Типы обществ. Определение общества в социологии. Типы обществ и их классификация

Общество существовало с давних времен. В широком смысле это понятие включает в себя взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении общество представляется совокупностью людей, которые наделены собственным сознанием и волей и которые проявляют себя в свете определенных интересов, настроений и мотивов. Каждое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция.

Исторически все многообразие обществ можно разделить на три типа: традиционное, или аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Каждый из них обладает определенными особенностями и характеристиками, которые однозначно отделяют одну форму от другой. Тем не менее типы общества хоть и различаются между собой, но выполняют одинаковые функции, такие как производство благ, распределение результатов формирование специфической идеалогии, соцализация человека и многое другое.

Данный тип включает в себя совокупность общественных идей и укладов, которые могут находиться на различных ступенях развития, однако не обладать достаточным уровнем индустриального комплекса. Основное взаимодействие осуществляется между природой и человеком, при этом важная роль отводится выживанию каждого индивида. К данной категории относят аграрное, феодальное, племенное общество и другие. Для каждого из них характерны низкие темпы производства и развития. Тем не менее подобные типы общества обладают характерной особенностью: наличие устоявшейся социальной солидарности.

Характеристика индустриального общества

Оно имеет сложную и в достаточной мере развитую структуру, обладает высокой степенью специализации и разделения трудовой активности, а также отличается повсеместным внедрением новшеств. Индустриальные типы общества образуются при наличии активных процессов урбанизации, роста автоматизации производства, массового производства всевозможных товаров, широкого применения научных открытий и достижений. Основное взаимодействие происходит между человеком и природой, в котором присутствует порабощение окружающего мира людьми.

Характеристика постиндустриального общества

Подобный тип человеческих взаимоотношений обладает следующими особенностями: создание высокоинтеллектуальных технологий, переход к экономике услуг, контроль над различными механизмами, возвышение высокообразованных специалистов и господство теоретического познания. Основное взаимодействие происходит между человеком и человеком. Природа выступает как жертва антропогенного влияния, следовательно, разрабатываются программы по минимизации отходов производства и загрязнения окружающей среды, а также по созданию высокоэффективных технологий, которые могут обеспечить безотходное производство.

Понятия «общество» - самое важное для всех социальных дисциплин, включая социальную философию, философию истории, социологию, историческую науку, или историологию, политическую экономию, культурологию и др. Поэтому в нем необходимо детально разобраться. Обращаясь к анализу смысла слова «общество», мы сразу же сталкиваемся с тем, что оно имеет не одно, а множество значений. Иначе говоря, существует не одно понятие общества, а несколько разных понятий, но выражаемых одним словом, что очень усложняет дело.

Важнейшим признаком общества считается его устойчивость, связанная с интеграцией и стабильностью. Причину этой устойчивости социологи объясняют по-разному. Э. Дюркгейм считал, что устойчивость достигается благодаря единству воли, коллективному сознанию, которое способствует обузданию человеческого эгоизма. Р. Мертон считал, что устойчивость достигается благодаря фундаментальным ценностям, которые усваивает большинство населения, и благодаря этим ценностям происходит регуляция поведения и соблюдение норм совместной жизни. Э. Шилз считает, что устойчивость достигается благодаря воздействию власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру. Все это говорит о том, что однозначно определить факторы устойчивости нельзя.

На ранних этапах развития человеческого общества она достигалась за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства, соседства, основанные на привычке, влечении, эмоциональной основе. По мере роста населения устойчивость связей не могла обеспечиваться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры, которые обладали более устойчивыми социальными связями и отношениями. Социальные структуры общества формировались на основе межличностных контактов, составляя устойчивые взаимодействия и отношения. Постепенно шел отбор наиболее оптимальных принципов и норм регулирования совместной жизни, которые позволяли наиболее эффективно решать собственные задачи. Например, институт денег позволял регулировать товарообмен, институт семьи - брачные отношения, социально - профессиональные общности поддерживают разделение труда.

Все они поддерживают преемственность, без которой трудно было бы обеспечить устойчивость общества. Устойчивость обеспечивается социальными структурами при условии, что они легитимны. Легитимность заключается в том, что большинство населения считают их наиболее целесообразными и поддерживают.

Важнейшей отличительной чертой общества является его автономность и высокая степень саморегуляции. Автономность общества заключается в его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представлять им широкие возможности для саморазвития и самоутверждения.

Саморегуляция общества достигается тем, что общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне.

Кроме того, любое общество развивается через обновление и преемственность. Это достигается за счет того, что каждое новое поколение людей, включается в сложившуюся систему отношений и подчиняется общепринятым правилам и нормам.

Таким образом, общество - это не механическая сумма индивидов, а совокупность социальных связей и социального взаимодействия, поддерживающих и развивающих их институтов и норм.

