О мальчике, распятом на доске. Мальчик, распятый в славянске - кому выгодна эта история

".....появились свидетельства, что в Германии мигранты начали насиловать несовершеннолетних детей" (Первый канал).

История, сдобренная ужасными подробностями и бурными эмоциями, разлетелась по российским СМИ. И не осталась незамеченной активистами, . Уж больно новость похожа на очередного “распятого мальчика ”. Летом 2014-го его придумал Первый канал, чтобы показать зверства “киевской хунты”. Позже оказалось, что история полностью фальшивая .

Однако, в этот раз в берлинской полиции подтвердили – девочка существует, о ее пропаже действительно заявляли.

"Официальное заявление пресс-службы органов правопорядка обнародовала Deutsche Welle . Там подтвердили, что школьница действительно пропала в понедельник. А во вторник нашлась" (5 Канал).

Но вот об изнасиловании ни слова. По данным немецкой прессы , девочка после допроса изменила показания. Сказала, что села в машину добровольно. Следов насилия при медицинском осмотре не выявили.

"... на праворадикальном сайте azylterror появилось сообщение, что полиция поначалу задержала пятерых предполагаемых похитителей и насильников несовершеннолетней, но отпустила подозреваемых в тяжких преступлениях "из-за отсутствия мест в следственном изоляторе" (Вести).

Свое возмущение “Первый канал” и “Вести” подкрепляют неким видео, на котором мужчина хвастается своим участием в групповомизнасиловании несовершеннолетней.

"...то, что такие случаи вполне вероятны, косвенно доказывает вот это видео" (Вести).

У массового зрителя может сложиться впечатление, что “герои” этого ролика и есть насильники русского подростка. Вот только видео – более 6 лет и никакого отношения к сегодняшней истории оно не имеет, доказали активисты. Неизвестно даже, мигранты ли в кадре вообще. В соцсетях отметили: говорят мужчины хоть и с акцентом, но используют местный сленг.

Более того, распространили видео вовсе не хакеры из известной сети

пустая, битая, она пока никуда не ведет, но я попросил редакторов «Слона» оставить ее в таком виде и исправить чуть позже, когда на сайте «Первого канала» появятся извинения в связи с инцидентом, случившимся в выходные. В субботу в программе «Время» показали женщину, которая назвалась беженкой из Славянска и в красках рассказала, как украинские военные, войдя в город, собрали на главной площади всех местных жителей и устроили публичную казнь жены и маленького сына кого-то из ополченцев, причем мальчик, по словам героини сюжета, был распят на доске объявлений, а женщину привязали к танку и волочили по улице, пока она не умерла, – и все это на глазах местных жителей. Публичная казнь, к тому же настолько жестокая, – такие новости обычно становятся мировыми сенсациями, а журналисты, благодаря которым эта сенсация стала известна, получают Пулитцеровскую премию. Имена погибших (а в идеале и палачей) в заголовке, шокирующие фотографии или видео, весь мир плачет, и потом в сборниках типа «Сто фотографий, изменивших мир» рядом с фотографиями южновьетнамского генерала Нгуен Нгок Лоана, убивающего партизана, и самолета, врезающегося в башни-близнецы, появится этот снимок: Славянск, доска объявлений и прибитый к ней трехлетний мальчик в трусиках и футболке. Что может быть страшнее?

Вопрос риторический, но ответ на него существует. Страшнее убитого мальчика может быть позор, особенно если мальчик выдуманный, а позор настоящий. В субботней программе «Время» это откровенно бросалось в глаза – извиняющийся тон ведущего Виталия Елисеева («Разговор с Галиной оставил сложное чувство… Сердце не верит, что такое вообще возможно….»), демонстративно нелюбопытная корреспондент Юлия Чумакова (пять из пяти ее реплик в сюжете – вариация на тему «не боитесь ли вы такое рассказывать», больше ничего Юлию Чумакову не интересует). Как же так? У людей в руках большая сенсация, а они ведут себя так, будто рассказывают о митинге «Геи за Явлинского» : «Нам и самим неловко, но вы нас поймите».

