Русская изба, ее убранство и бытовая утварь. Бытовые предметы: примеры и назначение Мелкие предметы быта

Чесалка, прялка, рогач и другие вещи со странными названиями. В этой статье собраны некоторые предметы домашнего быта славян, которые сейчас не встретишь в наших домах.

Войдя в дом современного человека, можно стразу увидеть множество вещей: стиральную машину, микроволновую печь, телевизор, компьютер, телефон и другие. Некоторые из них созданы для того, чтобы облегчить нашу повседневную работу по хозяйству, но большинство вещей призвано просто развлекать нас. Кроме этих задач они должны демонстрировать статус своего обладателя: чем больше дорогих (и порой ненужных) вещей в доме, тем выше социальное положение человека и уровень его успешности. А у наших предков дела обстояли немного иначе.

Конечно, в хоромах бояр, князей и даже просто зажиточных купцов можно было наблюдать тот же снобизм, что и сегодня. Но простолюдинам это было чуждо. В их домах находились лишь те предметы, которые необходимы для ведения хозяйства. Они лежали на видных местах, и никто этого не стеснялся. Напротив, предметы быта, как и предметы роскоши, тоже показывали всем достоинства хозяев: их трудолюбие и умения. У хорошей мастерицы стояли прялка, горшки и рубель, у умелого мастера цеп, долото и шило. Конечно, это были не единственные необходимые для жизни предметы. Так давайте познакомимся с теми вещами, которые обязательно были в каждом доме славян. Узнаем, как они назывались, для чего служили и в чём были их особенности.

Домашние помощники

Каждый день любой женщины начинается одинаково – с кухни. Так было во все времена. Только сейчас приготовление завтрака для всей семьи не составляет много трудностей, ведь у нас есть и водопровод, и газовая печь. А нашим прабабушкам приходилось намного труднее, особенно в зиму и в непогоду. Для начала они шли к колодцу за водой.

Коромысло. Этот знаменитый предмет помогал нести сразу два тяжёлых ведра. Коромысло имело дугообразную вытянутую форму, и клалось на спину, что позволяло не оттягивать плечи. Оно имелось в каждом доме, и поэтому о нём сложено множество поговорок и пословиц: «Дым коромыслом», «Поднять всю избу коромыслом» и так далее. А в странах Восточной Азии до сих пор пользуются коромыслом для переноса различных грузов.

Принеся воды, хозяйки разжигали печь. Чтобы поставить в неё чугунок с едой, нужен был рогач (или ухват ). Он представлял собой деревянный шест с раздвоенным металлическим наконечником. Концы рогатки образовывали полукруг, чтобы было удобнее поднимать чугунки и горшки. Как утверждают историки, в неспокойные времена простолюдины всегда вооружались ухватами. Правда, его можно было использовать только для обезвреживания, а не ликвидации противника, так как концы рогатки не заострены.

Во время приготовления пищи, иногда нужно размешать или выгрести из печи угли и золу. Для этих целей хозяйки пользовались кочергой. Это – железная палка с крюком на конце. В бедных семьях кочерга была деревянной с железным наконечником. А в самых крайних случаях кочергой могла служить и палка.

Раз в несколько дней хозяйки пекли хлеб. Это была трудоёмкая и тяжёлая работа, которая начиналась с молочения муки. Для этого использовали ручные жернова – приспособление, состоящее из двух каменных плоских кругов. Зёрна засыпали между ними и вращали один из жерновов. Благодаря этому пшеница растиралась в муку, которая высыпалась по желобкам на поверхности камней.

Но далеко не у всех были ручные жернова. Чаще их заменяли ступа и пест . Ступа напоминала большое ведро с широким основанием (для устойчивости) и изготовлялась из твёрдых пород дерева. Пест делали из того же дерева, придавая ему продолговатую цилиндрическую форму. Представляете, сколько требовалось сил, чтобы размолоть пестом в ступе хотя бы килограмм муки?

