Самостоятельная работа младших школьников. Самостоятельная работа как вид деятельности

Педагогическая практика включает в себя огромное количество важных для умственного развития школьников элементов. Это и разъяснение материала в виде лекций, и домашние задания, и различные практические занятия. Также очень важным элементом является и самостоятельная работа, которая, к слову, имеет двойной смысл.

Многогранность понятия

Интересно разобраться в самом понятии. Итак, что же такое «самостоятельная работа?» Кто-то скажет, что это желание ученика без чьей-либо помощи постигать знания, а кто-то просто вспомнит очередное задание на уроке, когда помощи просто ждать неоткуда и необходимо в одиночку излагать полученные знания на бумаге. Оба ответа могут считаться верными. Рассматривать данное понятие можно с нескольких сторон.

О самостоятельности

Стоит отметить, что самостоятельная работа - важный элемент каждого школьника. Ведь от того, насколько ученик заинтересован в познании нового материала, от желания постигать новые знания зависит не только отличная успеваемость, но также и умственное развитие ребенка. Но как заставить ученика самостоятельно учиться? Сделать это довольно-таки тяжело, ведь в первую очередь нужно огромное желание со стороны учащегося. Но можно попробовать заинтересовать класс тем или иным предметом. Это уже зависит от мастерства и профессионализма каждого отдельного учителя. Нужно не только обещать поощрения в виде отметок за отличную самостоятельную работу вне школьных стен, но также привить желание к самому познанию, к стремлению узнавать что-то новое. Очень важно практически на каждом уроке не давать детям ответов на все вопросы, а оставлять толику неизвестности для самообразования. Работать по шаблону намного легче, но и не так продуктивно, как хотелось бы. Нужно заставить ребенка самостоятельно искать ответ, вот тогда от этой деятельности будет положительный, желаемый результат. Стоит отметить, что такая самостоятельная работа еще во время школьного образования очень поможет ребенку в будущем, во взрослой жизни, и даст возможность каждому не падать духом перед тяжкими испытаниями, просто подыскивая вариант решения проблемы.

Проверка знаний

Помимо вышесказанного, не менее важными являются также самостоятельные и контрольные работы, которые призваны проверять наличие знаний у учеников по пройденному материалу. Таким образом можно отследить, что осталось непонятным из пройденного и над чем еще стоит поработать со школьниками. Так, очень важными для школьного обучения являются самостоятельные работы по алгебре (8 класс и выше), физике, химии и иным, довольно тяжелым дисциплинам. Свою пользу приносят и индивидуальные работы по гуманитарным предметам, давая возможность учителю контролировать протекание учебного процесса и успеваемости учеников. Но такая форма обучения полезна и ученикам, когда большинство знаний приобретают очертания, и становятся ясны и видны пробелы в полученной на уроках и из учебников информации.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что самостоятельная работа в любом своем виде исключительно полезна для умственного развития каждого школьника. Не стоит ограничиваться обычной домашней работой, глубокое постижение предмета - вот залог крепких знаний.

Самостоятельная учебная работа - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности уче­ников во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от вы­полнения простейших видов работы к более сложным, носящим поиско­вый характер.

Цели самостоятельной работы

    у качественное усвоение учебного материала;

    выработка умений и навыков учебной деятельности;

    у формирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучае­мому материалу;

    формирование готовности к самообразованию;

    формирование самостоятельности как качества личности.

Преимущества самостоятельной работы

    В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.

    Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.

    Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства уча­щихся.

    Процесс обучения становится более живым и увлекательным.

    Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому уче­нику.

    Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспита­тельные задачи.

    Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения про­стого правила до продуманных оценок и идей.

Виды самостоятельной работы

Мотивы самостоятельной работы

    чувство долга и ответственности;

    положительное отношение к учению;

    потребность в знаниях;

    интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания;

    профессиональные установки (у старшеклассников);

Уровни самостоятельной работы

1-й - низкий

отсутствие начальных умений и навыков

самостоятельной работы при потребности в ней.

Побуждение: стимулирование учителем, жесткий контроль,

выработка необходимых умений и навыков

2-й - средний

умения выполнять задания по данной инструкции,

организовать свою работу.

