Кёнигсбергский кафедральный собор. Калининград кафедральный собор остров канта, могила канта и памятник альбрехту фото

Собор

Кафедральный Собор
нем. K?nigsberger Dom
Бывший кафедральный собор Кёнигсберга

Страна Россия
Место расположения в Калининграде Кнайпхоф
Автор проекта неизвестен
Первое упоминание 13 сентября 1333
Строительство 1333-1380 годы
Статус Памятник архитектуры республиканского значения
Состояние Завершена реставрация
Сайт Официальный сайт

Координаты: 54°42?22.87? с. ш. 20°30?42.4? в. д. ? / ? 54.706353° с. ш. 20.511778° в. д. (G) (O) 54.706353 , 20.511778

Кафедральный собор Кёнигсберга - главная церковь Кёнигсберга и главный исторический символ Калининграда . Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России.

История

Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах) . В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.

Формально датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) - обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор - архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор .

В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

В 1789 году в кафедральном соборе побывал Карамзин. В его путевых заметках сохранилась запись, посвящённая собору:

Здешняя кафедральная церковь огромна.

С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени.

«Где вы, - думал я, - где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего - подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, - чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов».

Я мечтал около часа, прислонясь столбу.- На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! - Там же видно множество разноцветных знамён, трофеев маркграфовых.

В 1833 году собор был впервые отреставрирован, а в 1888 году там был установлен новый орган.

Между 1901 и 1907 годами Рихардом Детлефсеном, провинциальным консерватором (так в Германии называют чиновников, следящих за сохранением памятников культуры) была проведена очередная реставрация собора. При этом западному (главному) фасаду вернули черты XIV века, которые были уже к тому времени заметно изменены различными перестройками.

К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:

  • Длина: 88,5 метров
  • Высота самой высокой (южной) башни до шпиля - 50,75 метров
  • Высота части здания (без креста) - 32,14 метра

Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня партийные власти запретили тушить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались тушить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне .

За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее - фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

Интерьер и убранство

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них - эпитафия - надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии - 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года ). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI-XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов .

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI-XIII веках.

Собор после Второй мировой войны

После войны собор оставался огромными руинами . Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант .

В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению зданию предпринято не было: руины продолжали разрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.

С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов :

Хроника восстановления собора

В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 - реставрационные (башни собора). 21 июня того же года был произведён монтаж шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота .

В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта. Осенью 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола. Данные часы являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом», повторяющим облик часов, погибших во время войны, скрывается современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику. Часы были выпущены известной фирмой «Сименс» .

Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.

В сентябре 1998 года на малой башне были подвешены два колокола. В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву .

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Могила Канта

Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии.

К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненое в виде открытого колонного зала и разительно отличающаяся по архитектурному решению от самого Собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который однако является кенотафом, то есть останков Канта в нём нет, они покоятся глубже. Деньги на строительство были пожертвованы Хуго Стиннесом.

Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.

Собор как культурно-религиозный центр

Собор восстанавливается как культурно-религиозный центр. Сейчас в восстановленном здании собора располагаются евангелическая и православная часовни, а также музей собора и музей Иммануила Канта .

Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года. Торжественные богослужения проходили и позже. В 1994 году служба была посвящена 450-летию университета Альбертины. 7 мая 1995 года состоялось общее богослужение представителей трёх христианских конфессий: православных, католиков и протестантов .

В соборе также регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки, в том числе с использованием двух органов , проводятся международные конкурсы органистов .

Собор как товарный знак

В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как товарный знак. Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, например с продажи открыток и любых товаров, носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.

Собор в кино

После войны Калининград был единственным местом СССР, где можно было снять «настоящую Германию». Естественно, в первую очередь здесь снимались фильмы о войне. В некоторых фильмах в кадр попал и собор.

  • "Женя, Женечка и «катюша». На фоне собора солдат опрокидывает канистру с бензином.
  • «Жена керосинщика». В одном фрагменте священник (бывший фронтовик) сидит в руинах собора, а за его спиной в одном из оконных проёмов пихаются два ангела - русский и немецкий.

