Как поставить речь и дикцию самостоятельно. Кратко о том, как развить дикцию

Содержание:

Найти человека с хорошей дикцией сегодня непросто. Мало кто из нас обладает приятным голосом, умением произносить слова понятно и четко для окружающих людей, при этом не повышая голоса и не прибегая к способам усиления воздействия своей речи. На самом деле, развить свою речь несложно. Очень редко исключительные речевые данные даются человеку от природы, остальным же можно посоветовать только не жалеть сил и времени, работая над упражнениями для дикции.

Что такое хорошая дикция и для чего она нужна?

Под понятием «дикция» подразумевают отчетливое произнесение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Механизм, который производит звуки – это речевой аппарат, и очень часто его нарушения и дефекты становятся причиной того, что дикция речи человека отличается низким уровнем качества. Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. При этом слова произносятся недостаточно четко, глухо, а речь кажется «скомканной». Про такого человека говорят, что его дикция и выразительность речи имеет серьезный . Этот недостаток проявляется слишком сильно и требует немедленного принятия мер для исправления нынешней ситуации.

Если вы чувствуете, что ваша дикция далека от совершенства, то начинайте заниматься этим вопросом безотлагательно. Улучшение речи возможно: специально разработанные речевые упражнения помогут вам устранить недостатки произношения звуков. Вы можете найти все необходимое на сайте и начать этим заниматься. Задумываясь о том, как улучшить дикцию, помните, что только труд и внимательное выполнение предлагаемых упражнений помогут вам исправить . И сделать ее по-настоящему выразительной и приятной для окружающих.

Тщательная работа над дикцией очень скоро даст о себе знать. Вы увидите, что ваш круг общения заметно расширился – те, кто раньше избегал разговаривать с вами, уставая по сто раз переспрашивать и прислушиваться к невнятной речи, сегодня с удовольствием вступают в контакт, отдавая дань вашему красноречию. Вы перестанете бояться публичных выступлений, а речь с отличной дикцией позволит донести до аудитории смысл выступления и поспособствует ее запоминанию. Очень часто хорошая дикция речи способствует успешному продвижению по службе – человек, владеющий умением выступать публично, отлично подходит для высоких постов и руководящих должностей.

Если вы видите, что вашему ребенку необходима работа над дикцией, не затягивайте начало занятий, откладывая его на время и думая, что проблемы «перерастут» и исчезнут сами по себе. Дополнительные занятия по улучшению дикции помогут достичь сразу нескольких целей – улучшат речь, поднимут самооценку и успеваемость в школе, позволят найти новых друзей и избежать насмешек по поводу «каши во рту». Полученные навыки хорошей дикции речи сохранятся на всю жизнь и помогут в дальнейшей жизни, учебе в ВУЗе и построении благополучной карьеры на месте работы.

Упражнения по технике речи, может быть, и не самое весёлое из занятий, зато заниматься ими нужно всего 20 минут в день, более того, при этом можно ещё успеть что-нибудь приготовить, постирать или доехать на машине в другой район города. Как , так и упражнения для гласных звуков скоротают вам время ожидания и помогут обзавестись новыми знакомыми, ведь не секрет, что люди любопытны. Очень полезно проверять насколько вы продвинулись в развитии своей дикции, вступая в разговор, ведь качественное общение и есть ваша цель!

Старайтесь общаться как можно чаще с людьми!

Различные упражнения для её развития

1. Дыхание и осанка

1) Тренируем выдох

Расставьте ноги по ширине плеч, руки должны находиться на поясе. Сделайте медленный выдох через небольшое отверстие в плотно сжатых губах так, что бы вы ощущали сопротивление воздуха. При этом нужно проговаривать любое четверостишие. Также вы можете выполнять данное упражнение в сочетании с ходьбой, приседаниями, бегом и так далее.

2) Тренируем вдох

Наклонитесь вперед и сделайте вдох (спина должна быть прямой), далее, выпрямляясь назад, медленно выдыхайте воздух и тяните звуки «гим-м-м-». Вслед за этим упражнением необходимо выполнить еще одно: при закрытом рте, вдыхайте воздух носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопывайте по ним указательными пальцами.

3) Лягте, положите одну руку к себе на живот, а другую – на нижнюю часть грудной клетки

Сделайте основательный глубокий вдох (через нос). Живот должен выпячиваться вперёд, а грудная клетка – расширяться. После этого сделайте свободный (ни в коем случае не резкий) выдох, вернув живот и грудную клетку «на место».

4) Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох.

Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.

Также обязательно следует помнить, что речевое дыхание во многом зависит
от правильной осанки. Поэтому ежедневно практикуйте упражнение «книга на голове».

Сначала просто ходите в медленном темпе с книгой на голове, а затем обязательно дополните упражнение движениями рук и приседаниями.