Исходя из важнейших признаков общества, можно дать следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей, живущих на данной территорией, обладающих автономностью, и устойчивостью к саморегуляции на основе биологического, экономического и культурного воспроизводства.

Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)

Не будем останавливаться на житейских, обыденных значениях этого слова, когда о человеке говорят, например, что он попал в дурное общество или вращается в великосветском обществе. Лишь упомянем об использовании слова «общество» как в быту, так и в науке для обозначения тех или иных общественных и прочих организаций: «Общество соединенных славян», «Южное общество», «Философское общество», «Общество охраны памятников истории и культуры», «Общество взаимного кредита», общества любителей кошек, собак, акционерные общества и т.п.

Если оставить все это в стороне, то выяснится, что в философской, социологической и исторической литературе термин «общество» используется, по меньшей мере, в пяти, хотя и связанных между собой, но все же разных смыслах.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

  • 1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения)
  • 2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом)
  • 3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
  • 4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Что более важно и ценно? Этот вопрос волновал человеческий ум давно, и уже эпоха античности ответила на него. Высказыванию Протагора «Человек есть мера всех вещей» противостояла идея Платона о приоритете общественного целого над личностно-частным.

Видение личности как главной ценности нашло развернутое подтверждение в идеологии либерализма: индивид предстает как самодостаточное существо, наделенное неотчуждаемыми правами -- «правами человека», а общество -- как нечто производное от неограниченной деятельности свободных индивидов.

В других идеологиях отношение к личности более сдержанное. Так, консерватизм рассматривает «права человека» как нечто вторичное по отношению к его обязанностям: роль человека как средства предшествует его статусу как самоценности. Социализм решение всех общественных и личностных задач допускает лишь при наличии направляющей и организующей роли социального целого. При этом речь может идти о самоценности личности, запрограммированной этим целым, соответствующей его идеалу личности. Национализм и клерикализм также отрицают в той или иной форме самоценность индивида.

Различие в выводах о соотношении личности и общества отражает многообразие социально-исторических ситуаций, многообразие групповых и личностных интересов, мировоззренческих ориентаций. На сегодняшний день развитие человеческого общества идет в направлении индивидуализации. Запад в этом отношении является лидером. Но с идеей, что западная модель приемлема для всего человечества, согласны не все.

Одно несомненно: главным богатством грядущего постиндустриального общества будет информация.

Значение человеческого фактора в историческом процессе растет. Общественный прогресс обусловлен развертыванием именно личностного потенциала. Поэтому ставка на свободу самоценности личности оправдана даже с позиций социального целого. Однако индивид должен соотносить свои действия с благом общества. На презумпции высоконравственной личности построена идеология либерализма. Это личность, руководствующаяся категорическим императивом Канта -- «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Суверенная, свободно действующая личность воплощает, тем не менее, тотальность социального бытия.

Здесь речь идет об идеале либерализма. В действительности встречается множество частичных или полных несовпадений устремлений и действий индивидов с интересами общества, и оно вынуждено в той или иной мере ограничивать суверенность и свободу личности. Корректируется и принцип самоценности индивида: он дополняется положениями о его обязанностях по отношению к обществу, о необходимости соответствия некой нормативной модели личности. В случае крайнего обострения ситуации, когда действия индивидов грозят самому существованию социального целого, происходит отказ от принципа самоценности личности, от его «прав человека» и провозглашается приоритет общественного интереса над личным. Ценность индивида рассматривается лишь как ценность средства по отношению к обществу.

Несомненно, на пороге третьего тысячелетия было бы наивно говорить о каком-то заданном едином общественном интересе. В идеале он является некой суммой разнообразных групповых и личных интересов, постоянно меняется и уточняется в ходе общественных дискуссий, тайных и явных компромиссов. Но это в идеале, когда общество функционирует и развивается в нормальном режиме, когда основные интересы социальных групп совпадают, когда правящая элита ответственна, а население политически активно. В условиях социального хаоса, опасности гибели общества в качестве общественного интереса утверждается с определенной долей насилия стратегия наиболее влиятельной и организованной политической силы, сумевшей подчинить общество своей воле.

Такова обычная эволюция соотношения общественного и личного интереса.

На каком этапе этой эволюции находится сейчас Россия?

По сегодняшний день в многочисленных дискуссиях уточняется, стоит ли Россия у порога катастрофы или катастрофа уже наступила. Факт реальной угрозы самому существованию России как социальной системы признан всеми. Общество атомизировано, поведение многих людей анархично: они не желают выполнять никаких обязанностей перед обществом. Границы общества стали прозрачны, сквозь них утекают наиболее ценные общественные ресурсы -- людские, финансовые, информационные. С другой стороны, идет беспрепятственное проникновение преступных элементов, контрабанды, наркотиков, разлагающей население информации. Общество не хочет контролировать свои действия. Ни одна из поставленных целей не достигается: «хотели как лучше, а получается как всегда». Политическая элита, следуя своим кратковременным политическим интересам, выявила безответственность и неспособность предложить обществу ответ на вызов обстоятельств. Она сама и организованные ею политические институты оказались дисфункциональны по отношению к обществу.

