Влияние наушников на остроту слуха школьников. Определение остроты слуха с помощью речи Задания для внеаудиторной самостоятельной работы


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И ОСТРОТЫ СЛУХА

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями зрительной и слуховой сенсорной систем, гигиеническими рекомендациями по охране зрения и слуха, методами профилактики сенсорных расстройств.

2) оценить остроту слуха;

Оборудование: таблицы для определения остроты зрения, рулетка

длиной 5 м, указка, сантиметровая лента
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился как минимум один невозбужденный фоторецептор. Так как диаметр, например, колбочек равен 3 мкм, то для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мкм, а такая величина изображения получается при угле зрения 1". При рассматривании под углом зрения менее 1" две светящиеся точки сливаются в одну.

Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками , которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1".

Остроту зрения можно оценить, пользуясь таблицами различного вида: для детей младшего возраста – таблицей Орловой; для определения остроты зрения в диапазоне от 1,0 до 2,0 ед. – таблицей О. М. Новикова. Также используется буквенная таблица Головина – Сивцева.

Таблицу повесьте на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно осветите ее электрической лампочкой. Испытуемого усадите на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предложите ему закрыть один глаз щитком или ладонью. Указкой покажите испытуемому буквы и попросите их назвать. Определение начните с верхней

строчки и, опускаясь вниз, найдите самую нижнюю строку , все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2–3 с и правильно называет. Если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда, острота зрения составляет 1,0 по таблице Головина – Сивцева и 2,0 ед. по таблице О. М. Новикова.

Затем определите остроту зрения другого глаза. Остроту зрения рассчитайте по формуле

где V – острота зрения; d – расстояние от испытуемого до таблицы; D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с нормальной остротой зрения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки , вызывающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наибольшая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет - в области 2000 Гц, а старше 60 лет - в области 1000 Гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, или порогом слухового ощущения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем, стало быть, выше чувствительность уха к данному звуку. Из сказанного вытекает, что в области средних частот (от 1000 до 3000 Гц) пороги слухового восприятия оказываются наиболее низкими , а в области низких и высоких частот пороги повышаются.

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы.

Исследование слуха проводят в условиях полной тишины, в изолированном от посторонних шумов помещении. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров.

Для исследования различения шепотной речи может быть применена следующая примерная таблица слов (табл.).

Таблица

Таблицы слов для исследования шепотной речи у детей


Слова с низкой частотной характеристикой

Слова с высокой частотной характеристикой

Вова

Саша

Дом

Часы

Окно

Шишка

Ухо

Чай

Море

Спичка

Рыба

Чижик

Волк

Шашка

Дым

Час

Город

Зайчик

Ум

Сеть

Ворон

Чашка

Мыло

Птичка

Урок

Кисть

Гром

Щи

Бык

Чайка

Сделайте вывод о показателях остроты зрения и остроты слуха.

Вывод. Дайте оценку цветового восприятия испытуемого.
Лабораторная работа № 43. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА ПО В.И. ВОЯЧЕКУ (ШЕПОТНАЯ РЕЧЬ)
Теоретическая часть. С помощью слухового анализатора человек ориентируется в , формирует соответствую­щие поведенческие реакции, например, оборонительные или пищедобывательные. Способность восприятия человеком разговорной и вокальной речи, музыкальных произведений делает слуховой анализатор необходимым компонентом средств общения, познания, приспособления.

Адекватным раздражителем для слухового анализатора являются звуки, т.е. колебательные движения частиц упругих тел, распространяющихся в виде волн в самых различных средах, включая воздушную среду, и воспринимающиеся ухом. Звуковые волновые колебания (звуковые волны) характеризуются частотой и амплитудой.

Частота звуковых волн определяет высоту звука. Человек различает звуковые волны с частотой от 20 до 20000 Гц. Звуки, частота которых ниже 20 Гц - инфразвуки и выше 20000 Гц (20 кГц) - ультразвуки, человеком не ощущаются. Звуковые волны, имеющие синусоидальные, или гармонические, колебания, называют тоном. Звук, состоящий из не связанных между собой частот, называют шумом. При большой частоте звуковых волн - тон высокий, при малой - низкий.

