ЕГЭ. Как выполнять задания. А20-А26. Правила пунктуации

Задания А20-А26 посвящены пунктуации. Только А21, А22 требуют объёмного справочного материала. Поэтому каждому из них посвящена отдельная статья. Ниже см. соответствующие сноски. В целом эти задания несложные, но требуют внимания. Не ошибитесь при соотнесении вашего ответа с комбинациями цифр, предложенными в виде вариантов ответа в А21, А22, А25 и А26.

А20. Проверяется знание пунктуации в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Требуется знать, как ставятся запятые в простом и сложном предложении с союзом и . Нужно определить необходимость знака и выбрать правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия.

А20 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания () и реализации его в художественном образе.

  2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Правильные ответы:

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Вспомни:

Где и почему

Запятая перед и ставится

Запятая перед и
не ставится

Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

Белые , красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

О, О и О.

и разделяет простые предложения в его составе

Стало холодно , и мы затопили печь.

, и .

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель)

Зимой на даче холодно и мы топим печь.

1) холодно (когда?, где?)
зимой на даче

2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче

[общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

А21 требует знания постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями). Нужно иметь представление о том, что такое обособление, и уметь находить обособленные определения, обстоятельства и приложения.

А21 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы "Вечера на хуторе близ Диканьки".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

    • 1, 2, 3
    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

Тема серьёзная. Предлагаю рассмотреть 16 случаев, когда различные обособления должны выделяться запятыми. Все они есть в КИМах. См. .

А22 требует знания правил постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Как и в А21 , проблема не в знаках пунктуации как таковых, а в том, чтобы находить и различать явления со сходной языковой природой. Необходимо знать, какие слова и конструкции грамматически не связаны с членами предложения и как они выделяются пунктуационно.

А22 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия - это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

    • 1, 2, 3, 4
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) кода-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

А23 - задание на знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Это несложное задание требует указать предложение, в котором нужна только одна запятая. Выбор из четырёх предложений. Формулировка задания ограничивает проверяемую тему.

А23 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
    • Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
    • Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    • Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
    • В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
    • Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.
  2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знания препинания не расставлены.)

    • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
    • Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
    • От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

Правильные ответы:

  1. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
  2. Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
  3. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Пунктуационное оформление предложений с однородными членами, когда требуется лишь одна запятая, сводится к следующим случаям:

1. Два из трёх однородных членов соединены без союза и :

Белые , красные и жёлтые розы росли перед крыльцом.

2. Две пары однородных членов, соединённых в пары союзами и, да(=и), или :

Книги и журналы , ручки и карандаши валялись на столе в беспорядке.

3. Перед второй частью составных союзов не только…, но и; как…, так и; хотя и…, но:

Они были не только удивлены , но и обрадованы .

4. Перед противительными союзами а, да (=но), но, однако :

Погода мягкая , но сырая .

5. Два однородных члена соединены повторяющимися союзами и…, и…; ни…, ни :

Оркестры играли и на площади , и в парке .

А24 - задание на знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Формулировка ограничивает тему случаями постановки двоеточия. В этом простом задании требуется определить, какое из предложенных объяснений постановки двоеточия верно.

А24 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  2. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
    В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    Большую роль в опере А.П.Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится во второй части.

Правильные ответы:

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:

  1. Если вторая часть поясняет содержание первой*:

    Никогда прежде я не видела такой красоты: ветки деревьев казались отлитыми из стекла.

    * Легко вставить: а именно, то есть.

    Если второе предложение дополняет содержание первого*:

    Вышла на крыльцо: никогда прежде я не видела такой красоты.

    * Легко вставить: и вижу (увидел).

    Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первой*:

    Я не могла заснуть: перед глазами вставали образы пережитого дня.

    * Легко вставить: потому что.

А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.

А25 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Правильные ответы:

Задания 2010 г. и 2011 г. совпадают.

Запятые ставятся в следующих случаях:

    Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:

    Когда она вошла в комнату, я встал.