См. также

  • Калининград
  • Кнайпхоф
  • Тевтонский орден
  • Кант, Иммануил

Примечания

  1. Калининградская область в энциклопедии «Кругосвет»
  2. Балдур Кёстер. Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени
  3. ? Официальный сайт собора
  4. Карамзин в Восточной Пруссии
  5. текст). Данные оригинального немецкого издания: Baldur K?ster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
  6. Герцогу Альбрехту вернут эпитафию
  7. В Кафедральном соборе завершена реставрация эпитафии Радзивиллов
  8. Балдур Кёстер Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени.
  9. Кёнигсберг Калининград, 1255-2005: иллюстрированный энциклопедический справочник / ред. А. С. Пржездомский. - Калининград: Янтарный сказ, 2006. ISBN 5 7406 0840 5
  10. Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта
  11. Вещь не в себе
  12. ? Марк КАБАКОВ. Полковник Одинцов восстанавливает Калининградский Кафедральный собор// Газета «Культура»
  13. В Кафедральном соборе Калининграда воссоздан интерьер знаменитой Валленродской библиотеки , Информационное агентство «Регнум»
  14. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (

Кафедральный собор в Калининграде (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Кафедральный собор (он же - Кёнигсбергский собор) - одна из главных достопримечательностей Калининграда, именно от него стартуют все туристические маршруты, это старейшая церковь в городе и его визитная карточка. Сегодня здесь не идут службы, зато регулярно проходят органные концерты, концертный зал собора с великолепной акустикой - самый большой в регионе.

В Кёнигсбергском соборе находятся Музей Иммануила Канта и его могила.

Немного истории

Впервые собор упоминается в документах 1333 г. К 1380 г. его украсили фресками и официально открыли для прихожан, но облик дополняли разными деталями вплоть до 1640-х гг. В начале 16 века храм переделали в лютеранский, а затем был основан Кёнигсбергский университет, и собор стал университетской церковью. Затем тут обосновались Валленродская библиотека и «профессорская усыпальница», где был похоронен Иммануил Кант - самый знаменитый житель города за всю его историю.

Кафедральный собор сегодня

Во время Великой Отечественной войны собор сгорел, новый облик в стиле немецкой готики - результат реставрации. От довоенного внутреннего декора уцелели только несколько каменных эпитафий. Восстановили знаменитые часы на башне, колокола, внутренний зал. Над саркофагом Канта из темного гранита возвели колоннаду, а основной зал церкви превратили в концертный.

Несколько помещений занимает Музей Иммануила Канта. В других залах размещена экспозиция, рассказывающая об истории собора и острова Кнайпхоф, а также о знаменитых горожанах. Здесь можно увидеть коллекцию монет и банкнот, деревянную резную библиотеку и мини-орган.

Внутри башенных часов находится современный механизм, устанавливающий точное время по спутнику.

Практическая информация

Адрес: Калининград, ул. Канта, 1. Веб-сайт .

Время работы: ежедневно, кроме 1 января; с октября по апрель - с 10:00 до 18:00, с мая по сентябрь - с 10:00 до 19:00.

Вход: в Музей Канта - 250 RUB для взрослых и 100 RUB для школьников и студентов, в органный зал - 100 RUB для взрослых и 50 RUB для школьников и студентов, концерт - от 350 RUB, экскурсия по музейно-концертному комплексу Кафедрального собора в сопровождении гида - 500 RUB для взрослых и 300 RUB для школьников и студентов. Цены на странице указаны на февраль 2019 г.

Кафедральному собору, который стоит в самом центре Калининграда на острове, часто приписывают имя великого Иммануила Канта. И в самом деле – тут расположена его могила. Но именем философа назван сам остров, а собор был построен в 14 в. в честь Христа, Богородицы и всех святых. В том числе, особо чтимого здесь святого – Адальберта. Многовековая история этого здания интересна сама по себе. И даже пронизана мистикой.

Чтобы на крепость не походил

Когда-то остров, образованный двумя рукавами реки, был густо заселён. Тут находились владения местного епископа, а часть земли была отведена под жилые дома, что создавало для властей определённые неудобства. Иногда горожане узнавали новости, предназначенные для епископа, первыми. Им стоило лишь перехватить и хорошенько напоить гонца.