Когда мука была намелена, наши прабабушки замешивали тесто и готовили хлеб. Чтобы положить и достать его из печи, нужен был садник . Это – деревянная лопата с длинной ручкой и плоской и широкой лопастью. Его подводили под готовый каравай и извлекали хлеб на стол.

Кроме хлеба наши предки пекли различные булочки. Их запивали чаем, а чай традиционно заваривали в самоваре . В России он появился в середине 17-го века, а производство отечественных самоваров началось лишь в середине следующего столетия. Пик популярности самоваров пришёлся на 19-ый век: его имели и зажиточные крестьяне, и графы. Первые самовары имели внутри ёмкости железную трубу, в которую клали раскалённые угли. Жар от них и нагревал воду. Но технический прогресс не стоял на месте, и в середине 19-го столетия появился керосиновый самовар, а затем и электрический. Самовар является непременным атрибутом русского стола, он упоминается во многих народных загадках и поговорках, а также в произведениях великих русских писателей и художников.

Стирка тоже отнимала у наших прабабушек много сил и времени. Бельё замачивали и стирали в корытах – выдолбленных из половинки бревна ёмкостях. Корыто было самым необходимым предметом в хозяйстве крестьян: в нём не только стирали и мылись, но и замешивали тесто, готовили соления, остужали горячее пиво, квас и узвар, кормили скотину. Но, несмотря на это, к корыту всегда относились свысока, называя этим словом тёмных невежд и ненадёжные суда.

Стирали и гладили бельё с помощью рубеля . Это – доска с зазубринами на одной стороне и ручкой на конце. Рубель часто служил свадебным подарком невесте, в таком случае мастер богато украшал его резьбой и именем любимой. А в руках талантливых музыкантов рубель превращался в музыкальный инструмент.

В 16-ом веке в России появились первые чугунные утюги . В зависимости от способа разогрева они встречались двух видов: пустотелые (в них заспали раскалённые угли) и цельные, которые раскаляли в печи. Бельё разглаживалось не только от тепла, но и от массы самого утюга: ведь они весили от 5 до 12 килограммов.

Само изготовление одежды тоже было трудным делом. Нужно было не только вырастить и высушить лён, но и правильно разобрать его на волокна. Легче всего это было сделать чесалкой . Она представляла собой лопаточку с длинной и жёсткой щетиной на одной стороне. Иногда её называли «скребницей» и использовали также для чесания лошадей.

Готовые волокна назывались куделью, из которой скручивали нить. В этом деле хозяйкам помогала ручная прялка . Прялка – это две доски, скреплённые друг с другом под прямым углом. На одну доску (ножку) садилась пряха, а на другую (лопать) закрепляли кудель. Смысл прядения состоял в том, что пряха руками скручивала волокна в нить. Но для этого, конечно, требовался опыт и сноровка.

Кроме этих предметов в домах наших предков можно было встретить предметы, необходимые для работы в поле. Например, серп . Серп – это особый нож, с узким лезвием в форме полукруга. Он применялся при сборе злаков – одной рукой жнец держал растения, а другой срезал их. Серпом чаще всего пользовались женщины.

Ещё одно сельскохозяйственное орудие – цеп (илимолотило ). Он состоял из двух тяжёлых палок, скреплённых между собой очень коротким куском кожи или цепью. Он применялся следующим образом: злаки раскладывали на земле, и жнец, держась за одну из палок (держало), ударял по ним второй палкой (битчиком).

Кроме этих предметов в доме у славян можно было встретить и множество других вещей, нужных в домашнем хозяйстве, для работы в поле или для ремёсел. Ведь раньше всё, необходимое для жизни, наши предки изготовляли своими руками. Одним словом, жить было непросто!

В детском отделении районной библиотеки п. Колышлей оформлен «Уголок народного быта» . Здесь все желающие могут познакомиться с историей возникновения посёлка Колышлей, его достопримечательностями, предметами старины, обычаями и обрядами наших предков, легендами родного края. Этот уникальный краеведческий материал представлен на выставке-экспозиции «Преданья старины глубокой».