В Славянске нет площади Ленина , беженка Галина Пышняк приехала не из Славянска, а из Донецка, а кроме самой Галины, нет никаких свидетелей якобы публичной казни – выяснить все это не составило вообще никакого труда. Никакого труда не составило и обнаружить первоисточник: 9 июля философ Александр Дугин в фейсбуке, ссылаясь на анонимного очевидца, написал о шестилетнем мальчике, распятом в Славянске на доске объявлений. Реконструировать дальнейшее несложно; у Дугина много поклонников в том числе и в Кремле, и, наверное, на очередном совещании по «информационному планированию» какой-то большой начальник, прочитавший накануне тот пост, сказал, что, мол, представляете, до чего дошли каратели, – ребенка! На доске объявлений! И почему наше телевидение молчит? Телевидение вздохнуло и отправилось искать хоть кого-то, кто согласится повторить перед камерой городскую легенду. Нашлась Галина Пышняк, остальное мы видели.

Когда начальница российских государственных медиа Маргарита Симоньян пишет : «И все равно, Господи, сделай так, чтобы не было войны », она вряд ли имеет в виду: «Господи, сделай так , чтобы не было меня», но было бы глупо отрицать роль российского телевидения в разжигании военных настроений и ожиданий. Военные стандарты фактчекинга на государственном телевидении заметно отличаются от мирных. Когда в Донбассе погиб репортер ВГТРК Игорь Корнелюк, его телекомпания (очевидно, стараясь избежать скандала) даже изменила задним числом заголовок его последнего репортажа. Было : «В поселке Счастье каратели вырезали почти все местное население»; стало : «Сражение в поселке Счастье: Снаряды бьют куда попало». Как и в случае с распятым мальчиком, автор репортажа ссылался на очевидца, которому о зачистке рассказал другой очевидец – то есть доказательств, в общем, никаких, но ведь война .К военным текстам Ильи Эренбурга тоже можно подойти с мерками журналистской объективности, и тогда от четырех томов останется, может быть, полстранички про довоенную Францию , остальное придется забраковать, потому что автор не озаботился доказательствами. Я привожу этот аргумент, потому что он наверняка еще всплывет в обсуждениях первоканального сюжета и кто-нибудь наверняка спросит, что, мол, и Эренбург должен был заботиться о фактчекинге? Наверное, не должен, но проблема в том, что все военные традиции российского телевидения сложились задолго до начала украинского кризиса, то есть война ни при чем. На государственных каналах работают живые и, в общем, нормальные люди. Они знают, что врать нехорошо, но знают также (сужу по своим знакомым , которые, между прочим, уверены, что их коллеги во всем мире, от CNN до «Аль-Джазиры», ведут себя так же), что врать можно в тех случаях, когда речь идет о врагах, о защите государственных интересов и о прочих материях того же порядка.

Напрасно критики российского телевидения ищут истоки нынешних особенностей российской пропаганды в советском и тем более гитлеровском (даже несмотря на известное высказывание Путина о Геббельсе) времени – наша пропаганда гораздо моложе, и ее прямые предки не Геббельс и не Эренбург, а постсоветские медийщики девяностых, которые и джинсой всегда подрабатывали, и по зову Кремля всегда вставали в строй солдат информационных войн. Маршрут, который привел их к нынешнему положению дел, он был такой: от октября девяносто третьего через операцию «Мордой в снег» и первую чеченскуювойну; через выборы «Ельцин – Зюганов» девяносто шестого года и войну за «Связьинвест» в девяносто седьмом; через программы Доренко и «Геев за Явлинского» к «Анатомиям протеста», «Вестям недели» и, пока это высшая точка развития, к нынешним пропагандистским шедеврам на украинскую тему.

Мы привыкли к тому, что телевизор занимается пропагандой, мы примерно представляем, чего от него можно ждать, но, когда появился этот сюжет с распятым мальчиком, как-то сразу стало ясно, что это за гранью . Такие вещи нельзя прописать ни в каком законе об оскорблении чувств, но при этом чувства-то у людей действительно есть, и кровавый навет в эфире главного общенационального канала – он действительно оскорбителен даже для тех, кто уже привык к сложившемуся облику российского телевидения.

