Диагностика внимания и памяти. Диагностика развития восприятия. Изучение кратковременной памяти

  • Хлюпин Ю.А., Осотов В.Н. Методы диагностирования высоковольтного маслонаполненного силового электрооборудования (Документ)
  • Костюков В.Н., Науменко А.П. Автоматизированные системы контроля качества и диагностики (Документ)
  • Развивающая игра логические таблицы (Документ)
  • Презентация - Психофизиология внимания (Реферат)
  • Грудянов А.И., Зорина О.А. Методы диагностики воспалительных заболеваний пародонта Руководство для врачей (Документ)
  • Величковский Б.М. Современная когнитивная психология (Документ)
  • Клюев В.В Неразрушающий контроль и диагностика. Справочник (Документ)
  • n1.docx

    Методы диагностики мышления

    Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

    Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей предложено по три разные методики по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

    Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 1 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей.

    Методики для оценки образно-логического мышления

    Методика «Нелепицы»

    При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

    Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов

    10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

    8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

    0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

    Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

    Выводы об уровне развития

    Методика «Времена года»

    Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

    Оценка результатов

    10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

    8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

    6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

    4-5 баллов - ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех, назвал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

    0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

    Выводы об уровне развития

    Методики для оценивания наглядно-действенного мышления

    Методика «Обведи контур»

    Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

    Оценка результатов

    Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:

    10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

    8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

    6-7 баллов - на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

    4-5 баллов - на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

    2-3 балла - на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

    0-1 балл - на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов -средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

    Методика «Пройди через лабиринт»

    В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

    Оценка результатов

    10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта. 8-9 баллов задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок. 6-7 баллов задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок. 4-5 баллов задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок. 2-3 балла задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок. 0-1 балл - задание выполнено ребенком за время свыше 120 или совсем не выполнено.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7баллов-средний. 2-3 балла -низкий. 0-1 балл-очень низкий.

    МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника, во-первых, более высокими темпами его развития в эти годы; во-вторых, существенными структурными и качественными преобразованиями, происходящими в самих интеллектуальных процессах. В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления.

    В соответствии с этой идеей были подобраны и выстроены в определенной последовательности рассматриваемые далее методики диагностики мышления. Большая часть этих методик касается изучения словесно-логического мышления ребенка, однако среди них есть и такие, которые относятся к диагностике наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

    Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

    Определение понятий, объяснение причин, выявление сход ства и различий в объектах - это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на серию вопросов.

    Обработка результатов

    За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

    Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она лает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

    Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 балла.

    Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл этого вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому что не все дошкольники по-настоящему знают, что это такое.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 6-7 баллов -средний. 4-5 баллов - низкий. 0-3 балла - очень низкий.

    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

    Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

    Методика «Найди и вычеркни»

    Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

    «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово \”начинай\”, ты по строчкам это рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которое назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово \”стоп\”. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово \”начинай\”. После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово \”конец\”. На этом выполнение задания завершится».

    В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

    Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

    Обработка и оценка результатов

    При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

    В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала.

    По всем показателям, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе.

    Методика «Проставь значки»

    Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

    Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле.

    МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И РЕБЁНКА, ПОСТУПАЮЩЕГО В ШКОЛУ

    Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее, как минимум за год до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

    Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств, так слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объём внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания и т.д.

    Методика определения продуктивности и устойчивости внимания

    Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется \”Будь внимателен и работай как можно быстрее\”. В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

    Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

    Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

    После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

    При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первой по пятую, и в целом за все пять минут.

    Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяется по формуле:

    S =(0,5N - 2,8n)/60

    Где- S- показатель продуктивности и устойчивости внимания;

    N - количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель n- числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы - 300);

    N - количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

    В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей 5 и один показатель 5, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

    По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием, аналогичный рис. 8. Его интерпретация производится так же, как и для детей дошкольного возраста.