    (Когда…), .

    Я встал, когда она вошла в комнату.

    , (когда…).

    Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:

    Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.

    [ , (когда…), ].

    Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:

    Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.

    , (что …), (), ().

    Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:

    Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.

    , (что…), и (что…), и (что …).

    Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

    По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.

    (По мере того как…),.

    Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.

    , (по мере того как…).

    Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.

    [ (по мере того как…) ].

    Сложные союзы могут распадаться на две части, если:

    1) перед ними есть отрицательная частица не :

    Она не ответила потому, что испугалась.

    2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:

    Она ответила только потому, что испугалась.

    Внимание:

    Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

    Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то.

    Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
    Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

    Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

    Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.

    Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.

    (Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

А26 - задание на знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения, состоящие из нескольких простых с разными видами связи, требуют внимания.

А26 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.

    • 1, 3, 4
    • 1, 2, 3
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

Обрати внимание:
Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы.

Где и почему

Запятая ставится

Запятая не ставится

Если рядом оказываются союзы и и сколько , и и когда , и и прежде чем , и и чтобы, и и какой и др. подобные

Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но )

Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но)

Если рядом оказываются союзы что и хотя , что и когда , что и если

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но )

Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но)

Перед то, так и но

После союзного слова который

Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу (в предложениях с союзным словом который )

  • А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
  • А22. Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

    Вконтакте

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира

    Готовимся к ЕГЭ: задания 16-19(практикум)

    УМК любой

    Учитель русского языка и литературы Вятчанина И.Ю

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    1) Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

    ОТВЕТ:

    2) Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

    ОТВЕТ:

    3 ) Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.

    В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

    ОТВЕТ:

    4) Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
    лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

    ОТВЕТ:

    5) Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

    ОТВЕТ:

    6) Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

    ОТВЕТ:

    7) Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

    ОТВЕТ:

    8) А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

    ОТВЕТ:

    9) Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

    ОТВЕТ:

    10) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

    ОТВЕТ:

    11) Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

    ОТВЕТ:

    12) Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

    ОТВЕТ:

    13) Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

    ОТВЕТ:

    14) Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

    ОТВЕТ:

    15) Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

    ОТВЕТ:

    16) Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

    ОТВЕТ:

    17) Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

    ОТВЕТ:

    18) Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

    ОТВЕТ:

    19) Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

    ОТВЕТ:

    20) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

    ОТВЕТ:

    21) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем(5) расстилавшимся перед глазами.

    ОТВЕТ:

    22) Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

    ОТВЕТ:

    23) По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

    ОТВЕТ:

    24) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

    ОТВЕТ:

    25) Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

    ОТВЕТ:

    26) Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

    ОТВЕТ:

    27) Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

    ОТВЕТ:

    28) Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

    ОТВЕТ:

    29) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

    ОТВЕТ:

    30) Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

    ОТВЕТ:

    31) Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

    ОТВЕТ:

    32 ) Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».

    ОТВЕТ:

    33) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

    ОТВЕТ:

    34) Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

    ОТВЕТ:

    35) Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

    ОТВЕТ:

    36 ) Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

    ОТВЕТ:

    37) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

    ОТВЕТ:

    38 ) Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

    ОТВЕТ:

    39) Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

    ОТВЕТ:

    40) А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

    ОТВЕТ:

    41) Старый штурман (1) перенёсший на своём долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

    ОТВЕТ:

    42) Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг

    ОТВЕТ:

    43) Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

    Ответы:

    1) 1,3,4

    3 ) 3,4

    4) 3,4

    5) 2,3,4

    6) 2.3,4

    8) 1,2,3,4

    9) 1,2,4

    11) 1,3,4

    12) 1,2,3,4

    13) 1,2,3,4

    14) 3,4,5

    15) 3,4

    17) 1,2,4

    18) 1,2,3,4

    19) 1,3,4

    20) 1,2,3,4

    21) 1,2,5

    22) 1,3

    23) 1,3,4

    24) 1,3,4

    25) 1,2,4

    26) 1,2,4

    27) 1,3,4

    28) 1,3.4

    29) 2,3,4

    31) 1,3,4

    32 ) 1,4

    33) 1,2

    34) 1,2,3,4

    37) 1

    38 ) 2,4

    39) 1,2,3,4

    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

    2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

    4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

    5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Приведем верное написание.