Была здесь и небольшая лютеранская церковь. А поскольку число жителей росло, на богослужениях становилось всё более тесно. Поэтому Тевтонский орден принял решение построить ещё одну церковь – попросторнее. Первоначально она задумывалась необычной – с укреплёнными стенами, так как неподалёку находилась граница. Но впоследствии было решено придать ей более традиционный вид. Поэтому в проект были внесены изменения, что вызвало немалые сложности.

Дело в том, что влажная почва острова необыкновенно быстро проседала. Чтобы построить «тяжёлое» здание, фундамент пришлось укреплять с помощью множества свай. А тут ещё изменения в проекте…Вот и вышло, что одна из стен треснула, пришлось спешно скреплять её, а сверху делать башенку – мол, так и задумано.

Всего же строительство шло около 80 лет. Сперва собор представлял собой базилику, которая имела один высокий неф. Затем вместо одного нефа появились три. Окна – как обычные, так и слепые – были удлинены.

Церковные службы здесь начались в середине 16 в, а в 1560 г. собор стал собственностью местного университета. В районе Восточной Пруссии он был главным культовым сооружением, поэтому на землях, принадлежавших собору, хоронили знатных или прославившихся чем-то людей.

От Средневековья до Второй мировой

С годами собор становился только краше. В 17 в. у него появились свои часы-куранты с мелодичным боем. Славу получили и большие соборные колокола. Настоящим произведением искусства стал алтарь, украшенный работами знаменитого художника Мёллера. Позже, во время ремонта, производившегося в 19 в, были найдены средневековые росписи.

До наших дней сохранилась (правда, понадобилась реконструкция) крестильная капелла, а купель для крещения ныне воссоздана в том виде, в каком она была запечатлена на старинных фотографиях.

Могиле Канта устроители собора отвели почётное место – она находилась рядом с захоронениями других известных учёных. А к 200-летию со дня рождения философа – в 1924 г. – над ней появилась колоннада, которая сохранилась до наших дней.

Также в соборе хранилась большая библиотека. Ценные рукописи и книги тут начали собирать ещё в 17 в. В ходе Второй мировой войны основная часть фонда была утрачена.

Ну и конечно, какой же собор без органа? До войны их было, по крайней мере, три. Последний – огромный – появился тут в 18 в., и с тех пор был несколько раз модифицирован.

Конечно, после Второй мировой не осталось ничего. Но в первое десятилетие 2000-х собору были переданы два великолепных органа: большой и хоровой.

Самым страшным днём для собора стало 20 августа 1944 года. Английские бомбардировщики задались целью уничтожить главный город Восточной Пруссии. Небо казалось чёрным от их самолётов – в авианалёте их участвовало более 200. Тем самым англичане хотели показать миру, что не только СССР принадлежит заслуга победы над Германией.

Но есть и ещё одна причина, которую любят упоминать приверженцы мистики. Якобы именно на острове Канта была спрятана под землёй секретная лаборатория, где фашисты работали над созданием сверхмощного оружия. А также занимались самым настоящим колдовством, чёрной магией. Конечная цель обрядов заключалась в том, чтобы призвать смерть на голову премьер-министра Уинстона Черчилля. Поэтому и получили английские лётчики приказ стереть остров с лица земли.

Урон собору был нанесён огромный – он превратился в руины, но каким-то чудом стены устояли. Разбомбили англичане и окрестные старинные дома, которые мы уже никогда не увидим. А жаль – поскольку они имели историческое значение. В городской ратуше были подписаны многие важные документы, в доме губернатора бывал император России Пётр Первый.

Теперь здесь звучит орган

Остов собора долгое время оставался в таком виде – горькой памятью о минувшей войне. Лишь в 90-ые годы 20 в. старинное сооружение начали восстанавливать. Большой материальный вклад в это дело внесла Германия.

Сегодня на островке, где прежде проживало около 20 тыс. человек, имелось несколько сотен домов и примерно три десятка улиц – остались лишь здание собора и огромный парк.

На остров ведёт старинный мост (когда-то их было несколько), который носит название Медовый. Новобрачные прикрепляют к его перилам символические замочки – на счастье.

Уцелела после бомбардировок и могила Канта, над которой установлено каменное надгробие.

