Йозеф ратцингер - иисус из назарета. «Были священники, которые служили в СС»

Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI)

Иисус из Назарета

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я долго шел к этой книге об Иисусе, первая часть которой предлагается теперь вниманию читающей публики. Во времена моей юности, в 1930-1940-е годы, существовал целый ряд превосходных работ, посвященных Иисусу, - Карла Адама, Романо Гвардини, Франца Михеля Виллама, Джованни Папини, Анри Даниель-Ропса, - вот лишь несколько имен из обширного перечня. Во всех этих работах в центре внимания был евангельский образ Иисуса, Его жизнь на земле; в них рассматривалось, как Иисус, будучи человеком, одновременно нес людям Бога, с Которым Он, Сын, составляет одно.

Начиная с 1950-х годов, однако, ситуация изменилась. Все больше стал ощущаться разрыв между историческим Иисусом и Иисусом веры - разрыв, который постепенно настолько углубился, что оба понятия оказались противопоставленными друг другу. Но что может дать вера в Иисуса Христа, в Иисуса - Сына Бога Живого, если Иисус-человек был совсем не таким, каким рисуют Его Евангелия и каким Он возвещается Церковью, которая на Евангелиях и основывается?

Историческая наука по мере развития все больше погружалась в изучение тончайших различий между отдельными наслоениями в евангельских текстах, так что в результате образ Иисуса, на котором, собственно, зиждется вера, начал стираться, обретая весьма расплывчатые, неясные очертания. Попытки реконструировать образ Иисуса на основании относимых к разным традициям евангельских текстов и их возможных источников привели к множественности вариантов прочтения образа Иисуса, причем сами варианты представали порой как прямо противоположные версии: от пламенного революционера, провозвестника антиримской идеи, выступающего за свержение господствующей власти и терпящего в конечном счете крах, до кроткого моралиста, который все приемлет и со всем смиряется, но который по непонятным причинам все же становится жертвой и погибает. Тот, кто прочитает подряд несколько таких версий-реконструкций, довольно скоро убедится, что все они в гораздо большей степени отражают личные представления и идеалы авторов, нежели проясняют замутившийся образ. Не случайно подобные интерпретации вызывают все большее недоверие, но недоверие лишь дальше отодвигает от нас фигуру Иисуса.

В итоге сложилось впечатление, будто мы не располагаем достаточными и надежными сведениями об Иисусе и что вера в Его Божественность была соотнесена с Его образом ретроспективно. Это мнение постепенно укоренилось в общем сознании христианского мира. Такое положение дела весьма пагубно для веры, ибо это знак того, что поколебалось ее главное, сущностное основание: внутренняя, доверительная связь с Иисусом, которая, собственно, и определяет всё и которая рискует оказаться без опоры.

Один из самых значительных католических экзегетов второй половины XX века, писавших на немецком языке, Рудольф Шнакенбург на склоне лет очень остро ощущал возникшее на этой почве угасание веры и, видя, сколь неполны все «исторические» образы Иисуса, созданные за последние годы экзегезой, написал свой великий груд «Личность Иисуса Христа в зеркале четырех Евангелий». Книга была призвана помочь верующим христианам, «дезориентированным разнообразными научными исследованиями <…>, сохранить веру в личность Иисуса Христа как Избавителя и Спасителя мира» (Schnakenburg, 6). В конце книги Шнакенбург, подводя итог своим многолетним исследованиям, пишет о том, «что все научные изыскания с использованием историко-критических методов не дают или почти не дают точного представления об исторической фигуре Иисуса из Назарета» (Ibid., 348) и что «попытки, предпринимаемые научной экзегезой в плане исследования разных уровней текста, относящихся к разным традициям, для определения их исторической достоверности, неизбежно втягивают нас в бесконечные дискуссии по истории отдельных редакций евангельского текста» (Ibid., 349).