Второй характеристикой звука, которую различает слуховая сенсорная система, является его сила, зависящая от амплитуды звуковых волн. Сила звука или его интенсивность воспринимаются человеком как громкость. Ощущение громкости нарастает при усилении звука и зависит также от частоты звуковых колебаний, т.е. громкость звучания определяется взаимодействием интенсивности (силы) и высоты (частоты) звука. Единицей измерения гром­кости звука является бел, в практике обычно используется децибел (Дб), т.е. 0,1 бела. Человек различает звуки также по тембру, и ли «окраске». Тембр звукового сигнала зависит от спектра, т.е. от состава дополнительных частот (обертонов), которые сопро­вождают основной тон (частоту). По тембру можно различить звуки одинаковой высоты и громкости, на чем основано узнавание лю­дей по голосу. Чувствительность слухового анализатора определяется минимальной силой звука, достаточной для возникновения слухового ощущения. В области звуковых колебаний от 1000 до 3000 Гц, что соответствует человеческой речи, ухо обладает наибольшей чувствительностью. Эта совокупность частот получила название речевой зоны . В данной области воспринимаются звуки, имеющие давление меньше чем 0,001 бара (1 бар = 7,5 · 10 2 мм рт. ст., что составляет приблизительно одну миллионную часть нормального атмосферного давления).

Цель работы. Определение остроты слуха.

Оборудование и материалы. Вата.

Ход работы. Испытуемый располагается сначала на расстоянии 6 метров от экспериментатора. Один слуховой проход необходимо закрыть ватой. Открытое ухо должно быть обращено к источнику звука, испытуемый стоит боком и смотрит в сторо­ну, чтобы исключить угадывание слов по движению губ. Испытуемый должен громко по­вторять услышанное слово. Исследующий про­износит шепотом с одинаковой интенсивнос­тью после выдоха сначала слова с низкими , а затем - на расстоянии 20 м - с высокими звуками (табл. 8).

Если испытуемый не слышит произносимых шепотом слов, то экспериментатор приближает­ся на один метр и возобновляет исследование, и так до того момента, пока испытуемый не нач­нет верно повторять слова.

При нормальном слухе человек воспринима­ет произнесенные шепотом низкие звуки с рас­стояния 6 метров, высокие - 20 метров.
Таблица 8


Слова с низкими звуками

Слова с высокими звуками

У, О, М, Н, Р, В

А, Е, И, И, Я, Э, С, Ж, Ч, Ц,Ш,Щ


Вон, вор, вру, врун, мор, мну, ну, мимо, Мирон, много, море, мороз, мутно, ворон, руно, спор, урок

Аи, сияй, зачесть, зажечь, ей, сейчас, зиять, счищать, ой, сеча, изъять, чайка, жечь, чаша, кисть, часть, сжечь, чеши, зять, чашка, сей, чиж, сажать, честь, час, дача, сдача, чтец, чей, жесть, сиг, шайка, ситец, шейка, сиять, шить, зайка, езда, счистить,

Оформление отчета. Определите остроту слуха для слов с низкими и высокими звуками

Вывод. Сравните остроту слуха для слов с низкими и высокими звуками, сопоставьте полученный результат с нормой.
Лабораторная работа № 44. БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ

Теоретическая часть. Человек обладает пространственным слухом, т. е. способностью лока­лизовать источник звука, что обусловлено наличием двух симметричных половин слуховой сенсорной системы.