Побуждение: стимулирование учителя и личная мотивация

3-й - высокий

самостоятельное планирование, организация и выполнение

заданий без предварительной инструкции,

инициативный поиск новой информации,

переход в самообразование.

Побуждение: личная мотивация

Компоненты самостоятельной работы

Процессуальный компонент

Организационный компонент

Особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, опера­тивность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность

Умение ставить и разрешать позна­вательные задачи

Владение разными типами чтения и фиксации прочитанного

Умение подбирать и усваивать оп­ределенное содержание

Умения контроля и самоанализа

Умения планировать время и свою работу

Умения перестраивать систему де­ятельности

Умения осуществлять информаци­онный поиск, работать в библиоте­ках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников

Пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информа­ционными технологиями

1. Самостоятельная работа учащихся на уроке


Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, т.е. тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной деятельности школьника.


2. Понятие о самостоятельной работе ученика


Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.


3. Уровни самостоятельной деятельности школьников


Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше - это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.

Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего учителя - довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.


4. Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке


Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они сводятся к перечисленным ниже. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.

Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.

Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.

Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.


5. Типы самостоятельных работ


В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу - бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.

Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, ре акции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

В качестве иллюстрации рассмотрим фрагмент урока физики в 6-м классе. На двух предыдущих уроках учащиеся изучили, закрепили действие жидкости на погруженное тело, условие плавания тел. И вот учитель показывает простой опыт. В бутылку с узким горлом наливает доверху воды, опускает спичку с кусочком пластилина на конце (спичка полностью погрузилась в воду, но плавает), закрывает большим пальцем горлышко бутылки и надавливает на воду. Спичка плавно погружается в воду. Затем по его команде спичка поднимается вверх, останавливается на любой глубине, снова опускается вниз и т.д. Большая часть класса поражена. Учитель предлагает объяснить это явление. Задание это эвристическое. Всем ясно, что решение как-то связано с изменением давления внутри жидкости, производимого пальцем. Но, с одной стороны, это изменение давления одинаково на обоих концах вертикально расположенной спички, а потому вроде бы не должно изменить равновесия спички, с другой - видно, что плавучесть спички все же меняется. В только что изученную формулу условия плавания тел давление не входит. Так каков же механизм плавучести спички? Поиск ответа на этот вопрос доставляет много радости для шестиклассников.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.


6. Виды самостоятельных работ в обучении

самостоятельный работа ученик урок

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

Подготовка докладов и рефератов.

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Техническое моделирование и конструирование.

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя.

Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.

Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности школьников.

Сегодня плохой урок главным образом характеризуется прежде всего тем, что на таком уроке большинство учеников праздно проводят время, не работают. На уроках больших мастеров ученики значительную часть урока выполняют разнообразную самостоятельную работу.

Наблюдения за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;

уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика;

слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;

самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.

Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:

четко сформулировать задание на описание с указанием его границ - свернутое или развернутое;

предъявить объект для наблюдения - в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания - словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;

дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания - названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;

определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать.

Приведем некоторые примеры.

Допустим, что после знакомства на уроках истории с понятием «война» в общем виде ученикам предстоит дать развернутое описание одной из конкретных войн эпохи рабовладения. Тогда, поставив перед ними задачу на развернутое описание, учитель:

дает краткую справку, в которой указывает годы войны, ее участников, их силы, основные этапы, сражения, результаты;

прочитывает некоторые выдержки из исторических документов, художественной литературы, если возможно, показывает фрагменты из учебных и художественных фильмов;

предъявляет перечень опорных понятий, имен исторических деятелей, военачальников, названий городов, мест сражений и т.д.;

указывает границы поиска существенных признаков сходства изучаемой войны с ранее изученными, а также существенные признаки отличия - характер войны, масштабность, время, особенности сражений.

Подобным образом можно на уроках географии подготовить учащихся к построению рассказа на описание, например, природных условий изучаемого географического региона; на уроках биологии - на описание строения растения или животного организма; физики или химии ~ на описание строения прибора, технического или химического сооружения.