Его собственная интерпретация образа Иисуса, однако, отмечена некоторой двойственностью, обусловленной тем, что Шнакенбург считает нужным строго придерживаться метода, который ему самому представляется неудовлетворительным: Шнакенбург показывает нам евангельский образ Иисуса, но этот образ видится ему как результат сложения разных исторических традиций, вглядываясь в которые можно различить черты «подлинного» Иисуса. «Историческая основа Евангелий, безусловная и очевидная, отступает в перспективе веры на второй план», - пишет Шнакенбург (Ibid., 353). Безусловность «исторической основы» ни у кого не вызывает сомнений, вот только остается неясным, до каких пределов этот историзм простирается. Правда, в отношении одного, центрального вопроса Шнакенбург высказывается вполне определенно и говорит о нем как о явлении исторической реальности: речь идет об отнесенности Иисуса к Богу, о Его неразрывной связи с Богом. «Без внутренней, коренной связи с Богом личность Иисуса остается лишь схемой, нереальной и необъяснимой» (Ibid., 354).

Этот тезис является стержнем и моей книги, которая рассматривает Иисуса в неразрывной связи с Богом, составляющей самую суть Его личности и потому объясняющей всё, не говоря о том, что именно благодаря этой связи Он живет для нас и поныне.

В своих конкретных рассуждениях об образе Иисуса, однако, я пытался двигаться иным путем, нежели Шнакенбург, ибо мне представляется весьма спорным его взгляд на соотношение Священного Предания и реальной истории, о чем, как мне кажется, можно судить по следующей фразе: Евангелия, пишет Шнакенбург, «хотят словно бы облечь в плоть таинственного Сына Божия, явившегося на земле» (Ibid., 34). На это мне хотелось бы возразить: не было никакой необходимости «облекать» Его в плоть, поскольку Он Сам «принял» плоть - воплотился. Правда, возникает вопрос: насколько эта плоть действительно видна под густым покровом Предания?

В предисловии к своей книге Шнакенбург пишет о том, что он многим обязан историко-критическому методу, который получил широкое применение в католическом богословии благодаря вышедшей в 1943 году энциклике «Божественное вдохновение Духа» («Divino afflante Spiritu»). Эта энциклика действительно обозначила собой важный рубеж в католической экзегетике. С тех пор, однако, наука, занимавшаяся обсуждением методологических вопросов как внутри Католической Церкви, так и за ее пределами, шагнула дальше; за это время сложились новые представления о методе - и в том, что касается взгляда на конкретные исторические исследования как таковые, и в том, что касается взаимодействия чисто богословского и исторического подходов при толковании Священного Писания. Принятие Догматической Конституции о Божественном Откровении («Dei Verbum») стало важным этапом, который позволил существенно продвинуться вперед. Помимо этого, следует назвать еще два документа, составленных Папской библейской комиссией и отражающих те результаты, к которым пришла современная экзегетика в результате непростых дискуссий: «Интерпретация Библии в Церкви» («Die Interpretation der Bibel in der Kirche») и «Иудейский народ и его Священное Писание в христианской Библии» («Das jüdische Volk und seine Heilige Schrift in der christlichen Bibel»).

Мне хотелось бы в самых общих чертах обозначить те методические ориентиры, которые содержатся в упомянутых выше документах и которыми я руководствовался при написании моей книги. В первую очередь необходимо сказать об историческом методе. Исторический метод - именно с учетом самого существа богословия и веры - является неотъемлемой частью всякого экзегетического исследования и таковым останется. Ибо отличительной чертой «библейской» веры является то, что она может опереться на реальные исторические события. При этом речь идет не об истории символов, за которыми скрывается историческая действительность, а о том, что вера основывается на конкретной истории, имевшей место на этой земле. Исторический факт для веры - это не какой-то легко заменяемый символический код, а конструктивная основа. «Верую… во единого Господа Иисуса Христа… сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком», - говорим мы. «И воплотившегося» («Et incarnatus est…») - произнося эти слова, мы признаём тот факт, что Бог действительно вступил в реальную историю.