Кроме того, сюжет про распятого мальчика нарушает и привычное распределение ролей между российскими телеканалами – традиционно сложилась такая ситуация, что за самую адскую пропаганду у нас отвечают ВГТРК и особенно НТВ, а репутация «Первого канала» складывается из менее спорных вещей: открытие Олимпиады, сериал «Оттепель», шоу «Голос», фильмы Парфенова раз в год и т.п. Даже такой простой пример: сейчас, чтобы упомянуть его в этом тексте, я долго искал имя ведущего программы «Время» и с огромным трудом выяснил его у знакомых телевизионных людей; ну вот спросите себя, говорит ли вам что-нибудь имя Виталий Елисеев? «Первый канал» существует не для того, чтобы мы знали поименно всех дикторов его новостных программ, и то, что кровавый навет звучит именно в эфире «Первого», может быть и сознательной попыткой показать Константину Эрнсту, что и ему не удастся отсидеться в своей останкинской шарашке, пока Добродеев и Кулистиков ведут войну

Иллюстрация: Сальвадор Дали. Фрагмент наброска к «Corpus Hypercubus»

Я думаю, все уже успели ознакомиться с сюжетом Первого канала про мальчика, распятого украинскими войсками в Славянске. Мне эту ссылку прислал про-украинский украинский трансгуманист, что и стало, в итоге, ключом к пониманию возможной подоплеки событий.

Сразу скажу, что это моя версия и я буду рад услышать замечания и альтернативные объяснения. Настроения выписывать длинные простыни текста нет, поэтому буду краток.

История сфабрикована с вероятностью 99%. Выпустил ее в эфир Первый канал. Но вот кто заказчик, мы не знаем. Древние римляне советовали искать, кому выгодно. Кому же выгодна эта история? Я думаю, что не Путину и не России. Объясню, почему я так думаю.

В России больше 50% людей получает инфу из зомбоящика. Весь ящик финансово контролирует Ковальчук, а политически - администрация президента, т. е. Путин контролирует его дважды. Они могут пускать там абсолютно любую пропаганду и контролировать половину населения, что объясняет практически неснижаемый рейтинг Путина. В историю про мальчика могут поверить, условно, 30% зрителей, то есть 15% населения. Однако это наиболее внушаемая, управляемая и тупая часть населения, которая не является активной и на которую Путину плевать. Поэтому данный сюжет показывали не для них.

Важно. Этот геббельсовский продукт - сделан по заказу не Путина, а кого-то другого. Его задача не убедить жителей РФ в зверствах украинской армии, а другая.

Дело в том, что реальных зверств было достаточно. Жертв среди мирных жителей полно, плюс есть жертвы среди журналистов, есть десятки историй, которые можно было бы транслировать в эфир. Можно было бы поручить Мамонтову снять целое кино - про Одессу, про станицу Луганская, про любое количество адского треша, который творят обезумевшие укровоины. И было бы убедительно, потому что правда. Посмотрите Анна-ньюс, там что, мало ужаса? Однако в эфир ушла эта шитая белыми нитками история. Почему?

Я думаю, что единственное объяснение в том, что этот ролик был направлен не на 30% самых тупых, а на 10% самых умных (точнее, считающих себя таковыми). Я не знаю, кто и как это провернул, но эффект ролика в том, что он убеждает т. н. нормальных жителей РФ (умных, либеральных, белоленточников, за свободу, за мир и т. п.) в двух вещах:
1. Пропаганда Путина нагло лжет по поводу Украины, раз они явно соврали по поводу мальчика, то врут и по поводу всего остального. А значит, надо верить независимым и честным укросми.
2. Раз мальчика не распинали на доске объявлений, значит не было и других зверств украинской армии. Значит Украина белая и пушистая, борется за свободу и демократию. Значит все разговоры про насилие ВСУ, НГ и ПС - чушь, звери - это ополченцы, Россия напала на Украину и нужно поддержать свободолюбивых укров.

Все это означает, что план по реализации в России сценария цветной революции или какой-то ее вариации остается в силе.