Кроме того здесь можно увидеть памятники и скульптуры. В частности, стоят тут:

  • статуя герцога Альбрехта;
  • памятник Юлиусу Руппу – богослову и преподавателю;
  • статуя Петра Первого
  • В парке размещены 23 работы, объединённые темой «Человек и мир». Скульптуры были установлены в 80-ые годы 20 в. Они призваны напоминать людям о самом ценном – свободной мирной жизни.

В соборе нынче находится концертный зал, где можно послушать орган. А также музей, где хранятся многие ценные экспонаты, в том числе посмертная маска Канта. Лучше приходить сюда не самостоятельно, а в составе экскурсии. Стоимость её символическая, но без экскурсовода вы не узнаете и десятой доли того, чем интересен собор.

Церковные службы ныне проводятся лишь в часовнях, в том числе – в православной.

Ещё один интересный факт: величественное сооружение не раз снимали кинематографисты. Тот, кто смотрел популярный советский фильм «Женя, Женечка и Катюша», видел и собор в одном из эпизодов.

Если вы будете в Калининграде – обязательно посетите его «сердце». Доехать до острова можно с помощью всех видов городского транспорта: автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.

Кафедральный собор на Викискладе

Координаты : 54°42′22.87″ с. ш. 20°30′42.4″ в. д.  /  54.706353° с. ш. 20.511778° в. д. (G) (O) (Я) 54.706353 , 20.511778

Кафедра́льный собо́р Кёнигсберга (нем. Königsberger Dom - «Кёнигсбергский кафедральный собор») - недействующий кафедральный собор , расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе , является историческим и культурным памятником. До реформации XVI века являлся главным католическим храмом города (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа , Деве Марии , Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии . Является одним из символов города .

В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

История

Первый кафедральный собор был построен между и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе .

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах) . В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка ». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года . Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга , ставшая поводом для создания теории графов .

Формально датой завершения строительства считается 1380 год , но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) - обыкновенные прихожане.

За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее - фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

Интерьер и убранство

Эпитафия Альбрехта Гогенцоллерна работы Корнелиса Флориса (довоенное состояние)

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии . Наиболее примечательная из них - эпитафия - надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии - 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года ). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI-XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов .

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI-XIII веках.

Собор после Второй мировой войны

Развалины собора в 1982 году

Хроника восстановления собора

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Собор в 2002 году

Могила Канта

Современный вид могилы Иммануила Канта, 2007 год.

Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года . Торжественные богослужения проходили и позже. В 1994 году служба была посвящена 450-летию университета Альбертины . 7 мая 1995 года состоялось общее богослужение представителей трёх христианских конфессий: православных, католиков и протестантов .

В соборе также регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки, в том числе с использованием двух органов , проводятся международные конкурсы органистов .

Собор как товарный знак

В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как товарный знак . Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, например с продажи открыток и любых товаров, носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.

Собор в кино

После войны Калининград был единственным местом СССР , где можно было снять «настоящую Германию». Естественно, в первую очередь здесь снимались фильмы о войне. В некоторых фильмах в кадр попал и собор.

  • "Женя, Женечка и «катюша» . На фоне собора солдат опрокидывает канистру с бензином.
  • «Жена керосинщика» . В одном фрагменте священник (бывший фронтовик) сидит в руинах собора, а за его спиной в одном из оконных проёмов пихаются два ангела - русский и немецкий.

Собор в филателии и нумизметике

См. также

Примечания

  1. История собора
  2. Manfred Gerner, Igor A Odinzow : Der Königsberger Dom. Zentrum Handwerk und Denkmalpflege, 1998, (нем.)
  3. August Rudolph Gebser : Geschichte der Domkirche zu Königsberg und des Bisthums Samland, mit einer ausführlichen Beschreibung der Reformation im Herzogthum Preußen. Königsberg 1835, (Digitalisat Google История Кафедрального собора Кёнигсберга (нем.) )
  4. Историческая справка на сайте администрации Калининграда
  5. Калининградская область в энциклопедии «Кругосвет»
  6. Балдур Кёстер. Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени
  7. Официальный сайт собора
  8. Карамзин в Восточной Пруссии
  9. текст
  10. Герцогу Альбрехту вернут эпитафию
  11. В Кафедральном соборе завершена реставрация эпитафии Радзивиллов
  12. Балдур Кёстер Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени.
  13. Кёнигсберг Калининград, 1255-2005: иллюстрированный энциклопедический справочник / ред. А. С. Пржездомский. - Калининград: Янтарный сказ, 2006.
  14. Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта
  15. Вещь не в себе
  16. Марк КАБАКОВ. Полковник Одинцов восстанавливает Калининградский Кафедральный собор// Газета «Культура»
  17. В Кафедральном соборе Калининграда воссоздан интерьер знаменитой Валленродской библиотеки , Информационное агентство «Регнум»
  18. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Köster , Husum Druck; 2000,
  19. Собор на сайте «Чудеса России»
  20. Кафедральный собор на сайте областного министерства культуры
  21. Международный конкурс органистов имени М.Таривердиева
  22. Калининград. Дирекция Кафедрального собора намерена судиться из-за незаконного использования изображения собора. Информационное агентство «Регнум»