Упражнения для дикции: «Книга на голове»

2. Артикуляция

Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степенитренированности активных речевых органов — , .Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Вы можете найти упражнения по на нашем сайте. Вкратце, вот некоторые из них:

1) опустите нижнюю челюсть вниз, медленно подвигав ею в разные стороны

2) не меняя положения челюсти, осторожно подвигайте ею вперед и назад

3) в положении стоя наклонитесь вперед, держа руки на груди и протяжно произнесите предельно низким голосом на выдохе гласные «у» и «о»

4) напрягите кончик языка при плотно закрытом рте и поочередно упирайтесь им сначала в левую, затем в правую щеку.
Далее проделайте то же самое, но уже с открытым ртом

5) растяните губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта.
При выполнении упражнения губы и челюсть остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе

6) проведите языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них. Челюсть неподвижна, рот открыт в улыбке

Артикуляционная гимнастика позволит вам развить органы речевого аппарата

3. Произношение согласных и гласных звуков

После отработки четкости действий активных органов речи при помощи артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков русской речи и их сочетаний.

Тренировка гласных требует не только выработки правильной фонетической позиции при произнесении каждой из них, но еще и сравнивания гласных. Дело в том, что гласные, образованные по законам фонетики в разных частях речевого аппарата («переднеязычные», «среднеязычные», «заднеязычные»), могут звучать в разных позициях: одни — у зубов (передняя позиция), другие — в куполе твердого нёба (средняя позиция), третьи — в гортани (задняя позиция). В этом случае при речи возникает так называемая «пестрота гласных».

Упражнения, тренирующие гласные звуки

«И» — «Ы»

При произнесении звука [И ] рот раскрыт на ширину мизинца, губы растянуты в стороны, язык плоский, кончик языка касается нижних зубов, средняя часть спинки языка максимально приподнята к нёбу; при произнесении звука [Ы ] язык отодвигается назад больше, чем при [И ].

В упражнении №1 для всех пар будем произносить перед зеркалом, сначала без голоса, несколько раз первый звук, потом - второй, и повторять это вслух.

Упражнение №1


ИВА, ИЛ, ПИР, ПИКА, КИТ, ЛИСТ, ИЛИ, ЦИРК
ТЫЛ, СЫН, СЫР, БЫЛ, МЫЛ, ДЫМ, БЫК, РЫБА

«Э» — «Е»

При произнесении звука [Э ] рот раскрывается на ширину большого пальца, видны кончики передних верхних и нижних зубов, язык лежит у нижних передних зубов, задняя и средняя часть языка приподнимаются вверх и вперед и касаются коренных зубов; гласная буква Е в русской речи произносится более длительно и более напряженно, чем звук [Э ].

Упражнение № 2

Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:
ЭХО, ЭТОТ, ЭКСТРА, ЭПОС, ЭРА, ЭКСТРЕННЫЙ
ЕЛЬ, ЕЛ, ЕНОТ, ЕХАЛ, ЕЛЕНА, ЕВА

«А»-«Я»

При произнесении звука [А ] рот раскрыт в вертикальном направлении настолько, что между зубами можно вставить два пальца, положенные один на другой. Язык лежит плоско, кончик языка не касается нижних передних зубов; при произнесении буквы Я [Йа ] кончик языка значительно более выдвинут вперед, и упирается в нижние зубы.
Пробуем всё это сделать без звука.

Упражнение №3
Произнесите медленно и четко следующие слова:
АКТ, АТАКА, АИСТ, АННА, МАК, БАЛ, РАК, СТАРТ
ЯМА, ЯР, ЯКОРЬ, ЯГОДА, ЯСЛИ, ЯК, ЯД, ЯРОСТЬ

«У»- «Ю»

При произнесении звука [У ], губы округлены, вытягиваются вперед и сближаются в виде воронки, расстояние между зубами в один большой палец, язык несколько оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподнята; при произнесении буквы Ю [Йу ] передняя часть языка поднимается больше, чем при звуке [У ].

Упражнение № 4
Произнесите медленно и спокойно, не напрягая голоса, слова:

УТРО, УГОЛЬ, УС, УМ, УЗЫ, ЗУБ, ЛУК, СУД, УЗКИЙ, ЖУК
ЮРА, ЮЛА, ЮБКА, ЮГ, ЮНОША, ЮНГА, ЮЛЯ, ЮРОДИВЫЙ, ЮМОР

«О»- «Ё»

При произнесении звука [О ] губы выдвинуты вперед и имеют более округлую форму, чем при [У ], язык несколько оттянут назад и не касается зубов, спинка языка поднята кверху. Гласный Ё [Йо ] произносится с большей длительностью и напряжением, чем [О ].
Надеюсь, что вы помните, что сначала надо попробовать беззвучно.

Упражнение №5
Произнесите следующие слова:
ОСЫ, ОСЬ, ОКУНЬ, ОКНА, ОЗЕРО, ОСЛИК, ОБРУЧ
ЁЛКА, ЁЖИК, ЁМКОСТЬ, ЁРЗАТЬ, ЁКАТЬ

Упражнения, тренирующие согласные звуки

Тренировка согласных начинается с установки речевого аппарата в правильную фонетическую позицию и отработки четкого произнесения каждого из этих звуков. Вторым этапом является соединение этих отдельных звуков в сочетании между собой и с добавлением гласных звуков по специальной тренировочной схеме.

1. Взрывные звуки «П» – «Б»

Они требуют особо плотной смычки речевых органов и активного преодоления этого препятствия — «взрыва» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха.

1.1. «Пробка»

Проверим, насколько хорошо подготовлены губные мышцы к образованию взрывных звуков «п » и «б «. Плотно сожмите губы, даже чуть натяните их края на зубы, чуть прикусив их. Воздухом, находящимся в полости рта, (не делая выдоха!) резко прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя.

