Житие блаженной старицы матроны. Святая Матрона Московская блаженная. «Сила моя в немощи совершается

Святая Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых в России святых. Где поклониться мощам чудотворицы Матроны? Подробности в статье!

Святая Матрона Московская. 1885 – 02.05.1952 г.

Одна из самых известных и почитаемых в России святых – святая Матрона Московская. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.

Рака с мощами святой Матроны

Святая Матрона Московская будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…

В Покровском монастыре

Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть матушка Матрона Московская. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все «по-оптински»: «На молитве не лукавь, а веди дело проще». А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.

Слепая девочка. Святая Матрона Московская

Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют. А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.

Со временем же та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи. Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен. Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…

…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни. Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого. Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.


Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.

Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.

Были в тот период и радости в жизни Матроны Московской: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию. Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».

Дар святой Матроны Московской

На семнадцатом году жизни Матрона Московская «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.

В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала. Одну посетительницу Матрона Московская обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.

К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и, казалось, неизлечимо больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всем помогает». Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшие» ей и бессильные. Матрона Московская упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.

От Арбата – до Посада

Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди по-прежнему шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами. Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву. С 1925 года Матрона Московская стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.

До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.

Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.

Неудобств для себя Матрона Московская словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом» и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».

С 1942 г. появился у Матроны Московской, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами. Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых и, по-прежнему, молились.

А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачок.

Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».

Бывало, что и приходившие к святой Матроне Московской в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.

И так до конца служила святая Матрона Московская Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения. Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой. Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.

В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке Матроны Московской на Даниловском кладбище, выбранном потому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей. Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.


Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Матрона Московская. Повесть о житии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. (Интернет-публикация: http://www.wco.ru/biblio/books/matrona1/Main.htm).

2. Блаженная Матрона Московская // Православный календарь. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm).

Вы прочитали статью Святая Матрона Московская | Житие, храм, икона .

1. «Приехала я в Москву в октябре 1994 года. Поступила в Свято-Тихоновский Богословский институт, но очень трудно было устроиться с жильем. За месяц сменила три квартиры, и нигде не могли принять меня надолго. Уже и к батюшке обращалась за помощью, даже после его благословения попытки устроиться на квартиру были неудачны. Наконец, поехала к Матроне: «Матронушка, помоги!». На другой день пришла на службу в храм Всех Святых. После службы подходит ко мне священник (он знал о моих мытарствах): «Вот у нее будешь жить, у Матроны», - и подводит ко мне старушку. Я еще и не встречала-то человека с таким именем. Вот так помогла Матрона. «Вот тебе квартира, а чтоб не сомневалась, что помощь от меня, вот тебе и Матрона!».
Шилаускене М., Клайпеда, Литва

2. «Хочу рассказать о тех чудесах, что сотворила Матрона. До сорока лет я не был женат и просил Господа даровать мне брак. Наконец встретил девушку, которую полюбил. К тому времени я уже прочитал житие святой Матронушки, многое узнал о ее благодатной помощи людям. Вместе с мамой мы отправились в Покровский монастырь к Матроне. Просили ее молитв, чтобы мне жениться, если есть на то Божия воля. И через несколько дней, в Покров Пресвятой Богородицы - престольный праздник монастыря, я сделал предложение, которое сразу было принято. Через три с небольшим месяца нас обвенчали. И вот уже почти пять лет мы с моей Инночкой живем в любви и согласии. Растим сына Мишеньку - Богом нам данную радость. Этим счастьем мы обязаны молитвам святой Матроне.

В другой раз серьезно заболела моя мама. Потребовалась сложная операция по удалению почки. Мы молились изо всех сил. Особенно горячо обращались за помощью к святой Матроне. Перед операцией мы с мамой побывали у нее в монастыре. Вернулись совершенно успокоенные и уверенные в благополучном исходе. Икону Матроны мама взяла с собой в больницу и не расставалась с ней. Операция состоялась в день празднования в честь иконы Божией Матери Иверской. Оперировал прекрасный хирург, профессор Юрий Геннадьевич Аляев - и все прошло очень успешно. Мама поправилась и через три недели вернулась домой. Молитвы святой Матронушки, чью помощь мы все это время чувствовали с необычайной силой, спасли ее.
Бывали и другие многочисленные случаи, когда в больших затруднениях мы обращались к Матронушке, и все неожиданно разрешалось быстро и хорошо. Для нашей семьи, как и для множества православных людей, Матронушка стала родной святой, доброй молитвенницей и великой помощницей».

