Как определить наклонение глагола. Наклонение и другие грамматические категории. Значения, выражаемые изъявительным наклонением

На уроке о понятии глагола вы узнали, что действие может обладать самыми разными свойствами и мыслиться может совершенно по-разному. И глагол все это разнообразие выражает своими формами. На этом уроке вы узнаете, какие свойства действия глагол может выражать с помощью наклонения.

1. Учебное наблюдение

Рассмотрим разные формы глаголов и попробуем определить, когда эти действия совершаются:

ходила

ходишь

будет ходить

ходил бы

ходи

Итак, ходила . Что делала? - действие совершается в прошлом.

Ходишь . Сейчас. Что делаешь? - это настоящее время. Действие совершается сейчас, в момент, когда мы это слово произносим.

Будет ходить . Он будет ходить в будущем, после того как мы произнесем эти слова. Т. е. действие только будет совершаться.

Ходил бы. Когда совершается это действие? Ходил бы ты к нам почаще . А совершается ли данное действие вообще? Нет! Кто-то только желает, чтобы оно совершалось. И время мы тут определить не можем!

Ходи ! Когда совершается действие? В настоящем времени? В прошедшем? В будущем? А ни в одном из времен! Действие представлено как просьба, приказ. И опять-таки неизвестно, совершится оно или нет.

2. Три наклонения глагола

С помощью наклонения выражается отношение действия к действительности. В русском языке глагол имеет три наклонения.

Изъявительное наклонение: действие представлено как совершающееся в реальности в настоящем, прошедшем или будущем времени: читаю, читал, буду читать.

Условное (сослагательное) наклонение стоит вне времени, оно обозначает желаемое, возможное действие, т. е. действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях: читал бы, читала бы, читали бы.

Повелительное наклонение тоже стоит вне времени, и глаголы в этом наклонении обозначают действие, которое в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего может произойти (а может и не произойти): читай, читайте .

Наклонение глагола - непостоянный признак.

3. Глаголы в условном (сослагательном) наклонении

Образование форм условного (сослагательного) наклонения

Взяла + БЫ (Б)

Условное наклонение - аналитическая форма.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.

Время и лицо у глаголов в сослагательном наклонении не выделяются!

Оттенки значений условного наклонения:

Если бы ты пришла раньше, мы сделали бы все к сроку. (условие, возможное действие)

Я бы сейчас с удовольствием съела мороженое. (желательность)

Как бы гроза не началась… (опасение, сомнение)

4. Глаголы в повелительном наклонении

Значение форм повелительного наклонения:

1. Приказание: Стой на месте! (внимание: Стоять! - это не повелительное наклонение, а неопределенная форма глагола)

2. Просьба: Приходи к нам почаще.

3. Простое побуждение Послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу.

4. Разрешение, позволение: Ну, ладно, сходи погуляй.

5. Предостережение: Смотри, не зевай, а то все пропустишь!

6. Мольба: Помилуй!

7. Ироническое побуждение: Держи карман шире!

Образование форм повелительного наклонения:

Суффикс и + (те): приходи, приходите, учись, учитесь

- Пусть (пускай), да, давайте + форма настоящего/будущего времени: давайте посмотрим, да здравствует, пусть приходит.

Глагол в повелительном наклонении изменяется по числам и по лицам и не изменяется по временам и родам.

Обратите внимание!

Прячьтесь

Прячьте

Отрежьте

Ешьте

Мягкий знак перед - те сохраняется!

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Edu.glavsprav.ru ().
  2. Gramma.ru ().

1. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:

скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, похудей-ка, прилягу, ляг.

2. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите.

3. Образуйте повелительное наклонение глаголов:

вылезать, ехать, лечь.

4. В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка ?

5. Приведите примеры употребления условного наклонения в значении повелительного.

Наклонение глагола - очень важная его характеристика. При морфологическом разборе она указывается обязательно. Также наклонение влияет и на другие признаки этой части речи, например, на время. Не стоит забывать и о том, что с этой категорией связаны определенные орфографические нормы, которых коснемся в данной статье. Также детально рассмотрим, какие формы наклонения имеет глагол, приведем примеры, чтобы данный постоянный морфологический признак не вызывал трудностей.

Что выражает категория наклонения?

Глагол придает нашей речи живость, делает ее динамичной. Неспроста словом «глагол» наши предки славяне называли всю свою речь в принципе. Предложения без этих частей речи весьма редки.

Одной из характеристик глагола является его способность выражать отношение предмета речи к действительности: происходит действие с предметом на самом деле либо просто желательно, воображаемо. Такая характеристика еще называется модальностью. Именно она и реализуется через наклонение глагола.

Таким образом, именно эта важная категория предиката содержит в себе основной смысл Какие формы наклонения имеет глагол? Ответ дадим прямо сейчас: изъявительное, условное и повелительное. Каждое из них призвано сообщить о соответствии действия действительности. Докажем это.