Подготовка учащихся к выполнению заданий на объяснение ранее описанных объектов или явлений состоит из таких моментов. Учитель:

дает ориентиры для распознавания устойчивых связей или отношений между составными частями и сторонами описанного объекта или явления; если необходимо, указывает на характер связей - причинно-следственные, функциональные, генетические, морфологические - и на границы их действия;

с целью выявления устойчивого характера связей или отношения показывает способы пробных преобразований (вычисления, измерения, построения, проведения опыта - в точных науках), прикидки и переноса связи с изучаемой модели объекта или явления на ранее изученную;

показывает возможные способы логического построения предложений, которые отражали бы найденные связи или отношения, - логические схемы предложений, их возможные варианты, способы кодирования (там, где это возможно и необходимо);

показывает типовые способы обоснования сформулированных предложений и, если необходимо, подробный план доказательства, его логическую схему;

дает перечень опорных понятий и аксиоматических положений, используемых при доказательстве.

При подготовке учащихся по выполнению задания на уроке истории к объяснению войны в эпоху рабовладения это может иметь следующий вид. Учитель:

ставит задачу объяснить характер и причины войны, а также причины поражения или победы воюющих стран;

указывает ориентиры для распознавания связи между общественным строем воюющих стран и характером войн; ориентиры для распознавания причин войны, а также причин поражения или победы;

напоминает, по каким признакам устанавливается справедливый или несправедливый характер войны, и дает задание соотнести эти признаки с изучаемой войной; указывает типичные причины войн вообще и типичные причины поражения или победы воюющих сторон в принципе и предлагает соотнести их с теми причинами, которые характерны для данного случая;

дает логические схемы предложений, отражающих найденные закономерности: «…носила… характер (справедливый, несправедливый)»; «Основные(ая) цель войны - … (захват чужих территорий, рабов и пленных, богатств, сокрушение торгового конкурента и т.д.»; «Основные причины победы… (слабость и разобщенность противника, в том числе политическая, военная, экономическая)»; «Основные причины поражения…»;

дает опорные понятия и аксиологические положения для доказательства.

Обозначенный круг вопросов, составляющих содержание самостоятельной работы учащихся на уроке, могут успешно решаться, когда ученики подготовлены к высшему уровню познавательной самостоятельности. Но к нему можно прийти через промежуточные шаги, каждый из которых будет поднимать учеников с одной ступеньки на другую.

Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

постепенность введения разных по степени сложность и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;

обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);

разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;

подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;

ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;

оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;

обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;

обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.


Литература


1.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.

2.Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1996.

.Дубинина Н.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». - М. Издательский дом «Дрофа», 2001.

.Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. - Волгоград, 2002.

.Калинова Г.С. Методика обучения биологии (6 - 7 кл.) - М.: Просвещение, 1987.

.Колесов Д.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек» - М.: Издательский дом «Дрофа».

.Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. - Новокузнецк, 2001.

.Латюшин В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» - М.: Издательский дом «Дрофа», 2001.

.Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. - М.: Просвещение, 1987.

.Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. - М.: Просвещение, 1993.

.Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. - М.: Просвещение, 1998.

.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии (6 - 8 классы). - М.: Издательский дом «Дрофа», 1997.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Школа должна дать детям не только определённую сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно – технической информации. Если в процессе начального образования эффективно использовать методы, приёмы и формы самостоятельной работы, то можно повысить интерес к образовательному процессу, выработать способность к самооценке, самоконтролю, самоорганизации, самообучению.

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны “ по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал”.

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей, это главный путь воспитание самостоятельности.

Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в потоке научной информации.

Самостоятельная работа занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться при условии, когда учитель будет убежден, что ученик справится со следующим уровнем самостоятельности, иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме.

Особенности самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и, таким образом, будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.

3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.).

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Проведение самостоятельной работы на уроках вошло в практику начальной школы.

В своей работе я стараюсь использовать самостоятельную работу на всех уроках.

С первых дней пребывания детей в школе я вырабатываю у них навыки самостоятельной работы. С этой целью практикую разнообразные виды заданий типа “Объясни”, “Докажи”, ставить вопрос “Почему?”

Например, списывание с подчёркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляю рисунки, под рисунками написана часть слова; дети, добавив другую часть, записывают слова в тетрадь. Например, конь….., дети пишут коньки.