1.2. «Взрыв»

Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом: ппп! Не напрягайтесь, плотно сжаты лишь губы. Не стремитесь набрать побольше воздуха. Дело решает не количество, а энергичность толчка (удар диафрагмы) и точная фокусировка выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания, а тем более гласного звука, у вас не должно получаться «пх» или «пппы…». Если вместо взрыва получается чмоканье, вы втянули воздух в себя вместо того, чтобы вытолкнуть его наружу. Добившись четкого взрыва на звуке «п » (не удивляйтесь, если это не получится сразу, нужна ежедневная упорная тренировка, в том числе и гимнастика губных мышц), включайте вместе с выдохом и звук голоса — «ббб». Тренируйте обе согласные в паре, сохраняя при этом четкую дифференциацию по звонкости: «п» — «б», «п» — «б», «п» — «б». Не допускайте в конце призвука гласного звука: «пы» — «бы».

1.3. «Настольный теннис»

Представьте себе, что кисть вашей правой руки — ракетка для игры в настольный теннис. Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной свободно висящей кисти — ппа!.. ппэ!.. ппо!.. ппу!.. ппы!.. ппи!.. Пусть каждый звук, как мячик, звонким взрывом летит вперед вверх. Следите за тем, чтобы гласные взрывались на губах, продолжая взрывную согласную, а не заваливались назад. Посылайте звук в разные точки комнаты: вверх, направо, налево, вниз.

Отработав эти сочетания, включите на выдохе звук голоса: бба!.. ббэ!.. ббо!.. ббу!.. ббы!.. бби!..

Соедините глухой и звонкий звук в пару — пабба! пэббэ! поббо! пуббу! пыббы! пибби! Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге. Подбрасывайте мячики легко, свободно, без мышечного напряжения.

2. Свистящие и шипящие звуки «С» — «З» и «Ш» — «Ж»

2.1. «Прокол»

Проверьте на слух, нет ли в надутой камере волейбольного мяча прокола, сжимая его возле уха… Так и есть … Слышен напряженный ровный свист выходящего воздуха: «ссссссссс!..». Имитируйте звук, точно соблюдая установку артикуляционного . Помните, что при звуке «с» кончик языка опущен и прижат к передним нижним зубам, тело языка напряжено, образуя «горку» с чуть приподнятыми краями, по ней-то и «скатывается» выдыхаемый воздух. Время от времени прижимайте «мяч» сильнее, звук усиливается.

2.2. «Паровоз»

Паровоз медленно разводит пары: шшш… шшш… шшш… Вот он сдвинулся с места: ш-шш-шшш… ш-шш-шшш… Пошел все скорее и скорее: шшш-шшш-ш… шшш-шш-ш… шшшшш-ш… Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы. Следите за верной артикуляционной позицией звука. Помните, что кончик языка поднят кверху, образуя в куполе твердого нёба «ковшик», в который и ударяется выдыхаемый воздух.

2.3. «Косарь»

Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… Коса наточена, можно приниматься за косьбу. Взмах косы, и она звучно режет траву: жжж… жжж… жжж…

3. Звуки «Л» и «Р»

3.1. «Телеграмма»

Выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний слог. Держите ритм.

Попробуйте завести мотор игрушечного автомобиля…. Выдыхаемым воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к верхним зубам: тррр… тррр… трррррр… тррррр… тр… Включите звук голоса (мотор завелся!): дрррррр… дрррррр…

4. Сочетание взрывных согласных

Соединим вместе три взрывных глухих согласных звука, взяв их во всех возможных сочетаниях: птк, пкт, ктп, кпт, ткп, тпк. Будем отрабатывать каждое из них отдельно (без гласных!), следя за тем, чтобы каждый очередной взрыв был четко слышен: п! т! к! Затем станем сближать их между собою: п-т-к! Наконец объединим в одно сочетание: птк! Следите за тем, чтобы между согласными не проскальзывал шум выдыхаемого воздуха, а тем более звук голоса, не получилось бы п/х-т/х/-к/х/ или п/ы-т/ы-к/ы.

Отработав каждое из сочетаний, соедините их с основным рядом гласных, произнеся одной фразой с ударением на первом слоге:

птка-пткэ-птко-птку-пткы-птки!

Отработав подобным образом все сочетания, создавайте варианты «фраз», «диалоги» из них: «Птка-пткэ-птко?» — «Тпка-тпкэ-тпко!»

Тренировка дикции: публичные выступления

5. Удвоенные согласные

Небрежности речи способствует и привычка опускать согласные в середине слова, особенно, если там имеется сочетание нескольких согласных, даже простое удвоение. Мы нередко слышим: воеНый, вместо воеННый, обыкновеНо, вместо обыкновенно и т. д. Необходимо добиваться, чтобы удвоенная согласная звучала дольше обычной, как долгий звук.

Часто выпадает одна из двух одинаковых согласных на стыке произносимых слитно слов или слова и предлога, меняя смысл сказанного; например, вместо из здания мы слышим издание. Произношение подобных слов можно тренировать, подбирая парные слова с одним и удвоенным звуками: подать — оТДать (произносится оДДать); не то, Товарищи — не тоТ, Товарищи; раЗделать — еще раЗ Сделать (произносится раЗЗделать) и т. д.

6. Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Чтобы полностью или частично избавиться от дефектов речи, будет достаточно иметь в арсенале около пяти скороговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот некоторые из них, которые мы бы вам посоветовали:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

Вот парочка совет ов по чистоговоркам:

1) Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2) Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат — «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3) Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

4. Интонация

Интонация ответственна за очень многое: мелодику, темп речи, силу произношения, тембр голоса.

И, чтобы добиться выразительной интонации нужно вспомнить известнейшее высказывание: «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры». Ведь именно став актёром, можно «отточить» интонацию. Так как самое эффективное упражнение для работы над ней – это чтение по ролям.

А ещё отличную помощь здесь окажет фантазия. Ведь, если Вы работаете над интонационным произношением наедине с собой, то следует рисовать в воображении разных собеседников и рассказывать «им» какой-нибудь текст, подстраиваясь именно под «них» и меняя интонацию. Более подробно почитать о ней вы можете в статье.

5. Скороговорки

Очень полезными для развития хорошего произношения звуков могут быть скороговорки для дикции. Они знакомы практически каждому из нас, а слова подобраны таким образом, чтобы научить человека произносить практически несовместимые звуки быстро и четко. Несколько раз, повторяя одну и ту же фразу скороговорки для дикции, вы заметите, что с каждым разом непослушные ранее звуки поддаются произношению все легче, и неразборчивая речь становится понятной и членораздельной. Вы найдете великое множество скороговорок на различные на нашем сайте. Вот наиболее подходящие:

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Баран-буян залез в бурьян.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Шакал шагал, шакал скакал.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»

Кощея щами не угощают.

6. Актерские методы

Воспользуйтесь тренировки дикции — возьмите в рот грецкие орехи, пробку или карандаш и произнесите несколько скороговорок, либо прочтите текст.

Произносите слова медленно, выделяя каждую букву и концентрируясь на каждом слове.


На этом пока все. Пусть очаровательный голос и безупречная дикция подарят Вам один из замечательных ключей, который поможет раскрыть в Вас прекрасного оратора!

Работа над дикцией при помощи актерских методов

Дикция - не талант, дающийся избранным, но умение, которое необходимо развивать вне зависимости от того, насколько связана с ораторским искусством сфера вашей деятельности. Эксперты сходятся во мнении, что хорошо поставленная и правильная речь привлекает окружающих, заставляет прислушиваться к словам говорящего, больше доверять его мнению. Не говоря уже о том, что эстетичность и грамотность дикции нередко является успехом многих дел, напрямую касающихся общения с людьми.

Дар с небес или результат упорных тренировок?

Прекрасное произношение и красивый голос - редкое врожденное явление. Даже те, кто, казалось бы, с детства грамотно общается с окружающими, скорее всего, долго занимались с родителями/воспитателями/педагогами, выполняя упражнения для развития дикции и речи. Подобные тренировки - рекомендация для всех мам и пап, постановка правильной речи - важный этап в формировании навыков ребенка.

Никогда не поздно

Бывает и так, что человек сам решает усовершенствовать свою дикцию: избавиться от говора, поработать над произношением, выговаривая каждый слог четко и ясно. Для этого не обязательно обращаться к специалистам, ведь существуют специальные упражнения для дикции, которые можно выполнять в любом месте в любое свободное время. Важное условие этих тренировок - регулярность.

Зачем это может понадобиться?

Улучшение дикции необходимо, если:

  • вас беспокоит, как воспринимается ваша речь слушателями;
  • вы стали замечать, что ваши собеседники часто переспрашивают сказанное;
  • вам предстоит выступление на публике;
  • ваша сфера деятельности связана с речевым воздействием;
  • вы хотите, чтоб ваша речь звучала убедительней, а слова воспринимались серьезней;
  • вы хотите, чтобы к вам чаще прислушивались;
  • ваша цель - развитие большей уверенности в себе.

К чему это приведет?

Будут достигнуты:

  • уверенность в себе;
  • уважение от окружающих;
  • успех в общении и коммуникации;
  • расширение голосового диапазона;
  • усовершенствование вокальных навыков;
  • большая предрасположенность к изучению иностранных языков.

Развитие речевой дикции у детей

Недостаточно развитая детская дикция, проявляющаяся в невнятной речи, невыговаривании слогов, "проглатывании" букв и окончаний слов, может быть связана с несовершенной работой артикуляционного аппарата. Умение четко высказывать свои мысли вырабатывается постепенно.

Отсутствие этого умения отражается на ребенке не лучшим образом, вызывая:

  • замкнутость;
  • суетливость;
  • раздражение.

Особые упражнения для развития дикции для детей помогают избежать вышеназванных проблем. Однако родители должны запастись терпением, ведь каждое из заданий требует усидчивости и старательности их чада.

Упражнения для губ

Основные тренировки следующие:

  • "трубочка" - вытянуть губы, беззвучно произнося букву "у";
  • "бублик" - из положения "трубочки" напрячь губы, как при произнесении буквы "о";
  • "улыбочка" - не открывая рта, растянуть губы в широкой улыбке;
  • "заборчик" - из предыдущего положения попросите ребенка показать зубки;
  • "рупор" - беззвучное произнесение буквы "а".