Дедушка - краеведушка поможет найти нужный материал в книгах и брошюрах, познакомит всех желающих с предметами русского народного быта, их назначением.

С интересомдошкольники и учащиеся школ посёлка знакомятся с выставкойна массовых мероприятиях. Здесь можно узнать много нового. Например, что такое ухват и рубель, как работали за прялкой и для чего нужно веретено, как гладили старыми утюгами раньше и как звучит музыкальный утюг. А разве можно в быту обойтись без самовара! Ведь чай пили с удовольствием, угощали им гостей. Самовар был главным украшением стола.

Давайте вместе узнаем назначение предметов народного быта. Готовьтесь перенестись в прошлое, окунуться в старину, узнать больше о жизни наших предков.

Крестьянская изба


Изба - жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие. В избе находились деревянные предметы народного быта - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки.


Пословицы русского народа:

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!

Чужая изба засидчива. На чужой лавке мягче сидится.

Изба красна углами, обед – пирогами.

В избе светло, а на дворе светлее.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.


Русская печь

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом, где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда. Еда, приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.

Но самое главное, что печь - это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).

«Печка-матушка»

Ольга Коршунова, г. Заречный

Пензенской области

Печка русская – будто матушка:

Дарит всем тепло без остатушка.

Ладно сложена, крепкокаменна,

А внутри азарт пляски пламенной.

Затрещат дрова – искры в хоровод!

Разомлев в тепле, спит на лавке кот.

Леса запахи – липок да берёз.

Как всё дорого! Мило всё до слёз!

От печи в дому – хлебосольства дух:

Щи наваристы, пироги – как пух.

Не чугунными батареями –

Печкой издавна душу греем мы.

Жаром пышет печь – хвост прижми мороз!

Дым над крышею стелет путь до звёзд.

В ночь студёную глянешь на село –

От столбов-дымов на душе тепло.

Коли «дышит» дом, значит, жив очаг!

С печкой - греюшкой в зиму не зачах.

Печка – матушка… Не хочу иной.

И почёт тебе, и поклон земной!

Пословицы русского народа:

Дрова в печи развалились – к гостям.

Уголь из печи упал – гости на двор.

Огонь в печи погас – нечаянный гость.

Будь, как у себя дома. Будь, что дома: полезай на печь.

Кто сидел на печи, то уже не гость, а свой.

Что есть в печи, всё на стол мечи.

Под полой хозяйской печи не унесёшь.

Хлебом не корми, только с печи не гони!

В печи тесно (как готовят), а в брюхе просторно.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Добро за готовым хлебом на печи лежать.

Стол

Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался "красным", то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи - хозяин. В красном углу отводилось место для икон.

Со столом связано большое количество народных традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь.


Пословицы русского народа:

Бог на стене, хлеб на столе.

Хлеб-соль на столе, а руки свое (свои).

Что на столе – всё братское, а что в клети – то хозяйское.

Без пирога именинника под стол сажают.

Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают.

Тащи стол на кут (от печи в красный угол).

Жди череду: когда со стола понесут.

Хоть за нижним концом, да за тем же столом.

Стол поставят, так и работать заставят.

Стол – божья ладонь: кормит.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.



У бабушки есть сейф

Давно уже не новый,

Он вовсе не стальной,

А кованый, дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком.


Самовар

Чаепитие за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе.

История русского самовара уходит в далекое прошлое. Происхождению самовара мы обязаны чаю, который в конце 16 века появился в России. Его популярность быстро росла, к 19 веку на Руси чай считался самым популярным напитком.


Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.



Хозяин-барин самовар .

Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Приглашает в гости вас –

Угощения припас:

Вот баранки, сахарок,

Ты отведай-ка чуток

И послушай наш рассказ…

Пословицы русского народа:

Чайку покушать да органчика послушать.

С чая лиха не бывает.