Большинство населения не доверяет ни политической элите, ни созданным ею институтам власти, хотя в целом оно не отказалось от мечты превратить Россию в «нормальную европейскую страну».

Население погружено в мелкие радости бытия: все хорошо, только денег не хватает -- таков лейтмотив общественного настроения. Обещание власти «навести порядок», как показали социологические исследования, понимается, прежде всего, как обеспечение своевременной выдачи зарплаты и пенсий. При этом население, однако, не готово к той сознательной и ответственной гражданской активности, к тем обязанностям личности, без которых «права человека» превращаются в словесную декларацию или, еще хуже, служат прикрытием для антиобщественной деятельности. Усыпленный либеральными СМИ, народ не осознает в полной мере масштаба и тяжести проблем, стоящих перед страной: как показали опросы, оптимистов среди населения примерно в три раза больше, чем среди региональной элиты.

Сама же элита -- и центральная, и региональная -- находится в двойственном положении. С одной стороны, либеральная идеология оправдывает их комфортное существование -- уровень материального благосостояния достиг западных стандартов, нет жесткого политического контроля, а псевдолиберальный хаос открывает возможности для быстрого обогащения. С другой стороны, она начинает осознавать, что необходимо установить в стране порядок, хотя он может лишить их привычного безбедного и безответственного образа жизни, а многих приведет на скамью подсудимых. Для них сохранение общественного хаоса, оправдываемого либеральной идеологией, -- это вопрос жизни и смерти. Они хотят под лозунгом «К нормальной европейской стране» привести Россию к стране латиноамериканского типа, где купающаяся в роскоши правящая элита достаточно спокойно воспринимается основной массой нищего населения.

Положение в России требует переноса акцента с интересов личности на интересы социального целого. Как назвать этот функционально необходимый политический режим? Какое идеологическое обоснование он может получить?

Какого-то единого идеологического проекта на сегодняшний день нет. Были попытки представить общество трудящихся, основанное на принципах централизованной экономики и народовластии, или нацию-государство (российскую), или этническую нацию (русскую), или единую веру (православие) и др. Политические силы, выдвигающие эти проекты, заявляют о себе как о патриотах. В левой части спектра патриотических сил доминирует НПСР, где ядром является КПРФ, а в правой части -- Русское национальное единство (РНЕ), КПРФ и часть близких ей политических образований уже сумели стать внушительными, самым большим элементом системной оппозиции. Русское национальное единство находится на положении политического маргинала. Либеральные СМИ характеризуют РНЕ как организацию экстремистскую и даже фашистскую. Враждебно к ней отношение и со стороны КПРФ.

Правы и те и другие. Население, поставленное правящим режимом в экстремальные условия, должно проснуться от политической апатии и оказать сочувствие крайне левым или крайне правым политическим силам. И тому есть причины. Во-первых, население против повторения маразматических явлений позднесоветского периода, слабо верит в то, что коммунисты представляют собой сильную и жесткую власть (подтверждением коммунистического бессилия стал август 1991 г.), опасается очередей, талонов, пустых прилавков. Во-вторых, коммунисты, длительное время входя в систему власти, хотя и в качестве оппозиции, не сумели проявить себя как эффективная политическая сила.

Поставив целью изучить многообразие форм проявления девиантного поведения американский социолог Р. Кевен построила теоретическую модель, описывающую взаимодействия индивида и общества. Она предложила континуум типов поведения от крайней девиации при низшем уровне конформизма, через промежуточные формы более или менее правильного поведения, до крайней девиации при «сверконформизме». Схема Р. Кевен представляет собой кривую Гаусса на горизонтальной прямой, разбитой на 7 равных сегментов.

Рис. 9.

Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные, граждане, так называемые типичные американцы. Формальные стандарты, доминирующие в этой зоне - это социальные нормы. Поведение в зоне D, находящейся в середине континуума называется конформным. Оно вполне регулируется и управляется соответствующими социальными институтами, которые задают официальные нормы и официальные средства контроля.

Те люди, чье поведение попадает в зону B - «недокомформисты». Они вечно спорят, конфликтуют и враждуют с родителями, учителями и полицией. Однако общество не пытается их изолировать и всячески старается исправить их неправильный образ жизни. Те, кто попадает в группу F, являются «сверхконформистами». Молодежь из этой зоны расположена вдоль наружной границы приемлемого поведения и рискует быть исключенной из нормальной социальной деятельности. Им свойственно заниматься самокопанием и критикой. Взрослые пытаются убедить их быть более непринужденными, веселыми и непосредственными. Людей, чье поведение находится в зоне B или F можно квалифицировать как маргинальных индивидов. Окружающие люди либо с удовольствием принимают их в свой круг, либо отталкивают.

