Общественный деятель н и новиков. Новиков, николай иванович

Николай Иванович Новиков (родился 1744 г., умер в 1818 г.) - российский журналист, общественный деятель, лучший соратник Антоновского Михаила.

Юность

По старому стилю 27 апреля 1744 года (8 мая) родился этот деятель литературы в Тихвинском-Авдотьино, неподалеку от Бронницы, что в Московской губернии. Отец, Новиков Иван Васильевич, родился в 1699, умер в 1763 г.

Биография Николая Ивановича Новикова яркая и насыщенная. Его семья происходила от дворянского рода. В детском возрасте получил образование, учился у деревенского дьяка, позже в возрасте 11-16 лет поступил в Московскую университетскую дворянскую гимназию при этом же университете. Из нее его исключили, так как он не хотел учиться.

В 1762 году Николай поступает на службу в Измаилский полк. В день коронации императрицы Екатерины II он получил почетное звание унтер-офицера. Находясь на службе, он ощутил вкус слова и начал заниматься написанием произведений. В это же время он издает переведенные с французского языка две повести и один сонет.

В 1767 Новиков пополняет ряды молодежи, которая выполняла поручения, связанные с ведением протоколов в депутатской комиссии для того, чтобы сочинять новый проект под названием «Новое Уложение». Как считала Императрица, данное поручение было очень важным, и выдала предписание, в котором говорилось о том, чтобы «данное поручение выполняли дворяне, имеющие способности». Новиков принимал активное участие в деятельности комиссии, благодаря этому смог найти ответы на волнующие его вопросы, что, в свою очередь, поспособствовало быстрому формированию взглядов просветительского характера. Во время докладов о деятельности комиссии его заприметила сама Екатерина.

Карьера журналиста

В 1769 году Николай выходит в отставку и издает сатирический журнал, выходящий каждый месяц, название которого Трутень». В нем была указана мысль о том, что крепостное право, в свою очередь, является несправедливым, автор выдвигал протесты против несправедливого отношения власти к крестьянам, поносил взяточничество, разоблачал придворных. В скором времени «Трутень» вступает в полемику с журналом «Всякая Всячина», издаваемым самой Екатериной II. В данной полемике участвовали и много иных журналов, которые начали разделяться на 2 лагеря.

«Всякая Всячина» занималась проповедованием умеренности, смешливой сатиры непомерно осуждала то, что задеваются особы. «Трутень» же в свою очередь старался обличить и очернить высоких особ. Но стоит учесть, сто между ними однозначно велась совершенно неравная борьба. «Трутень» был предупрежден о том, что ему необходимо немного «поубавить обороты» и после того как ему прямо сказали что журнал закроют, в 1770 году решил перестать его издавать.

В 1772 году Николай показывает новинку - журнал сатирического направления под названием «Живописец», который считался исключительным изданием XVIII века. «Живописец» занимался проповедованием точно таких же идей, что и «Трутень»: в большинстве статей, которые принадлежали перу И. П. Тургенева и, А. Н. Радищева, он говорил о несправедливости крепостного права.

Масонство

Новиков имел свои, особенные взгляды на Россию и они были явно неустойчивыми. Как он говорили государи, жившие в прошлые века, словно предчувствовали «что благодаря нововведению в Россию художеств и наук нравы могут безвозвратно порубиться». Но одновременно с этим он был достаточно ревнивым приверженцем просвещения, почитал Петра Великого и всех тех личностей, работы которых он с любезностью записывал в «Исторический словарь о писателях России» (1772 год). Эти колебания и недомолвки нашли свое продолжение в масонской деятельности.

Впервые Новиков связался с масонами в Петербурге. Еще в 1775 году многие друзья приглашали его занять почетное место среди них, но он начинал колебаться, не хотел отягощать себя клятвами, особенно когда не знал предмета этого действия. Однозначно, масонам было дорого вступление Новикова в их ряды. Что интересно и подтверждает данный факт: они сообщили ему суть трех первых степеней до того момента, пока он еще не вступил в их ложу. Но, несмотря на это, Николая Новикова не удовлетворяла елагинская система. Немного позднее он смог отыскать «истинное» масонство Рейхеля, ведь в ней происходило «нравственное и самоопознанное обращение».

Преследования

Новиков находился на пике славы, но над ним начала собираться гроза. Изначально ему начала предъявлять массу претензий, так называемая, комиссия училищ - за то, что он занимался перепечатыванием большинства изданных ею учебников. А Новиков занимался этой деятельностью не для того, чтобы обогатиться, а для издания доступных и недорогих книг. Но в то время, Чернышева не стало, и писатель обязан был дать комиссии денежное вознаграждение.

В 1785 вышел указ о том, чтобы Новиков составил опись всех своих изданий и передал эти документы в адрес московского архиепископа по имени Платон. В донесении архиепископ указал на то, что произведения писателя подразделяются на 3 разряда: одна часть произведений была полезна обществу, вторая, мистического характера, не понятна ему, а третья же выступала в качестве зловредной. Платон записал о веровании Новикова: «Молю Бога нашего о том, чтобы в мире больше было праведных христиан, похожих на Новикова».

В 1790 в качестве главнокомандующего в Москву попадает князь Прозоровский. Это была невежественная, подозрительная, жестокая личность. Он занимался отсыланием на Новикова доносов, которые спровоцировали вызов в Москву Безбородко для того, чтобы проводить негласное дознание, но к счастью у Безбородька не было оснований преследовать Новикова. В 1792 году Прозоровский получил указ, в котором говорилось о том, чтобы он занялся расследованием, не занимается ли Новиков печатанием запрещенных законом книг и прочего. Прозорский отдал приказ арестовать Новикова.

Еще в полной мере не окончив следствие, императрица выдала указ о том, чтобы Новикова тайно перевели в Шлиссельбургскую крепость, где допросами бы занимался сам Шешковский. В скором времени, а именно 01.08.1792 г. императрица выдала указ, в котором говорилось о том, что Николай Новиков осуждается к тюремному заключению сроком на пятнадцать лет. Его обвиняли в расколе, в обманах корыстного плана, в сотрудничестве с масонами, хотя это не запрещалось, а также в том, что он сотрудничает со многими иностранцами. Обвинения были отнесены не лично к Новикову, а к иным масонам-соучастникам, но заключен был только Николай, хотя в свою очередь он не был главой масонов. Исход дела писателя поразил даже самого Прозоровского: «Мне сложно понять окончание данного дела, акцентировал он внимание Шешковского, - а как же и куда делись сообщники, почему же они не наказаны?»

Кроме этого Карамзин, выразил сочувствие к Новикову в «Оде к Милости», старался отыскать настоящую причину, которая бы осуждала Новикова в обвинениях неофициального характера, и первоочередно решил отметить, раздаваемый голодающим хлеб, и это показалось ему достаточно подозрительным, так как не было информации, подтверждающей факт законно полученных средств на эту деятельность. Вероятнее всего писатель в то время пострадал за деятельность самостоятельного характера. На протяжении 4 лет Новиков находился в заточении, страдал от недостатка питания и лекарственных средств, но заключение было разделено вместе с д-р Багрянским.