Упражнения для языка

  • "горка" - упереться языком в нижнюю челюсть, чтобы он немного приподнялся, рот при этом должен быть открыт;
  • "лопатка" - попытаться дотянуться языком до подбородка;
  • "сладкая конфета" - упираться языком поочередно в левую и правую щеку, не открывая рта;
  • "иголочка" - открыть рот и тянуться языком вперед;
  • "маятник" - вытянуть язык и "раскачивать" им влево-вправо;
  • "грибок" - упереться языком в верхнее нёбо;
  • "лошадка" - "поцокать" языком: из предыдущего положения позволить языку резко соскользнуть с нёба, рот при этом открыт.

Время выполнения

Следующий этап - скороговорки.

Совместить приятное с полезным

Ребенку проще представить развитие дикции как своеобразную игру. Не стоит заставлять его методично повторять одну и ту же скороговорку. Выберите те из них, которые больше всего понравятся малышу, позвольте ему пропеть ее, проговорить сначала медленно, потом с разными интонациями. Шепотом или громко, постепенно увеличивая темп.

Улучшение дикции взрослого человека

Проблема выговаривания сложных слогов может проявиться по причине того, что повседневная речь не требует хорошей дикции и артикуляции. Вследствие этого звуки смазываются, слова звучат невнятно и непонятно для окружающих.

Один из самых популярных методов борьбы с этим явлением - проговаривание труднопроизносимых звукосочетаний и скороговорок.

Как это действует?

Разрабатывается подвижность нижней челюсти - основной причины неправильной артикуляции. Кроме того, есть определенные группы скороговорок, направленные на отработку отдельных звуков. Ту же цель преследуют и специальные труднопроизносимые сочетания букв. "Взрослые" скороговорки на деле мало чем отличаются от "детских" - разве что смыслом, ведь для детей очень важен игровой момент.

Как повысить эффективность?

Как уже выяснилось, самые доступные и популярные упражнения для дикции речи - скороговорки. В наличии их бесчисленное количество: от простых до весьма сложных в произношении. Однако если цель - не только улучшить выговор определенных звуков, но и повысить свое мастерство до уровня профи, требуются еще более эффективные методы. Так, предлагаются вниманию упражнения для дикции с пробкой. Они заключаются в том же проговаривании слов, но с дополнительным условием - пробкой (из бутылки из-под вина и т. п.), зажатой между зубами. Развитие речевого аппарата происходит под действием на него большей нагрузки.

Тот же результат наблюдается при использовании орехов или во время тренировок по произношению слов с сомкнутыми губами.

Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляция как феномен совершенствует речь. Она важна для умения красивого чтения литературных произведений, помогает вдуматься в то, как звучат слова. Однако ее главным недостатком является то, что смысл прочитанного текста часто теряется. Остается чистая эстетика. Произнесение слов также замедляется. Для ускорения чтения необходимо ее подавлять.

Приведенные выше детские упражнения для развития дикции и артикуляции заставляют голосо-речевые органы работать правильно, а также контролировать речь.

Артикуляционная гимнастика

К артикуляционной гимнастике относят упражнения, развивающие дикцию. Они устраняют раскоординированность верхней и нижней челюстей, языка, губ.


Как видно, кое в чем эти тренировки перекликаются с аналогичными у детей.

Психологические причины плохой дикции

Если необходима постановка дикции и голоса, упражнения не всегда дают необходимый результат. Это происходит по причинам, которые логопед устранить не в силах: подсознательная зажатость человека мешает ему на полную использовать, быть может, даже очень хорошо развитый артикуляционный аппарат.

Основные моменты психологической подоплеки данного явления:

  • физическая и/или моральная усталость;
  • болезненное состояние;
  • замкнутость;
  • неуверенность;
  • напротив, излишняя самоуверенность;
  • равнодушие;
  • робость.

Следовательно, устранять придется прежде всего эти причины.

Иногда плохая дикция проявляется и из-за проблем со слухом, когда человек не в состоянии ее контролировать.

Безартикуляционное чтение

Можно было бы подумать, что артикуляция и дикция - напрямую связанные понятия. Но, несмотря на некую схожесть в их значении, а также на то, что хорошая артикуляция - залог отличной дикции, безартикуляционное чтение является отменной тренировкой для развития.

Для таких упражнений понадобятся искусственные препятствия. Некоторые из них уже были упоминаемы в данной статье. Так, например, попытаться шепотом, но четко произнести необходимую фразу (к примеру, скороговорку, но не обязательно в быстром темпе). Или упражнения с пробкой/орехами, которые также создают преграду для использования артикуляции, но заставляют человека усовершенствовать дикцию.

Кроме того, возможные препятствия:

  • произнесение звуков с сомкнутыми губами (упоминание также уже было);
  • прижать язык к зубам;
  • прислонить палец к губам.

Основа безартикуляционного чтения - заставить один или несколько органов голосо-речевого аппарата не участвовать в произнесении отдельных звуков/звукосочетаний.

Как понять, какие из упражнений необходимы?

Прежде чем начать заниматься развитием дикции (в особенности самому), следует выяснить, с произнесением каких звуков имеются проблемы, чему стоит уделить внимание. Артикуляционная гимнастика, к примеру, хоть и направлена на совершенствование работы всех органов, тем не менее имеет отдельные тренировки для губ, языка, зубов. Проблемы с произнесением шипящих относятся к первой группе, а проблемные "р" и "л" - соответственно, ко второй.