Самые экстремальные зоны - A и G - это больше, чем просто отклонение от принятых норм. Это область отчужденного и противостоящего поведения. Молодежи с таким поведением не так много, она всегда в меньшинстве, но она образует контркультуру со своими ценностями, иерархией отношений, методами контроля, механизмами распределения ролей. Мальчиков из зоны G обзывают «очкариками», «любимчиками учителей», «рохлями» и т.п. Мальчиков из зоны А называют иначе: «трудновоспитуемые», «хулиганы» и т.п.

Таким образом, в зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиации можно расположить вдоль некоторого континуума. На одном его полюсе разместится категория лиц, проявляющих максимально осуждаемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги. На другом - категория с максимально одобряемыми отклонениями от нормы: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. По результатам статистических подсчетов в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих категорий пришлось бы примерно по 10 - 15% общей численности населения, и порядка 70% пришлось бы на «твердых середняков».

Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а взаимодействуя с окружающей средой в целом, и с другими индивидами, в частности. Социальная среда систематически влияет на индивида, а он, в свою очередь, оказывает обратное влияние на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, обладающей системными качествами, то есть качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Социальная система может быть представлена в пяти аспектах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимодействие, имеющее своим следствием становление социальных отношений и образование социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (место жительства, трудовой коллектив); 4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 5) как совокупность норм и ценностей определяющих характер и содержание деятельности (поведение) элементов данной системы.

Первый аспект, характеризующий социальную систему связан с понятием индивидуальности, второй - социальной группы, третий - социальной общности, четвертый - социальной организации, пятый - социального института и культуры.

В широком смысле термин “общество” означает часть материального мира, который в свое время обособился от природы. Следствием этого явилась исторически сложившаяся форма жизнедеятельности людей.

В узком смысле под “обществом” можно понимать:

  • а) общество - это исторически конкретный тип социальной организации, соответствующий определенному этапу человеческой истории, например, феодальное, капиталистическое и другие общества;
  • б) общество - это конкретный социальный организм, имеющий определенные пространственно-временные координаты, например, российское, американское общества;
  • в) общество - это самое большое объединение людей, живущих на общей территории и взаимодействующих друг с другом, например, империя.

Для понимания специфики общества необходимо установить каким образом люди выделяются из природы. Этому способствуют три фактора:

  • 1) общественно-историческая практика, или труд, с помощью которого человек приспособился к окружающей среде, изменил ее и создал искусственную среду, так называемую “вторую природу”. Осуществленные преобразования создали дополнительные средства для жизни людей;
  • 2) коллективный характер деятельности людей. Человек является существом общественным, не способным в одиночку обеспечить свою жизнь. Поэтому каждый индивид стремится к общению, взаимодействию с другими индивидами. Это не исключает формирование в коллективе неповторимой личности, ее индивидуальных качеств;
  • 3) сознание, интеллект, духовность, которые создают основу самосохранения общества. К ним относятся нормы, идеалы, лежащие в основе той или иной цивилизации. Если духовная культура разрушается, то изменяются и общественные отношения, что ведет к изменению самой цивилизации.

Таким образом, общество отличается от космически-природных явлений тем, что обладает социальным началом, фундаментом которого является организованный сознательный труд и взаимодействие людей с целью создания условий, необходимых для их жизни и развития.

Структуру общества определяют исходя из разных основополагающих факторов. Если за основу берут уже указанные факторы - совместный труд, общение, духовность, то выделяют три основные сферы жизни общества: экономическую, социально-политическую (правовую, нравственную), духовно-культурную (религия, наука, искусство).

Природный фактор разделяет людей по полу, возрасту, расовым признакам. Социально-территориальный фактор делит людей на жителей города и села. Социально-демографический - на мужчин, женщин, детей. Социально-этнический - на род, племя, народность, нацию, этнос.

К признакам общества целесообразно отнести:

  • 1) территорию, то есть географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения, взаимодействия между людьми;
  • 2) устойчивость (самореализацию), то есть способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Этому способствует контроль и реализация всей совокупности социальных связей. Они осуществляются с помощью таких институтов, как мораль, нормы, принципы, право, государство, религия, идеология;
  • 3) автономность (самодостаточность), то есть способность удовлетворять разнообразные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения;
  • 4) универсальность, то есть наличие внутреннего механизма, который позволяет включить в сложившуюся систему социальные новообразования, например, общественные объединения, институты. Общество подчиняет их своей логике, заставляет действовать в соответствии с существующими социальными нормами и правилами;
  • 5) большую интегрирующую силу, то есть способность включать новые поколения людей в сложившуюся систему общественных связей и отношений, норм и правил поведения;
  • 6) развитую культуру, которая удовлетворяет потребности всех социальных слоев. Но во всех странах имеет место совокупность субкультур, например, в США, Индии, Югославии и других;
  • 7) политическую независимость, означающую то, что данное общество не является элементом других социальных систем. В то же время такая независимость может носить ограниченный характер, например, Канада, Мексика политически независимы от США, но фактически зависят от них, так как доля американских инвестиций в экономику этих стран является очень значительной;
  • 8) самообеспеченность, то есть платежеспособность, позволяющую той или иной стране своевременно уплачивать свои долги;
  • 9) заключение браков между представителями данного общества;
  • 10) пополнение общества за счет деторождения или иммиграции;
  • 11) собственное название и свою историю.

Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей. Оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей граждан, является самодостаточным, саморегулирующимся, самовоспроизводящимся организмом.

Типы обществ и их эволюция

Общество бесконечно многообразно, поэтому социологи предлагают несколько их классификаций в зависимости от выбранного критерия. В основе одной из классификаций лежит наличие письменности. В дописьменных обществах умели говорить, но не умели писать. В письменных обществах владеют алфавитом и фиксируют знания.

Другая классификация исходит из уровней управления и степени социального расслоения.

Различают простые и сложные общества. Их сравнительные характеристики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Определяющим фактором третьей классификации являются способ производства и формы собственности. Такой подход называют формационным. Его выработал К. Маркс, выделив первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с закономерностями, определяемыми производственными отношениями.

В основе четвертой классификации лежит тип цивилизации. Цивилизационный подход акцентирует внимание на том общем, что присуще различным странам и позволяет получить синтезированное представление об обществе.

Западные ученые - Д. Белл, Р. Арон, У. Ростоу, Э. Тоффлер разрабатывали теорию трех стадий развития общества. В соответствии с нею выделяют доиндустриальные (традиционные, аграрные); индустриальные; постиндустриальные. Их отличительные признаки представлены в таблице 2.

Австрийский ученый К. Поппер различает два типа обществ: открытые и закрытые. В основе различий между ними лежит отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Согласно Ф. Теннису необходимо различать такие понятия как община и общество. Община - традиционное сообщество и общество - современное сложноструктурированное сообщество. Критерий - установка на социальные изменения.

Для традиционного общества характерны:

  • - естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку);
  • - связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности);
  • - высокая структурная устойчивость;
  • - относительная изоляция;
  • - отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию;
  • - наследственная власть, правление старейшин;
  • - традиция как основной способ социальной регуляции;
  • - регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;
  • - поведенческие максимы: «не высовывайся», «будь как все», «веди себя как положено».

Для современного общества характерны:

  • - развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);
  • - социальная мобильность;
  • - рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах;
  • - выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества;
  • - сложная система социального управления - выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления;
  • - секуляризация религии, т.е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт;
  • - доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм;
  • - поведенческие максимы: «делай дело», «не бойся рисковать», «стремись к победе»;
  • - отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права.

Таблица 2

Отличительные признаки

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Время возникновения

4 тыс. до н.э.

ХУШ-Х1Х вв.

Последняя четверть ХХ века

Ключевая сфера экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг (прежде всего, наука и образование)

Организационно-технические характеристики экономики

Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники

Массовое товарное производство на базе замены ручного труда машинным

Эффективное использование достижений НТР на базе регулируемой рыночной экономики

Основы развития

Традиции

Научно-технический прогресс, появление элементов демократии

Новый этап НТР, движение к информационному обществу и зрелой демократии

Ведущая роль в обществе принадлежит

Церкви и армии

Промышленным и финансовым корпорациям

Широкой сети банков знаний и данных, гибким социальным структурам

Ведущие социальные группы

Феодалы и духовенство

Предприниматели

Производители информации и бизнесмены

Информационная революция, начало которой относят к 60-м гг. XX века, способствует переходу общества в новое состояние, в информационное общество. Его отличительным признаком является структурная перестройка в материальном производстве, когда информация становится доминирующей сферой воспроизводства и наряду с информационными технологиями занимает ключевое место в экономике стране.

Трудность определения сущности понятия "общество" показывает, что оно является очень широким и гибким. Обществом можно назвать пятьдесят жителей поселка, затерянного в далеком тропическом лесу, и современный Китай с его огромными городами и сотнями миллионов человек населения.

Кроме того, существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.)

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество). Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоят старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.

2. Садоводческие общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.



3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало, прежде всего, усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

4. Промышленные общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.

Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи. Как мы узнаем в 13-й главе, в ходе индустриализации семья утрачивает многие присущие ей функции, которые в новых условиях осуществляют другие институты - например, процесс социализации в основном регулируется учебными институтами.