Павел I, новый император, сразу же после того как взошел на престол освободил Новикова из заточения. Новиков попал в тюрьму в молодом возрасте, а вышел уже дряхлым и больным стариком. Он отказывается от всевозможной деятельности общественного характера до самой кончины, а именно до 31. 07. (12 .08.1818 года) он безвыездно находился в родном Авдотьине, заботился о своих крестьянах и их нуждах. В родном селении о нем отзывались только добром и правдой.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Новикова Николая Ивановича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Николай Иванович Новиков - русский журналист, издатель, просветитель, философ - родился 8 мая (27 апреля по ст. ст.) 1744 г. в Московской губернии, родовом имении Тихвинское-Авдотьино, находившемся неподалеку от с. Бронницы, в семье дворянина средней руки. В детские годы он проходил обучение у местного дьяка, на протяжении 1755-1760 гг. получал образование в Московской университетской дворянской гимназии при университете, но его оттуда исключили за отсутствия рвения к учебе.

Поступив на службу в Измайловский полк в начале 1762 г., Новиков вскоре становится унтер-офицером. Уже тогда проявились наклонности к книгоизданию и увлечение словесностью: Новиков опубликовал две переведенные с французского повести и сонет.

В 1767 г. молодого человека избирают в комиссию депутатов, которые должны были составить проект императорского «Нового Уложения». Пропустив через свои руки сотню документов, он приобрел немало познаний о русских реалиях, что существенно повлияло на формирование его взглядов как просветителя.

Уйдя в отставку, в 1769 г. Новиков приступает к выпуску сатирического журнала «Трутень», публикуя обличительные материалы и вступая в полемику с журналом «Всякая всячина», который издавала сама Екатерина II. В итоге он вынужден был в апреле 1770 г. закрыть «Трутень». Но уже в 1772 г. под его началом выходит сатирический журнал «Живописец», который удостоился звания лучшего периодического издания XVIII ст.

Еще одним важным направлением деятельности Новикова было отстаивание национальных основ культуры, противостояние слепому поклонению дворян перед всем иностранным. Поэтому параллельно с журналами он выпускал исторические издания. Так, в 1772 г. выходит его «Опыт исторического словаря о российских писателях», на протяжении 1773-1775 гг. – 10-томный свод исторических документов «Древняя российская Вивлиофика». На протяжении 1777 г. Новиков издает 22 номера еженедельника «Санкт-Петербургские ученые ведомости», которые считаются первым русским журналом критической библиографии. После его закрытия в сентябре 1777 г. Новиков приступает к изданию первого в стране философского журнала «Утренний свет». Издание было благотворительным, прибыль с него шла на создание и содержание первоначальных народных училищ в Санкт-Петербурге.

В 1779 г. в биографии Новикова начинается новый этап, связанный с его переездом в Москву. Здесь куратор Московского университета Херасков предложил ему арендовать типографию (посодействовало этому то обстоятельство, что оба они были членами масонского ордена). При Новикове типография заметно увеличилась, за три неполных года в ней было напечатано изданий больше, чем за все 24 года существования. Николай Иванович публиковал журналы и книги, учебники, труды Руссо, Лессинга и других авторов в переводе. За счет прибыли в Москве им были открыты читальня, две школы, аптека, он оказывал большую помощь беднейшим горожанам и крестьянам.

В самом расцвете издательской деятельности Новикову пришлось ее оборвать. Тучи над ним начали сгущаться еще в 1784 г., когда ему предъявили претензии за перепечатку ряда учебников, которую он предпринял по приказу Московского главнокомандующего для пополнения резерва недорогой учебной литературы. В 1785 г. издания Новикова были включены в опись, их рассматривал на предмет благонадежности архиепископ.

Назначенный главнокомандующим Москвы в 1790 г. князь Прозоровский написал на Новикова немало доносов, по его же приказу издателя арестовали. Следствие еще не было закончено, когда 10 мая 1792 г. Екатерина II издала указ отправить Н.И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость, а в августе ею был подписан указ о его заключении там на 15 лет. Обвинения, предъявленные Новикову, с тем же успехом могли бы быть предъявлены очень многим, поэтому на самом деле, скорее всего, он пострадал за слишком ретивую и самостоятельную общественную деятельность.

Николаю Ивановичу довелось провести в крепости 4,5 года, претерпевая огромные лишения. В первый же день восшествия на престол император Павел I дал Новикову волю с условием, что он не будет заниматься прежней деятельностью. Несколько лет заточения превратили энергичного мужчину в морально и физически сломленного. Перестав заниматься какой-либо общественной деятельностью, он до 12 августа (31 июля по ст. ст.) 1818 г., т.е. до самой смерти, жил в своем поместье.

Биография из Википедии

Никола́й Ива́нович Новико́в (27 апреля (8 мая) 1744, Тихвинское-Авдотьино, Московская губерния - 31 июля (12 августа) 1818, там же) - российский журналист, издатель и общественный деятель, масон, одна из крупнейших фигур Русского Просвещения.

Юность

Родился 27 апреля (8 мая) 1744 года в родовом имении Тихвинское-Авдотьино, близ села (ныне города) Бронницы Московской губернии. Отец - Иван Васильевич Новиков (1699-1763) - из дворян Петровской выучки, сын полковника, во флоте дослужился до капитан-полковника, вышел в отставку при Анне Ивановне, затем 10 лет был воеводой в Алатыре, где женился на Анне Ивановне Павловой. В детстве Николаша учился у деревенского дьячка, затем, в возрасте 11-16 лет, в Московской университетской дворянской гимназии при Московском университете (1755-1760), откуда был исключён «за леность и нехождение в классы».

В начале 1762 года поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк (куда был записан еще ребенком) и, как часовой у подъёмного моста измайловских казарм в день переворота Екатерины II, был произведен в унтер-офицеры. Уже во время службы в полку Новиков обнаруживал «вкус к словесным наукам» и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет (1768). В 1766 осуществил первый издательский опыт: напечатал в Академической типографии «Реестр российским книгам, продаваемым в Большой Морской, в Кнутсоновом доме»

В 1767 году Новиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». Императрица считала это поручение делом высокой важности и предписала «к держанию протокола определить особливых дворян со способностями». Новиков работал в малой Комиссии о среднем роде людей и в Большой комиссии. Участие в работах комиссии ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности, стала важным этапом в формировании его просветительских взглядов. При докладах о работах комиссии Новиков стал лично известен Екатерине. 1 января 1768 года именным указом был выпущен из гвардии в армию поручиком с назначением в Муромский пехотный полк Севской дивизии, однако продолжал служить при Комиссии.