    Оценка распределения внимания

    Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

    Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

    Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

    Оценка переключения внимания

    Здесь предлагается такой же бланк с кольцами Ландольта, как и в других предыдущих случаях, но в сопровождении несколько иной инструкции: «В течение первой минуты вы должны будете находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты - кольца другого типа (с иной ориентацией места разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».

    Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в других предыдущих методиках, причем к данной методике в равной степени относится замечание, касающееся предыдущей методики.

    Определение объема внимания

    Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов нижняя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, так как внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших дошкольников младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних - 5-6 единиц. Примерно на последнем из указанных уровней средний объем внимания остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к III-IV классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.

    В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

    10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.

    8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.

    4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.

    0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.

    Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

    Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в III-V классах, то она рассматривается как находящаяся несколько ниже нормы.

    Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, - слишком низкими.

    Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

    Память человека многообразна. Все ее виды и особенности, трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

    Методика «Узнай фигуры»

    Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

    В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

    Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на проверочных картинках, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок всё понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на экспериментальных картинках.

    Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами

    Оценка результатов

    10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек. 8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек. 6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек. 4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек. 2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек. 0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это бола чем 80 сек.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов – высокий.

    4-7 баллов - средний.

    2-3 балла - низкий.

    0-1 балл - очень низкий.

    Методика «Запомни рисунки»

    Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

    Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

    Оценка результатов

    10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять показанных ему изображений, затратив на это меньше 45 сек. 9-8 - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 7-6 - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 5 - 4 - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 3 – 2 - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 1 – 0 - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

    Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать минимум, следующие виды памяти и их показатели:

    1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств - учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

    2. Опосредованную память, Которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

    3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

    Память ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

    Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка мы будем больше опираться на частные показатели.

    Определение объема кратковременной зрительной памяти

    Ребенку поочередно предлагают два рисунка стимульные изображения ломаных линий для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти, после предъявления каждой части рисунка, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

    Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

    Оценка оперативной зрительной памяти

    Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых ребенком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохранением в памяти нужной для решения задачи информации).

    Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников. Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в мин на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица. Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

    Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

    Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

    Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

    Характеристика динамических особенностей процесса запоминания

    Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда. После каждого очередного повторения определяется количество слов из ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения.

    Замечание. При диагностике динамических особенностей процесса запоминания у детей, обучающихся в разных классах начальной школы и поступающих в школу, следует применять разные наборы слов для того, чтобы не сказывался эффект прежнего заучивания ряда.

    Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведенных слов, а полученные в итоге данные представляются в виде число повторений ряда слов графика заучивания.

    На основе анализа кривой процесса заучивания ряда слов заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя динамики заучивания:

    1- Динамичность заучивания.

    2- Продуктивность заучивания.

    Оценка результатов

    В соответствии с полученными данными о динамике процесса заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следующей шкале:

    Достаточно динамичный процесс заучивания - отлично.

    Среднединамичный процесс заучивания - удовлетворительно. Нединамичный процесс заучивания - неудовлетворительно. Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:

    10 баллов - ребенок сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.

    8-9 баллов - ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за шесть повторений.

    6-7 баллов - за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.

    4-5 баллов - за шесть повторений ряда ребенок сумел верно воспроизвести 4-6 слов.

    2-3 балла - за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно вспомнить только 2-3 слова.

    0-1 балл - за шесть повторений ребенок сумел воспроизвести всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одного.

    Выводы об уровне развития

    Готовыми к обучению в школе считаются дети с высокой средней динамичностью процесса заучивания (получившие отличную и хорошую оценки по данному показателю), а также те, чей результат по методике определения продуктивности процесса заучивания оказался 8 и выше баллов.

    Не вполне готовыми к обучению являются дети, чья динамика процесса заучивания была оценена как неудовлетворительная и продуктивность процесса заучивания оказалась на уровне от 4 до 7 баллов.

    Совершенно не готовыми к обучению по динамике процесса заучивания являются дети, получившие неудовлетворительную оценку по динамике и меньше 3 баллов по продуктивности заучивания

    Деятельность

    Методика предназначена для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей например, в соревновании.