    1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.

    2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.

    3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

    4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.

    5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

    Одна запятая необходима:

    в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо

    во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.

    Правильный ответ указан под номером 2 и 5.

    Ответ: 25|52

    Актуальность: 2016-2017

    Сложность: обычная

    Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

    Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

    Цель

    Условные обозначения:

    ОЧ - однородные члены.

    Например:

    рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

    Обратите внимание :

    Общая схема : О , О , О .

    Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

    Общая схема : О и/да/либо/или О .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

    Пример 2 : .

    Пример 3

    Пример 4

    Общая схема : О , О и О .

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

    И

    И

    Общая схема : О , и О , и О .

    Общая схема : и О , и О , иО .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны яблоки.

    Более сложные примеры :

    Пример 3 :

    Пример 4 :

    Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом

    Обратите внимание :

    Рассмотрим примеры.

    Пример 1 : дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали

    Пример 2: пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ.

    Схема: О , а/но/да О

    Пример 1:

    Пример 2:

    Пример 3: Мал золотник, да дорог .

    Схема: О , илиО , или О

    Пример 1:

    Чем и другие.

    Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

    Грин был не только но был еще и очень тон­ким психологом .

    Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

    Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

    Он был не столько расстроен , сколько

    Пример1: .

    Пример 2:

    Пример 3:

    А снег шёл и шёл.

    Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения

    Пример:

    без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в . Например:

    [О Сказ и О Сказ].

    Листья багряные, золотые

    общего второстепенного члена .

    Пример 1 : .

    через год

    только на­ча­ло предложения

    Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ?

    Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города за­пя­тая поставлена

    Пример 2 запятая ставится .


    ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

    В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

    1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

    2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

    Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

    Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

    Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

    Условные обозначения:

    ОЧ - однородные члены.

    ССП - сложносочинённое предложение.

    Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

    1. Определяем количество основ.

    2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

    3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

    Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

    15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

    Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

    Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

    В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

    В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

    Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

    Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

    15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

    Общая схема : О , О , О .

    Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

    15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

    Общая схема : О и/да/либо/или О .

    Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

    Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

    Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

    Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

    15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

    Общая схема : О , О и О .

    Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

    15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

    Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

    Общая схема : О , и О , и О .

    Общая схема : и О , и О , иО .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Более сложные примеры :

    Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

    Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

    Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

    Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

    Рассмотрим примеры.

    Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

    Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

    15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

    Схема: О , а/но/да О

    Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

    Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

    Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

    Пример 3: Мал золотник, да дорог .

    15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

    Схема: О , илиО , или О

    Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

    Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

    Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

    После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

    15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

    Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

    Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

    Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

    Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

    Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

    Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

    Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

    15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

    Общая схема: Схема: О и О , О и О

    Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

    Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

    Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

    Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

    15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

    Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

    А снег шёл и шёл.

    Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

    Сказал так сказал, пойду проверю.

    Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

    Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

    Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

    Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

    15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

    Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

    Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

    В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

    1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

    2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

    3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

    15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

    Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

    а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

    Схема: [предстоит ], и [он знал ].

    В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

    Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

    б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

    Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

    Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

    в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

    15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

    В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

    Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

    Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

    Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

    Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

    Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

    Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

    Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

    Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

    Цели урока:

    • Образовательные :
      • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
      • отрабатывать навык написания НЕ с разными частями речи;
      • Н-НН в полных прилагательных и причастиях;
      • навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
    • Развивающие :
      • использовать приемы педагогической технологии Т.Я.Фроловой для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала;
      • создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ;
      • способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
    • Воспитательные :
      • создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

    Оборудование:

    • компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
    • рабочие папки с заданиями
    • тесты с заданиями по типу ЕГЭ (проект демоверсии по русскому языку)
    • ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    2. Целеполагание

    Учитель зачитывает цели урока и предлагает учащимся определить целеполагание, используя следующий текст:

    Учащиеся делают вывод: цели урока:
    – повторить орфограммы – НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; пунктограммы – деепричастные и причастные обороты;
    – закрепить навыки правописания НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; постановки знаков препинания при обособленных членах предложения;
    – обобщить знания по орфографии и пунктуации;
    – подготовиться к ЕГЭ (части А)

    3. Определение этапов урока

    Урок состоит из нескольких этапов:

    1. Повторение орфограммы « НЕ с разными частями речи».
    2. Повторение орфограммы «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».
    3. Повторение пунктограммы « Обособленные члены предложения».

    На каждом этапе урока учащиеся выполняют определенные задачи:

    1. Работа с опорным конспектом (повторение)
    2. Тренировочное задание (закрепление)
    3. Тест по теме (по части А) (контроль)
    4. Повторение и закрепление знаний по блоку «НЕ с разными частями речи».

    А) Работа по опорному конспекту «НЕ с разными частями речи».

    Учитель совместно с учащимися анализирует конспект, определяет роль сигналов.
    Учащиеся проговаривают правила (8 орфограмм).

    Слайды 4-5

    Б) Тренировочное задание

    Учитель предлагает учащимся не только пояснить написание НЕ с разными частями речи, но и расставить ударения в данных словах.

    Не с разными частями речи

    • Афера (не)удалась
    • (Не)подписанный договор
    • (Не)обычный случай
    • Вовсе (не)большой ломоть
    • (Не)громко кашлянуть
    • (Не)подумав о намерении
    • Водопровод, (не)проведённый рабочими
    • Позвонишь (не)знакомцу

    В) Работа с тестом

    НЕ с разными частями речи

    Тестирование(А18)

    1 вариант

    а) (не)выразимая радость; (не)далеко, а близко;
    б) (не)думающий человек; (не)думая
    в) не)знал; (не)читая;
    г) (не)отъемлемый; (не)редко.

    2.В каком предложении НЕ пишется слитно:

    а) Книгу читали далеко(не)многие.
    б) Нас засыпал ни на минуту (не)прекращающийся снег.
    в) (Не)ответив, она ушла
    г) Озеро оказалось (не)глубокое.

    а) (не) глубоко, а мелко; (не)приятель
    б) (не)заметная в небе звезда; (не)понять
    в) (не)званный гость; (не)правда
    г) солнце, (не)палящее лучами; (не)годуя

    а) Ничуть (не) интересно.
    б) Он пел песню,(не)смущаясь.
    в) На экзамене он (не)набрал баллы.
    г) Слышны(не)умолкающие звуки.

    а) (не)бывать; вовсе (не)важно.
    б) совсем (не)тяжело; (не)опрятный
    в) (не)мелко; (не)лепо.
    г) (не)решенная задача; (не)много, а мало.

    2 вариант

    1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

    а) (не)глубокая река; не друг, а враг;
    б) (не)знающий ничего человек; (не)решая;
    в) (не)сладкий; (не)годовать;
    г) (не)заметив; (не)далеко.

    2. В каком предложении НЕ пишется слитно:

    а) Я помню (не)ожиданную горечь ее слов.
    б) Это было вовсе (не)известно.
    в) (Не)размышляя, она уехала.
    г) (Не)глубокое, а мелкое озеро.

    3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

    а) (не)маленькая; (не)верно
    б) (не)решенная учеником задача; (не)видеть.
    в) (не)терпимый характер; (не)лепость.
    г) (не)видя; (не)добрый взгляд.

    4. В каком предложении НЕ пишется слитно:

    а) Это были (не)привычные звуки.
    б) Он шел по дороге, (не)глядя под ноги.
    в) Я никогда (не)играл в шахматы.
    г) Она прошла, (не)поднимая глаз.

    5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

    а) (не)думать; далеко (не)интересно.
    б) (не)легко; (не)брежный.
    в) (не)возлюбить; (не)читая
    г) (не)легкая задача; (не)много, а мало.