Начало журналистской деятельности

В 1769 году после завершения работы Комиссии Новиков вышел в отставку и стал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень».Этот журнал (1769-1770) проводил мысль о несправедливости крепостного права, протестовал против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество и т. п., выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, например, против придворных. По вопросу о содержании сатиры «Трутень» вступил в полемику со «Всякой Всячиной», органом самой императрицы Екатерины II. В полемике принимали участие и другие журналы, разделившиеся на два лагеря. «Всякая Всячина» проповедовала умеренность, снисходительность к слабостям, «улыбательную сатиру», осуждая «всякое задевание особ». «Трутень» стоял за смелые, открытые обличения. Борьба, однако, была неравная: «Трутень» сначала должен был умерить тон, совершенно отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем Новиков, получив намёк о возможном закрытии журнала, в апреле 1770 года перестает его издавать.Попытка продолжить сатирическую линию в новом журнале «Пустомеля» (июнь-июль 1770), к сожалению, прервались на втором номере.

В 1772 году Новиков выступил с новым сатирическим журналом - «Живописцем», лучшим периодическим изданием XVIII века. «Живописец» проводил те же идеи, что и «Трутень»: в ряде статей, из которых одни принадлежали И. П. Тургеневу, другие приписывались А. Н. Радищеву, он сильно и горячо ратовал против крепостного права.В 1775 Новиков издал книгу «Живописец», в которой собрал лучшие статьи из одноименного журнала и «Трутня» в переработанном виде.

Издание памятников истории

Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), а также «Древняя Российская Вивлиофика…» - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории (1773-1776), «Древняя Российская Идрография» (т. I, 1773 - описание московского государства, составленное при Фёдоре Алексеевиче), и другие издания исторических материалов. Он первым издал «Скифскую историю » А. И. Лызлова.

Новиков сознавал необходимость в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приёмы при пользовании несколькими списками (например, в «Идрографии»). Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в 1773 году. Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.

В 1787 году «Бархатная книга» была издана Н. И. Новиковым под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих» и является ценным документом для генеалогических исследований.

Масонство

В своих взглядах на русскую старину Новиков не всегда отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, «якобы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно» ; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Великого и тех людей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносил в свой «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772 год). Исход этих колебаний и противоречий Новиков нашёл в масонстве.

Первые связи Новикова с масонством начались в Петербурге. Друзья ещё в 1775 году зазывали его в масонство, но он долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Новикова, так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трёх степеней до вступления его в ложу. Новиков, однако, не был удовлетворён елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашёл «истинное» масонство в системе Рейхеля, в которой «было все обращено на нравственность и самопознание ».

Журналы, издававшиеся Новиковым

  • Сатирические журналы:
    • Трутень (1769-1770) - о злоупотреблениях помещиков, о неправосудиях и взяточничестве;
    • Пустомеля (июнь и июль 1770);
    • Живописец (1772-1773) - обличения врагов просвещения, критика правительственной администрации и судебной власти, насмешки над дворянскими нравами;
    • Кошелёк (1774) - уважение к русской старине и осуждение галломании.
  • «Санкт-Петербургские учёные ведомости» (1777) - первый русский журнал с критико-библиографическим содержанием. В 1777 году Новиков выпустил 22 номера «Санкт-Петербургских учёных ведомостей», выходивших еженедельно и относившихся ещё к первому периоду его деятельности. Это был журнал учёной и литературной критики, ставивший целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с учёным миром Запада, с другой - показать заслуги отечественных писателей, особенно историков.
  • «Утренний свет» (1777-1780) - первый в России философский журнал. Нравоучительный элемент в «Учёных ведомостях» был ещё слаб, но он стал господствующим в «Утреннем свете». Этот ежемесячный журнал Новиков стал издавать, прекратив «Ведомости», с сентября 1777 сначала в Петербурге, а с апреля 1779 - в Москве. В нём были опубликованы «Ночи (нощи)» Юнга, «Мнения» Паскаля, но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиетистов и мистиков. «Утренний свет» издавался при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьёв и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первых народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: умение организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.
  • «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779) - первый отечественный женский журнал. Первый номер «Модного ежемесячного издания» вышел в январе в Петербурге, с пятого номера из-за переезда Н. И. Новикова журнал стал выходить в Москве. Журнал издавался год, был закрыт издателем вследствие его занятости и отсутствия читателей (так, в одном из номеров издания был опубликован список подписчиков, в котором было всего 58 фамилий) Журнал был литературным, включал прозаические и поэтические произведения. Слово «модный» в его названии, по мнению исследователей истории прессы, использовалось с целью привлечения внимания женской аудитории и актуализации на его современной для данного периода типологической концепции журнала - это была первая попытка создания периодического издания для женщин.

Училища, основанные Новиковым в Петербурге

В ноябре 1777 Новиковым было открыто Училище (впоследствии названное Екатерининским) при церкви Владимирской иконы Божией Матери, на 30 или 40 человек, с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми. В следующем году было открыто второе училище (Александровское, при церкви Благовещения на Васильевском острове). Оба эти училища существовали ещё в 1782 году. Дальнейшая судьба основанных Новиковым училищ неизвестна.

Москва

В 1779 Херасков, который был куратором Московского университета и также масоном, предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и издание «Московских Ведомостей». Новиков переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее блестящий период его деятельности. Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Новиков менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколько вышло из неё в 24 года её существования до поступления в руки Новикова. В том числе - первое Полное собрание сочинений А. П. Сумарокова (в 10 томах), «Русские сказки» Левшина (в 10 томах) и др.

Наряду с издательством книг, Новиков поднял и значение «Московских ведомостей», к которым стал прилагать прибавления разнообразного содержания; число подписчиков увеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781 Новиков издавал продолжение «Утреннего Света», под названием «Московского ежемесячного издания». Затем следовали периодическое издание «Городская и деревенская библиотека» (1782-1786), в 1782 «Вечерняя Заря», в 1784-1785 «Покоящийся Трудолюбец», в котором Новиков возобновил свою борьбу с крепостным правом, первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), научный журнал «Магазин натуральной истории, физики и химии» (1788-1790). Своей издательской деятельностью он хотел создать достаточно обильный и легко доступный запас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей, вовсе не ограничиваясь пропагандой своих воззрений.

С целью удешевления книг Новиков вступил в сношения со всеми существовавшими тогда книжными лавками, заводил комиссионеров, отпускал книгопродавцам на льготных условиях товар в кредит, иногда десятками тысяч экземпляров, устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но и в деревнях. В Москве, где до тех пор существовали только две книжных лавки, с оборотом в 10 000 рублей, при Новикове и под его влиянием число их возросло до двадцати. Они продавали ежегодно двести тысяч книг; в частности, М. И. Глазуновым был создан издательский дом просуществовавший вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Также Новиков учредил в Москве первую библиотеку для чтения.