"ГЕМАЙНШАФТ" И "ГЕЗЕЛЬШАФТ"

Описание экономических, политических и родственных особенностей четырех типов обществ позволяет сделать вывод, что различные социальные институты связаны между собой, т.е. они по-особому согласуются между собой. Многие теоретики-обществоведы разделяют данную точку зрения, в частности, с этих позиций они пытаются определить основные различия между допромышленным и промышленным обществами. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство из них писали свои научные труды во время промышленной революции, которая преобразовала экономический, политический и социальный институты западного общества.

Одно из наиболее важных исследований противоположности между допромышленным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины "Гемайншафт" (Gemeinschaft) и "Гезелыиафт" (Gesellschaft) (они переводятся как "общинность" и "общество"), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин "Гемайншафт" относится к сельской общине, а термин "Гезельшафт" - к городскому промышленному обществу. Каковы основные различия между "Гемайншафт" и "Гезельшафт"?

1. Если говорить об индивидуальной мотивации, "Гемайншафт" стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа "Гезельшафт" основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

2. В сфере социального контроля общество типа "Гемайншафт" придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как "Гезельшафт" есть общество, основанное на формальном праве.

3. В области разделения труда общество типа "Гемайншафт" отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей - обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа "Гезельшафт" характерны специализация профессиональных ролей и отделением последних от семейных ролей.

4. В обществе типа "Гемайншафт" культура формируется на основе религиозных ценностей, а в "Гезельшафт" - на светских.

5. Главными социальными институтами в "Гемайншафт" являются семья, соседи и община; в "Гезельшафт" складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

Дихотомия Тенниса (и другие подобные исследования) подверглась критике в двух направлениях. Во-первых, это большое упрощение. Общества типа "Гемайншафт" тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других допромышлен-ных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы "Гезельшафт" и "Гемайншафт", т.е. последнее никуда не исчезает.

Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере присущих любому обществу. Фактически вся эта дихотомия может быть поставлена под сомнение в связи с углубляющейся интернационализацией обществ и усилением их взаимозависимости. Таким образом, все более важное место занимает межнациональный аспект изучение, т.е. сравнительный анализ. Мы вернемся к этой критике в 7-й и 9-й главах, а также ознакомимся с более глубоким исследованием названных выше различий, проведенным в последние годы в связи с современными исследованиями социальных изменений (20-я глава).


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 3. Социальная структура

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Статусом называется позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным, определяет положение человека в обществе. Статус, полученный от рождения, называется приписанным; статус, обретенный благодаря тому, что человек осуществил, называется достигнутым статусом.

2. Роль - это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например законы, являются формальными, другие, скажем умение вести себя за столом, - неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (деньги или уважение).

3. Парсонс составил классификацию ролей, исходя их пяти основных характеристик:

1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают откровенное выражение чувств;

2) есть роли приписанные, а бывают - достигнутые;

3) некоторые роли ограниченны, а другие носят диффузный характер;

4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения;

5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией.

4. Ни одна роль (формальная или неформальная) не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение представляет собой результат свойственного данной личности способа толкования ролевых ожиданий. Сторонники символического интеракционизма и этнометодологии подчеркивают гибкость связи между поведением индивида и ролевыми ожиданиями.

5. Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности. Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.

6. Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не создавая долговременных коллективов. Маркс считал, что люди создают условия для удовлетворения своих материальных потребностей только благодаря организованной совместной деятельности, без этого общество не могло бы существовать. Спенсер придавал важное значение потребности в "активной обороне", нуждам в "общем обеспечении жизненных ресурсов" координации различных видов деятельности. Г.Ленски и Дж.Ленски выделяли шесть основных элементов, необходимых для существования общества:

а) общение между его членами;

б) производство товаров и услуг;

в) распределение;

г) защита членов общества;

д) замена выбывающих членов общества;

е) контроль их поведения.

7. Для производства товаров необходимы четыре вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, на основе которой формируются более или менее устойчивые ролевые модели поведения.

8. Слово "общество" HNSCCT много различных значений. Марш попытался определить условия, при которых социальное объединение становится обществом. К этим условиям относятся: а) постоянная территория; б) пополнение общества главным образом благодаря деторождению; в) развитая культура; г) "политическая" независимость. Г.Ленски и Дж.Лен-ски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.

9. Теннис исследовал особенности связей людей в допро-мышленном, традиционном и современном обществах и ввел термины "Гемайншафт" и "Гезельшафт". "Темайншафт" обозначает крестьянскую общину, в то время как "Гезельшафт" относится к индустриально-городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) в обществе типа "Гемайншафт" люди живут в соответствии с общинными обязанностями, тогда как "Гезельшафт" основано на стремлении к личной выгоде;

б) "Гемайншафт" основано на традиционных обычаях, в то время как "Гезельшафт" придает основное значение формальным законам;

в) "Гемайншафт" предполагает ограниченную специализацию, тогда как в "Гезельшафт" формируются специализированные профессиональные роли;

г) "Гемайншафт" опирается на религиозные, а "Гезельшафт" - на светские ценности;

д) главными институтами общества первого типа являются семья и община, основой второго становятся крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

10. Помимо понимания структуры и динамики отдельных обществ, необходимо более глубокое знание международных общественных систем, особенно в связи с усиливающейся интернационализацией современного мира, олицетворяющей прогресс XX в.