Без реальной истории нет христианской веры - без фактической стороны событий она может переплавиться в иную религиозную форму. Если же история является неотъемлемой частью веры, то она должна оперировать историческим методом - сама вера требует этого. Упоминавшаяся выше Догматическая Конституция о Божественном Откровении ясно и четко говорит об этом в статье 12 и называет конкретные методы, которые следует учитывать при толковании Писания. О том же, только гораздо более подробно, говорится в документе Папской библейской комиссии об интерпретации Священного Писания в главе «Методы интерпретации и подходы».

    Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) - Йозеф Алоиз Ратцингер (Joseph Alois Ratzinger) родился 16 апреля 1927 года в селении Марктль ам Инн в Баварии (Германия) в семье полицейского. Когда ему было два года его семья переехала на австрийскую границу, а в 1932 году в альпийский городок… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Ратцингер, Йозеф - Бенедикт XVI Benedictus PP. XVI 265 й папа римский … Википедия

    Йозеф - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Йозеф многозначный антропоним … Википедия

    Ратцингер - (нем. Ratzinger) немецкая фамилия. Известные носители: Ратцингер, Георг: Георг Ратцингер (1844 1899) баварский политик и публицист Георг Ратцингер (род. 1924) его внучатый племянник, немецкий священнослужитель и музыкант… … Википедия

    Фрингс, Йозеф - Кардинал Йозеф Фрингс Kardinal Josef Frings … Википедия

    Бенедикт XVI - У этого термина существуют и другие значения, см. Бенедикт. Бенедикт XVI Benedictus PP. XVI … Википедия

    Конклав 2005 года - Похороны Иоанна Павла II Содержание … Википедия

    Бенедикт XVI (папа римский) - Бенедикт XVI Benedictus PP. XVI … Википедия

    Левада, Уильям - Кардинал Уильям Джозеф Левада Cardinal William Joseph Levada … Википедия

    Папа Римский Бенедикт XVI - Глава римско‑католической церкви Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Алоиз Ратцингер, Joseph Alois Ratzinger) родился 16 апреля 1927 года в селении Марктль‑ам‑Инн в Баварии (Германия) в семье полицейского. Когда ему было два года, его семья… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Богословие Литургии , Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI). Выход в свет на русском языке книги Йозефа Ратцингера (папы Римского на покое Бенедикта XVI) 171;Богословие литургии 187;приурочен к 90-летию со дня рождения этого выдающегося иерарха и… Купить за 1586 руб
  • Иисус из Назарета , Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI). В своей первой написанной в сане понтифика книге Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) подводит своеобразный итог многолетним трудам, в центре которых неизменно оказывается главный вопрос -… Купить за 540 руб
  • Иисус из Назарета. Часть вторая. От Входа в Иерусалим до Воскресения , Кардинал Йозеф Ратцингер, Папа Бенедикт XVI. «Наконец-то, я могу предложить вниманию читателей вторую часть моей книги об Иисусе из Назарета. Ввиду ожидаемого разнообразия откликов на первую часть меня особенно воодушевил тот факт, что…

Его Святейшество Бенеди́кт XVI (лат. Benedictus PP. XVI, итал. Benedetto XVI, в миру Йозеф Алоиз Ратцингер, нем. Joseph Alois Ratzinger; 16 апреля 1927, Марктль-ам-Инн, Бавария) - 265-й папа римский (с 19 апреля 2005).

Бенедикт XVI стал самым старшим по возрасту на момент избрания римским папой со времён папы Климента XII (избран в 1730). Бенедикт XVI - первый папа римский со времён Павла IV (XVI век), который был избран, будучи деканом Коллегии кардиналов, первый кардинал-епископ, избранный на папство со времён Пия VIII, первый избранный папа со времён Бенедикта XIII, имевший сан кардинала до избрания долгое время, первый папа немецкого происхождения за последнюю тысячу лет.