В обществе, где даже звание писателя считалось постыдным, надо было иметь немалую долю решимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этих занятиях своё патриотическое призвание. Люди, близкие к тому времени к Новикову, утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению. Сквозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденные ими толки стало, по замечанию В. О. Ключевского, пробиваться то, с чем ещё не был знакомо русское просвещенное общество: общественное мнение.

В 1781 году Новиков женился на племяннице князя Трубецкого - Александре Егоровне Римской-Корсаковой (умерла 12 апреля 1791 г).

В 1782 основал Дружеское ученое общество из сторонников идей Просвещения, которое в 1784 учредило книгоиздательство Типографическая компания (князья Юрий и Николай Трубецкие, Иван и Петр Лопухины, В. В. Чулков, И.Тургенев, А.Кутузов, А.Ладыженский, Шредер, А. И. Новиков).

Преследования

Деятельность Новикова была в расцвете, когда над ним собиралась уже гроза. Прежде всего заявила к нему претензии (в 1784) комиссия народных училищ за перепечатку некоторых учебников, ею изданных. Новиков делал это по распоряжению московского главнокомандующего Чернышёва и не для прибыли, а для того, чтобы в продаже было достаточно дешёвых учебных книг. Но Чернышёв тем временем умер, и Новикову пришлось выдать комиссии вознаграждение.

В 1785 году было повелено составить изданиям Новикова опись и передать их на рассмотрение московского архиепископа Платона, который должен был также испытать в вере самого Новикова. В своём донесении Платон разделил издания Новикова на три разряда: одни он считал весьма полезными при бедности нашей литературы; других, мистических, он, по его словам, не понимал; третьи, составленные французскими энциклопедистами, он считал зловредными. О вере Новикова Платон писал: «Молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как Новиков». Из 460 изданий лишь 23 были признаны «могущими служить к разным вольным мудрованиям». 6 из них как масонские были запечатаны, а 17 запретили продавать.

Церковь в Авдотьине, в которой похоронен Н. И. Новиков

В 1787 году во время неурожая и возникшего вследствие этого массового голода Новиков начал оказывать филантропическую помощь крестьянам своего имения Авдотьино, а затем и соседним деревням. Израсходовав на сие свыше 50 00 рублей (при поддержке Г. М. Походяшина), он спас от голодной смерти мужиков из 100 селений. Не стерпев такой дерзости, императрица Екатерина подписала указ «о запрещении в продажу всех книг, до святости касающихся». Было изъято из лавок и сожжено свыше 330 изданий, большая часть из которых вышла в типографиях Новикова.

По приказу императрицы от 17.10.1788 Новикову было отказано в продление аренды Университетской типографии. Тяжело заболев, в июне 1789 он удалился из Москвы в Авдотьино. В 1791 Типографическая компания официально самоликвидировалась, передав все имущество и долги персонально Новикову.

В 1790 году в Москву назначен был главнокомандующим князь Прозоровский, человек невежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийся угодничеством. Он посылал на Новикова доносы, вызвавшие отправление в Москву графа Безбородко для производства негласного дознания; но Безбородко не нашёл никаких поводов к преследованию Новикова.

13 апреля 1792 года Прозоровскому послан был указ расследовать, не печатает ли Новиков, в противность закону, книг церковной печати. 22 апреля В спальню Новикова ворвались гусары и учинили обыск невзирая на то, что хозяин был болен. Императрица Екатерина повелела искать книги, письма - хоть что-нибудь, что может показаться подозрительным, но придраться юридически было не к чему. Гусары перевернули дом вверх дном и ничего не нашли. В ходе обысков книжных лавок и библиотек, было обнаружено некоторое число ранее запрещённых книг. Несмотря на это, Новикова вытащили из постели, посадили в кресло и перенесли в карету. Во время этой сцены дети Новикова забились в припадке, у них открылась падучая.

Услышав об аресте Новикова, князь Разумовский возмутился: «Больного старикашку взяли под караул, а расхвастались, как будто город захватили ». Николаю Иановичу предстояли допросы в Москве и пытки в Петербурге.

Ещё до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 года повелела тайно перевезти Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему сам Шешковский.

Однако следствие смогло предъявить обвинения, основанные лишь на подозрениях, которые были столь неубедительными, что суд устраивать было просто неприлично. Наконец, 1 августа 1792 года императрица подписала указ о заключении Новикова без суда в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Новиков обвинялся в «гнусном расколе», в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношениях с герцогом брауншвейгским и другими иностранцами (сношения эти касались исключительно масонства и никакого политического значения не имели). Указ Екатерины гласил: «…хотя Новиков и не открыл сокровенных своих замыслов, но непризнанные им преступления столь важны, что Мы повелели запереть его в Шлиссельбургскую крепость ».

Все эти обвинения указ относит не к одному Новикову, а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Новиков, хотя он даже не считался главой московских масонов. Даже князь Прозоровский был поражён исходом дела Новикова: «Я не понимаю конца сего дела , - писал он Шешковскому, - как ближайшие сообщники, если он преступник, то и они преступники ».

Ещё Карамзин, выразивший сочувствие к судьбе Новикова в своей «Оде к Милости», искал причины осуждения Новикова не в официально выставленных против него обвинениях и на первом месте поставил раздачу Новиковым хлеба голодающим, которая казалась подозрительной, так как не знали источника затраченных им при этом средств. Всего вероятнее, что Новиков пострадал за свою слишком, по тогдашним понятиям, самостоятельную общественную деятельность. Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах, хотя заключение его самоотверженно разделял доктор Багрянский. В тюрьме ему отвели камеру № 9, в которой ранее содержался бывший император Иван Антонович.

Из 15 лет Новиков просидел только 4 года - императрица умерла, а новый император Павел Первый в первый же день своего царствования приказал освободить Новикова за отсутствием вины. Однако, Новиков был заключён в крепость ещё в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда «дряхл, стар, согбен».

Но на свободе ждала страшная новость -– пока он сидел в Шлиссельбурге, всё его имущество было продано с аукциона, в том числе и имение Авдотьино. Однако, Новиков смог добиться возвращения усадьбы, но при этом его финансовое положение было таким плачевным, что пришлось заложить имение. На вырученные деньги Николай Иванович планировал снова отремонтировать усадебные постройки, но оказалось, что будет дешевле всё построить заново.

Новиков построил для крестьян четырёхквартирные кирпичные дома, которые называл «домами связи». Такое название было дано, потому что Новиков считал, что цивилизация разрушила былую естественную связь между людьми. Люди разъединились, отгородились друг от друга. Эту стену между людьми и должны были сломать «дома связи». Это, фактически, была первая коммуна в России.

Также, Николай Иванович мечтал возродить связь человека с природой. Он занимался садоводством, разбил в имении фруктовый сад, много времени проводил в парке. Друзья слали ему семена различных культур (цветов, клевера), черенки вишен, груш, яблонь.

Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти 31 июля (12 августа 1818) прожил почти безвыездно в своём Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении и т. п.