К примеру, сравним предложения: Я буду пить чай. - Я попила бы чай. - Выпей чаю. Несложно догадаться, что все три глагола в этих предложения употреблены в различных наклонениях. И если в первом из них говорится о конкретном действии, которое произойдет в будущем, то остальные два говорят или об условности поступка или побуждении к действию (события могут и не состояться).

Изъявительное наклонение

Самая распространенная форма наклонения, говорящая о реальности того, что происходит с предметом - изъявительное. Отличительная особенность - наличие формы времени, это говорит о том, что действие происходило ранее либо будет в будущем, а может и выполняется в настоящий момент.

Глагол в форме изменяется не только по временам, но и лицам, также числам.

Данный тип наклонения тесно примыкает к виду предиката. Так, имеют все три временные характеристики. Причем, будущее время у таких слов сложное, т.е. образованное путем прибавления к глаголу быть, употребленному в простом будущем инфинитива, содержащему основной смысл.

Например: Я готовлюсь к экзамену целыми днями. (настоящее время) - Я готовилась к экзамену целыми днями. (прошедшее время) - Я буду готовиться к экзамену следующими днями.

Какие формы наклонения имеет Если говорить об изъявительном, то такие предикаты представлены в двух временах: прошедшем и простом будущем.

Я подготовилась к экзамену очень хорошо. (прошедшее время). - Я подготовлюсь к экзамену очень хорошо.

Категория изъявительного наклонения встречается во всех типах речи при различных речевых ситуациях. Рассуждение, повествование, описание, диалог или речь на большую аудиторию - везде основными будут именно эти предикаты, они универсальны и эмоционально нейтральны.

Условное наклонение

Глагол в форме говорит о действии, которое произойдет, если будут выполнены некоторые условия. В противном случае оно невозможно.

Например: С твоей помощью я бы перешла через ущелье. Перешла бы ты сама через этот небольшой мост. Второе предложение выражает не столько наличие определенного условия, сколько пожелание выполнения действия.

Образовать форму этого наклонения весьма просто. Достаточно поставить глагол в прошедшее время и присоединить частицу бы (б): позвонила бы, пришла бы, проводил бы, отвез бы.

Роль данной в том, чтобы логически выделить необходимое слово. Она может стоять в любой части предложения. Например, сравним: Привез бы ты товар сегодня. - Ты бы привез товар сегодня. Сегодня бы ты привез товар. В первом предложении логически делается упор на глагол-сказуемое, во втором на подлежащее, а в третьем на обстоятельство времени.

Повелительное наклонение

Говоря о том, какие формы наклонения имеет глагол, следует сказать о последнем - повелительном. Из его названия становится ясно, что в таком предикате заключен какое-либо побуждение к действию слушающего. В зависимости от оформления, грамматического и эмоционального, это значение может колебаться от вежливой просьбы до приказа.

Решите, пожалуйста, задачу. - Напишите следующий пример. - Достать тетради!

Если перед глаголом в повелительном стоит частица не, то такое предложение будет выражать нежелательность действия. К примеру: Не обижайте животных! Здесь высказывается просьба, чтобы действие «обижать» не выполнялось.

Образование повелительного наклонения

Чтобы оформить вежливую просьбу, часто к глаголам повелительного наклонения приставляется особые вводные слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны. Не стоит забывать, что данные конструкции выделяются запятыми: Будьте добры, сообщите вашу фамилию и имя.

Также для вежливого побуждения к действию необходимо поставить глагол в форму множественного лица: Екатерина Валерьевна, передайте, пожалуйста, книгу.

От глаголов единственного числа повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и-. Он присоединяется к основе настоящего времени: приносят - принеси, положат - положи, возьмет - возьми. Употребление данного суффикса необязательно: встают - встань, наливают - налей.

Особое внимание следует уделять закрывать - закрывай - закрывайте; но закрыть - закрой - закройте. В первом случае употреблены глаголы несовершенного вида, во втором - совершенного.

Может образовываться повелительное наклонение и с помощью частиц пусть, пускай: Пусть мальчики уберут сегодня класс.

Если хочется достичь грубого приказа, следует образовать данное наклонение с помощью инфинитива: Всем лечь в постели!

Как правило, в предложениях с глаголами повелительного наклонения подлежащее отсутствует, однако это не касается тех, в которых форма образована с помощью пусть/пускай. Пускай Наташа накроет на стол. Подлежащее Наташа, сказуемое - пускай накроет.

Как определить наклонение?

Чтобы отличить, какие формы наклонения имеет глагол (примеры их мы привели выше), необходимо следовать алгоритму:


Однако следует помнить, что одно наклонение может использоваться в форме другого. Например, изъявительное в значении повелительного: Принесла мне кофе! Захватишь с собой газету. Может быть и обратная ситуация: Она возьми и выскочи из рук. В таком случае, какие формы наклонения имеет глагол, определяем исключительно по смыслу всего предложения.