Йозеф Алоиз Ратцингер родился в канун Пасхи в доме в баварском местечке Марктль (на границе с Австрией) по адресу ул. Шульштрассе, 11 и стал третьим и самым младшим ребёнком в семье комиссара жандармерии Йозефа Ратцингера и Марии Ратцингер. В ходе Второй мировой войны был призван в подразделение вспомогательного персонала противовоздушной обороны в Мюнхене. Участвовать в боях Ратцингеру не пришлось. При приближении американских войск дезертировал, вернулся домой, но вскоре был арестован. В лагере для военнопленных провёл лишь несколько месяцев.

В 1941 стал членом гитлерюгенда, после декабря 1939 это было обязательным для всех мальчиков в Германии, которым исполнилось 14 лет. Солдат зенитного батальона.

* 1944 - Поступил на службу в Австрийский легион.
* 1945 - Дезертировал при приближении армии союзников.
* 1946-1951 - высшее образование (теология и философия), в Мюнхенском университете.
* 29 июня 1951 года получил священнический сан. Рукоположение совершил, в соборе Фрайзинга, кардинал Михаэль Фаульхабер - архиепископ Мюнхена и Фрайзинга.
* 1953 - защитил диссертацию по наследию блаженного Августина и вошёл в число лучших теологов Германии.
* С 1959 - преподаватель кафедры теологии Боннского университета.
* С 1966 - главный эксперт в области догматической теологии в университете Тюбинген. Здесь попытался выступить в качестве главного идеологического оппонента леворадикалов в разгар студенческих волнений, охвативших в 1960-е всю Европу.
* 1972 - в противовес антиклерикальным изданиям основал теологический журнал «Communio», который существует до сих пор.
* 1977
o c 24 марта - архиепископ Мюнхена и Фрайзинга,
o с 27 июня - кардинал, назначен папой Павлом VI.
* 25 ноября 1981 - возглавил Конгрегацию доктрины веры (она же - Святая инквизиция, переименованная в 1908 папой Пием Х).
* 30 ноября 2002 Ратцингер становится деканом Коллегии кардиналов. Кардинал Йозеф Ратцингер первый декан Коллегии кардиналов с 1555 года, который был избран папой римским.

Бенедикт XVI говорит свободно на немецком, итальянском, латинском, английском и испанском языках и читает тексты на древнегреческом языке и иврите.

С начала своего понтификата Бенедикт XVI издал 3 энциклики.

25 января 2006 года была опубликована первая энциклика Бенедикта XVI Deus Caritas Est («Бог Есть любовь»). Первая часть 78-страничного документа посвящена проблеме любви. В ней понтифик рассуждает о различиях между эротической любовью между мужчиной и женщиной и идеализированной бескорыстной любовью. Тема второй части энциклики - роль Церкви, демонстрирующей, по мнению папы, через милосердие свою любовь к человечеству.

Документ вышел на восьми языках: латинском, немецком, английском, французском, польском, итальянском, испанском и португальском (позже переведён на многие другие языки, включая русский). Он был написан Бенедиктом XVI ещё в 2005, однако из-за возникших проблем с переводом послания на некоторые языки опубликован с опозданием.

30 ноября 2007 папой Бенедиктом XVI была подписана вторая энциклика Spe salvi («Ибо мы спасены в надежде»). Кроме обращения к теме надежды, столь важной для христиан, понтифик рассматривает феномен атеизма, и связывает именно с ним многие проблемы современного общества. На сайте Ватикана доступны переводы также на 8 языках.