Новиков буквально выбивался из сил, чтобы поправить свои дела. Но дети были плохими помощниками, т. к. они страдали эпилепсией, начавшейся в день его ареста. В декабре Новикова каждый год охватывала паника - нужно было где-то доставать средства для очередного взноса по закладной, ведь, если этого не сделать, то всё имущество могло пойти «с молотка». В 1817 году Новикову пришлось особенно трудно, он едва смог в последний момент собрать деньги. Сразу после этого у него случился инсульт и он потерял память и вскоре умер.

После его смерти Николай Михайлович Карамзин подвл императору Александру Первому прошение, в котором значилось: «Новиков, не уличённый ни в каком государственном преступлении, был жертвою подозрения, извинительного, но несправедливого. Бедность и несчастье его детей подает случай государю милосердному вознаградить в них усопшего страдальца ». Но император не внял просьбе, и заложенное имение было продано с публичного торга за долги.

Несмотря на это, в Авдотьине сохранилась благодарная память о Николае Ивановиче.

Память

Мемориальная доска на доме Н. И. Новикова в Авдотьине (нынешнее состояние)

  • Ещё до революции 1917 года в бывшем имении Авдотьино на здании сохранившегося на тот момент флигеля усадьбы была установлена мемориальная доска, которую ещё можно видеть и сейчас, надпись на которой гласит: «Здҍсь жилъ и умеръ Николай Ивановичъ Новиковъ ревнитель русскаго прсвещенія ». Однако, в настоящий момент состояние флигеля близко к полному разрушению, особенно после случившегося осенью 2006 года пожара. .
  • Именем Николая Ивановича Новикова названа первая масонская ложа, учреждённая 30 августа 1991 года в Москве под эгидой Великой ложи Франции - Достопочтенная ложа «Николай Новиков» № 1330 (ссылка на сайт ложи). В конце августа 2011 года ложа «Николай Новиков» отметила своё 20-летие.
  • В Москве с 15 по 17 октября 2012 года состоялась международная научная конференция «Россия и гнозис: Судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга», которая проходила в здании ВГБИЛ им. М. И. Рудомино.
  • 17 октября 2012 года в атриуме Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино (ВГБИЛ) состоялось торжественное открытие бюста Н. И. Новикова работы скульптора, заслуженного художника России, Ивана Коржева. Бюст был передан в дар библиотеке фондами «Собрание» и «Дельфис» к 90-летию ВГБИЛ.

Новиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». Императрица считала это поручение делом высокой важности и предписала «к держанию протокола определить особливых дворян со способностями». Новиков работал в малой комиссии о среднем роде людей и в большой комиссии. Участие в работах комиссии ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности, стала важным этапом в формировании его просветительских взглядов. При докладах о работах комиссии Новиков стал лично известен Екатерине.

Начало журналистской деятельности

Журнал «Трутень»

Журнал «Живописец»

Издание памятников истории

Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о российских писателях» ( , см. его факсимильное электронное pdf-переиздание), а также «Древняя Российская Вивлиофика…» - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории ( -), «Древняя Российская Идрография» (т. I, - описание московского государства, составленное при Фёдоре Алексеевиче), и другие издания исторических материалов.

Новиков сознавал необходимость в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п. , иногда прилагал эти приёмы при пользовании несколькими списками (например, в «Идрографии»). Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в . Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.

Масонство

В своих взглядах на русскую старину Новиков не всегда отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, «яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно»; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Великого и тех людей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносил в свой «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772). Исход этих колебаний и противоречий Новиков нашёл в масонстве.

Первые связи Новикова с масонством начались в Петербурге. Друзья ещё в 1775 зазывали его в масонство, но он долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Новикова, так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трёх «степеней» до вступления его в ложу. Новиков, однако, не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашёл «истинное» масонство в системе Рейхеля, в которой «было все обращено на нравственность и самопознание».

«Утренний Свет»

Ежемесячный журнал, прекратив «Ведомости», Новиков стал издавать с сентября , сначала в Петербурге, с апреля - в Москве . Он считается первым в России философским журналом. Здесь были опубликованы «Нощи» Юнга, «Мнения» Паскаля , но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиетистов и мистиков. «Утренний Свет» издавался при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьёв и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.


Родился 27.IV (8.V).1744 г в родовом имении Тихвинское-Авдотьино Московской губернии, умер там же 31. VII. (12.VIII).1818 г.

Писатель-сатирик, журналист, книгоиздатель, просветитель.

С 1755 учился в дворянской гимназии при Московском университете, в 1760 ушел из нее.

В 1762 поступил па службу в Измайловский гвардейский полк, принимал участие в дворцовом перевороте.

В 1767-68 Новиков Николай Иванович работал секретарем Комиссии по составлению проекта «Нового уложения». На заседаниях вел дневниковые записи дискуссий, увидел нищету, бесправие крестьянства, жестокость крепостников и убедился в лицемерии Екатерины II . Работа в комиссии имела большое значение для формирования антикрепостнических и просветительских убеждений Новикова.

В январе 1769 был уволен в чине поручика в связи с роспуском комиссии, вскоре поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где более пяти лет работал переводчиком.

В то время Екатерина II, разрешила частным лицам издавать сатирические журналы.

В январе 1769 появился первый журнал «Всякая всячина», фактическим руководителем которого была сама царица. «Всякая всячина», отстаивая «улыбательную» сатиру, рекомендовала «не целить на особ, а единственно на пороки», не связанные с конкретными лицами и русской социальной действительностью. Вместо сатиры Екатерина, по существу, требовала гимнов и песнопений своему царствованию.

В мае 1769 воспользовавшись разрешением Екатерины, Николай Иванович Новиков. стал издавать журнал «Трутень». От имени Правдулюбова он вступил в полемику с «госпожой» «Всякой всячиной» и отстаивал боевую, социальную сатиру, направленную на обличение не пороков вообще, а конкретных носителей этих пороков. Идейное направление журнала определял эпиграф, взятый из басни Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите». В журнале контрастно изображалась жизнь дворянских трутней и трудового крепостного крестьянства.

Основными темами журнала были события и факты русской крепостнической действительности, неразумность, несправедливость которой он доказывал из номера в номер. Под пером Новикова сатира приобрела остро социальный, откровенно антикрепостнический характер. Разоблачая дворянство, писатель создал яркие обобщенно-сатирические образы. Безрассуд рассуждает: «Я господин, они мои рабы, они для того и сотворены, чтобы... и день и ночь работать и исполнять мою волю исправным платежом оброка». Змеян «кричит и увещает, чтоб всякий помещик... был тираном своим служителям... и чтоб одна жестокость содержала сих зверей в порядке и послушании».

Вместо славословия в честь царствования Екатерины Новиков Н.И. нарисовал неприглядную картину произвола и деспотизма чиновно-бюрократического аппарата. Писатель показал, что в России нет ни законности, ни справедливости; государственные учреждения и суды отданы на откуп взяточникам, казнокрадам. «Трутень» сообщал, что некоему судье «потребно самой свежей и чистой совести», а воевода в связи с отъездом па новое место назначения «за ненадобностью продает совесть». Развернутая картина судейского самоуправства и взяточничества представлена в «Письме, дяди к любезному племяннику» и в истории о пропавших часах судьи.