Большое место в преподавании русского языка занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи.

Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами. Приведу пример такой работы.

При подаче нового материала стараюсь включать детей в самостоятельное познание или выведения способа вычисления или формирования нового правила, орфограммы, на основе жизненного опыта детей, где постоянно стараюсь учить детей делать выводы, концентрирую внимание на главном в материале урока.

Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения.

Говоря о самостоятельной работе, я выделяю такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование и т.д.

Наиболее яркий пример этого – пересказ. Рассмотрим, одинакова ли степень самостоятельности учащихся при подготовке к различным видам пересказа.

  1. Подробный пересказ
  2. . Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя, в этом случае работает в основном память.
  3. Выборочный пересказ
  4. . Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.
  5. Краткий пересказ
  6. – новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то составление плана, словесное рисование или ответы на вопросы учителя. Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности.

На уроках математики предлагаю различные задания для самостоятельного выявления закономерностей.

  1. Продолжи ряд чисел 3, 5, 7, 9, 11….
  2. Сравни выражения, найди общее и сформулируй новое правило 5+4-4 10+7-7 52+13-13

Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.

Применяю приёмы классификации на уроках математики, она содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. Например: распредели самостоятельно выражения в два столбика по какому-нибудь признаку, обоснуй свой ответ:

40-8 34+5 44+3 80-9 56+20

70-8 90-6 45+50 30-6 72+10

Подобная работа активизирует интерес к предмету, создает условия для совместной деятельности детей.

При работе с уравнениями предлагаю такое задание: “Составьте различные уравнения с числами 3, 6, 4, 2, Х, 12 и решите их”. Получив для самостоятельной работы такое задание каждый ученик индивидуально подходит к его выполнению. Учащиеся составляют, например, уравнения:

4 х Х = 12, 12 х Х = 2, Х х 4 = 12. Деятельность учащихся носит поисковый, творческий характер, так как для выполнения задания необходимо не только умение решать уравнения, но и понимать взаимосвязь между компонентами и результатом действий.

В своей работе применяю исследовательские самостоятельные работы. Пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах. Так, например, на уроке знакомства с окружающим миром дети выдвинули предположение о зависимости состояния воды, воздуха, растений от удалённости от автомобильной дороги. Затем, работая в группах, должны были сравнить на практике качество воздуха, состояние воды, растений вблизи от дороги и на отдалённом участке, обобщить результаты своих наблюдений и сделать выводы, подтвердить или опровергнуть свои предположения.

Для повышения эффективности самостоятельной работы предусматриваю специальные памятки, которые помогают учащимся работать осмысленно, целенаправленно и способствуют более успешному ее выполнению.

Развитие самостоятельной деятельности процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

Систематическая работа по выполнению самостоятельных работ оказывает существенное влияние на развитие творческого подхода к выполнению заданий, способствует проявлению индивидуальных особенностей ученика и тем самым, формирует самостоятельность как черту личности, помогает каждому ученику поверить в свои возможности и совершенствовать их в процессе обучения.

Литература

1. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1973.

2. Научно-практический журнал “Завуч” №4/2004 г.

3. Журнал “Начальная школа” №5 1994 г. “Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики”.

4. Журнал “Начальная школа” № 8/2002 г. “Самостоятельная работа при закреплении материала на уроках русского языка”.

5. Журнал “Начальная школа” №3/1999 г. “Самостоятельная работа на уроках математики”.