Книги Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера)

* «Введение в христианство»
* «Новая песнь Господу»
* «Служители вашей радости»
* «Иисус из Назарета»

Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI)

Jozef Ratcinger (16.04.1927 года [Марктл-ам-Инн]) Германия

Говорят, что новый Папа - консерватор, но мы еще не знаем, какого курса он намерен придерживаться. Говорят, что он - "переходный" понтифик... но только время покажет, какую позицию он займет, когда встретится лицом к лицу со всеми проблемами, поразившими католическую церковь. /Президент Коста-Рики Абель Пачеко/

Екатерина Рогожникова

Великий инквизитор на Святом престоле

19 апреля конклав кардиналов с третьей попытки избрал новым Папой Римским 78-летнего немецкого кардинала Йозефа Ратцингера. По всей видимости, в ходе двух первых голосований, после которых из трубы на крыше Сикстинской капеллы начинал идти черный дым, "прогрессивное" крыло коллегии кардиналов пыталось отвратить неотвратимое. Ортодокса и консерватора Йозефа Ратцингера уже несколько лет считали фаворитом среди других претендентов на Святой престол. В последние дни понтификата Иоанна Павла II и в преддверии конклава противники Ратцингера тщетно пытались доказать, что католической церкви нужен человек не столь несгибаемых взглядов и к тому же более молодой. Однако Господь, решающий, по словам католиков, кому быть его наместником на Земле, рассудил иначе.

Выборы 265-го Папы Римского завершились в рекордно короткие сроки. Для сравнения - предыдущего понтифика выбрали с девятой попытки. Как и тогда, в 1978-м году, дым, сообщающий верующим об исходе очередного голосования, был сероватым. В многотысячной толпе на площади перед собором святого Петра никак не могли понять, пора ли начинать ликование. Сомнения развеялись со звоном колоколов базилики. Примерно через час на балкон собора вышел чилийский кардинал Хорхе Артуро Медина Эстевес, который произнес долгожданные слова: "Annutio vobis gaudium magnum: habemus Papam!", что в переводе с латыни означает "Великую радость возвещаю вам: у нас есть Папа!". Имя нового понтифика и он сам, вышедший вслед за кардиналом Эстевесом на балкон, вызвали в толпе настоящее ликование.

Наверняка среди зрителей, большая часть из которых наблюдала за сменой власти в Ватикане впервые, были и разочарованные. По свидетельству некоторых журналистов, итальянцы, услышав имя Ратцингера, расстраивались до слез и уходили с площади. На самом деле, верится в это с трудом. Как бы ни хотелось кому-то видеть на папском престоле другого человека, всеобщее ликование и торжественность момента захватили всех. Одна итальянка средних лет в кратком интервью российскому телеканалу НТВ сказала, что ожидала от кардиналов другого решения, но - "Ратцингер, так Ратцингер". Другие со счастливыми лицами кричали, что не сомневались в победе немецкого кардинала. Так или иначе, но, глядя на благословляющего толпу Йозефа Ратцингера, а ныне Бенедикта XVI, было ясно, что в роли Папы Римского он чувствует себя очень естественно.

Номер шестнадцатый

Вопрос о том, какое имя новый понтифик выберет себе после избрания, был не менее важен, чем само его назначение. Считается, что Папы берут имена тех своих предшественников, которые наиболее им импонируют, и, таким образом, отдают им дань уважения. Называя свое новое имя, избранник тем самым словно намекает на то, чего стоит ждать пастве. Перед нынешними выборами среди возможных имен называли Иоанна Павла III, Пия XIII и ряд других, но о Бенедикте почему-то не вспоминали.

Последний до вчерашнего дня Папа по имени Бенедикт, пятнадцатый по счету, возглавлял католическую церковь с сентября 1914 по январь 1922 года. Он был итальянцем - выходцем из Генуи, в миру его звали Джакомо делла Кьеза. Интересно, что все Бенедикты на Святом престоле были либо итальянцами, либо, в редких случаях, французами. Еще один Бенедикт - антипапа - был испанцем.