Точно так же и скороговорки делятся на направленные конкретные звуки и комплексные, развивающие дикцию в принципе. Кроме того, разные профили имеют гласные и согласные звуки.

Дикция в массовой культуре. За русский рэп замолвите словечко

Гарри Топор и Тони Раут ("Упражнение для дикции") - это песня в стиле рэп, исполненная двумя русскими рэперами. Интерес к ней вызван тем, что весь текст данного музыкального произведения содержит либо уже известные скороговорки, либо строчки, по стилизации и постановке похожие на такие тренировки.

  • Для начала выясните причину проблемы.
  • Все тренировки рекомендуется проводить перед зеркалом.
  • Артикуляционная гимнастика должна быть направлена только на голосо-речевой аппарат. Не следует переносить усилия, прикладываемые к ней на другие части тела.
  • Скороговорки не стоит сразу же начинать проговаривать быстро, сначала следует медленно их произнести и осознать.
  • Проведение тренировок должно осуществляться поэтапно.

Красивая четкая речь не только приятна слуху, а потому вызывает расположение к человеку, умеющему хорошо говорить. В некоторых случаях обойтись без этого навыка совершенно невозможно. К примеру, трудно представить диктора центрального телевидения, который неспособен отчетливо выговаривать звуки.

Хорошая артикуляция будет полезна любому, кто вынужден говорить много, для широкой аудитории: лектору, учителю, политику, ютуберу. Регулярно выполняя упражнения для дикции можно достигнуть заметных успехов уже в первые недели занятий.

Дикция не имеет отношения непосредственно к голосу, его врожденным характеристикам. Дикция – это то, что можно и нужно «ставить» путем регулярных тренировок и специальных упражнений. Под «правильной дикцией» понимают соответствующее принятым нормам языка отчетливое и звучное произнесение всех фонем. В большой степени оно зависит от корректной постановки положения органов артикуляции (губ, языка), от умения правильно дышать. Оказывает свое влияние выразительность, богатый эмоциональный окрас речи.

Внимание! Для достижения длительного эффекта тренировка дикции должна войти в привычку, поскольку без регулярного повторения упражнений навык быстро утрачивается.

Невнятное произношение, проглоченные звуки – про такого человека говорят «у него во рту каша». Смысл сказанных слов тяжело понять, утрачивается необходимая выразительность, побудительный накал. В профессиях, которые требуют частого говорения на публику, это просто недопустимо.

Если голос не является рабочим инструментом, владение навыком красивой речи не менее полезно. Умея четко, внятно и доступно излагать свои мысли вслух, гораздо проще расположить к себе делового партнера, работодателя, добиться победы в конкурсе или получить желанное место в кастинге.

Виды упражнений для развития дикции и четкости речи

С чего следует начинать, как улучшить дикцию и четкость речи? Существует несколько разнообразных методик, позволяющих добиться потрясающего успеха при тщательном и регулярном выполнении упражнений. Среди них:

  1. – вероятно, самый известный, распространенный способ борьбы с дефектами речи, заключающийся в быстром повторении фраз и стишков, составленных таким образом, чтобы тренировать четкость артикуляции труднопроизносимых звуков и звуковых сочетаний.
  2. Чистоговорки – имеют схожую функцию со скороговорками, их произнесение также способствует развитию и закреплению навыка произношения сложных фонем, однако они отличаются формой, представляя собой набор рифмованных строк.
  3. – набор логопедических упражнений для разработки подвижности губ, языка, с целью «научить» их принимать правильное, для четкого произнесения слогов, положение.
  4. Дыхательная гимнастика – выносливость легких и голосовых связок, равномерность дыхания оказывают большое влияние на речь в целом, поэтому, при освоении навыков правильного говорения, нельзя пренебрегать тренировкой этих инструментов.

Важно! Выполняя упражнения для дикции и тренировки голоса, полезно записывать процесс занятий на диктофон. Эта мера нужна для того, чтобы контролировать правильность выполнения, фиксировать ошибки, проблемные места, над которыми еще предстоит работать.

Особенности упражнений и как их правильно выполнять

Следует помнить, что начало работы над произношением и во взрослом возрасте сопряжено с рядом затруднений. Избавиться от привычек, сложившихся годами, изменить всю систему речи до основания достаточно трудно.

Специалисты рекомендуют начинать с развития артикуляции, тренировки выносливости мышц, приучения органов речи к постановке в правильном положении, улучшения тембра и тональности голоса. Для этого прекрасно подойдут следующие упражнения, которые можно выполнять в любое время и в любом месте, чем чаще – тем лучше:

  • в качестве разминки, разогрева рекомендуется издавать длительное протяжное мычание;
  • элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики содержат упражнение, во время которого следует издавать разнообразные звуки, ударяя себя ладонями в грудь;
  • четко, с выражением, делая паузы, прочитывать стихотворные строки, изменяя тональность голоса – повышая и понижая ее попеременно;
  • прочитывать тексты стихотворений и прозы одновременно с выполнением прыжков через скакалку, во время бега, стараясь сохранять дыхание по возможности ровным;
  • проговаривать слова и целые предложения, растягивая лицевые мышцы в улыбке, выдерживать четкость произношения;
  • читать вслух, предварительно зажав между зубов небольшой продолговатый предмет, например, авторучку, во время упражнения стремиться к четкому произнесению слогов и звуков;
  • хорошо помогает развитию артикуляции, тренировке мышц использование небольших округлых предметов (к примеру, грецких орехов), вложенных за одну или обе щеки во время прочтения стихов и художественных текстов.