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 3. Социальная структура

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820-1903)

Философ и ученый XIX в. Герберт Спенсер сыграл важную роль в развитии нескольких научных дисциплин, включая социологию и антропологию. Он родился в Дерби, в центральном административном округе Англии, и получил домашнее образование под руководством отца и дяди. С раннего возраста он проявлял интерес к науке, а в 17 лет начал работать на железной дороге, соединявшей Лондон и Бирмингем, где через несколько лет получил профессию инженера. Затем началась его многолетняя редакторская и писательская деятельность. Исследуя окаменелости, найденные во время прокладки железнодорожного полотна, Спенсер заинтересовался процессом эволюции. На него оказала глубокое влияние теория эволюции Дарвина. Он пришел к убеждению, что ее можно было бы применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и т.д.) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом, "естественный отбор" происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).

Таким образом, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т. е. институт) нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно точке зрения Спенсера, такая взаимозависимость является основой социальной интеграции.

В отличие от большинства ученых-обществоведов тех лет и более позднего времени Спенсер не был реформатором. Он полагал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным) - такая философия получила название "социальный дарвинизм". Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов; по его мнению, конкуренция при невмешательстве со стороны правительства способствовала бы вытеснению неприспособленных. Спенсер был убежден, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто некое естественное и устойчивое равновесие интересов Естественная гармония может быть только нарушена при вмешательстве правительства в социальный процесс.


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 4. Социализация

Общество существовало с давних времен. В широком смысле это понятие включает в себя взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении общество представляется совокупностью людей, которые наделены собственным сознанием и волей и которые проявляют себя в свете определенных интересов, настроений и мотивов. Каждое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция.

Исторически все многообразие обществ можно разделить на три типа: традиционное, или аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Каждый из них обладает определенными особенностями и характеристиками, которые однозначно отделяют одну форму общественных отношений от другой. Тем не менее типы общества хоть и различаются между собой, но выполняют одинаковые функции, такие как производство благ, распределение результатов трудовой деятельности, формирование специфической идеалогии, соцализация человека и многое другое.

Данный тип включает в себя совокупность общественных идей и укладов, которые могут находиться на различных ступенях развития, однако не обладать достаточным уровнем индустриального комплекса. Основное взаимодействие осуществляется между природой и человеком, при этом важная роль отводится выживанию каждого индивида. К данной категории относят аграрное, феодальное, племенное общество и другие. Для каждого из них характерны низкие темпы производства и развития. Тем не менее подобные типы общества обладают характерной особенностью: наличие устоявшейся социальной солидарности.

Характеристика индустриального общества

Оно имеет сложную и в достаточной мере развитую структуру, обладает высокой степенью специализации и разделения трудовой активности, а также отличается повсеместным внедрением новшеств. Индустриальные типы общества образуются при наличии активных процессов урбанизации, роста автоматизации производства, массового производства всевозможных товаров, широкого применения научных открытий и достижений. Основное взаимодействие происходит между человеком и природой, в котором присутствует порабощение окружающего мира людьми.

Характеристика постиндустриального общества

Подобный тип человеческих взаимоотношений обладает следующими особенностями: создание высокоинтеллектуальных технологий, переход к экономике услуг, контроль над различными механизмами, возвышение высокообразованных специалистов и господство теоретического познания. Основное взаимодействие происходит между человеком и человеком. Природа выступает как жертва антропогенного влияния, следовательно, разрабатываются программы по минимизации отходов производства и загрязнения окружающей среды, а также по созданию высокоэффективных технологий, которые могут обеспечить безотходное производство.

Общество в широком смысле – это часть материального мира, отделённая от природы, включающая в себя людей, а также различные отношения и связи между ними. В узком – группа лиц, объединённых общими задачами, интересами, целями, взглядами. Любой социум так или иначе развивался, в противном случае он бы не выжил. Общественное развитие подразумевало прохождение определённых этапов, которые чаще всего называют формациями и периодически оформляют в таблицу.

Ключевым стало отношение к производству материальных благ. Таких формаций всего 4 или 5, в зависимости от подхода:

Характерные признаки – наличие общей собственности, меньшее, по сравнению с остальными, неравенство по имущественному признаку. Период накопления первичного богатства в обществе.

2. Рабовладельческий

Не является обязательным для любого социума. Происходит насильственный захват и перераспределение имущества.

3. Феодализм

Традиционное или натуральное сельское хозяйство, раздробленность, постоянные стычки, эпидемии, низкий уровень культуры и медицины.