Вообще, Бенедикт XVI стал всего лишь восьмым выходцем из Германии среди наместников святого Петра. Понтификат первых шести его предшественников пришелся на одиннадцатый век, а седьмой - Адриан VI (1522-1523) - был последним до Кароля Войтылы иностранцем во главе Ватикана. Самым влиятельным из пап-соотечественников Бенедикта XVI был Лев IX (1049-1054), на семилетний понтификат которого приходится одно из важных событий в истории христианской церкви - ее окончательный раскол на римско-католический Запад и византийский Восток (1054).

Но вернемся к имени нового понтифика, которое, как считают, может пролить свет на ближайшее будущее католической церкви. Понтификат Бенедикта XV пришелся на Первую мировую войну - он был избран на папский престол через месяц после ее начала. Папа выступил яростным противником войны, предприняв несколько неудачных попыток примирить противников. В своих дипломатических шагах Папа не делал различия между союзами держав, участвовавших в войне, заявляя о нейтралитете, хотя некоторые историки утверждают, что он был противником социалистов. Аргументом в пользу этого мнения служит то, что Папа считал основной причиной войны дехристианизацию мира, воинствующее безверие. После войны Бенедикт XV делал все для того, чтобы установить хорошие отношения со старыми и новыми государствами преобразованной Восточной и Центральной Европы (к Советской России это, естественно, не относилось). Для примирения с Францией Папа канонизировал ее национальную героиню Жанну Д"Арк.

Из других свершений Бенедикта XV нужно отметить утверждение Кодекса канонического права, действующего до сих пор, и создание Конгрегации по делам восточных церквей в мае 1917 года. Сейчас эта структура ведает делами восточных католических церквей любых обрядов. Ее юрисдикция распространяется на католические церкви в Африке, на Ближнем Востоке, на Балканах, в постсоветских республиках.

Кроме того, Папа регламентировал церковные проповеди и запретил вести с кафедры политическую агитацию. В своей энциклике 1920 года на 1500-летие со дня смерти одного из отцов церкви святого Иеронима Бенедикт XV предупредил богословов о необходимости согласовывать в интересах веры традицию и новые научные результаты.

В целом, Бенедикта XV можно назвать миротворцем и неплохим дипломатом. В самой церкви он провел не так много реформ, к тому же упорядочиванием церковной жизни активно занимался его предшественник Пий X. Бенедикт XV был хорошим оратором, восторженно относился к классической литературе и к итальянскому языку.

Говорят, что новый Папа - консерватор, но мы еще не знаем, какого курса он намерен придерживаться. Говорят, что он - "переходный" понтифик... но только время покажет, какую позицию он займет, когда встретится лицом к лицу со всеми проблемами, поразившими католическую церковь.

Президент Коста-Рики Абель Пачеко

Нового Папу Бенедикта XVI также называют интеллектуалом - он владеет 10 языками, обладает 8 докторскими степенями по теологии и философии, слывет хорошим пианистом. Что касается его мировоззрений, то ни для кого не секрет, что для кардинала Ратцингера на первом месте всегда было твердое следование церковным канонам и доктринам. По его собственным словам, когда-то он считался либералом, но с тех пор мир настолько изменился, что теперь его воззрения стали консервативными. Избрание Ратцингера главой католической церкви означает, что на ближайшие несколько лет о радикальных реформах, таких как отмена целибата, ослабление запрета на использование контрацептивных средств, смягчение позиции по вопросу об однополых браках и, особенно, абортах, стоит забыть. Впрочем, об умеренных реформах, скорее всего, - тоже.

Споспешник истине

Будущий Бенедикт XVI родился в небольшом баварском городе Марктл-ам-Инн 16 апреля 1927 года, так что его крещение пришлось на страстную субботу. Маленький Йозеф стал первым младенцем, крещенным в тот день в местной церкви накануне Пасхи, и позже он назвал это знаком свыше. Родителей Ратцингера звали Йозеф (Иосиф) и Мария, что также выглядит весьма символично.