Определение локализации источника звука возможно с помо­щью бинаурального слуха, т. е. способности слышать одновременно двумя ушами. Благодаря бинауральному слуху человек способен более точно локализовать источник звука, чем при монауральном слухе, и определять направление звука. Для высоких звуков определение их источника обусловлено разницей силы звука, поступающего к обоим ушам, вследствие различной их удаленности от источника звука. Для низких звуков важной является разность во времени между приходом одинаковых фаз звуковой волны к обоим ушам. Определение местоположения звучащего объекта осуществляется либо путем восприятия звуков непосредственно от звучащего объекта - первичная локализация, либо путем восприятия отраженных от объекта звуковых волн - вторичная локализация , или эхолокация. При помощи эхолокации ориентируются в пространстве некоторые животные (дельфины, летучие мыши).

Цель работы. Доказательство роли бинаурального слуха в определении пространственной локализации звука.

Оборудование и материалы. Фонендоскоп с трубками разной длины.

Ход работы. Испытуемого усаживают на стул спиной к эксперимен­татору. Наконечники резиновых трубок фонендоскопа вставляют в уши испытуемого и слегка постукивают по фонендоскопу. Просят испытуе­мого указать, с какой стороны он слышит звук. Затем трубки фонендо­скопа меняют и повторяют опыт. Испытуемый опять сообщает, в каком направлении находится источник звука, указывая источник звука со сто­роны короткой трубки фонендоскопа.

Оформление отчета. Запишите результаты наблюде­ний в тетрадь. Объясните, почему звук слышится со стороны короткой трубки.

Вывод. Отметьте значение бинаурального слуха в определении расположения источника звука.
Лабораторная работа № 45. ИССЛЕДОВАНИЕ КОСТНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПРОВОДИМОСТИ ЗВУКА

Теоретическая часть. Различают костную и воздушную звуковую проводимость. Воздушная проводимость звука обеспечивается распространением звуковой волны обычным путем через звукопередающий аппарат. Костная проводимость звука - это передача звуковых волн непосредственно через кости черепа. При патологических изменениях в звукопередающем аппарате слуховая чувствительность частично сохраняется за счет костной проводимости звука.

Цель. Доказательство возможности костного проведения звуковых колебаний и более высокой эффективности воздушной проводимости.

Оборудование и материалы. Камертоны с разной частотой колебаний, молоточек, секундомер, ватные тампоны, двое испытуемых.

Ход работы. Для наблюдения костной проводимости звука проведите опыт Вебера : ножку звучащего камертона приложите на середину темени испытуемого. Отметьте, какой силы испытуемый слышит звук через оба уха. Затем повторите опыт, заложив предварительно в одно ухо ватный тампон. Отметить характер изменения воспринимаемой силы звука со стороны уха, заложенного тампоном. Объясните наблюдаемые изменения. Убедитесь в том, что звук распространяется через открытое ухо, с помощью двух испытуемых. Соедините резиновой трубкой ухо одного испытуемого с ухом второго испытуемого и приложите к темени первого камертон. Услышит ли второй испытуемый звук? Почему.

Для сравнения воздушной и костной проводимости звука проведите опыт Ринне: приложите ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку височной кости. Испытуемый слышит постепенно ослабевающий звук. При исчезновении звука (судят по словесному сигналу испытуемого) камертон переносят непосредственно к уху. Испытуемый вновь слышит звук. Пользуясь секундомером , определяют время, в течение которого слышен звук. Воздушную проводимость исследуют раздельно для правого и левого уха.

Оформление отчета. Результаты исследований занесите в таблицу:


Характеристики камертона (число колебаний, Гц)

Тип проводимости звука

Продолжительность восприятия звука камертона, с

в норме

правое ухо

левое ухо

128

Воздушный

75

Костный

35

256

Воздушный

40

Костный

20

512

Воздушный

80

Костный

40

1024

Воздушный

100

Костный

50

2048

Воздушный

40

Костный

20

Вывод. Оцените костную и воздушную проводимость. Сравните полученные данные с нормой.
Лабораторная работа № 46. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОГОВ РАЗЛИЧЕНИЯ
Теоретическая часть. Под порогом различения подразумевают воспринимаемый субъективно наименьший прирост или наименьшую убыль интенсивности раздражения.