Эти произведения разоблачали лживость лицемерных заявлений Екатерины о торжестве правосудия во время ее царствования.

Неотразимым языком документа и сухих цифр писатель создал картину бедственного положения крестьян, помещичьего произвола и деспотизма. Староста Андрюшка сообщает своему барину, что указ господский выполнен: деньги подушные, оброчные собраны, а «больше собрать не могли: крестьяне скудны, взять негде».

Драматична судьба крестьянина Филатки, который ничего не может заплатить, потому что «сам все лето прохворал, а сын большой помер, остались маленькие ребятишки, и он нынешним летом хлеба не сеял, некому было землю пахать, во всем дворе была одна сноха, а старуха его и с печи не сходит». За недоимки у него уже взяли две клети, корову, больше продавать нечего. В то время как помещик отбирает у мужика все до последней нитки, крестьяне проявляют к бедному Филату сочувствие, оказывают помощь: платят за него подушные, дают корову, чтобы прокормить ребятишек и больную старуху. В полемике со «Всякой всячиной» писатель остроумен, беспощаден, находчив и неуязвим, а его острая сатира так метко била в цель, что разгневанная Екатерина, не в силах вести с ним спор, вынуждена была применить власть и в апреле 1770 закрыла «Трутень».

В 1770-е гг. Николай Иванович издавал журналы «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-73), «Кошелек» (1774) и другие. Хотя в них писатель был более осторожным, они носили по-прежнему оппозиционный характер.

В «Пустомеле» был помещен целый ряд ярких сатирических статей («Послание к слугам моим» Фонвизина, «Ведомость», «Истинное приключение»), направленных против дворянства и крепостного права. В «Завещании Юнджена, китайского хана к оппозиционных дворянских кругов посадить на русский престол законного наследника Павла I, и через два месяца новый журнал также был закрыт.

Журнал «Живописец», который пользовался большим успехом и при жизни писателя выдержал пять изданий. Соблюдая осторожность, издатель из тактических соображений ставит новый журнал под покровительство царицы, посвятив его сочинителю комедии «О время!».

Продолжая идейно-тематическое направление «Трутня», писатель по-прежнему обличает дворянство, утратившее связи с родиной, национальной почвой, народом, русской культурой. Он создает яркие карикатуры щеголей и щеголих, высмеивает их язык, засоренный иностранными словами. Журнал, издававшийся накануне Пугачевского восстания, смело и решительно выступал не только против отдельных злоупотреблений помещиков-деспотов, но в ряде произведений поднялся до глубокого обличения крепостного права как системы угнетения народа, хотя и не дошел до революционных выводов, оставшись на позициях дворянского либерализма.

Наиболее значительными и яркими произведениями «Живописца» были «Письма к Фалалею» и «Отрывок путешествия в ***И***Т***». В первом из них отец, мать и дядя пишут письма юноше Фалалею, уехавшему служить в Петербург. В письмах дается яркая сатирическая картина быта и нравов, повседневной крепостнической практики невежественных и жестоких помещиков в деревне, названной иронически Благополучной. Трифон Панкратьевич служил в армии, потом по гражданской части, он был уволен «от дел за взятки». Теперь он живет в своем имении и жалуется на новые порядки, которые стали несравненно хуже «благословенного» прошлого. «Эх! - вспоминает он былое, - перевелись старые паши большие бояре: то-то были люди, не только что со своих, да и с чужих кожи драли. То-то пожили да поцарствовали, как сыр в масле катались: и царское, и дворянское, и купецкое - все было их; у всех, кроме бога, отнимали; да и у того чуть тако не отни...» Отлично усвоив науку «отнимания и обирания», он жалуется на то, что его доходы с разоренных мужиков уменьшаются. Верной помощницей выступает и его супруга: «Я за то ее и люблю, что уж коли примется сечь, так отделает, перемен двенадцать подадут».

Не отставал от родителей и Фалалеюшка. «Куда какой ты был проказник смолоду! - умиляется отец. - Как, бывало, примешься пороть людей, так пойдет крик такой и хлопанье, как будто за уголовье в застенке секут; так, бывало, животики надорвем со смеха». По политической заостренности, яркости картины крепостнического быта, язвительности и тонкости иронии, меткости и выразительности языка «Письма к Фалалею» принадлежат к самым ярким страницам сатирической литературы XVIII в., которые будут продолжены Фонвизиным в «Недоросле» (Описание сайта цифротех отзывы о магазине).

В противоположность дворянским писателям, которые идиллически рисовали крестьян в виде добродетельных пастухов и пастушек, блаженству которых завидуют даже цари, Новиков в «Отрывке путешествия в...» обнажил ужасы русской крепостнической действительности. Писатель показывает жизнь крестьян деревни Разоренной, «сего обиталища плача», страдающей и изнемогающей под невыносимым гнетом «жестокосердного тирана». За три дня путешествия рассказчик нигде не нашел ничего, «похвалы достойного». «Бедность и рабство повсюду встречалися со мной в образе крестьян». В деревне Разоренной все, начиная с внешнего вида улицы и кончая внутренностью избы, свидетельствовало о безграничной бедности и крайней степени разорения. Особенно тяжело и безрадостно положение крестьянских детей, всегда голодных и смертельно запуганных помещиком.

Несмотря на ряд тактических оговорок о «премудрости, сидящей на троне», Писатель публикацией этого произведения проявил политическую смелость и гражданское мужество. «Отрывок путешествия в...» - первое самое сильное и негодующее изображение крепостного рабства вплоть до выхода «Путешествия из Петербурга в Москву » Радищева. «Отрывок путешествия в...» вызвал величайшее возмущение помещиков-крепостников, придворных, справедливо усмотревших в нем дерзостные нападки на «целый дворянский корпус».

Новиковские журналы ознаменовали новый этап в развитии русской и европейской журналистики в период подготовки буржуазной революции в Европе и крестьянского восстания в России. Сатира Николая Ивановича принципиально отличалась от сатиры классицизма. Вместо рационалистического протеста против абстрактного человеческого зла, выраженного в условно- схематических образах, писатель принес в литературу новые приемы изображения действительности. Протестуя против идеализации, прикрас действительности, свойственных «Всякой всячине», писатель стремился правдиво показать русскую крепостническую действительность, какой бы горькой и жестокой она ни была. «Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!» - заявлял автор в «Отрывке путешествия в...». Отстаивая необходимость сатиры на социальные явления и «на лица», писатель оперировал точными фактами, реальными событиями, добиваясь конкретизации и типизации изображаемых явлений.