Вот к таким результатам я пришел в результате размышлений. А вы как думаете, что можно вывести из данного эпизода?

Год назад на Первом канале прошел сюжет о распятом мальчике: якобы занявшие Славянск украинские военные казнили на площади ребенка на глазах у его матери и жителей города. О «зверствах» украинских солдат рассказала одна из донбасских беженок. Почти сразу же СМИ выяснили, что сюжет был выдумкой. Тем не менее автор фальшивки — ростовская журналистка Юлия Чумакова, продолжает руководить Южнороссийским бюро Первого канала и, судя по всему, чувствует себя хорошо.

В июле 2014 года Галина Пышняк, 39-летняя жительница Славянска, получила свою минуту славы.

Сюжет Первого канала (ретрансляция в эфирных и кабельных сетях еще не была запрещена) показали в украинских теленовостях как пример чудовищного пропагандистского вранья. «Распятый мальчик» сразу стал интернет-мемом, а блондинка с изможденным лицом, что произвела этот фейк на свет, — узнаваемой. Ее личность быстро установили, о чем сообщил Антон Геращенко, советник главы МВД Украины.

Страницу Галины Пышняк, зарегистрированной в соцсетях под девичьей фамилией Астапенко, ежедневно просматривали тысячи людей. Соседи по этажу в малосемейном общежитии на улице Вышгородской в Киеве, где, скорее всего, до сих пор прописана Пышняк, давали интервью милиции и прессе: «Давно не видели. Квартирантам сдала». Но зимой 2014-го Пышняк, очевидно, покинула Ростов и мелькнула дома, не забыв сфотографировать собственных четырех малышей в узнаваемом интерьере гостиной. Страсть к фотосвидетельствам, выложенным в интернет, эта семья вообще питала серьезную.

Муж Галины, Константин, уроженец Николаевки, что под Славянском, работал в местной милиции. После прихода банды Гиркина нашел себя в рядах вооруженных сепаратистов как лицо, приближенное к самому Мотороле. Подтверждением карьерного успеха стал их совместный снимок. Супруга предпочитала фотографироваться то с автоматом на очередном блокпосту «ДНР», то с пистолетом на пустынной улице оккупированного города…

Журналисты столичных газет съездили на малую родину Астапенко-Пышняк, в Закарпатье, в село Соймы Межигорского района. Три взрослых брата и мать не знали, что и говорить. Старший брат вспоминал: несколько лет назад предложил Галине вместе с ее семьей поселиться в новом просторном доме, который он, хозяин, построил. Позвонил, пригласил: «Места всем хватит, сколько ж вам тесниться!» — и услышал в ответ: «Бандеры проклятые, травить вас, душить и на вилы поднимать!»

В ростовском лагере для беженцев, судя по дальнейшим событиям, Галина Пышняк провела совсем немного времени. Камера канала «Россия-24» встретила ее в Донецке 22 января 2015 года. В тот черный день в Ленинском районе, прямо на остановке «Гормаш», был обстрелян троллейбус. Погибли мирные жители. Снаряд прилетел со стороны, где боевые действия не велись, силы АТО находись от этого места на 15-километровом расстоянии. Но очевидцы «очередного преступления хунты» смогли моментально вынести приговор. Главной обвинительницей оказалась продавщица магазина Галина Пышняк.

Городская газета Славянска «Вести» перестала выходить 1 мая 2014 года — от разрывов снарядов пострадало здание редакции, вылетели окна, двери. Александр Кульбака, главный редактор газеты, выехал тогда на территорию, подконтрольную Украине, в Славяногорск. Так же поступили его сотрудники. Спустя год Александр, восстановивший выход издания, рассказал мне показательную историю:

— У входа на наш рынок стоит мужчина, который торгует книгами. Книгами, а не семечками, заметь! И он читает эти книги, газеты свежие, потому что киоск «Пресса» рядом. И вот я недавно прохожу и слышу, как этот мужик кому-то говорит: «Ну, вы помните, когда украинцы мальчика распяли…» Все зависит от того, как человек настроен. Пророссийскому сколько аргументов против ни приводи, не отступит: телевизор всегда прав. И он либо слепо верит и убеждает остальных, либо чувствует потребность, готовность поверить. А проукраинский сомневается в любой информации. Ищет другие источники, сравнивает.