    Предполагается, что стремление к достижению успехов зависит от наличия у ребенка особой потребности в достижении успехов, а также от ряда других, функционально и генетически связанных с данной потребностью индивидуальных качеств личности, таких, как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д.

    Потребность в достижении успехов не является врожденной она складывается и формируется в дошкольном детстве, в ранние годы и к моменту поступления ребенка в школу может стать довольно устойчивой чертой его личности. Уже в 5-6-летнем возрасте индивидуальные различия детей по степени развитости этой потребности бывают довольно значительными.

    От этих различий, в свою очередь, зависит дальнейшее развитие ребенка как личности, так как дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте, чем те, у кого эта потребность слабая или доминирует противоположное ей стремление - избегания неудач.

    Методика «Запомни и воспроизведи рисунок»

    Ребенку последовательно показывают две картинки, каждую - на 1 мин. За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы затем уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, - 14 см х 14 см).

    Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оценивают в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов. Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка. Качественный анализ рисунков, выполненных ребенком Римскими и арабскими цифрами, а также строчными буквами обозначены категории содержательного анализа. Каждая из них описывается текстуально, и в дополнение к соответствующему тексту приводятся графические иллюстрации. Одновременно указывается, каким образом оценивается соответствующая деталь рисунка в баллах.

    Общая сумма баллов, набранная ребёнком в процессе анализа его рисунков, является количественным показателем уровня развитости у него потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач. Если эта сумма, полученная путём алгебраического сложения баллов, оказалась положительной, то говорят, что у ребёнка потребность в достижении успехов доминирует над потребностью избегания неудач, и степень доминирования выражается соответствующим числом положительных баллов. Если же окончательная сумма оказалась отрицательной, то делается вывод о том, что у данного ребёнка преобладает стремление к избеганию неудач.

    В первом случае от ребёнка можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов. Во втором случае ожидается противоположно направленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или её потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причём соответствующие отрицательные тенденции всякий раз у данного ребёнка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.

    Методика «корректурная проба» (буквенный вариант), методика «отыскивание чисел (таблицы Шульте)», методика «10 слов», методика «память на числа», «память на образы» Леонтьева.

    Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Свойства памяти: Точность, Объём, Скорость процессов запоминания, Скорость процессов забывания. Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

    Методика «10 слов » Лурия.

    Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

    Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

    Протокол в виде таблицы, по вертикали количество повторений слов (пять и через час), по горизонтали список слов, 10 штук, плюс колонка для добавочных слов. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

    По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

    Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

    Методика «отыскивание чисел».

    Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, на них расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60 на 60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.

    Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обследуемым на каждую таблицу. Результаты можно выразить графически. Существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения задания. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах. Если же поиск ведется неравномерно, то следует уточнить характер этого явления - признак ли это повышенной истощаемости или запоздалой врабатываемости. Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки - пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок в каждой последующей таблице. Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они почти не запоминаются и поэтому в процессе исследования их можно использовать повторно.

    Методика «корректурная проба» (буквенный вариант), методика «отыскивание чисел (таблицы Шульте)», методика «10 слов», методика «память на числа», «память на образы» Леонтьева.

    Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Свойства памяти: Точность, Объём, Скорость процессов запоминания, Скорость процессов забывания. Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

    Методика «10 слов » Лурия.

    Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

    Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

    Протокол в виде таблицы, по вертикали количество повторений слов (пять и через час), по горизонтали список слов, 10 штук, плюс колонка для добавочных слов. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

    По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

    Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.



    Методика «отыскивание чисел».

    Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, на них расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60 на 60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.

    Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обследуемым на каждую таблицу. Результаты можно выразить графически. Существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения задания. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах. Если же поиск ведется неравномерно, то следует уточнить характер этого явления - признак ли это повышенной истощаемости или запоздалой врабатываемости. Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки - пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок в каждой последующей таблице. Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они почти не запоминаются и поэтому в процессе исследования их можно использовать повторно.