Большое внимание следует уделять ежедневной гимнастике органов речи, так как поставить речь и дикцию самостоятельно без этого невозможно:

  1. распахнув рот максимально широко, перемещать нижнюю челюсть вперед, назад и по сторонам;
  2. с открытым ртом выпятить на максимальную длину язык, сложив его «жалом»;
  3. слегка раздвинув челюсти, широко улыбнуться, провести языком по верхнему и нижнему ряду зубов, дотрагиваясь кончиком до каждого зуба последовательно;
  4. напряженным кончиком языка коснуться изнутри обеих щек, сначала с открытым, затем с закрытым ртом;
  5. из приоткрытого рта высунуть «лопаткой» максимально расслабленный язык;
  6. сложив на груди руки, податься вперед, в наклонном, слегка согнутом положении проговаривать гласные звуки максимально низким тоном: «о», «ы», «у». Закончив тянуть один звук, распрямиться и снова нагнуться для выполнения следующего захода.

Важно! Длительность одного упражнения составляет не менее 10 секунд. В течение одного занятия выполняется по 4-5 подходов.

Формирование правильного произношения нераздельно связано с дыханием, поскольку без него невозможна сама речь. Воздушная струя, касаясь напряженных связок, издает звук, форму которому человек придает уже другими органами речевого аппарата. Поэтому ответ на вопрос, как улучшить дикцию, в том числе, включает в себя тренировку легких, развитие диафрагмы.

Умение дышать – неотъемлемая часть жизни, однако далеко не все умеют делать это правильно. Приведенный ниже комплекс занятий поможет укрепить голос, придать ему более приятный, мелодичный тембр:

  • принять удобное положение тела – лежа, стоя или сидя, прижать левую ладонь к животу, правую – к нижней части грудины сбоку, втянуть воздух носом, контролируя расширение диафрагмы руками, медленно выдохнуть до конца;
  • медленно плавно вдохнуть носом, задержать воздух на пару секунд, выдохнуть через рот;
  • коротко вдохнуть, на выдохе, максимально растягивая, произнести любой длящийся гласный звук;
  • счет на выдохе от 1, стараясь произнести максимальное количество цифр без спешки;
  • выдыхая произносить сочетания гласных звуков, например: «оооооооууууу», «ааааыыыы».


Так как развить дикцию за один день невозможно, приступая к тренировкам, следует запастись терпением. В самом начале полезно будет составить план занятий, очертить круг проблем, которые придется устранить ради получения желанного эффекта. По мере улучшения речи исправлять и дополнять изначальный набросок новыми деталями.

Не стоит пренебрегать любой возможностью для выполнения упражнений, поскольку именно в их регулярности кроется залог успеха.

Декламация стихов, произнесение скороговорок и чистоговорок помогут быстро «разогреться» перед выступлением, когда предстоит продолжительная и важная беседа. Их необходимо выучить и проговаривать вслух хотя бы несколько раз в день.

Неоценимую помощь в и правильным произношением окажут курсы актерского мастерства или риторики.

Занятия по сценической речи, подкрепленные упражнениями на дикцию, помимо всего прочего, придадут звучности и обаяния голосу, сделают его более выразительным.

Пожалуй, каждому известна история о древнегреческом философе Демосфене, который будучи еще ребенком, был восхищен по воле случая услышанной им речью некоего оратора, сам спустя время решил использовать в качестве своего основного орудия именно слово.

Набивая свой рот камушками, Демосфен в движении старался достигать внятной артикуляции читаемых им на память отрывков из стихотворений, избавляясь тем самым от изъянов своей речи. Ежедневные тренировки принесли ему пользу, дав возможность прославиться лучшим оратором своей эпохи.

Хорошая дикция – это показатель просвещенного человека, его весомое достоинство, которое можно применять во многих жизненных случаях. Написать грамотный и наглядный текст может быть и просто, но произнести его будет уже не так легко. Нечеткая дикция речи может стать на пути, помешать отлично разученному исполнению.

Фактически все дефекты дикции при желании можно откорректировать. Как улучшить дикцию речи быстро? Для этого нужны регулярные тренировки.

Тренировка дыхания

Нехватка дыхания – это без всякого сомнения проблема, с которой мы встречаемся даже в обыденной жизни. Исправить это сможет тренировка диафрагмы. Отменной работой по усовершенствованию дикции является пение гласных звуков на выдохе. Поначалу дыхания будет хватать на малое время, но при постоянных упражнениях можно достичь 20 секунд.

Следующий этап тренировки – это коррекция высоты голоса. Можно тренировать, отрабатывать дыхание, как бы задувая пламя свечи.