Григорий Зобин, Москва

3. «Несколько лет назад я окончила курсы народных целителей, имея благородную цель - исцелять моих родных от всевозможных недугов. В то время в церковь я ходила изредка и знала всего насколько молитв. Постепенно друг от друга обо мне узнавали люди, все чаще и чаще ко мне обращались за помощью. За лечение я брала, кто сколько даст, получалось немного, только на питание мне и дочери. Во время своих сеансов я зажигала церковную свечу, читала молитвы, применяла экстрасенсорный метод лечения, психотерапию.

Почти у всех пациентов проходили заболевания, по крайней мере, было явное улучшение. У меня же не шли никакие дела. Кроме того, у моей дочери стало сильно прогрессировать давнее хроническое заболевание. Ни я и никто из моих знакомых целителей не мог ей помочь своими методами. С каждым годом дочери становилось все хуже. Я не заметила, как попала в полную зависимость от темных сил, и они повели меня к погибели. Что бы ни случалось в моей жизни, я думала: значит, Богу так угодно. Поскольку я ходила на курсы целителей, читала оккультную литературу, - тогда я не понимала, что подлинный дар целительства Бог дает только своим избранным, святым подвижникам, проводящим жизнь в посте и молитве. Господь не стал препятствовать сатане овладеть мной. Падший ангел гораздо умнее человека и знает его слабые места. Моим слабым местом была дочь, которой требовалась помощь. И я вместо того, чтобы обратиться к Господу, Божией Матери и святым угодникам, отклонилась от истинного пути. Но через это искушение Господь дал мне великий урок. Он не оставил меня за то, что, занимаясь целительством, я не прельстилась деньгами, искренне хотела помочь людям, не возгордилась, не считала себя особенной и выдающейся и старалась исполнять Его заповеди. От верующих людей я узнала о матушке Матронушке. Когда я впервые приехала к ней на могилку, то, встав в очередь, стала просить молить обо мне Бога, чтобы Он простил меня, чтобы она помогла мне разобраться, от каких сил целители, и если мне надо очиститься, то чтобы она не оставила меня, помогла в этом. На кладбище я купила книжечку о блаженной Матроне, взяла с могилки свечи, воду, маслице. Дома прочитала книжку о житии нашей неоцененной помощницы, выпила воды, зажгла свечу, поставила перед собой иконы и портрет Матронушки и стала слезно просить ее дать мне понять, кто мне помогает лечить людей. Вдруг пальцы мои скрючились и стали помимо моей воли пытаться сломать свечу и потушить пламя, но к Матронушкиной свече они так и не приблизились. Это был ответ, не оставляющий никаких сомнений. С этого момента я стала каждый день читать Библию, молитвы утром, днем и вечером, даже вставала ночью, чтобы прочитать покаянные каноны Иисусу Христу, Божией Матери и ангелу-хранителю.
ко мне присоединились моя дочь и мама. Кроме того, мы несколько раз в день пили воду и натирались маслом с могилки. В последующие поездки к Матронушке я брала с могилки песочек. Когда впервые положила его себе на голову, предварительно поставив перед собой зажженную свечу, прося Господа и Матрону простить меня и очистить, я упала, меня стало корежить, вырвался крик. Так со мной произошло три раза. Ездила я к Матроне и с дочкой, и с мамой, и с другими родственниками. И всем она помогла. И сейчас, время от времени, мы ездим на ее могилу, растираемся маслом, прикладываем к больным местам мешочек с песком. Часто ходим в церковь, исповедуемся, причащаемся. Теперь здоровье дочери улучшилось, у мамы прекратились боли. В храме Воскресения Христова в Сокольниках ко мне и дочери очень по-доброму и с пониманием отнесся протоиерей Валентин, который и помог нам покаяться в грехах. Он мне сказал, что если бы я еще немного продолжала лечить, то сильно заболела. Он благословил меня и дочь ехать на отчитку к отцу Герману в Троице-Сергиеву Лавру. Почти всегда, когда я бываю в храме, ставлю на канон свечу матушке Матроне и благодарю Бога за то, что она была и есть».