Хотя, по мнению коллеги, для проукраински настроенных горожан тоже хватает плохих местных известий. Например: предприятие «Славтяжмаш», на котором в советские времена трудились четыре тысячи человек, собираются порезать на металл. Эта новость произвела впечатление куда более сильное, чем фейк от Пышняк.

Ольга МУСАФИРОВА,
соб. корр. «Новой»,
Киев

Ржавые гвозди

Ни руководство Первого канала, ни автор подлого сюжета о «распятом» ребенке и год спустя не извинились перед жителями Славянска и собственными зрителями

7 июля 2014 года, после того, как Славянск оставили подразделения Стрелкова-Гиркина (бывшего на тот момент министром обороны самопровозглашенной «ДНР»), силы ВСУ полностью заняли город. А 12 июля 2014 года Первый канал российского телевидения выдал сюжет, в котором некая Галина Пышняк, представившаяся беженкой из Славянска, рассказала, как военные согнали на центральную площадь города женщин и на глазах у них распяли на доске объявлений маленького мальчика. За казнью заставили наблюдать маму ребенка. Умирал он полтора часа. А когда умер, маму привязали к танку и поволокли по улицам города, пока она тоже не умерла.

Рассказ женщины записала на видео ростовская журналистка, руководитель Южнороссийского бюро Первого Юлия Чумакова. Сразу после показа теленовости «Новая газета» попыталась выяснить: когда в Славянске случилась эта «казнь»? Оставшиеся в городе жители сказали, что ни о чем подобном не слышали. Также выяснились некоторые несоответствия. Например, женщина в кадре говорит, что жителей согнали на центральную площадь Ленина. Но такой площади в Славянске нет.

На возникшие вопросы — как журналистка узнала о «беженке», почему не проверила ее рассказ, сварганила ли этот сюжет по собственной инициативе или выполнила редакционное задание Москвы — могла бы ответить сама Юлия Чумакова. Но она категорически отказалась общаться: «По всем вопросам обращайтесь в пресс-службу Первого канала».

18 декабря 2014 года состоялось очередное общение президента РФ Владимира Путина с прессой. Ксения Собчак задала вопрос о разжигании ненависти на российском телевидении и в качестве примера привела сюжет о распятом мальчике. Однако президент, как и Юлия Чумакова, отвечать на него не стал.

А 21 декабря 2014 года ведущая программы «Время» Ирада Зейналова заявила, что сюжет о распятии — это «реальный рассказ реально существующей женщины», представившейся Галиной, у которой психика «не выдержала ада круглосуточных обстрелов».

Недавно я связалась с Юлией Чумаковой по телефону, и она сообщила, что по-прежнему руководит Южнороссийским бюро Первого канала, а на просьбу прокомментировать свою работу годичной давности ответила:

— Мы же с вами уже об этом говорили. Все по-прежнему — обращайтесь в пресс-службу Первого канала.

Ростовские коллеги Чумаковой отнеслись к ее сюжету по-разному.

Корреспондент газеты «Крестья-нин» Тимур Сазонов обсудил его со студентами журфака ЮФУ, где он преподает:

— У нас был семинар по журналистской этике, и в качестве примера вопиющего нарушения этой этики я привел сюжет про распятого мальчика.

Руководитель ростовского интернет-ресурса Doninformburo Елена Романова Юлию Чумакову не оправдывает, но предлагает взглянуть на инцидент более широко, так сказать, в контексте системного кризиса отечественных СМИ:

— Многих талантливых журналистов эта война застала врасплох. Никто ведь не говорил им в начале карьеры, что настанет время, когда придется открыто лгать с телеэкрана. Мне кажется, Юля стала жертвой своей неосмотрительности. Она записала интервью с неадекватным человеком, ее заставили материал перегнать в Москву, а столичные редакторы слепили из этого подделку. То, что они погубили репутацию хорошего журналиста, их не очень беспокоит. Почему это не беспокоит Юлию, почему она не выступила с открытым опровержением, например в соцсетях? А вы знаете размеры их зарплат? Я думаю, эти размеры способны избавить от мук совести многих журналистов.