Упражнения для улучшения дикции

Существует много полезных упражнений, которые могут улучшить дикцию и четкость речи за короткие сроки. Вот некоторые из них:

Упражнение №1. Артикуляционная зарядка.
  • широко откройте рот и не спеша перемещайте челюстью вперед, а потом назад;
  • стойте ровно и, держа руки на груди, наклоняйтесь вперед, на выдохе говорите низким голосом протяжно гласные "о" , "у", "ы";
  • с закрытым и открытым ртом, напрягая кончик языка, поочередно упирайтесь им в правую и левую щеки;
  • в улыбке с открытым ртом проведите языком по нижним и верхним зубам, и, не двигая челюстью, пересчитайте каждый из них.
Упражнение №2. Скороговорки для развития дикции.

Как улучшить дикцию быстро? Для этого прекрасно подойдут скороговорки. В них сочетаются разные звуки. Припомните дроворубов, которые рубили дубы, или четырех черепашек с четырьмя черепашками. Для улучшения дикции можно произносить скороговорки, положив в рот орехи (из фильма " Карнавал"). Достаточно 5 скороговорок с различными созвучиями, чтобы избавиться от дефектов речи.

Упражнение №3. Слушание своего голоса по диктофонным записям.

Звучание нашего голоса совсем не такое, как мы думаем. Нужно прочитать любое стихотворение, записывая его на диктофон. Полученную запись нужно прослушать. Услышанные изъяны постарайтесь исправить в следующий раз. Записывать нужно, пока не получите идеальный эффект.

Видео - Как улучшить речь и дикцию

Регулярность повторения

Для упражнений по отработке хорошей дикции уделяйте по 10-15 минут в день.

Преступать к следующему заданию необходимо только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее. Регулярные упражнения избавят вас от вопроса как улучшить дикцию и сделают речь отчетливой и внятной.

Согласно статистике, около 30% людей в той или иной мере страдают нарушениями дикции . Дефекты речи бывают врожденными, являясь следствием генов или внутриутробного развития, но чаще всего нарушение дикции это приобретенная особенность: дефекты появляются и развиваются с момента рождения и в течение жизни, основная их причина – ослабление мышц речевого аппарата . В таких случаях, исправлением дефектов речи можно заниматься самостоятельно, без вмешательства хирургов. Мы рассмотрим самые распространенные из них. Итак, как можно подкорректировать и улучшить свою дикцию и побороть дефекты речи .

Как исправить картавость

Логопеды насчитали около 30 вариантов искажения звука «р», но чаще всего – это его отсутствие в произношении. Этот дефект речи очень редко бывает врожденным , но иногда его причиной может быть слишком короткая подъязычная связка. Единственное решение такой проблемы – хирургическая помощь. В остальных случаях причина картавости кроется в слабости языка .

Упражнения для дикции

Для разработки мышц языка потребуется сделать следующее:

1. Распластайте язык по периметру нижней губы и проговаривайте звуки «пя-пя-пя». Нужно достичь эффекта, когда язык сможет лежать расслабленно во время упражнения. Если получилось, переходите к следующему этапу.

2. Попытайтесь накрыть языком всю ширину верхней губы, от одного уголка рта до другого. После чего, сохраняя ширину языка,передвиньте его под верхние зубы и потренируйтесь произносить звук «д-д-д». Если мышцы языка слишком слабые, подстраховывать его положение первое время можно ложкой.

Через некоторое время, если чередовать упражнения со скороговорками, звук «р» начнет прорываться.

Как исправить шепелявость

Если все находятся на своих местах, а прикус правильный, то причиной шепелявой речи опять же выступает слабость языковых мышц . Тем, кто хочет бороться с этим дефектом, желательно как можно больше читать вслух: и для дикции полезно, и приятно.

Упражнения для дикции

1. Растяните рот в широкой улыбке так, чтобы видны были зубы. После чего нужно подуть на кончик языка, до тех пор, пока не извлечется свистящий шум, характерный для звука «с».

2. Не убирайте улыбку: пройдитесь кончиком языка с внутренней стороны по верхнему ряду зубов, от начала в конец, после чего переходите к нижнему ряду. Челюсть при этом должна быть неподвижной.

3. Расположите язык между верхними и нижними зубами и произнесите слог «са». На звуке «а» рот должен раскрываться.

Отметим также, что перед тем как избавляться от шепелявости, стоит удостовериться, что у вас нет проблем с проходимостью воздуха через нос . Дело в том, что при затрудненном дыхании носом, человек привыкает дышать только через рот, от чего мышцы языка обмякают и слабнут.

Как исправить невнятную речь

Следующий распространенный дефект речи выражается в невнятном произношении слов, «проглатывании» целых кусков звуков . Если вместо слова «человек» вы произносите «чек», а «короче говоря» слышится как «кочевря», вам пригодятся следующие советы:

1. Скандируйте периодически стихотворения, отбивая при этом ритм рукой. Для этого отлично подойдут творения Маяковского.

2. Создайте коллекцию из слов, в которых встретите изобилие рядом стоящих согласных и периодически зачитывайте список. Несколько таких мы уже подобрали: контрреволюция, постскриптум, бодрствовать, сверхъестественный, партвзнос и безвозмездность.

Эти упражнения и советы помогут вам улучшить и исправить дикцию , но если проблема слишком уж серьезная, обращайтесь к логопеду – профессионал подберет методику и упражнения исключительно под ваш случай. Помните о том, что с дефектами речи можно и нужно бороться , даже если вы не мечтаете о карьере радио-ведущего. Успехов.