Валентина, Москва

4. «Год назад в нашей семье был большой кризис. Хотел бросить семью, жену и маленького сына. Запутался окончательно. Решил взять отпуск и поехать в Москву к сестре. Жена просила заехать к матушке Матроне и передать записку. И вот мне удается попасть в монастырь к матушке и приложиться к святым мощам ее. Положил записку и вышел из храма. Уехал из Москвы и по приезду домой жена меня просто не узнала, говорит, что приехал абсолютно другой человек. Слава Богу, в семье все понемногу наладилось. Спасибо тебе, матушка Матронушка, за помощь твою».

р.Б. Роман

5. «У меня хроническая болезнь почек, врачи категорически запрещали мне рожать, т.к. говорили, что осложнения будут очень плачевными… Однажды я пролежала месяц в больнице с обострением. После чего у меня была долгая депрессия, вплоть до того, что были мысли, что мне мало жить осталось…(тогда мне было 20 лет). Вспомнила про Матронушку, решила поехать к ней, просить помощи, т.к. в душе творилось что-то страшное. Приехав в монастырь, припав к мощам, я со всей искренностью и беспомощностью просила помощи! Причем я попросила излечения болезни почек, т.к. мне еще надо будет рожать в будущем. В тот месяц женские дела не начинались у меня… Оказалось, что я беременна! Конечно, беременность протекала с оттеками, но никаких осложнений не было. Даже анализы были лучше, чем до беременности. Родилась здоровая девочка. Вера моя укрепилась, молюсь, надеюсь только на Бога».

Без подписи

Родилась блаженная Матрона в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Полное имя святой — Матрона Димитриевна Никонова. Село Себино расположено в 20 км от знаменитого Куликова поля. Родители святой - крестьяне Димитрий и Наталия. Они были простыми крестьянами, жили бедно, имели четверых детей. Блаженная Матрона была самой младшей. Родители были уже немолоды и учитывая ту нужду, в которой они находились, еще до рождения последнего ребенка, родители решили отдать ее в приют, где необеспеченные дети воспитывались за казенный счет.
Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Матрона явилась Наталии в образе белой птицы, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Женщина приняла сон за знамение и отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Матрона родилась блаженной, у нее не было глаз. Однако, как вспоминают очевидцы, мать любила свое несчастное дите от этого не меньше.

Блаженная Матроны была названа в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы 5 века, память которой празднуется 9 ноября. Во время крещения, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма, что было принято как знак богоизбранности ребенка. Вот то рассказывает сам священник, отец Василий: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Так же он добавил что праведная Матрона потом встанет на его место и даже предскажет его кончину. Впоследствии так и получилось: однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Перепуганные родители побежали к дому священника. Оказалось что он, действительно, только что скончался.

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности Матроны – на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Подруга матери святой Матроны позже рассказывала, что, когда девочка была еще младенцем, Наталия жаловалась что девочка не берет грудь в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, и разбудить ее невозможно.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Будучи маленькой, Матрона каким-то непостижимым образом по ночам, пока родители спали, находила иконы, снимала их с полки и в тишине играла с ними.

Жизнь блаженной Матронушки не была легкой. Над ней часто издевалась детвора: они стегали ее крапивой, понимая что она их не увидит и не узнает кто ее обижал. Неоднократно сажали ее в яму, наблюдая как она будет выбираться оттуда. Поэтому Матрона перестала общаться с детьми и все чаще ее можно было застать в храме. У нее было любимое место – слева за входной дверью, где она неподвижно стояла во время службы. Она знала все песнопения наизусть и подпевала певчим.
В 7-8 лет у праведной Матронушки открылся дар предсказаний и исцеления больных. Жизнь Матроны начала меняться. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. Своей молитвой Матронушка могла исцелять от болезней и утешать пребывающих в скорби. В дом к блаженной Матронушке стали ходить и ездить посетители. Сюда везли больных из окрестных сел и даже губерний. В знак благодарности люди оставляли праведной Матронушке продукты и подарки. Так, вместо того чтобы стать обузой для семьи, Матрона стала главной кормилицей.