Остров Канта и расположенные на нем Кафедральный собор, могила Канта, музей Канта - самые посещаемые достопримечательности Кёнигсберга (Калининграда).

Остров Канта

Остров Кнайпхоф, или остров Канта - это островная часть города, которая находится в центре Калининграда и окружена водами реки Преголи. На территории острова в просторном парке возвышается Кафедральный собор.

Когда-то на островной территории помещался целый город. О его существовании первые упоминания относятся к XIV веку. К 1944 году в городе насчитывалось 305 домов, 27 улиц, были собор и ратуша. Остров был соединен с материковой частью пятью мостами. По улочкам ходили трамваи. Но летом 1944 года во время бомбардировок городок был полностью уничтожен.

В 70-е года на территории острова обустраивают парк. Окультуривают территорию и размещают Парк скульптур (они были взяты из запасника музея), размечают дорожки и тропинки парка.

В начале 1990-х годов был восстановлен Кафедральный собор. В часовнях были размещены три религиозные конфессии, в настоящее время он недействующий.

Островной парк - это любимое место прогулок, отдыха и культурного времяпрепровождения горожан и туристов.

Здесь есть что посмотреть. Кроме Кафедрального собора, можно посетить музей Канта, его могилу, парк скульптур. В соборе можно отдохнуть от городской суеты и послушать орган.

Кафедральный собор

Кёнигсбергский кафедральный собор, или в настоящее время Кафедральный собор Калининграда, расположен в историческом центре города, на островной его части.

Здесь первый собор был построен в конце XIII века и являлся единственным храмом города на острове Кнайпхофе. В середине XIV века его снесли и начали строительство более просторного храма, используя кирпичи разрушенного собора. Датой завершения строительства принято считать 1380 год, но работы по оформлению продолжались еще некоторое время.

Собор первоначально был католическим, но в 1519 году здесь прошла последняя католическая месса, а через несколько лет состоялась первая евангелическая служба - на немецком языке. Собор превратился в городскую лютеранскую кирху.

Некоторое время спустя рядом был построен корпус здания университета Альбертина.

После этого собор стал выполнять роль университетской церкви, южная его башня использовалась под Валленродскую библиотеку.

В 1558 году при соборе устраивают профессорскую усыпальницу, в которой стали хоронить преподавателей университета.

Последним нашел здесь вечный покой Иммануил Кант. Через 200 лет со дня его рождения с восточной стороны собора был установлен портик, посвященный философу.

В конце XVII века в соборе появился орган, а в 1888 году был привезен и установлен еще один.

Во время англо-американских бомбардировок 1945 года собор был сильно разрушен, на острове был сильный пожар. Люди тушили его собственными силами, однако спасти историческое убранство собора и большую часть жилых построек так и не удалось.

После окончания войны собор длительное время оставался в состоянии руин. Его не сносили только благодаря могиле Канта, которая расположена у его стен.

Первая попытка реставрации собора была предпринята в 70-е годы, но от нее было больше вреда, чем пользы. Был случайно разрушен фронтон северной башни и сильно испорчены напольные эпитафии.

Серьезно подошли к вопросу реставрации собора только в начале 90-х годов. Но и эти работы вызывают множество нареканий со стороны историков. Реставраторы восстановили собор, но не в точном соответствии с его предшественником довоенного времени.

В настоящее время Кафедральный собор является одним из украшений города и его символом.