Кяхтинский чай да муромский калач,- полдничает богач.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Рогач, кочерга, чапельник

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев.

Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты,

Из печи горшочки с кашей


Тянут железные ухваты.



Сито

Сито - практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.


Пословицы русского народа:

На добрый жернов что ни засыпь, всё смелется.

Хлебушка калачу дедушка.

Хлеб всему голова.

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб спит в человеке (сытость сон даёт).

Хлеб за брюхом не ходит.

Не давай голодному хлеба резать (обделит).

Как хлеба кусок, так разинул роток.

Человек хлебом живёт, а не промыслом.

Хлеб батюшка, водица матушка.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Хлеб да вода – крестьянская еда.

В поле серпом да виллой, так и дома ножом и вилкой.

Кто толчёт, тот и хлеб печёт.

Не пиры пировать, коли хлеб засевать.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Горька работа, да хлеб сладок.


Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Корыто


В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас - вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около 40-50 см, до малых, имевших длину 30-40 см и ширину 15-20 см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольшого количества продуктов.

Рубель


По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Вот рубель – в названье чуден,

В примененье легок он.


Гладит с легкостью лен,


Из дерева рублён.


Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм.






Перед вами утюг,


Грелся он в то время на углях,


Который был во всех дворах.


Утюг по скатерти пройдёт,

Опрятный вид он ей вернёт.

Не стесняйтесь, подходите,

На утюг вы посмотрите.

Он – царь вещей, он – Господин.

Духовой, цельнолитой чугунный,

Газовый и спиртовой,

Водяной и музыкальный,

Электрический – такой брутальный…

Видов всех не перечесть,

О том у нас работа есть.

Керосиновая лампа

Огонь помогал не только в приготовлении пищи, но и давал свет в тёмное время суток, особенно это было ценно зимой, когда светало поздно, а темнело рано. Сначала у крестьян была лучина – тонкая длинная щепка, которую зажигали для освещения крестьянской избы. Использовали светец – подставку для лучины. На смену лучины пришла свеча – палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая примитивным источником освещения. Очень рано появились свечи, но пламя свечи было открыто, что было не безопасно, да и свечу на улице мог задуть ветер. Эти проблемы решились с появлением керосина, так появились керосиновые лампы. Керосиновое освещение стало распространяться в русской де­ревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского ке­росина. В нижней части лампы имелся сосуд, куда наливали керосин, оттуда выходил фитиль, который и поджигали. Огонь закрывали стеклянным «колпаком». С керосиновой лампой можно было уже смело передви­гаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек. На смену керосиновой лампе пришло электрическое освещение.


Помело и метла

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла.

Если мусор на полу,

Вспоминаем про метлу.



Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью.


В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

Про житье-бытье до нас

Жизнь людей была трудна:

Не под силу нам она.

Пряли пряжу вечерком,

Молились Богу перед сном.

И, как в сказке говорится,

Новый день должен родиться.


Пословицы русского народа:

Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!

Наши пряли, а ваши спали.

Рано встала, да мало напряла. Была игла, да спать легла.

В красный день прясть ленно.


В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Избы в старой России обычно строились из дерева. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Постройка дома осуществлялась собственными силами семьи, или нанималась артель плотников.


Квашня – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Замешивали или, как говорили в старину, затворяли тесто, а затем квасили в долбленой и бондарной кадке квашне. Опытные хозяйки знали, что тесто, затворенное в дубовой квашне, более подвижное, легкое поднимается чуть ли ни на глазах. Было очевидно, что дубовая древесина содержит какие-то вещества, которые ускоряют процесс брожения теста. Репутация дубовой квашни была столь велика, что каждая хозяйка стремилась иметь ее в своем хозяйстве. Но даже сработанная не из дуба, деревянная квашня все же имеет множество достоинств, главное из которых низкая теплопроводность стенок. Благодаря ей тесто в квашне долго сохраняет постоянную температуру, способствующую более быстрому и равномерному разрыхлению теста. Деревянную квашню, накрытую холщевым покрывалом, ставили в теплое место, чаще всего на русскую печь. Квашня не только кормила, но и лечила. Народные врачеватели еще в незапамятные времена подметили, что остатки теста в квашне со временем покрываются белым налетом, имеющим целебные свойства. На стенках и донце квашни стали специально оставлять немного теста, которое собирали после того, как на нем вырастали плесневые грибки. Пластырь из теста накладывали на плохо заживающие раны. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом


Корыто - открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В 19 веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах. На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках. Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около см, до малых, имевших длину см и ширину см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольших количеств продуктов


Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и применялся в то время как лекарство среди знати. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец- промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров, изготовлявших самовары.


В нашем музее есть самовар, сделанный тульскими мастерами - братьями Шемариными (см. приложение 7). Фабрика братьев Шемариных основана в 1887 году. В 1899 году с целью большего обогащения братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского. На самоваре выбиты медали: - Клеймо Поставщика Двора Его Императорского Величества Шаха Персидского; - Николай II Император и самодержавец Всероссийский; - Всероссийская художественная выставка год; - "За Трудъ и Успехъ" Бр. Шемариным.1902 год. Нъжинское сельско-хозяйственное общество; - За успехи в сельском хозяйстве и промышленности. Роменское общество сельских хозяев; - Франко - Русская выставка 1899 года. Санкт – Петербургъ; - Псковское общество сельского хозяйства; - Сельскохозяйственное общество Боровическаго уъзда; - Парижская выставка 1904 года


Ступа - крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина 50 см, диаметр 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели


Крынка, кувшин - керамическая посуда: крынка - глиняная утварь для подачи на стол молока и молочных продуктов. Кринки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью. Кувшин - керамический, сосуд, для подачи на стол напитков. Сосуд с туловом грушевидной или округлой формы, плавно переходящий в высокое горло, он имел небольшой носик и изогнутую ручку


Чугун крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны




Маслобойка - широко была известна и в России, и на Украине. Это обычно высокий, суженый кверху бочонок, в крышке отверстие для колотовки (била), к нижнему концу которой (ударная часть) крепили кружок с отверстиями или крестовину, предназначен для изготовления масла, сметаны


Ухват приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия


Жернова. Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, на отдельные плоские участки, называемые мелющими поверхностями. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой. У типичного мукомольного жёрнова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков, во- первых, образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. При постоянном использовании жернова требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краёв всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки. Рельефный рисунок повторяется на каждом из двух жерновов, таким образом обеспечивая эффект «ножниц» при размалывании зёрен. Правильное взаимное расположение камней критически важно для обеспечения помола муки высокого качества. В нашем музее жернова дубовые






Корзина это народное изделие из берёсты, камыша или ивовой лозы. Корзина укладка разного вида, сплетённая из прутьев, из стеблей, соломы, коры, кореньев, драни и прочего. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани, отличаются от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками


Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором


Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века


Керосинка бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине, по принципу действия аналогичен керосиновой лампе состоит из резервуара, фитильного механизма (для регулировки высоты пламени), жаровой трубы со смотровым слюдяным окном и конфоркой для установления посуды. По расходу топлива экономичнее примуса и керогаза. В некоторых моделях керосинок конфорки делаются раскладными, что позволяет одновременно установить две кастрюли


Лучинный светец - это своего рода подставка, металлический стержень, имеющий на верхнем конце расщепление, в которое вставлялась длинная зажжённая лучина, освещающая жильё, избу. Забытые и неиспользуемые ныне, когда-то светцы украшали крестьянские избы, стоя в корытцах с водой или песком под специальным колпаком-лучником, отводившим дым. В крестьянской среде они бытовали вплоть до начала XX века. Тонкие щепы пучком вставляли в светцы специальные держатели, которые мастерились из железа. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара


Деревянные фонари, в отличие от более поздних керосиновых ламп и металлических фонарей, имели более широкое распространение по деревням России. Это было обусловлено как дешевизной изготовления, так и простотой конструкции. Любой крестьянин в свободные зимние вечера мог сделать два-три фонаря для нужд своего хозяйства. Более дорогими были металлические покупные фонари






Веретено приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением и шитьем, являются символами жизни и непрерывности времени, следовательно, они соотносятся с луной символом, выражающим переходность жизни


Прялка. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на них они делали специальный орнаментнитки


Ткацкий челнок рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную (поперечную) нить между нитями основы при выработке ткани. Челноком также называют рабочий орган швейной машины с двухниточным швом, вводящий нижнюю нить в шов. Самый простой челнок изготавливался из плоского узкого куска дерева с насечками на концах для прикрепления утка пряжи. Более сложный челнок включает внутри катушку (шпульку). Ткацкие челноки веками изготовлялись из дорогой древесины бука, граба, хурмы, пальмы. Часто челнок делают из древесины цветущего кизила, потому что он должен быть прочным, противостоять раскалыванию, и должен иметь очень гладкую полированную поверхность









Навой - это вал. Их два, передний и задний. Задний вал называется "навой"


Зеркало гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения). Наиболее известный пример плоское зеркало. Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков (например, запрет глядеться в разбитое зеркало, или завешивание зеркал в доме на 9 дней после смерти человека) Замок механическое запорное устройство. Применяется для запирания дверей, крышек, ёмкостей. В зависимости от крепления различают замки навесные, накладные, врезные (встроенные). Сувальдные замки – один из наиболее распространенных типов замков, этот тип замка представлен среди экспонатов школьного краеведческого музея. Такое название они получили от того, что основной деталью кодового механизма является сувальда. Сувальды составляют кодовую часть замка и представляют собой плоские пластины различной конфигурации. В основном изготовляются из стали и латуни. Носителем кодовой информации замка является ключ с выступающей бородкой (бородками)


Напольные часы. Впервые такие часы появились в годах. В XIX в. производители часов заимствовали или имитировали старые элементы стиля напольных часов более раннего периода. Сами часы «спрятаны» в шкаф, в котором расположены механизм и металлический циферблат. Шкаф напольных пристенных часов был в большинстве случаев творением художника - столяра


Весы амбарные устройство или прибор для определения массы тел (взвешивания) Для взвешивания употребляются приборы, называемые весами, устройство и размеры которых весьма разнообразны, в зависимости от величины взвешиваемых тел и требуемой точности взвешивания


Люлька - люлька - кроватка для младенца (зыбка, качка, люлька) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные

Предметы деревенского быта. Русскую избу или русский быт невозможно представить без разнообразной утвари. Деревенская посуда изготовлялась из дерева, обуславливалось это прежде всего дешевизной, доступностью и пластичностью материала. Одной из самых древних принадлежностей является ложка. В подавляющем большинстве она была деревянной. Предметы народного быта , каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов.

Старинные сундуки

Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков судили о благосостоянии семьи.

Стол –одна из основных частей избы. «Божья ладонь» – называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. « Когда семья вместе, и душа на месте» – говорили наши предки.

Вся жизнь русской женщины была так или иначе связана с прялкой. Обычно обучать прядению начинали с 5 лет. Девочкам дарили детскую маленькую прялку. Первая спряденная нить хранилась в качестве оберега.

Антикварная ручная прялка и прочая старинная утварь

Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Кудель закрепляли на лопасти. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха дёргала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку. Прялки часто декорировали резьбой и росписью, причём в разных губерниях России бытовали отличные друг от друга стили и приёмы украшения. В крестьянской семье девочек пяти–семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать - самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха - она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель к горизонтальной донце, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Пряслице (или прясло) - грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица обычно изготавливались из камня. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках.

Посреди избы ставили печь. О ней говорили: «Печь всему голова». Голова – значит, самая главная. Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, обсушит и вылечит.

Ухват или рогач - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата - рогач.