В 1834 г. Вебер сформулировал следующий закон: ощущаемый прирост раздражения (порог различения) должен превышать на определенную долю раздражение, действовавшее ранее. Так, усиление ощущения давления на кожу руки возникает лишь в том случае, когда накладывают дополнительный груз, составляющий определенную часть груза, положенного ранее. Зависимость выражается формулой:

где I - раздражение, Δ I - его ощутимый прирост (порог различения).

Цель. Убедиться в наличии зависимости между порогом различения и величиной исходного раздражителя.

Оборудование и материалы. Мерный цилиндр на 500 мл, гиря на 2 кг

Ход работы. Испытуемый берет в руку цилиндр, в который налито 100 мл воды, и закрывает глаза. Медленно доливают цилиндр водой, пока испытуемый не сообщит, что он почувствовал нараста­ние тяжести. Заметить количество воды , добавленной в цилиндр к этому моменту. Затем опыт повторить, каждый раз заново наливая в мерный цилиндр исходный объем воды: 200, 300 и 500 мл. Повторить серии опыта, предварительно предложив испытуемому подер­жать в течение 1-2 мин на вытянутой руке гирю весом 2 кг.

Оформление отчета. Результаты эксперимента занесите в таблицу:


Номер

опыта


Исходная масса воды в цилиндре, г (ΔI)

Масса воды, прибавленная до ощу­тимого прироста тяжести, г (ΔI)

Значение К

(К = ΔI/I)


До нагрузки

1

100

2

200

3

300

4

500

После нагрузки

1

100

2

200

3

300

4

500

Полученные данные используйте для расчета константы (К) в уравнении Вебера К = Δ I / I . Сравните между собой постоянные значения К, полученные в 1-4 опытах (отдель­но до и после физической нагрузки).

Вывод. Cделайте вывод о том, как влияет степень адаптации рецепторного аппарата на способность ощущать изменения интенсивности раздражения.
Лабораторная работа № 47. ИССЛЕДОВАНИЕ ВКУСОВОГО АНАЛИЗАТОРА
Теоретическая часть. Вкусовые анализаторы основаны на хеморецепции. Вкусовые рецепторы содержат информацию о характере и концентра­ции вещества, находящегося во рту. Вкусовые почки (рецепторы вкуса) нахо­дятся на языке, задней стенке глотки, мягком небе, миндалинах, надгортан­нике. Больше всего их на кончике языка, его краях и задней части. Возбужде­ние вкусовых почек запускает цепь реакций отделов мозга, что приводит к различной работе органов пищеварения. Каждая вкусовая почка состоит из двух-шести рецепторных клеток и опорных клеток. Человек различает четыре основных вкусовых качества: сладкое, кислое, горь­кое и соленое, которые достаточно хорошо харак­теризуются типичными для них веществами. Вкус сладкого ассоциируется главным обра­зом с природными углеводами типа сахарозы и глю­козы; хлорид натрия – соленый; другие соли, на­пример хлорид калия, воспринимаются как соленые и горь­кие одновременно. Такие смешанные ощущения характерны для многих естественных вкусовых стимулов и соответствуют природе их компонентов. Например, апельсин – кисло-сладкий, а грейпфрут кисло-сладко-горький. У кислот вкус кислый; мно­гие растительные алкалоиды горькие.

Н

Рис. 29. Схема языка человека.
а поверхности языка можно выделить зоны специфической чувствительности. Горький вкус вос­принимается главным образом основанием языка; другие вкусовые качества воздействуют на его бо­ковые поверхности и кончик, причем эти зоны взаимоперекрываются (рис. 29).