Был в житие Матроны случай, когда ее мать увидела как дочь сидит на завалинке, несмотря на холод. Мать ее позвала в избу, чтобы ты не мерзла. На что Матрона ответила: «Мне дома сидеть нельзя, огонь мне подставляют, вилами колют». Мать недоумевала: «Там нет никого». А Матрона ей объясняет: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает!»
Ксения Ивановна Сифарова, родственница брата блаженной Матроны рассказывала, как однажды Матрона сказала матери: «Я сейчас уйду, а завтра будет пожар, но ты не сгоришь». И действительно, утром начался пожар, чуть ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону деревни, и дом матери остался цел.

Жизнь Матроны была наполнена и путешествиями. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече святой Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение праведной Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

В 17 лет жизнь Матроны усложнилась, у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину своей болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого - такова была воля Божия», — говорила Матрона.
С тех пор до конца своей жизни матушка была «сидячей». И сидение ее - в разных домах и квартирах, где она находила приют, - продолжалось еще 50 лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла по жизни этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
Еще в раннем возрасте святая Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.

Помещику из их села Себино Янькову Матрона советовала перед революцией все продать и уехать за границу. Если бы он послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал ранней, преждевременной смерти, а дочь его - скитаний.
Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу строить колокольню».
«Что ты задумала делать, то не сбудется», - отвечает матушка. Барыня удивилась: «Как же не сбудется, когда все у меня есть - и деньги, и материалы?» Так ничего с постройкой колокольни и не вышло.

Удивляло людей и то, что святая имела обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» - она как-то ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»

Но есть еще более удивительное свидетельство прозорливости блаженной. Жданова вспоминает: «Матушка была совершенно неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект “Министерство военно-морского флота” (я тогда училась в архитектурном институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив “завалить” мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: “Завтра придет комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!” Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моем иждивении, одна надежда была - защититься и работать. Матушка выслушала меня и говорит: “Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем пить чай, поговорим!” Я еле-еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: “Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров…” И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: “Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там - три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда”. Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: “А что, ведь проект получился, отлично выглядит - защищайтесь!”»

Были поистине удивительные случае в житие Матроны. Праведной передали что в ее помощи нуждается мужчина, живший в 4 км от Себино. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти 4 км, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.
Однажды к матушке на Пасхальной седмице пришли женщины из деревни Орловки. Матрона принимала, сидя у окна. Одной она дала просфору, другой - воду, третьей - красное яйцо и сказала, чтобы она это яйцо съела, когда выйдет за огороды, на гумно. Женщина эта положила яйцо за пазуху, и они пошли. Когда вышли за гумно, женщина, как велела ей Матрона, разбила яйцо, а там - мышь. Они все испугались и решили вернуться обратно. Подошли к окну, а Матрона говорит: «Что, гадко мыша-то есть?» - «Матронушка, ну как же есть-то его?» - «А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам, вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее вытаскивала, а молоко давала людям». Женщина говорит: «Матронушка, да ведь они не видели мышь-то и не знали, я ж ее выбрасывала оттуда». - «А Бог то знает, что ты молоко от мыша продавала!»

Помощь, которую подавала святая Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых «целитель» входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим.

Матрона читала молитвы над водой и давала ее приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.

Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
Последний земной в своей земной жизни праведная Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. Но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи. Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник Николай Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону.) Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.
До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» «Боюсь».


2 мая 1952 года она почила. 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку? - взволнованно спросил он.- Что, она умерла?» (Многие насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону.) Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили: накануне матушка скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви Ризоположения на Донской улице. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение. После отпевания, которое совершил отец Николай Голубцов, все присутствующие подходили и прикладывались к ее рукам.

Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
Люди так и поступают сегодня, обращаясь к блаженной Матроне с просьбами об исцелении от болезней, встрече с суженым, материнстве, избавлении от алкогольной и наркотической зависимости, помощи в решении материальных проблем, в учебе или работе, избавлении от страданий.

Призывая в помощники святую Матрону, помните, что прежде всего нужно обращаться в молитвах к Спасителю и Пресвятой Богородице. Просите Матронушку помолиться за вас перед Господом и помочь вам.

К святой Матроне можно обратиться в храме, в который вы обычно ходите, или дома, или в любом другом месте: важна не обстановка, а твердая вера в Бога и молитва, совершенная с открытым сердцем. Обычно православные просят святых угодников о помощи, осеняя себя крестным знамением и прикладываясь губами к иконе. Но если перед вами нет образа Матроны Московской, мысленно представьте его себе, закрыв глаза, и почувствуйте связь с ней.

В православных молитвословах вы найдете акафист и молитву святой Матроне, с которой к ней обращаются с просьбой о помощи или благодарностью. Ее можно выучить наизусть или читать по книге. Если вы не знаете или не помните молитв, можно говорить от себя теми словами, которые идут из глубины души и сердца.
Более того, если вам требуется помощь святой Матроны и ее заступничество перед Господом, вы можете обратится к ней посредством письма. Отправьте его на почтовый адрес монастыря: 109147, г.Москва, ул. Таганская, 58, Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г.Москвы, настоятельнице игумении Феофании (Мискиной). Можно также обратиться к Матроне с помощью электронной почты на адрес: [email protected]. Служители монастыря возложат ваши просьбы к мощам святой блаженной старицы.

Верьте, просите святую Матрону всем сердцем, но обязательно добавляйте: «Если на то воля Божья», поскольку только ему ведомо, что каждому из нас нужно для счастья.

Елицы

В 1885 году, во время правления в России династии Романовых, в мире произошло много знаменательных событий. Французский микробиолог Л. Пастер на свой страх и риск опробовал вакцину против бешенства на мучительно умирающем мальчике. Немцы запатентовали прообраз мотоцикла - велосипед с двигателем на керосине. Россия тоже не осталась без знаменательных происшествий. Страна разорвала отношения с Болгарией, в Москве появилась первая бесплатная читальня. Но самое важное событие произошло в Тульской губернии, в деревне Себино. Там в простой крестьянской семье родилась девочка, прославившая святую православную Русь на многие десятилетия.

Блаженная Матрона Московская. Биография

Сегодня трудно найти в России человека, не знающего, кто такая Матрона Московская. Биография, день рождения, даты почитания известны большинству православных христиан. Сложно даже представить количество людей, ежеминутно обращающихся к святой за помощью. Еще задолго до канонизации старицы простой народ понял, к кому нужно идти в самых безнадежных случаях.

Люди до сих пор помнят слова святой, произнесенные много лет назад: «Приходите ко мне. Рассказывайте о своем горе как живой. Я буду помогать. Каждого, кто ко мне обратится, встречу при смерти». И православный люд идет, когда житейские проблемы, неизлечимая болезнь, парализация конечностей, бесплодие, пьянство, финансовые трудности... Всех просьб не перечесть. В народе к ней относятся как к любимой бабушке, которая всех приголубит, пожалеет и всегда поможет.

Появление на свет

Будущая святая старица родилась бедных крестьян. Началась биография Матроны Московской с печального решения ее матери Натальи Никоновой, отдать малышку в приют. Семья была не в состоянии прокормить еще одно чадо. Однако незадолго до рождения дитя Наталья увидела сновидение, заставившее ее позабыть о своем решении. Женщине приснилась удивительная У пернатой красавицы были закрыты глаза. Наталья растолковала видение как знак, что воли Божией на отказ от ребенка нет. Новорожденная появилась на свет в 1881 году 10 (22) ноября. После ее рождения подтвердился. Малышка была слепой.

Удивительное детство

С начала появления на свет дитя сопровождали необычные события. Первый такой случай произошел во время крещения девочки.