Кочерга - инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

Серп (др.-русск. сьрпъ) - ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур (жатва хлебов) и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота). Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти.

Раньше утюги были совсем другими. В России бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька . На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице с помощью рифленой доски.

Старинные русские самовары

Самовары использовались в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е - 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в трактирах, и в магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее. Самовар - металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера.

В жизни человека окружает множество предметов. Одни из них считаются крайне необходимыми, а другие менее важны. Но все люди стремятся жить в комфорте и окружать себя полезными вещами. В статье рассмотрим, что представляет собой понятие «бытовой предмет», и разберем, что является таковым для обычного человека.

Описание понятия

Предметами быта называют те вещи, которые окружают человека и находятся в поле его жизнедеятельности. Это разнообразные приспособления, основной задачей которых является упрощение жизни населения.

К бытовым предметам относят все то, что человек использует ежедневно. То есть в быту. Одну и ту же вещь можно назвать как бытовой, так и нет. Например, кухонная плита. Если она используется дома для приготовления пищи, то это бытовой прибор. А если плита находится в собственности ресторана и применяется в производственных целях, то она не относится к таковым.

Предметы первой необходимости

К бытовым предметам первой необходимости относят средства, без которых повседневная жизнь человека становится невозможной.

К ним относятся:

  • Продукты питания . Еда - важная составляющая жизни людей. Для выживания среднестатистического человека необходимы такие продукты, как хлеб, каши, мясо, фрукты, овощи, вода.
  • Медикаменты . Многие ежедневно принимают лекарства и по медицинским показаниям не могут от них отказаться. Поэтому медикаменты становятся важным компонентом их жизни.
  • Одежда . Каждый человек нуждается в одежде и обуви. Они необходимы практически для всех действий: работы, домашних дел, прогулок.
  • Гигиенические наборы . Это средства, которые обеспечивают гигиену человека ежедневно: зубная паста, мыло, порошок и многие другие принадлежности.

Конечно, каждый человек может дополнить список в зависимости от своих потребностей, способа жизни и финансовых возможностей. Так, для одних автомобиль - ежедневно необходимое средство передвижения, а для других - предмет роскоши.

Кухонная утварь

В каждом доме можно найти мелкие бытовые предметы, которые предназначены для хранения, приготовления и употребления пищи. Сюда относятся:

  • ложки, вилки, чашки;
  • кастрюли, емкости для хранения продуктов, чайник;
  • средства для резки: доски, ножи, приборы для очистки овощей и подобные.

Такие приспособления играли важную роль в жизни людей всех времен. Кухонная утварь может быть изготовлена из различных материалов:

  • металлов (меди, железа, стали, алюминия и эмали);
  • керамики (фаянс, фарфор, глина, стекло, глазурованная керамика);
  • пластмассы.

Выбор материала производителем определяет качество посуды, способность влиять на вкусовые восприятия. Российским законодательством регулируются требования к материалам, контактирующим с пищей.

Одежда и обувь

Гардероб также можно назвать бытовым предметом, ведь вещи необходимы каждому человеку в ежедневной жизни. С их помощью люди выражают собственную индивидуальность, подчеркивают характер и дают знать о своих предпочтениях.

К бытовым предметам гардероба относятся:

  • нижнее белье;
  • верхнюю одежду;
  • украшения;
  • повседневные вещи (брюки, джинсы, рубашки, футболки, блузки, платья и другое).

Одежда - важная составляющая быта человека. На нее каждый откладывает средства, многие следят за модой и тенденциями, часто именно она является темой для разговора.

Освещение

Каждое современное жилое помещение оснащено источниками света. Это приборы, которые помогают людям в темное время суток, специализированное (например, лампы для растений) или дополнительное (например, в затемненных зонах жилья) освещение.

К этой категории относят люстры, светильники и бра. Поскольку каждый электрический прибор для работы требует ток, то источники освещения можно считать опасными бытовыми предметами. Их эксплуатация должна производиться строго по инструкции с соблюдением мер предосторожности.