Для новиковской сатиры характерно исключительное разнообразие сатирических жанров, связанных с жизнью, практической деятельностью человека: путешествие, новелла, послания и письма, диалог, пародия на деловой документ, «ведомости» и объявления, рецепты, письма к издателю, редакционные примечания. Хотя в сатире Новиков еще сохраняются традиционные схемы, прямолинейность и односторонность образов, свойственные классицизму (Чужехват, Криводушии, Чистосердов, Любомудров и др.), в лучших своих произведениях писатель подходит к созданию живых типических образов-характеров («Письма к Фалалею» и др.). На смену торжественно-декламационному языку классицизма в сатиру Новикова Н.И. пришла живая, повседневная речь, свойственная изображаемому герою: каждый заговорил по-своему. Все это отдаляло его сатиру от поэтики классицизма и знаменовало зарождение реалистических приемов изображения действительности.

В годы реакции после Пугачевского восстания Новиков отказывается от политической сатиры и все свои силы отдает просветительской деятельности. «Патриотическая ревность к возлюбленному Отечеству» в новых условиях заставляет его искать новые формы борьбы, чтобы «приобщить что-либо к пользе и благостоянию своих сограждан». Писатель приходит к убеждению, что в современных условиях только распространение знаний является единственным способом уничтожения зла и воспитания истинных граждан. Он разрабатывает программу воспитания нового поколения «единоземцев» в духе патриотических и гражданских доблестей.

В 1774 Новиков ушел в отставку и всецело отдался литературной и книгоиздательской деятельности.

С 1775 Николай Иванович Новиков становится масоном .

В сентябре 1777 Николай Иванович начинает издавать первый в России философский журнал «Утренний свет».

Рационалистическая философия просветителей XVIII в. нашла наиболее полное выражение в разрешении нравственных проблем общественного бытия человека, его отношения к государству, окружающим людям, самому себе. В новом журнале главное внимание было сосредоточено не на обличении, а на нравоучении, изложении взглядов на поведение человека в обществе.

Журнал провозглашал человека центром мироздания: «Человек - истинное средоточие сотворенной земли и всех вещей, и главное для него заключается в познании самого себя». Нравоучение для Новикова было средством воспитания добродетельного человека-гражданина, который должен проявлять себя не в разгуле собственных страстей, а в практической деятельности на благо отечества. Став одним из влиятельных руководителей масонов, он использовал «братьев по ордену» в своих просветительских и издательских целях.

В 1779 Новиков Н.И. переезжает из Петербурга в Москву. Начинается новый период в жизни писателя. Это было время нового подъема в развитии русского общественного движения и расцвета литературы. Новиков развивает бурную просветительскую и издательскую деятельность. Он на десять лет арендует университетскую типографию, на средства масонского ордена создает «Типографскую компанию», имевшую еще две типографии.

Газета «Московские ведомости» (1779-89) издававшаяся Новиковым стала первой русской газетой европейского типа, где помещались не только официальные материалы, но и политические статьи о современных, особенно американских, событиях, внутренней жизни страны.

В 1781 вместо «Утреннего света» стал выходить журнал «Московское ежемесячное издание».

С 1783-84 выходило «Приложение к «Московским ведомостям» , заключавшие «в себе собрание разных лучших статей, касающихся до философических и словесных наук и других полезных знаний».

С 1782-86 выходили периодические издания, как «Городская и деревенская библиотека».

С 1785-89 первый русский детский журнал «Детское чтение», «Экономический магазин», посвященный вопросам сельского хозяйства.

Во всех этих периодических изданиях писатель осуществлял свою просветительскую программу, доказывая, что «причина всех заблуждений человека есть невежество, а совершенства - знания». Иногда он, возвращался к острым социальным и политическим проблемам.

В статье «Рассуждение о войнах» автор размышлял «о справедливых и несправедливых» (по терминологии журнала) войнах. Осуждая несправедливые войны, он утверждал, что к справедливым следует отнести не только оборонительные от внешних захватчиков но и освободительные против поработителей, примеры которых он видел в Голландии и в Америке. Воспитывая патриотические чувства, Новиков Н.И. писал: «Любовь к отечеству, любовь к благу общественному обязуют нас посвятить с удовольствием имения и жизнь нашу к подкреплению государства и к благополучию сограждан».

В статье «Философ» высказывалась актуальная для России мысль, что только свобода способствует расцвету наук, художеств и только народ является истинным хранителем завоеваний науки.

А в статье «Государь» решительно осуждался фаворитизм, деспотизм самодержца.

Помимо журнально-издательской деятельности, Новиков выступал в эти годы и как автор художественных, философских, экономических сочинений: цикл сатирических рассказов «Пословицы российские» (1782), цикл статей на философские темы. Особенно большое значение имела его статья «О воспитании и наставлении детей» (1783). В ней он обосновывал систему умственного, нравственного и физического воспитания молодого поколения. Уделяя особое внимание воспитанию патриотических и гражданских чувств, автор подчеркивал необходимость развития у детей самостоятельности мышления, человеческого достоинства, уважения к людям без различия национальности и имущественного состояния.

Главным жизненным делом этих лет была книгоиздательская деятельность, которая определялась не коммерческими, а просветительскими целями. Самой насущной задачей для России было распространение грамотности, поэтому в первую очередь он издавал большое количество учебных пособий: азбуки, буквари, грамматики, арифметики, учебники по истории, географии, книги для первого чтения и т. д. Выпускал Новиков и общеобразовательные книги по таким прикладным наукам, как сельское хозяйство, агрономия, медицина. Много уделялось внимания изданию переводных философских сочинений Вольтера, Руссо, Дидро, Локка, Монтескье.

Большое значение придавал просветитель пропаганде художественной литературы. Еще в 1772 вышел «Опыт исторического словаря о российских писателях», являющийся первым опытом библиографического словаря.

В 70-е гг. издавалась «Древняя российская Вивлиофика» (1773-75), в которой публиковались старинные документы, повести, драмы. Впервые широко познакомил книгоиздатель русского читателя с классиками западноевропейской литературы, опубликовав переводы сочинений Мольера, Корнеля, Расина, Бомарше, Свифта, Шеридана, Фильдинга, Стерна, Лессинга и многих других. Около трети всех книг, изданных в эти годы в России, приходилось на долю новиковских типографий.

Для широкого распространения книг среди населения Николай Иванович в 16 городах организовал книжную торговлю, в Москве открыл библиотеку-читальню. На средства «Типографской компании» основал две школы для детей разночинцев, открыл бесплатную аптеку.

Во время голода в 1787-89 он оказал большую, по тогдашним масштабам помощь голодающим крестьянам.

Имя Николая Ивановича становилось очень популярным, а его деятельность казалась Екатерине опасной и подозрительной, и она начала его преследовать. Царица приказала митрополиту Платону проверить все издававшиеся им книги для отыскания ереси и крамолы («испытать в вере», вызывать к губернатору для допроса), запретила продолжать аренду университетской типографии.