В русском языке всего существует три типа наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и условное. Последнее также называется сослагательным. Это очень важная классификация, потому что каждая перечисленная форма помогает определить, как упомянутое в предложении связано с действительностью. Выбранное наклонение глагола может подразумевать просьбу или приказ, что действие произошло, происходит или произойдёт в реальности, а также что оно только желаемо или состоится при выполнении каких-то необходимых для этого условий.

Первый тип – это изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее (например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать ), а для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее (например: придумал – придумаю, сделал – сделаю, нашёл – найду ). В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает (например: слышать – слышу, видеть – вижу ).

Второй тип – условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий. (Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится. ) Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами. (Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей ). Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам. (Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы) .

Третий тип – повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс. (Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм! )

Возможно употребление и формы 1-го лица множественного числа. Она используется для побуждения к совместному действию, в котором участвовать будет и говорящий. Тогда повелительное наклонение образуется при помощи инфинитива глагола несовершенного вида или глагола совершенного вида в будущем времени, перед которыми ставятся следующие слова: давай, да­вайте. (Например: Давай сходим в кино. Давай готовить завтрак. Давайте попробуем это блюдо. )

Формы 3-го лица единственного и множественного числа используются для образования повелительного наклонения, когда необходимо выразить побуждение к действию людей, не участвующих в диалоге. В этом случае оно образуется с помощью глагола в форме настоящего или простого будущего времени и следующих частиц: да, пусть, пускай. (Например: Пусть он купит хлеб. Пускай они придут ко мне. Да здравствует король!)

Время от времени для смягчения приказа к глаголам повелительного наклонения добавляют частицу «-ка» (например: Сходи-ка в магазин. Покажи-ка мне дневник. Принеси-ка мне книгу .)

В некоторых случаях бывают исключения, когда формы наклонений употребляются в переносном смысле, а именно в значении, которое обычно характерно для другого наклонения.

Так глагол в форме повелительного наклонения может принимать значение условного наклонения (например: Не будь на то его воли, ничего бы не вышло. Не заметь он вовремя пропажи, случилась бы беда. ) или изъявительного наклонения (например: А она вдруг раз и скажи, что видела уже этого человека. А он возьми да сделай по-своему! )

Глагол в изъявительном наклонении может принимать значение повелительного. (Например: Быстро встал, ты же опоздаешь! Пойдём копать картошку. )

Глагол в условном наклонении также может принимать значение повелительного. (Например: Сказал бы всё как есть . Помог бы ты своему другу в беде .)

Всё для учебы » Русский язык » Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/naklonenie-glagola

Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью речи, с реальной действительностью. Так, различают изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонение глагола. При этом первые два противопоставлены третьему по признаку реальности/нереальности действия. Каждое из наклонений имеет свои смысловые и грамматические характеристики.

Изъявительное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения выражают действие, происходящее реально в одном из трех времен: я спал, я сплю, я буду спать (посплю) . Следовательно, глаголы в этом наклонении имеют категорию времени, лица и числа (в настоящем и будущем временах), а также рода (в прошедшем времени). Формальным показателем данного наклонения глагола являются личные окончания.

Повелительное наклонение глагола

Данное наклонение - это языковой способ выразить побуждение к действию, приказ либо просьбу. В отличие от изъявительного, глаголам в форме повелительного наклонения свойственны лишь категории лица и числа, а время у них отсутствует. Данное наклонение имеет несколько форм со своими формальными показателями и семантическими особенностями:

    форма 2-го лица обоих чисел производится при помощи суффикса -и- / бессуффиксально и с помощью постфикса -те. Она обозначает побуждение к действию, обращенное непосредственно к собеседнику: беги, делай, коснитесь, прыгните ;

    форма 3-го лица - это побуждение к действию третьих лиц и даже неодушевленных предметов. Повелительное наклонение глагола в этом случае образуется аналитическим способом, то есть состоит из нескольких слов: пусть, пускай, да плюс форма 3-го лица изъявительного наклонения, например, да здравствует, пусть сделают, да взойдет солнце и т.д. ;

    форма 1 лица также образуется аналитически (добавлением слов давай, давайте к начальной форме несовершенного вида или к форме 1 лица будущего времени совершенного вида) и обозначает побуждение к действию, участником которого желает стать и сам говорящий: давай убежим, давай петь, давайте потанцуем и др.

Условное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения обозначают действие нереальное - желаемое или возможное при определенных условиях. Формальный показатель - частица бы (б), которая может располагаться как непосредственно перед глаголом или после него, так и дистантно, отделенная от глагола другими членами предложения: я сделал бы, я бы сделал, я бы наверняка сделал . Глаголам в форме условного наклонения свойственно изменение по родам и числам.

Употребление одного наклонения в роли другого

Часто встречаются речевые ситуации, когда для достижения максимального эффекта одно наклонение глагола в русском языке используется в значении другого, например:

    изъявительное в роли повелительного: Ты сейчас же ляжешь спать!

    повелительное в значении условного: Будь я немного прозорливее…

    условное в роли повелительного: Прислушался бы ты к мнению специалистов.

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.