Священник, опуская чадо в купель, поразился появившемуся возле младенца столбу благоухающего тумана. «Ребенок будет святым», - сказал служитель церкви. На этом странности в жизни дитя не закончились. Наталья рассказывала подругам, что новорожденная «постится» самостоятельно. Девочка отказывалась от кормления грудью в среду и пятницу. Ночи малышка проводила с иконами в Играла Матронушка не с ровесниками, которые смеялись над ней, а с изображениями святых людей. В то время как сверстники развлекались по обыкновению во дворе, малышка подпевала церковному хору на службе.

Молодость блаженной

Еще в раннем детстве стала известной в народе будущая Святая Матрона Московская. Биография блаженной как целительницы и прозорливицы началась уже в возрасте семи-восьми лет. С малолетства она принимала множество людей, которым помогала молитвой. К бедной крестьянской избе без конца тянулся народ. Благодарные люди оставляли для ребенка продукты, подарки. Так дитя из обузы превратилось в основную кормилицу семьи. Одаренного Богом ребенка преследовали нападки дьявола. Однажды Наталья предложила девочке зайти домой, на улице было слишком холодно. Матронушка отказалась, пояснив, что ее искушает сатана. По рассказам дитя, злой ангел не давал ей находиться в избе, колол вилами и жег огнем.

Много радости в молодости Матроне доставили путешествия по святым местам. Благочестивая приятельница брала девушку с собой в паломнические поездки. Ей удалось побывать в Троице-Сергиевской Лавре и Киево-Печерской, других местах, хранящих православные реликвии. Одно такое путешествие ознаменовалось удивительным событием. В Андреевском соборе матушка повстречалась с Иоанном Кронштадтским. Он, заметив 14-летнюю девочку в толпе прихожан, попросил людей расступиться, чтобы святой мог поприветствовать свою смену. «Восьмой столп России», - назвал ее Иоанн.

Взрослая жизнь

В 17 лет случилась трагедия, навсегда изменившая судьбу матушки. У нее Женщина заранее знала о том, что однажды в храме к ней подойдет прихожанка, из-за которой она больше не сможет ходить. «Я не побежала от воли Божией», - поясняла впоследствии Матронушка окружающим. Однако на этом ее испытания не закончились. Вскоре ей стало негде жить. Начиналась предсказанная святой революция, а вместе с ней долгие годы преследований верующих людей. Биография Матроны Московской во времена гонений на христиан отличалась верностью уставам Церкви и исключительной духовной стойкостью. Напряженная жизнь была наполнена молитвами и сострадательным отношением к людям. Слепая, парализованная, без крова, без семьи, она находила силы утешать просителей, избавлять их от страданий своим молитвенным дерзновением к Господу.

Нелегкий выбор

В 1917 году наступило тяжелое время скитаний и репрессий. Власть не одобряла религиозных подвижников и преследовала их. Старшим братьям Матроны, ярым активистам коллективизации, мешала антисоветская деятельность младшей сестры. В то время за религиозную пропаганду можно было лишиться многого, в том числе и жизни. Биография Матроны Московской отмечает этот напряженный момент как период нелегкого выбора между семьей и предназначением от Бога. И она выбрала последнее. В 1925 году матушка перебралась в Москву. Здесь, в столице, она прожила все оставшиеся 30 лет жизни, бесприютная и неустроенная.

Московский период

Даже в наше время кажется невероятной ситуация, когда человек живет один в столице, будучи слепым, не имея возможности ходить. Что уж говорить о послереволюционном периоде. А ведь кроме физических недугов, у святой были проблемы с милицией. В этот момент жизни биография Матроны Московской начинает напоминать детектив: проблемы с пропиской, преследования стражей порядка, тотальная неустроенность, постоянные переезды. Каждый раз ей удавалось скрываться от погони, о которой она чудесным образом узнавала заранее.

Ухаживать за собой не могла святая Матрона. Московская биография старицы богата именами верующих женщин, бравших на себя попечение о ней ради Христа.

Они вместе с блаженной скитались по квартирам, подвергаясь опасности. Из дома в дом, с одной улицы на другую. Однажды ее удалось поймать сотруднику правопорядка. Но встреча эта была непростой, а промыслительной. Блаженная с порога отправила милиционера домой. Пораженный необычным приемом старицы, мужчина послушал ее и поэтому успел спасти умирающую жену. Последние годы жизни святая провела в Подмосковье у родни. О своей смерти она знала заранее. Перед кончиной она попросила пригласить в дом батюшку. Пришедший священник был удивлен, когда узнал, что блаженная боится умирать. Старица отошла к Господу в 1952 году 2 мая.