В своих воспоминаниях Ратцингер затрудняется сказать, какое место он считает домом своего детства. Его отец был полицейским, который постоянно получал новые назначения, и семья переезжала с места на место. Правда, в 1932 году поводом для переезда стало не новое назначение, а критические высказывания, которые Ратцинегер-старший отпускал в адрес нацистов. В 1937 году, после того как отец Ратцингера был уволен со службы, семья поселилась в городе Траунштейн, где Ратцингер и провел большую часть своей юности. В местной гимназии он изучал классические языки - греческий и латинский.

В год начала Второй мировой войны Ратцингер стал слушателем местной семинарии, таким образом положив начало своей духовной карьере. Особенно удивительным на этом фоне кажется связь молодого Йозефа с нацистским движением. В автобиографии и книге "Соль земли" Ратцингер рассказывает, что вступил в молодежную фашистскую организацию "Гитлерюгенд" против воли, вслед за своим старшим братом Георгом. Это случилось в 1941 году. В одном из недавних интервью, еще будучи кардиналом, Ратцингер подчеркнул, что вскоре перестал посещать собрания "Гитлерюгенда", хотя это и стоило ему утраты значительных льгот при оплате обучения.

В 1943 году 16-летний семинарист вместе со всеми своими однокашниками был призван в войска противовоздушной обороны. Год спустя он достиг призывного возраста, и его направили на работы под руководством австрийского легиона. Позже Ратцингер напишет, что легион состоял из "фанатичных идеологов, беспрестанно нас тиранивших". В ноябре 1944 года Йозеф был направлен на прохождение военной подготовки в качестве пехотинца, однако из-за слабого здоровья почти не участвовал в обучении.

Незадолго до конца войны, когда армия союзников была уже близко, молодой солдат не выдержал и дезертировал из армии, вернувшись в родное селение. И надо же было такому случится, что именно в доме Ратцингеров союзники, занявшие Траунштейн, устроили свой штаб. Когда выяснилось, что младший Йозеф служил в немецкой армии, его отправили в лагерь для военнопленных. Правда, он провел там всего несколько месяцев и был освобожден 19 июня 1945 года. Уже в ноябре Йозеф смог возобновить занятия в духовной семинарии.

В 1951 году, спустя два года после поступления в богословский институт при Мюнхенском университете, 24-летний Йозеф Ратцингер был рукоположен в священники кардиналом Фаульхабером. Вместе с ним духовный сан получил его старший брат. В 1953 году Ратцингер с успехом защитил в Мюнхенском университете докторскую диссертацию "Люди и Дом божий в учении о Церкви святого Августина", а шесть лет спустя занял пост преподавателя кафедры богословия Боннского университета.

Не только сегодня, не только в специфических условиях нашей современной ситуации вера оказывается чем-то проблематичным и даже почти невозможным. Вера - это всегда скачок через бесконечную пропасть, скачок из мира человеческого обладания, который сам завладевает человеком. Вера всегда заключает в себе нечто от рискованного разрыва и прыжка за черту осязаемого. В любую эпоху в ней содержится риск принять в качестве подлинной реальности и данности не одно лишь зримое. Никогда вера не была просто способом подхватить человеческое существование, соскальзывающее в пропасть от самого себя; она всегда призывала к глубинному экзистенциальному решению и во все времена требовала от человека внутреннего переворота, достижимого только путем осознанно принятого решения.

Йозеф Ратцингер

В годы проведения Второго Ватиканского собора (1962-1965) Йозеф Ратцингер имел возможность познакомиться с будущим Папой Римским Иоанном Павлом II, который тогда был одним из самых молодых участников собора, епископом Каролем Войтылой. Ратцингер присутствовал на всех четырех сессиях собора в качестве советника кельнского кардинала Йозефа Фрингса.