Виктория МАКАРЕНКО,
соб. корр. «Новой»,
Ростов-на-Дону

Сегодня ровно неделя с того дня, как киевские силовики вошли в оставленный ополченцами Славянск. Как раз этим временем датирована история, которую рассказала нам обитательница лагеря беженцев в Ростовской области. Она говорила о публичной казни.

Женщина назвалась Галиной из Славянска, матерью четырёх детей, уроженкой Западной Украины, где недовольство родственников вызвало то, что её муж ушёл в ополчение. Разговор с Галиной оставил сложное чувство. Разум отказывается понять, как подобное вообще возможно в наши дни в центре Европы. Сердце не верит, что такое вообще возможно.

Галина Пышняк: "Центр города. Площадь Ленина. Наш Горисполком - это единственная площадь, куда можно согнать всех людей. На площади собрали женщин, потому что мужиков больше нет. Женщины, девочки, старики. И это называется показательная казнь. Взяли ребенка трех лет мальчика маленького с трусиках, в футболке, как Иисуса на доску объявлений прибили. Один прибивал, двое держали. И это все на маминых глазах. Маму держали. И мама смотрела, как ребенок истекает кровью. Крики. Визги. И еще взяли надрезы сделали, чтоб ребенок мучился. Там невозможно было. Люди сознание теряли. А потом, после того как полтора часа ребенок мучился и умер, взяли маму, привязали до танка без сознания и по площади три круга провели. А круг площади - километр".

Юлия Чумакова: "Вам особенно после этого интервью, грозит большая опасность. Правильно ли я понимаю?"

Галина Пышняк: "Я как предатель Родины, потому что я родом из Закарпатской области. Меня же моя мать сказала: ты приедешь, я тебя сама расстреляю. И нацгвардия расстреляет. У меня две расстрелянные статьи. Я за себя не боюсь. Мне жалко детей. Если бы не дети, я бы взяла сама оружие и пошла в ополчение. Это не украинская армия, это не освободители, это твари. Они когда вошли в город, там ни одного ополченца не было. Они стреляли по городу. Мародерством занимались. У нас рассказывали бабушки старые, фашисты так не делали. Это группа СС "Галитчина". Они местные. Они над местными издевались. Жен насиловали и детей убивали. И все это восстали их правнуки. Возродились обратно".

Юлия Чумакова: "Вы не боитесь говорить об этом?"

Галина Пышняк: "А пускай весь мир знает, как они издеваются над людьми, потому что никто не верит. Никто не знает. И вот эти фосфорные бомбы. Это что мины осколочные. Дети приходили, приносили и ежики, и шипы, и что только не находили. И трупы лежали, уже собирать некуда было. Морг не работал. Вонь разлагающегося тела. Это же никто не поверит, потому что там не был никто, не видел. Это для них дикость. Сегодня ночью стреляли, у меня ребенок даже ухом не пошевельнул, потому что это уже привычно стало. Мальчик семь лет: "Мам, что? Бомбят?". Скажу: "Да, сынок". И дальше и дальше спать".

Юлия Чумакова: "Вы так смело открыли своё лицо, сказали своё имя. Вы не боитесь разве?"

Галина Пышняк: "Потому что я за три месяца я как камень стала".

Юлия Чумакова: "На что вы надеетесь? Ведь понятно, что это когда-то закончится".

Галина Пышняк: "Дайте нам свободу. Русских нету. Русские не воюют. Это обычные работяги - шахтеры-труженики восстали, потому что уже все. Сколько можно кровь есть из человека. Мы все одной крови. Не надо делить нас. Да есть и среди нас плохие люди. Я не скажу, что все едины, но мы люди. Всегда надо не войной идти, а договариваться словом. А слово доброе всегда побеждает".

Юлия Чумакова: "Спасибо, вам большое, что вы согласились нам все это рассказать. И удачи".