Предсказания и чудеса Матроны Московской

С раннего детства Матронушка предвидела бедствия и опасности, ожидающие русский народ.

  • Перед началом революции одна зажиточная сельчанка обратилась к блаженной за советом по поводу строительства колокольни. Та ей ответила, что планам меценатки не суждено сбыться. Женщина недоумевала. Ну что может помешать? Уже и материалы куплены, и денег достаточно. Однако скоро началась революция, и строительство храмов остановилось на долгие десятилетия.
  • Однажды девочка попросила мать принести ей куриное перо. Наталья выполнила просьбу дитя. Дочь ощипала его. А затем сказала матери: «Видишь его. Вот так же поступят с нашим царем». Наталья испугалась таких речей ребенка. Через некоторое время до села дошли новости об октябрьском перевороте.

  • Приходящим к ней людям матушка советовала всегда полагаться на Божию волю. Молиться, обязательно каяться, причащаться Святых Христовых Тайн, налагать на себя почаще помогать нуждающимся. «Если народ не живет по заповедям, теряет веру, большие бедствия обрушиваются на него. Когда и во времена страданий не кается, тогда совсем исчезает с земли», - говорила подвижница.

В 2012 году в СМИ появилась информация о пророчестве старицы о конце света. Якобы человечество погибнет без войны, говорила Матрона Московская. Предсказание 2017 год делает самым трагичным в земной жизни людей. Они уснут живыми, а восстанут бесплотными душами. Что означают эти слова - неизвестно. Говорят, что информация получена от подруги Матроны, не пожелавшей назвать свое имя. О предсказании категорично высказались служители церкви. Ни один христианин не может точно назвать дату конца света, это четко и конкретно указано в Писании, пояснили священнослужители.

Исцеления святой

Несмотря на свои немощи, которые матушка воспринимала как крест, данный свыше, она исцеляла людей в самых безнадежных случаях. Сохранилась история о парализованном мужчине, живущим в 4 км от Себино. Матрона посоветовала ему прийти. Парализованный мужчина преодолел огромное для такого больного расстояние, а домой вернулся на своих ногах. Очевидцы говорили, что посетителей она встречала традиционными молитвами из утреннего правила, без каких-либо дополнений. Так она исцеляла одержимых и больных. Матушка всегда говорила, что не сама лечит людей, а это делает Бог по ее молитвам.

Жизнь после смерти

Верующую душу не обмануть. Те, кто приходит к ней с любовью и чистым сердцем, оставляют записки Матроне Московской, обращаются к ней в молитве, чувствуют, что блаженная старица не оставляет их в беде.

Просители исцеляются от болезней, устраивают личную жизнь, рожают долгожданных ребятишек, находят работу. Список благодеяний святой можно продолжать до бесконечности. Примечательно, что почитатели получают не только помощь от матушки, но и духовную поддержку. Люди чувствуют, как святая молится за них в трудных ситуациях.

Обретение мощей

Первые годы дорога к могиле святой, как говорится, «не порастала травой». Проходило время, поклонники умирали, переезжали, забывали о старице. Затем настало время перестройки, а с нею вместе началось возрождение религиозной жизни русского народа, долгие годы лишенного веры и духовного утешения. Поклонникам блаженной удалось опубликовать воспоминания о ней. Весть о старице быстро разнеслась по стране. «Если случилась беда - иди к Матроне, она поможет», - говорил верующий люд. С этих пор началась канонизация святой. Несколько лет специальной комиссией велась работа по проверке сведений о жизни старицы, попутно составлялось ее жизнеописание летописцами. В 1998 году была, наконец, проведена эксгумация останков. В раку торжественно перенесли мощи Матроны Московской. Адрес, по которому находится святыня: ул. Таганская, дом 58. Старицу канонизировали 2 мая 1999 года.

