя юность



    Учебно –

    профессиональная деятельность



    Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»,

    формирование мировоззрения, социальная ориентация личности, поиск смысла жизни.


    Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, для развития детской психики характерны семь качественно различающихся периодов.


    1. Период новорожденного (до 2 мес) характеризуется простейшими ориентировочными реакциями, формированием процессов ощущений (как первых признаков восприятия) и «реакцией оживления» (улыбка) в ответ на приближение говорящего человека..

    2. Период раннего младенчества (2-6 мес) : развитие предметного восприятия, оперирование игрушками, развитие простых двигательных актов руками.

    3. Период позднего младенчества (6-12 мес ): первоначальные навыки совместных действий со взрослыми (через предметы, игрушки), осмысленные реакции на некоторые слова, признаки речи, подражание взрослым.

    4. Ранний предшкольный период (1~3 года): появление основных функций мышления через манипу-лятивные игры с предметами, формирование отношений к внешнему миру, попытки самостоятельных действий («Я сам»).

    5. Дошкольный период (3~7 лет): несоответствие между возможностями и желаниями преодолевается через сюжетные, насыщенные содержанием ролевые игры, формирование воображения. Активное усвоение норм и правил поведения, начало формирования характерологических черт личности.

    6. Период младшего школьного возраста (7-12 лет): интенсивное развитие всех познавательных психических процессов (мышления, памяти и др.) и свойств личности. Важнейшие факторы развития -школьный коллектив, общие цели и задачи ведущей деятельности (учебы). Более глубокое осознание половой дифференциации.

    7. Подростковый и ранний юношеский период (13¬18 лет): устремленность к самореализации, ориеитация на будущую жизнь, стереотипы полового поведения, определенность психологического портрета личности.

    8. В последующие годы психика не представляет собой нечто застывшее и неизменное. Эти годы сегодня называют акмеологическим периодом развития психики человека. Это период наивысшего развития личностных и профессионально-деловых характеристик человека. По мнению Б. Г. Ананьева (1907-1972), онтогенез взрослого человека включает две характерные фазы:
    - от юности до начала среднего возраста (примерно 35 лет) наблюдается качественный рост ряда психических функций (внимания, памяти, общего интеллекта), а затем начинается медленный спад;

    От «раннего» среднего возраста и примерно до 60 лет наибольшее развитие получают лишь те характеристики индивида, которые мотивированы его профессиональной деятельностью, значимыми занятиями и увлечениями.


    Поздние периоды жизни человека также имеют различные условные классификации (пожилые люди, старческий возраст, долгожители). Здесь наблюдается общее снижение возможностей психических функций. Вместе с тем эти процессы глубоко индивидуальны. На скорость их протекания оказывают влияние степень активности индивида, его творческая устремленность, структура мотивов и целей.

    Понятие Я-концепции

    Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

    В психологии под самосознанием, или "Я", понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса.

    В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания, его развитие на протяжении жизни человека, появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д.

    Во втором случае рассматриваются в большей степени: форма этого опыта, его структура и организация, его функции в жизнедеятельности человека .

    В вопросе классификации различных сторон самосознания, или "Я"-феномена, важными являются два критерия: Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах :


    • "Я" как представитель определенной профессиональной группы;

    • "Я" как член семьи;

    • "Я" как член определенных общественных организаций и т.д.
    Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя. Временная точка зрения на себя: "прошлое Я" - каким я был раньше; "настоящее Я" - какой я сейчас; "будущее Я" - каким я вижу себя в будущем.

    С точки зрения различных ценностей: каким я хотел бы быть сам - личные ценности;

    каким меня хотели бы видеть друзья - ценности рефферентной группы. Принятие точки зрения других из своего социального окружения - мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т.д.

    Все эти различные аспекты "Я"-феномена интегрированы в личности в единое целое, в некоторую систему, состоящую из различных, иногда даже противоречивых элементов.


    Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека:

    1. "Я" является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным "Я", т.е. это мое знание, мой опыт.

    2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.

    Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.

    Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена: многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т.п.); многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т.п.).

    Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.

    Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть").

    Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией (Пряжников Н.С., 1996).