Бытовая техника

Из-за ускоренного темпа жизни люди стремятся максимально упростить условия своего существования. В этом отлично помогают предметы бытовой техники. Это электронные устройства, которые помогают существенно экономить время, выполняя такие домашние дела, как готовка, стирка, уборка, глажка.

К ним относятся:

  • крупная бытовая техника (холодильник, стиральная машина, плита);
  • мелкая бытовая техника (микроволновые печи, электрочайники, фены, электробритвы, пылесосы и другое);
  • климатическая техника (кондиционеры, увлажнители, обогреватели, вентиляторы).

Использование бытовой техники значительно упрощает жизнь всем членам семьи. Появляется свободное время на хобби или другие занятия, например с детьми.

Мебель

Одним из основных бытовых предметов является мебель.

Она выполняет функцию удобства и обустройства жилища. К мебели относят:

  • стулья и столы;
  • шкафы и другие места хранения вещей;
  • тумбы, полки;
  • диваны и кресла.

Мебель необходима каждому человеку. Она позволяет экономить место благодаря эффективному размещению вещей. Тяжело представить жилье без шкафа для одежды. Гардероб современного человека включает вещи разных стилей и предназначений. Поэтому место для их хранения просто необходимо.

Аксессуары

Кроме перечисленных вещей обихода, человек использует в своей жизнедеятельности множество аксессуаров. Это такие простые бытовые предметы, как:

  • вешалки;
  • зеркала;
  • предметы украшения интерьера и картины;
  • текстиль;
  • декоративные предметы (например, семейные ценности, передаваемые по наследству);
  • подставки разного назначения.

Их основной задачей является обеспечение дополнительного комфорта жизни. Конечно, аксессуары не являются обязательными, но при их отсутствии комфорт становится неполноценным.

Каждый человек, возвратившись после тяжёлого рабочего дня, желает окунуться в атмосферу тёплого домашнего очага. В этом ему помогают бытовые аксессуары.

Опасные предметы в доме

Многие предметы быта могут быть не только полезными, но и опасными. Об этом нужно помнить и относиться к ним со вниманием и осторожностью.

Перечень наиболее опасных домашних предметов таков:

  1. Электрические удлинители. Опасны не только тем, что о них спотыкаются и травмируются, но и тем, что они пожароопасны. Более половины пожаров возникает из-за неисправности этого бытового прибора, поэтому очень важно систематически осматривать его на предмет порыва или потертости.
  2. Газовые плиты. Каждый знает, что при случайном заливании конфорок из них продолжает идти газ, опасный для жизни. Необходимо следить за плитой, на которой готовится еда и желательно иметь печь с газ-контролем. Кроме того, не следует сушить вещи или волосы над газовой плитой - это чревато пожаром и ожоговыми травмами. Чтобы не произошло возгорания или взрыва при наполнении помещения газом, нужно его хорошо проветрить, не включая электричество.
  3. Бытовые электроприборы - чайники, плойки, утюги, телевизоры, светильники и другое могут также выходить из строя. Нельзя пользоваться ими при малейшем подозрении на неисправность и выключать, уходя из дома.
  4. Бытовые острые предметы - иглы, ножницы, ножи, булавки, топоры. Эти вещи должны всегда находиться в отведенных для них местах, недоступных для детей.
  5. Бытовая химия. В каждом доме есть химические вещества и жидкости, используемые для мытья и чистки кухонной утвари, умывальников, унитазов и тому подобных вещей. Пользоваться ими нужно в перчатках, а если жидкость имеет едкий резкий запах, то и в защитной маске. Игнорирование таких правил может привести как к аллергическим реакциям, так и к тяжелым отравлениям.

Таким образом, можно сказать, что жизнь человека тесно связана с определенными вещами. Именно поэтому таковые называются предметами быта. Они могут отличаться для людей с разным достатком и потребностями, но дополняют жизнь необходимым комфортом.