Почитаемые изображения

Молитвенное обращение к великой подвижнице перед ее образом, по свидетельству многих людей, не остается без ответа. Икона блаженной Матроны Московской необычна тем, что иконописцы, рисуя ее, становятся перед сложной задачей изображения лица слепой старицы. Тогда как главная деталь в классическом образе святого - это глаза.

Среди написанных изображений есть необычный сюжет. Это икона, где матушка благословляет И. В. Сталина на защиту столицы.

Появление реликвии вызвало бурные дебаты в обществе. Представители священноначалия считают данный образ не каноничным, так как беседа святой с правителем государства, якобы приходившим к ней за советом, не является доказанным историческим событием. Достоверную информацию о житии блаженной может сообщить официальный сайт Матроны Московской Покровского Ставропигиального монастыря, где хранятся мощи святой: pokrov-monastir.ru.

Никонова Матрена Дмитриевна – так в миру звали Матрону Московскую – блаженную святую, помогающую людям и при жизни, и после своей кончины. Родилась она 22 (по старому стилю – 9) ноября 1881 года (согласно некоторым источникам – в 1885 году), в Тульской губернии (село Себино). Матрона была в семье четвертым, поздним, ребенком. Боясь не справиться с воспитанием девочки, родители Матроны решили отдать ее в приют еще до ее рождения. Увидев, что ребенок родился слепым (у Матроны не было глаз) и физически слабым, мать решила сама воспитывать девочку. Существует поверье, что Наталье (матери Матроны) незадолго до родов во сне пришла белая птица, у которой было человеческое лицо, а глаза закрыты. Решив, что это знамение от Бога, женщина и решила оставить новорожденную в семье.

Детство Мартоны Московской

С самого рождения было понятно, что ребенок отмечен Богом – у Матроны на груди была выпуклость, имеющая форму креста. От ношения рукотворного креста девочка отказывалась с самого детства, говоря, что Бог дал ей его от рождения.

Еще с детства у девочки проявился дар предвидения и исцеления. В дом Матроны приходили болящие, которым она дарила выздоровление, люди с различными проблемами, просьбами, вопросами, которым она давала советы. Не имеющая возможности видеть глазами, Матрона видела окружающую действительность другим зрением. Она имела четкое представление о мире вокруг нее.

Первые предсказания Матроны Блаженной

В возрасте 17-ти лет Матрона была лишена возможности ходить – у нее отказали ноги. Блаженная знала заблаговременно, что это случится — таково испытание Бога — поэтому не сетовала и не огорчалась.

От Господа и служения Ему она не отказывалась никогда. После революции ее братья, ставшие членами партии, отказывались делить с ней одну крышу над головой. В 1925 году Матрона стала бездомной, подавшись в скитания в Москву. Этот город Матрона очень любила, считая его святым. Очень многие здесь знали блаженную, старались обогреть и приютить, но из-за преследований милиции она вынуждена была постоянно менять место своего укрытия. Святая Матрона никогда не жаловалась, не обращая внимания на неудобства.

Предсказав страшную, кровопролитную войну, она говорила, что до Москвы и до ее родной Тулы враг не доберется. Так и случилось. В военное время вместе со всеми она молилась об окончании войны, рассказывала близким о судьбах солдат, ушедших на фронт, продолжала исцелять болезни, даже очень тяжелые. Взамен на помощь Господа она просила только одно – верить Ему.

Смерть Матронушки Московской. Где могила Матроны?

Умерла Матрона 2 мая (по старому стилю – 19 апреля) 1952 г., похоронили ее на Даниловском кладбище – это была ее просьба. О ее скромной могилке сначала знали немногие, но потом молва о месте захоронения блаженной, оставшейся в памяти многих монахов и мирян Божьим человеком, узнавали все больше людей. Как и завещала Матрона, тропа к ней не зарастает и после ее смерти, по настоящее время. При жизни она говорила, что пройдет время, и люди о ней узнают, приходя за помощью, которую через нее ниспошлет Господь всем просящим и верующим.

Как просить помощи у Матроны Московской, как молиться Святой Матрене, как добраться до мощей святой и когда отмечают день памяти Матроны читай в