Он недействующий. Регулярные службы здесь не проводятся, здание используется для проведения концертов органной музыки, для размещения экспозиций собора и музея Канта.

Но при соборе действуют православная и евангелическая часовни.

Первое богослужение здесь состоялось в Пасху 1992 года, в 1995 году состоялось общее богослужение православных, католиков и протестантов.

У северо-восточной стороны собора находится мемориальная открытая галерея с колоннами. Она построена на месте захоронения немецкого философа - Иммануила Канта.

В профессорской усыпальнице в 1804 году был погребен прах Канта. В 1880 году над могилой была построена часовня, но в 1918 она была разрушена, и на ее месте была возведена галерея в виде колонного зала с кенотафом (саркофаг) на постаменте.

После бомбардировок в 1944 году могила Канта в Калининграде полностью уцелела, а собор был сильно разрушен, от него остались руины. В годы советской власти могила философа спасла собор от тотального разрушения.

В 1960 году мемориальная могила Канта становится объектом под особой охраной государства, в настоящее время это объект культурного наследия.

Надпись на могиле Канта очень скромная. Выгравировано его имя и годы жизни.

Могила Канта располагается в парковой зоне острова и является одной из самых известных достопримечательностей Калининграда.

Биография немецкого философа

Жизнь и деятельность великого философа тесно связаны с Кёнигсбергом, университетом, островом Кнайпхоф, где он и нашел вечное упокоение.

Иммануил Кант родился в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника в 1724 году. Окончив гимназию, он поступил в университет. Из-за смерти отца ему не удалось завершить учебу, он был вынужден на 10 лет стать домашним учителем.

В 1755 году защитил диссертацию, это дало ему право преподавать в университете.

С 1755 по 1770 год преподает в университете математику, физику и философию.

Умер в 1804 году и похоронен был в профессорской усыпальнице Кёнигсбергского университета.

Музей Канта

Музей философа расположен на четвертом этаже Кафедрального собора, в нескольких выставочных залах представлены экспозиции: «Кант и его окружение», «Кант и Россия», «Мемориальный зал».

История жизненного пути немецкого философа представлена в мемориальном зале. Здесь можно узнать о его увлечениях, научной деятельности, трудах, людях, которые его окружали и которых он любил. В музее подробно рассказывается о местных масонах и обычаях масонских лож XVIII-XIX столетия. Окна музея украшены витражами с символикой масон.

В музее выставлены музейные экспозиции, которые рассказывают об истории острова Кнайпхоф (остров Канта), о Валленродтской библиотеке и Кёнигсбергском универстете, с которым тесно связана научная деятельность Канта.

Как добраться до острова Канта (Калининград)

Добраться до острова можно по Ленинскому проспекту или улице Октябрьской. К острову ведут два моста.

На автомобиле следует двигаться до адреса улица Октябрьская, дом 2.

До остановки «Рыбная деревня»:

  • маршрутное такси № т92, т72, т80;
  • автобус № 45.

До остановки СК «Юность»:

  • маршрутное такси № т75, т93т72, т80, т77, т87, т65;
  • троллейбус № 2, 7;
  • автобус № 49 и 45.

До остановки «Дом культуры моряков»:

  • автобус № 23,7, 44, 37, 108, 11, 27, 106, 12, 14, 8, 17, 9, 19, 1, 21, 18, 30, 10, 36, 49, 159, 3;
  • троллейбус № 5 и 1;
  • маршрутное такси: т64, т93,т85, т66, т89,т67, т69, т87,т71, т90, т77, т62, т83, т86т70,т84, т88, т63;
  • трамвай № 5 и 3.

Где находится могила Канта: как добраться?

Главным ориентиром в поиске могилы немецкого философа является Кафедральный собор. Могила находится у северо-восточного угла собора.

До могилы Канта можно добраться на машине, такси, общественном городском транспорте до моста Медового, перейти по мосту реку к Кафедральному собору.

Кроме острова Канта, где увековечена память о нем и где находится его мемориальная могила, в честь него в городе Калининграде установлены:

  • памятник рядом с университетом;
  • именная кантовская скамейка недалеко от музея Мирового океана;
  • кабинет в здании Калининградского университета (ранее университет Альбертина).