В 1792 13 апреля по указу Екатерины Новиков был арестован, и заключен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины Павел I в 1796 освободил его, но не разрешил издательскую и общественную деятельность. Не улучшилось положение опального писателя и при Александре I . Для писателя наступила гражданская смерть.

Больной, одинокий и разоренный, оторванный от всего, в чем он видел жизненное призвание, писатель прожил последние годы в родовом имении Тихвинское-Авдотьино под Москвой.

Гражданский и просветительский подвиг Новикова Н.И. высоко оценили революционные демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский. В. И. Ленин подписал Постановление Совета Народных Комиссаров о сооружении памятников деятелям революции, писателям и поэтам, среди которых было и имя Новикова Николая Ивановича.

Новиков Николай Иванович - знаменитый деятель русского просвещения. Его вклад в просветительскую деятельность огромен. Самодержавие, крепостной режим и все его порождения были Новикову отвратительны. Но выход из произвола и деспотизма он видел в просвещении. Главное средство для решения социальных вопросов и человеческих заблуждений кроется в знании, был уверен Николай Новиков.

Биография

Журналист и просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) родился в родовом имении близ села Бронницы. Некоторое время проучился в гимназии при Московском университете, откуда вскоре был исключен за лень и пропуски занятий. Вместе с ним из гимназии с такой же формулировкой отчислили и будущего фаворита императрицы - Григория Потемкина.

Оставив учебу, Новиков идет на военную службу в Измайловский гвардейский полк. Тот самый, при поддержке которого Екатерина II пришла к власти. Императрица не забыла заслуг верного полка и щедро раздавала награды и чины. Новиков получает первое повышение и тут же выходит в отставку в чине поручика. Больше на государственную службу Новиков не идет.

Журналистская деятельность

Основным занятием Новикова становится журналистика. Новиков издает сатирические журналы, в которых горячо обличает взяточничество и злоупотребление помещичьей властью. Но критика не касается действий императрицы. Журналы имели небывалый успех. Они казались глотком свободы и верхом смелости.

«Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Пустомеля» - издания выходили один за другим, сменяя друг друга. Куратором и редактором был Николай Новиков (биография и фото выше). Но от авторства отказался по причине своей малообразованности, в чем не стеснялся открыто признаваться. Говорил, к сочинительству он не способен и может принести пользу, лишь издавая чужие сочинения.

Журнальное дело Новикова процветало, в них смело иронизировали по поводу необразованности, высмеивали нравы общества и щегольство. Платой за смелую критику служили щедрые комплименты в адрес Екатерины. Успех сатирических журналов ушел вместе с окончанием войны. Екатерина, потеряв всяческий интерес к острословам, разом закрыла все сатирические журналы.

Исторические документы

После запрета на издание сатирических журналов, Николай Новиков издает первую литературную российскую энциклопедию - «Опыт исторического словаря о российских писателях». Книга эта наделала много шума. Ее восприняли как литературную критику и попытку расставить писателей по «чину». Многие почувствовали себя обойденными.

В это же время Новиков издает исторические материалы. Его опыт был замечен императрицей, и она распорядилась, чтобы все государственные учреждения предоставляли ему беспрепятственно исторические документы. Его предприятие приобрело официальный статус. В результате этого проекта появилась «Древняя российская вифлиофика» (библиотека).

Таким образом, Новиков положил начало трем направлениям издательского дела - энциклопедическим словарям, публикациям исторических источников и сатирической периодике.

Университетская типография

В 1777 году Николай Иванович Новиков (фото выше) начинает выпуск ежемесячного журнала «Утренний свет», доходы от которого идут на поддержание училищ для детей-сирот и детей из бедных семей. В это же время Новиков сблизился с масонами, они-то и были основателями Александровского и Екатерининского училищ.

Журнал публиковал подробные отчеты о пожертвованиях, которые сам же и пропагандировал. В одном из номеров содержится статья о том, как дети добровольно отказались от завтраков и ужинов в течение месяца для того, чтобы передать сэкономленные средства более нуждающимся. Масонские связи помогли Новикову совместить благотворительность и журналистику.

Николай Новиков переселяется в Москву в 1779 году. Арендует университетскую типографию, а заодно и «Московские ведомости». Извлечение прибыли не было самоцелью Новикова, для него важно было воспитание деятельных и образованных людей. Именно для этого Новиков основал «ученое сообщество» и занялся книгоизданием. Они переводили иностранные издания и оплачивали обучение в университете талантливой молодежи.

Николай Новиков распространял свои издания в огромных количествах и создал читающую публику. Их издания отличались большим разнообразием - от немецкой грамматики до христианской литературы. Стараниями новиковского окружения свет увидели сочинения отцов Церкви на русском языке.

К 1784 году «ученое сообщество» во главе с Новиковым открыло еще две типографии в Москве. Целью этих людей было воспитать поколение людей, которые смогут в будущем преобразить страну. Николай Новиков собрал вокруг себя единомышленников и спонсоров, так незаметно сформировалось неформальное дружеское сообщество.

Наказание за просвещение

Деятельность, развернутая Новиковым, привлекла немало завистников. Императрице время от времени жаловались по поводу того или иного происшествия в отношении типографии. Она стала относиться к этому проекту с растущим подозрением. Прежде всего, Екатерина презирала масонов. Во-вторых, ее стала раздражать какая-то новая общественная жизнь, которая явно отличается от того, что было прежде.

Первая общественная организация казалась Екатерине подозрительной. Императрица лишилась покоя и жаловалась градоначальнику, что знает, как справиться со шведами или турками, но ума не приложит, что делать с поручиком. И хотя никакой политической подоплеки в деятельности Новикова не было, его просветительская деятельность и масонство навлекли на него подозрения в вольнодумстве.

В 1792 году над ним и его друзьями было произведено судебное следствие, которое ничего не обнаружило. Однако Новикова приговорили к пятнадцати годам и заключили в Шлиссельбургской крепости. Его современники были в ужасе от расправы, учиненной над книгоиздателем, в его заговорщицкую деятельность никто не верил.

Новикова освободил сменивший Екатерину Павел I. Из заключения вышел совершенно разбитым Николай Новиков, биография этого благородного человека сложилась таким образом, что больше он не занимался общественной деятельностью. Двадцать два года провел в своем поместье и избегал контактов с представителями власти.

Новиков уделял много внимания и проблемам образования. Он считал, что обучение должно вестись таким образом, чтобы в результате дети были счастливы, образованы и полезны. Он подчеркивал важность всестороннего развития ребенка. Не ограничиваясь только книгопечатанием, Новиков открыл бесплатную библиотеку и две школы.

В своей статье о воспитании детей Новиков обращает внимание, что нельзя заглушать любопытство ребенка. Необходимо передавать детям только проверенные, хорошо зарекомендовавшие себя знания. Предметы обучения подбирать по возрасту ребенка, только те, которые он сможет понять.

Подводя итог, без преувеличения можно сказать, что деятельность Николая Новикова сыграла важную роль в становлении российской педагогики, в образовании и издательском деле.