    Диагностика объема кратковременной памяти. Одним из самых важных показателей памяти является объем кратковременной памяти. Рассмотрим методики, применяемые для оценки объема кратковременной памяти детей.

    1. Методика «Узнавание фигур» предназанчена дляизмерения объема кратковременной образной памяти. В качестве стимульного материала в ней используются две таблицы с изображениями различных фигур.

    Сначала испытуемому в течение 10 с показывают первую таблицу с 9 фигурами и просят его запомнить эти фигуры. Затем испытуемому немедленно показывают вторую таблицу с 25 фигурами, и просят показать среди них предъявляенные ранее 9 фигур. Затем подсчитывается коэффициент узнавания последующей формуле:

    где М - число правильно узнанных фигур; N - число неправильно узнанных фигур.

    Чем ближе результат испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной кратковременной памяти.

    2. Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А.Р. Лурия, выявляет объем вербальной кратковременной памяти. Испытуемому для для запоминания дают 10 слов. Слова должны быть достаточно простыми и не иметь между собой связи. Можно использовать следующие слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

    В инструкции испытуемым поясняется, что после предъявления им слов им необходимо повторить их в любом порядке, порядок роли Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

    Возрастные нормы для этой методики не приводятся, однако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7 ± 2 единицы информации.

    Методику «Заучивание 10 слов» С.Л. Рубинштейн предлагает использовать также для характеристики процесса запоминания.

    Для этого одни и те же слова зачитываются 5 раз, и испытуемый должен каждый раз повторять их. По полученным результатам составляется «кривая запоминания», которая также может служить для дифференциации нормальных и умственно отсталых детей. У нормальных детей с каждым вопроизведением растет число правильно названных слов, у умственно отсталых этот рост не выражен, воспроизводится меньшее число слов, могут появляться лишние слова.

    Если ребенок вначале воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом их число снижается, то он отличается повышенной утомляемостью.

    3. Субтест «Повторение цифр» из шкалы Д. Векслера.

    Е. Л. Яковлева, используя данные только первой части этого субтеста («Прямой счет»), приводит нормативы для детей разного возраста. Для 5-7-летних детей объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам; для 10-11 лет - 4-7 единицам, для 14 лет - 5-9 единицам (норма взрослого человека).

    Диагностика логической обработки запоминаемого материала . Смысловая (логическая) обработка материала состоит в нахождении общего в элементах информации и объединении их на этой основе.

    1. Методика «Запоминание двух рядов слов» используется для выяснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого.

    В методике используются два ряда стимулов, сотсоящих из пар слов. В первом ряду между словами в парах существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Например:

    Первый ряд: Второй ряд:

    курица - яйцо спички - кровать

    ножницы - резать жук - кресло

    и т. п. и т. п.

    Вначале испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда с интервалом между парами 5 с. После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-15 с, а испытуемый воспроизводит слова правой половины ряда. Аналогично проводится обследование с помощью второго ряда слов.

    Коэффициент смысловой памяти подсчитывается путем деления количества правильно воспроизведенных слов первого ряда на общее количество слов в предъявленном ряду. Коэффициент механической памяти подсчитывается путем деления количества запомнившихся слов второго ряда на общее количество слов в этом ряду. Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволяет определить, владеет ли и в какой степени ребенок приемами смысловой обработки запоминаемого материала. Для этой методики установленны оценочные нормы.

    «Группировка» . Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего пять групп по четыре слова в каждой). Материал предъявляется и воспроизводится трижды в любом порядке. Между словами выдерживается пауза в 1 с. Воспроизведенные испытуемым слова записываются. После воторого предъявления ряда слов испытуемого просят назвать все слова, которые запомнил, а также слова, которые он первый раз говорил, и вновь заученные. После третьего предъявления слов испытуемому предлагается также назвать все слова, которые запомнил, затем все слова, которые он говорил первый и второй раз, и вновь заученные.