    1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3».

    5. Повторение и закрепление знаний по блоку «Н и НН в полных прилагательных и причастиях»

    А) Работа по опорному конспекту «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».

    Слайды 7-8

    Б) Тренировочное задание

    Учащиеся проговаривают орфограммы в предложенных словосочетаниях и поясняют их.

    Н и НН

    Квалифицирова..ый специалист
    Вяза..ая кофта
    Вяза..ая спицами кофта
    Свяще..ый союз
    Выглаже..ое мной платье
    Высуше..ые грибы
    Пече..ый в золе картофель
    Потеря..ая книга
    Операцио..ый стол
    Разброса..ые вещи
    Краше..ый пол
    Исклева..ые ягоды
    Песча. ый берег
    Клюкве..ый кисель
    Тополи..ый пух
    Выигра.ый матч
    Фасова..ые продукты

    В) Работа с тестом

    Каждому учащемуся выдается тест по данной теме (на 3 минуты)

    Правописание Н и НН

    Тестирование (А17)

    1 вариант

    1. В каком ряду пропущено НН:




    2. В каком ряду пропущено Н:




    б) пече..ый картофель;пече..ый детьми картофель
    в) традицио..ый; осе..ий

    а) В, Г б) А, В в) А, Б г) Б, Г

    4. В каком ряду пропущено Н:



    5. В каком ряду пишется НН:

    а) прослуша..ый; стекля..ый;
    б) орли..ый; песча..ый
    в) заготовле..ый; тополи.ый
    г) стари..ые дома; змеи..ый

    2 вариант

    1. В каком ряду пропущено НН:

    а) Жаре..ый картофель; телефонные станции
    б) ране..ый боец; песча..ый остров
    в) гуси. .ое перо; скоше..ая трава
    г) изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо

    2. В каком ряду пропущено Н:

    а) нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
    б) оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
    в) коше..ый луг; кури..ый бульон
    г) измуче..ый человек; ути..ое мясо

    3. В каком ряду указаны слова с НН:

    а) Авиацио..ый; кипяче..ая вода
    б) пече..ый картофель; пече..ый детьми картофель
    в) традицио..ый; осе..ий
    г) наброше..ый; естестве..ый метод

    а) В, Г б) А, В в)А, Б г) Б, Г

    4. В каком ряду пропущено Н:

    а) тигри..ые; плете..ая корзина.
    б) вызубре..ый; груже..ая баржа
    в) потеря..ый; засуше.ый в печи
    г) осли..ый;асфальтирова..ая.

    5. В каком ряду пишется НН:

    а) прослуша..ый; стекля..ый;
    б) орли..ый; песча..ый
    в) заготовле..ый; тополи.ый
    г) стари..ыедома; змеи..ый

    1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

    После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.

    6. Лингвистическая задача

    Учитель предлагает учащимся поразмышлять:

    – Как связаны между собой фрагменты опорных конспектов?
    (Тесная связь между орфографией и пунктуацией)

    7. Повторение и закрепление знаний по блоку «Обособленные члены предложения»

    А) Работа по опорному конспекту «Обособленные члены предложения».

    Слайды 11-12

    Б) Тренировочное задание

    Учащимся в качестве тренинга предлагаются задания из вариантов ЕГЭ разных лет. (Класс работает совместно)

    Слайды 13-15

    8. Комплесное закрепление знаний по орфографии и пунктуации

    Частичный анализ текста.

    1) Учащиеся поясняют орфограммы и пунктограммы в предложенном тесте. Делают вывод о связи пунктуации и орфографии.
    2) Определяют стиль и тип речи.
    3) Находят ключевые слова, подсказывающие тему текста.
    4) Анализируют проблематику.

    9. Пояснение домашнего задания. Итоги урока

    Учащиеся дома должны продолжить работу с текстом и написать сочинение-рассуждение.

    10. Рефлексия

    Учитель предлагает учащимся выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает состояние учащегося в конце урока.