  • Роль образования в современной России
  • Цели образования
  • Вопросы и задания для самоконтроля:
  • Глава 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики
  • 2.1. Единство и различия педагогической науки и практики
  • Общий знаменатель для науки и практики
  • Различия
  • Объекты
  • Ребенок - не только объект
  • Ребенок - не только субъект
  • Ребенок - не объект педагогического исследования
  • Что значит - «изучать»?
  • Средства
  • Результаты
  • Виды знаний в педагогике
  • Особенности знания о деятельности
  • 2.2. Педагогическая наука и практика как единая система Необходимость системы и ее исходный пункт
  • Первый шаг - описание
  • Следующий шаг - теория и с ней закономерности
  • Принципы
  • Возвращение к практике: методическая система, проект
  • Последний элемент системы
  • 2.3. Связь науки и практики в движении Движение по часовой стрелке...
  • ... И обратно
  • Движущие силы «вращения» цикла связи науки и практики
  • 2.4. Учитель и педагогическая наука Учитель между наукой и практикой
  • Что значит - думать о практике в терминах науки
  • Глава 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики
  • 2.1. Единство и различия педагогической науки и практики в чем состоит проблема
  • Общий знаменатель для науки и практики
  • Различия
  • Объекты
  • Ребенок - не только объект
  • Ребенок - не только субъект
  • Ребенок - не объект педагогического исследования
  • Что значит - «изучать»?
  • Средства
  • Результаты
  • Виды знаний в педагогике
  • Особенности знания о деятельности
  • 2.2. Педагогическая наука и практика как единая система Необходимость системы и ее исходный пункт
  • Первый шаг - описание
  • Следующий шаг - теория и с ней закономерности
  • Принципы
  • Возвращение к практике: методическая система, проект
  • Последний элемент системы
  • 2.3. Связь науки и практики в движении Движение по часовой стрелке...
  • ... И обратно
  • Движущие силы «вращения» цикла связи науки и практики
  • 2.4. Учитель и педагогическая наука Учитель между наукой и практикой
  • Что значит - думать о практике в терминах науки
  • «Обобщение и внедрение передового опыта» - тень прошлого
  • Функции педагогического опыта
  • «Короткое замыкание» в педагогике
  • Глава 3. Связь педагогики с другими науками
  • 3.1. Место педагогики в системе научного знания
  • 3.2. Педагогика и философия
  • 3.3. Педагогика и психология
  • Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований
  • 4.1. Понятие «методология педагогической науки»
  • 4.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики
  • 4.3. Логика педагогического исследования
  • 4.4. Методы исследования
  • Раздел II. Дидактика Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения
  • 5.1. Общее понятие о дидактике
  • Что же исследует и изучает дидактика?
  • 5.2. Объект и предмет дидактики
  • Исторический обзор развития дидактики
  • 5.3. Задачи и функции дидактики
  • 5.4. Основные дидактические концепции и модели обучения1 Понятие «педагогическая система»
  • Традиционная дидактическая система
  • Педоцентристская дидактическая система
  • 5.5. Становление современной дидактической системы Характеристика современной школы
  • Демократизация и гуманизация школы
  • Стиль деятельности учителя
  • Характерные признаки сложившейся и формирующейся дидактической системы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Глава 6. Процесс обучения как целостная система
  • 6.1. Понятие и сущность обучения
  • 6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы
  • 6.3. Цикличность процесса обучения
  • 6.4. Функции обучения1
  • 6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности
  • 6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения
  • 6.7. Деятельность учителя и ученика в различных моделях обучения2
  • 6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения
  • Глава 7. Закономерности и принципы обучения
  • 7.1. Закономерности обучения1
  • 7.2. Принципы обучения как категории дидактики
  • 7.3. Характеристика принципов обучения
  • Глава 8. Содержание общего образования
  • 8.1. Понятие и сущность содержания образования
  • 8.3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе
  • 8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы
  • 8.5. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий
  • 8.6. Стратегия развития вариативного образования в России
  • Глава 9. Методы обучения в школе
  • 9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения
  • 9.2. Классификация методов обучения
  • 9.3. Выбор методов обучения
  • Глава 10. Средства обучения
  • 10.1. Понятие о средствах обучения
  • 10.2. Средства общения
  • 10.3. Средства учебной деятельности
  • 10.4. Оборудование учебного кабинета
  • 10.5. Технические средства обучения (тсо)
  • Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе
  • 11.1. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации
  • 11.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике
  • Глава 12. Урок - основная форма организации обучения в современной школе
  • 12.1. Урок как целостная система
  • 12.2. Типология и структура уроков
  • 12.3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке
  • 12.4. Самостоятельная работа учащихся на уроке
  • 12.6. Другие формы организации обучения
  • 12.7. Подготовка учителя к уроку
  • 12.8. Анализ и самооценка урока
  • Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения
  • 13.1. Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе
  • 13.2. Факторы, влияющие на объективность, проверки и оценки знаний
  • 13.3. Процесс проверки и оценки результатов обучения
  • 13.4. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения
  • 13.5. Развитие оценочной системы обучения
  • 13.6. Неуспеваемость учащихся
  • Глава 14. Инновационные процессы в образовании
  • 14.1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
  • 14.2. Инновационная направленность педагогической деятельности
  • 14.3. Классификация инноваций
  • 14.4. Характеристики и критерии оценки инноваций
  • 14.5. Инновационные учебные заведения
  • Раздел III. Теория воспитания Глава 15. Воспитание как педагогическое явление
  • 15.1. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
  • 15.2. Сущность воспитания и его особенности
  • 15.3. Формирование личности в воспитательном процессе
  • 15.4. Критерии оценки воспитательного процесса
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Глава 16. Общие закономерности и принципы воспитания
  • 16.1. Характеристика закономерностей воспитания
  • 16.2. Характеристика принципов воспитания
  • Глава 17. Содержание воспитательного процесса
  • 17.1. Проблема содержания воспитательного процесса
  • 17.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
  • 17.3. Программа воспитания и субъекты воспитания
  • Глава 18. Социальное пространство воспитательного процесса
  • 18.1. Понятие социального пространства
  • 18.2. Психологический климат группы
  • 18.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса
  • 18.4. Детское и юношеское движение
  • 18.5. Динамика социального пространства воспитательного процесса
  • 18.6. Межнациональное общение в социальном пространстве
  • Глава 19. Общие методы воспитания
  • 19.1. Понятие метода воспитания
  • 19.2. Система методов воспитания
  • 19.3. Система методов педагогического воздействия
  • Глава 20. Средства и формы воспитательного процесса
  • 20.1. Средства воспитательного процесса
  • 20.2. Формы воспитательного процесса
  • 20.3. Классное руководство как организационная форма работы с детьми
  • Глава 21. Педагогическая технология воспитания
  • 21.1. Педагогическая технология как элемент профессионального мастерства педагога
  • 21.2. Профессиональные педагогические умения «прикосновения к личности»
  • 21.3. Технологическая карта воспитания
  • 12.4. Самостоятельная работа учащихся на уроке

    Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

    Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, т.е. тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной деятельности школьника.

    Понятие о самостоятельной работе ученика

    Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

    Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

      в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

      формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

      вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

      является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

    Уровни самостоятельной деятельности школьников

    Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

      Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

      Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

      Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

      Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

    Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше - это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.

    Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего учителя - довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.

    Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке

    Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они сводятся к перечисленным ниже. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.

    Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.

    Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

    Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.

    Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

    По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

    Типы самостоятельных работ

    В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

    Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу - бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

    Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

    Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.

    Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, ре акции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

    В качестве иллюстрации рассмотрим фрагмент урока физики в 6-м классе. На двух предыдущих уроках учащиеся изучили, закрепили действие жидкости на погруженное тело, условие плавания тел. И вот учитель показывает простой опыт. В бутылку с узким горлом наливает доверху воды, опускает спичку с кусочком пластилина на конце (спичка полностью погрузилась в воду, но плавает), закрывает большим пальцем горлышко бутылки и надавливает на воду. Спичка плавно погружается в воду. Затем по его команде спичка поднимается вверх, останавливается на любой глубине, снова опускается вниз и т.д. Большая часть класса поражена. Учитель предлагает объяснить это явление. Задание это эвристическое. Всем ясно, что решение как-то связано с изменением давления внутри жидкости, производимого пальцем. Но, с одной стороны, это изменение давления одинаково на обоих концах вертикально расположенной спички, а потому вроде бы не должно изменить равновесия спички, с другой - видно, что плавучесть спички все же меняется. В только что изученную формулу условия плавания тел давление не входит. Так каков же механизм плавучести спички? Поиск ответа на этот вопрос доставляет много радости для шестиклассников.

    Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

    Виды самостоятельных работ в обучении

    В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

      Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

      Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

      Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

      Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

      Подготовка докладов и рефератов.

      Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

      Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

      Техническое моделирование и конструирование.

    Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя.

    Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действий . От этого во многом зависит эффективность всей работы.

    Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности школьников.

    Сегодня плохой урок главным образом характеризуется прежде всего тем, что на таком уроке большинство учеников праздно проводят время, не работают. На уроках больших мастеров ученики значительную часть урока выполняют разнообразную самостоятельную работу.

    Наблюдения за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

      нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;

      уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика;

      слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;

      самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.

    Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:

      четко сформулировать задание на описание с указанием его границ - свернутое или развернутое;

      предъявить объект для наблюдения - в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания - словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;

      дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания - названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;

      определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать.

    Приведем некоторые примеры.

    Допустим, что после знакомства на уроках истории с понятием «война» в общем виде ученикам предстоит дать развернутое описание одной из конкретных войн эпохи рабовладения. Тогда, поставив перед ними задачу на развернутое описание, учитель:

      дает краткую справку, в которой указывает годы войны, ее участников, их силы, основные этапы, сражения, результаты;

      прочитывает некоторые выдержки из исторических документов, художественной литературы, если возможно, показывает фрагменты из учебных и художественных фильмов;

      предъявляет перечень опорных понятий, имен исторических деятелей, военачальников, названий городов, мест сражений и т.д.;

      указывает границы поиска существенных признаков сходства изучаемой войны с ранее изученными, а также существенные признаки отличия - характер войны, масштабность, время, особенности сражений.

    Подобным образом можно на уроках географии подготовить учащихся к построению рассказа на описание, например, природных условий изучаемого географического региона; на уроках биологии - на описание строения растения или животного организма; физики или химии ~ на описание строения прибора, технического или химического сооружения.

    Подготовка учащихся к выполнению заданий на объяснение ранее описанных объектов или явлений состоит из таких моментов. Учитель:

      дает ориентиры для распознавания устойчивых связей или отношений между составными частями и сторонами описанного объекта или явления; если необходимо, указывает на характер связей - причинно-следственные, функциональные, генетические, морфологические - и на границы их действия;

      с целью выявления устойчивого характера связей или отношения показывает способы пробных преобразований (вычисления, измерения, построения, проведения опыта - в точных науках), прикидки и переноса связи с изучаемой модели объекта или явления на ранее изученную;

      показывает возможные способы логического построения предложений, которые отражали бы найденные связи или отношения, - логические схемы предложений, их возможные варианты, способы кодирования (там, где это возможно и необходимо);

      показывает типовые способы обоснования сформулированных предложений и, если необходимо, подробный план доказательства, его логическую схему;

      дает перечень опорных понятий и аксиоматических положений, используемых при доказательстве.

    При подготовке учащихся по выполнению задания на уроке истории к объяснению войны в эпоху рабовладения это может иметь следующий вид. Учитель:

      ставит задачу объяснить характер и причины войны, а также причины поражения или победы воюющих стран;

      указывает ориентиры для распознавания связи между общественным строем воюющих стран и характером войн; ориентиры для распознавания причин войны, а также причин поражения или победы;

      напоминает, по каким признакам устанавливается справедливый или несправедливый характер войны, и дает задание соотнести эти признаки с изучаемой войной; указывает типичные причины войн вообще и типичные причины поражения или победы воюющих сторон в принципе и предлагает соотнести их с теми причинами, которые характерны для данного случая;

      дает логические схемы предложений, отражающих найденные закономерности: «...носила... характер (справедливый, несправедливый)»; «Основные(ая) цель войны - ...(захват чужих территорий, рабов и пленных, богатств, сокрушение торгового конкурента и т.д.»; «Основные причины победы... (слабость и разобщенность противника, в том числе политическая, военная, экономическая)»; «Основные причины поражения...»;

      дает опорные понятия и аксиологические положения для доказательства.

    Обозначенный круг вопросов, составляющих содержание самостоятельной работы учащихся на уроке, могут успешно решаться, когда ученики подготовлены к высшему уровню познавательной самостоятельности. Но к нему можно прийти через промежуточные шаги, каждый из которых будет поднимать учеников с одной ступеньки на другую.

    Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

      постепенность введения разных по степени сложность и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;

      обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);

      разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;

      подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;

      ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;

      оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;

      обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;

      обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся 1 .