    Слова, предлагаемые для запоминания:

    1. Солнце. 2. Тополь. 3. Чашка. 4. Заяц. 5. Луна. 6. Шапка. 7. Медведь. 8. Сосна. 9. Ложка. 10. Юбка. 11. Липа. 12. Блюдце. 13. Звезда. 14. Лиса. 15. Платье. 16. Небо. 17. Елка. 18. Белка. 19. Кружка. 20. Кофта.

    Обработка результатов заключается в подсчете воспроизведенных слов; кроме того, определяется их объединенность в группы. При первом предъявлении объем кратковременной памяти равен у детей 7-8 лет - 4 ± 1 слово, а для 14-летних - 7 ± 2. Сгруппированных слов, за редким исключением, не наблюдается. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы (обычно из 2 слов). При третьем воспроизведении появляются 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп, в старшем - четыре группы. Общий объем воспроизведенных слов соответственно увеличивается.

    Задание 4. Диагностика внимания, мышления и памяти у младших школьников. Методики «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару», «Изучение развития логических операций у младших школьников»

    Познакомьтесь на практике с методиками «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару» и «Изучение развития логических операций у младших школьников». Охарактеризуйте особенности внимания, мышления и памяти испытуемого.

    Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе появляется опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.
    Кант Иммануил (XVIII в., Германия)

    Методика «Корректурная проба»

    Цель: определение объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок).

    Методический (стимульный) материал:

    АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ

    ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗС

    КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУ

    ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕСМВ

    НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩ

    РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРРКИ

    ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕ

    ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПООНАЫБ

    ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВИТБЕЗ

    СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСК

    КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧГШКАР

    ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗСЧЯИЕ

    АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКНАИОТ

    НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСШЮНВ

    ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЗЭВИС

    СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЫПСМТН

    ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВАМЕИНЕ

    Порядок выполнения и инструкция:

    «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

    При оценке результатов опираемся на следующие показатели нормы:

    ♦ для детей 6–7 лет объем внимания – 400 знаков и выше; концентрация внимания – 10 ошибок и менее;

    ♦ для детей 8-10 лет объем внимания – 600 знаков и выше, а концентрация – 5 ошибок и менее.

    Методика «Долговременная память»

    Цель: диагностика уровня долговременной памяти.

    Методический (стимульный) материал: ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

    «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно. Экспериментатор читает приведенный выше ряд слов.

    Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

    где А – общее количество слов; В – количество запомнившихся слов; С – коэффициент долговременной памяти.

    Обработка и интерпретация результатов. Результаты интерпретируются следующим образом:

    75-100 % – высокий уровень;

    50-75 % – средний уровень;

    30-50 % – низкий уровень;

    ниже 30 % – очень низкий уровень.

    Методика «Запомни пару»

    Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

    Методический (стимульный) материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

    Порядок выполнения и инструкция. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

    Обработка и интерпретация результатов. Результаты опыта записываются в табл. 13.

    Таблица 13

    Обработка данных

    Тест «Изучение развития логических операций у младших школьников»

    Цель. Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналогии. По данным Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупровой, тест достаточно информативен для изучения особенностей словесно-логического мышления в начальной школе.

    Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребенку раздают листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа (см. образец бланка заданий).

    Методический (стимульный) материал. Далее приводится образец бланка заданий.

    Бланк залании

    Тест развития логических операций

    Фамилия:________

    А. Осведомленность

    1. У сапога всегда есть…

    шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

    2. В теплых краях живет.

    медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

    24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

    4. Месяц зимы.

    сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

    5. В нашей стране не живет.

    соловей, страус, аист, синица, скворец.

    6. Отец старше своего сына.

    часто, всегда, никогда, редко, иногда.

    7. Время суток.

    год, месяц, неделя, день, понедельник.

    8. У деревьев всегда есть.

    листья, цветы, плоды, корень, тень.

    9. Время года.

    август, осень, суббота, утро, каникулы. 10. Пассажирский транспорт.

    комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

    Б. Исключение понятий

    1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

    Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.