4. Капитализм

Начинается прогресс науки и техники, на смену ручному труду приходит машинный, уровень производства вырастает в несколько раз, увеличивается количество производимых благ на душу населения. Войны в истории приобретают больший размах. Усиливается неравенство между разными классами.

5. Коммунизм

Признаётся далеко не всеми как самый прогрессивный. Декларируется справедливое распределение имущества.

Это то, что преподавали в рамках советской истории и советского взгляда на формирование общества. Получил название формационного подхода. Разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Однако, как можно догадаться, на Западе существуют другие подходы. Во-первых, оснований деления намного дальше. К примеру, исторические типы общества рассматриваются в зависимости от наличия письменности, то есть различаются те, у которых письменность была в том или ином виде и те, у кого её не было. Во-вторых, признаётся многовариативность общественного развития, подразумевающая, помимо прочего, ещё и регресс, а не только прогресс.

По структуре типы общества делят на простые и сложные. В первых всё довольно однородно, отношения простые. Во вторых есть классы, которые, в свою очередь, тоже могут отличаться сложной организацией.

Вообще типы общества и их характеристика – непростая тема. Например, встречаются открытые и закрытые. В первых человек может подняться наверх по особым социальным лифтам. Второе лишает такой возможности, принадлежащим к привилегированной части общества можно только родиться. Крайний пример – это касты в Индии.

Цивилизационный подход

Поскольку формационный подход неоднократно подвергался критике, в том числе и за то, что поставил на вершину утопическую и сомнительную идею коммунизма, то альтернатива не могла не возникнуть. И она действительно появилась. Цивилизационный подход разработали Данилевский, Шпенглер и Тойнби. По их представлению, цивилизация является закрытым миром культуры, как духовной, так и материальной, которая существует определённое время, а потом рушится. Они выделяли романо-германскую, древнеегипетскую, древнеримскую, российскую (имелась в виду Российская империя) и так далее.

Сегодня эти взгляды претерпели некоторое изменения. В частности, считается, что цивилизация – это ступень развития, которая либо приводит к переменам и переоценке этносом самого себя, либо к распаду на разные народности, что случилось с Римской империей, либо к ассимиляции, что произошло с Египтом.

Известный американский профессор Белл рассматривает такие основные типы общества:

1. Доинструстриальная цивилизация

Второе название – традиционное общество. Просуществовала вплоть до XIX века. Некоторые государства всё ещё находятся на этой стадии развития, но их количество в мире постепенно сокращается. Господство одной династии или небольшой группы (аристократические республики). Экономическая основа – сельское хозяйство и скотоводство, сильно развит ручной труд. Распределение благ зависит напрямую от положения в обществе. Большинство социумов закрыты, продвижение наверх отсутствует или крайне затруднено, возможно только в исключительных случаях. Культура слабо развита, большая часть населения не получает нормальной медицинской помощи, образования, не защищена от произвола, ограничена в юридических правах.

2. Индустриальная цивилизация

Промышленное общество, также известно как развивающееся. Появилось около 200 лет тому назад. Образование тесно связано с промышленной революцией и научно-техническим прогрессом. На этой стадии находятся многие государства, включая СНГ. Благодаря науке человек перестал настолько зависеть от природы. В экономике стали доминировать рыночные отношения, увеличилось количество разных форм собственности. Производство стало машинным, были наращены мощности. В политической сфере господствует демократия. Наличие власти не рассматривается как само собой разумеющееся, лидер должен доказать, что он имеет на неё право. Поднимается вопрос о легитимности власти.

Разные группы социума получают гражданские права. Положение личности непосредственно связано с тем, что она может дать обществу, произвести. Многие структуры заметно упрощаются. Ценностью становится защита прав, равенство и прогресс, всеобщая грамотность. В связи с чем происходит модернизация образования, оно оказывается доступным всем. Обоснованность многих традиций пересматривается.

3. Постиндустриальная цивилизацию

Часто известна как информационное общество. Считается, что на этой стадии развития сейчас находятся США, Япония и ряд стран ЕС. Возрастает роль интеллектуального труда, генерации новых идей. Информация приобретает самостоятельную экономическую ценность. В политическом плане важным становится достижение консенсуса. Модернизация образования выходит на новый уровень, активно обсуждается вопрос его качества, а не только доступности. Пересматривается терминология, в том числе и в науке, а также в искусстве, в том числе и основная. Самое понятие модернизация, впрочем, как и многие другие, может быть подвергнуто переоценке и переосмыслению. Контроль над базами данных становится способом управлять значительными ресурсами.

Необходимо отметить, что в рамках цивилизационного подхода формирование всех возможных типов не закончено. Во-первых, учёные ещё пока что изучают информационную разновидность. Во-вторых, непонятно, что ждёт в будущем. Этим

вопросом занимается специальная наука – футурология. Интересные предположения на такую тему можно найти, если поискать данные по вопросам «многовариативность общественного развития типы обществ». Только учтите, что это всё – гипотезы.