В 1963 году Ратцингер перешел в университет Мюнстера, а три года спустя занял должность замглавы кафедры догматической теологии в университете Тюбингена. В 1968 году в университете, вслед за всей Европой, начались волнения, связанные со стремительным распространением среди студентов промарксистких взглядов. Вспоминая это время в книге "Соль земли", Ратцингер называл доминировавшие тогда воззрения "тираническими, бесчеловечными и жестокими". По его словам, тогда он понял, что "любому оскорблению веры необходимо оказывать немедленное сопротивление". Во время одного из выступлений Ратцингера, вступившего в борьбу с модной идеологией, группа студентов просто вынесла из университета.

В результате святой отец решил оставить мятежный Тюбинген и вернулся в родную Баварию. Он начала преподавать в университете Регенсбурга и через некоторое время стал деканом, а затем вице-президентом университета и в конце концов - советником немецких епископов по вопросам богословия.

В 1972 году Ратцингер вместе с рядом других богословов в противовес антиклерикальным журналам и газетам, заполонившим Европу, основал теологический журнал Communio ("причастие" - лат.), посвященный католическому богословию и культуре. Со временем издание стало очень популярно среди католиков, оно выходит и по сей день.

24 марта 1977 года Йозеф Ратцингер стал архиепископом Мюнхена, а уже в июне Папа Павел VI возвел 50-летнего архиепископа в ранг кардинала. Принимая сан архиепископа, отец Ратцингер выбрал в качестве своего духовного девиза определение из 8 стиха 3-го послания святого апостола Иоанна - "споспешник истине".

Год спустя кардинал Ратцингер принял участие в своем первом конклаве кардиналов, который завершился избранием польского кардинала Войтылы Папой Римским. Через два года Иоанн Павел II предложил мюнхенскому кардиналу возглавить Конгрегацию католического образования, однако Ратцингер отказался, сославшись на то, что не может покинуть свой пост в Мюнхене так скоро. Однако уже в 1981 году он согласился стать префектом Конгрегации вероучения, занимающей первое место среди прочих ватиканских конгрегаций. Именно она до начала XX века называлась Святой инквизицией, за которой закрепилась печальная слава одного из самых жестоких карательных органов в европейской истории.

Конгрегацию вероучения кардинал Ратцингер возглавлял вплоть до того момента, как стал Папой Бенедиктом XVI. Кроме того, 3 декабря 2002 года Ратцингер был избран деканом кардинальской коллегии, став таким образом "правой рукой" слабеющего Иоанна Павла II и одним из самых влиятельных людей в Ватикане. Именно при Ратцингере на посту префекта Конгрегации вероучения было отменено использование выражения "церкви-сестры" в диалоге с православными церквями, что стало в свое время преградой для встречи покойного понтифика и российского Патриарха Алексия II. За подписью Ратцингера Конгрегация издавала документы, исключающие возможность признания гомосексуализма как нормальной части христианской жизни, а также осуждающие однополые браки и радикальный феминизм как явления, ставящие под угрозу институт брака.

За твердую веру

Бывшего префекта Конгрегации вероучения - по понятным причинам - иногда называли "Великим инквизитором". Конечно, современная "инквизиция" никого в тюрьму не сажает и страшным пыткам не подвергает. Однако жесткости в высказываниях Ратцингеру не занимать. На церемонии открытия конклава 18 апреля Ратцингер высказался резко против попыток модернизации и либерализации католической церкви. "Веру, которая пытается следить за новыми веяниями и модой, нельзя назвать взрослой, зрелой. Зрелая вера - это вера твердая, укоренившаяся, непоколебимая в своей любви к Христу. И именно эта любовь вдохновляет нас на все благое и дает нам силы и средства различать доброе от злого и истинное от ложного", - подчеркнул кардинал, еще не зная, что спустя сутки эти слова станут программой нового Папы Римского.

А значит, католическая церковь вынесла свой приговор современному миру, отказавшись признать заслуживающими внимания те изменения, которые произошли в нем за последние четверть века. Своим восшествием на престол новый Папа Бенедикт XVI напоминает, что глава Ватикана является преемником святого апостола Петра, про которого Иисус Христос сказал: "На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.peoples.ru