Между химическими свойствами вещества и его вкусом не существует однозначной корреляции. Например, не только сахара, но и соли свинца сладкие, а самый сладкий вкус у искусственных заменителей сахара типа сахарина. Более того, воспринимаемое качество вещества зависит от его концентрации. Поваренная соль в низкой концент­рации кажется сладкой и становится чисто соленой только при ее повышении. Чувствительность к горьким веществам существенно выше. Поскольку они часто ядовиты, эта их особенность предосте­регает нас от опасности, даже если их концентрация в воде или пище очень низка. Сильные горькие раздражители легко вызывают рвоту или позывы на нее. Так как абсолютная мера измерения интенсивности раздражителя не установ­лена из-за неясной природы возникновения ощущения, то ее измеряют по концентрации стандартного вещества, принятого как эталон вкусового раз­дражителя. К этим веществам относят поваренную соль (соленое), сахар (сладкое), лимонную кислоту (кислое) и солянокислый хинин (горькое). В качестве исходного готовят одномолярные растворы. Пороги вкусовой чувствительности измеряют с помощью последовательного разведения этих растворов. Под порогом вкусовой чувствительности понимают наименьшую кон­центрацию раствора вкусового вещества, которая при нанесении на язык вызывает соответствующее вкусовое ощущение. За норму порогов вкусовой чувствительности, определенных методом капельных раздражений, принимают концентрации: для сладкого и соленого - 0,25-1,25 %; для кислого - 0,05-1,25 %; для горького - 0,0001-0,003 %.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотной речью. Рекомендуется составить 2 группы слов.

Первая группа слов включает гласные у,о и согласные м,н,в,р. Например, ворон, двор, номер и т.д.

Вторая группа слов – гласные а,и,э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т.д.

Цель работы: определить остроту слуха.

Оборудование: рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

Ход работы: работа проводится в группе. Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо заглушают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из 1 и 2 групп, постепенно при этом отдаляясь. Как только испытуемый начинает правильно называть 50% произнесенных слов, то это расстояние считают пороговой величиной. После чего расстояние между исследователем и испытуемым начинают быстро увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет та точка, с которой он не сможет услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.

Оценка полученных результатов: 1) слова 1 группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные); 2) слова 2 группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

Функциональное состояние вестибулярного анализатора.

Цель работы: определить функциональное состояние вестибулярного аппарата.

Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой

Проба Ромберга используется при определении функционального состояния вестибулярного анализатора.

Ход работы: работа проводится в парах. Один испытуемый выполняет команды, а исследователь фиксирует время и состояние испытуемого.

Вариант 1.

Испытуемый стоит, сомкнув ступни ног (пятки и носки вместе), глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько раз разведены. Исследователь определяет время устойчивости в этой позе до потери равновесия.

Вариант 2.

Испытуемый должен встать так, чтобы ноги его находились на одной линии; при этом пятка одной ноги касается носка другой, в остальном положение испытуемого такое же, как и в варианте 1, т.е. руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.

Оценка результатов: в варианте 1 у здоровых нетренированных людей такое положение может сохраняться обычно в пределах 30-55 с; дрожание пальцев рук и век отсутствует. У физкультурников может составлять 100-120 с и более. У подростков, не занимающихся спортом, в варианте 2 эти колебания составляют 13-53 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Составить таблицу строения анализаторов:

1. Решить ситуационные задачи:

а) Почему у детей чаще, чем у взрослых, наблюдается воспаление среднего уха? Дайте анатомическое обоснование.

б) При перелетах в самолете во время перепада давления воздушной среды пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства “закладывания ушей” предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.

в) При обследовании больного были выявлены нарушение центрального и со­хранность периферического зрения. О патологии в каком участке сетчатки глаза можно сделать вывод?

2. Составить кроссворд по теме «Сенсорные системы»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ПО ТЕМЕ: «Эндокринная система»

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 4 часа

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Научиться ориентироваться в топографии эндокринных желез по таблицам и муляжам.

Универсальность знания данной темы необходимо для будущих фармацевтов, так как во взаимодействии с нервной системой эндокринные железы регулируют все функции организма. При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, что влияет на функционирование желез внутренней секреции и вызывает патологическое изменение в них, при этом фармацевты должны знать механизм действия лекарственных веществ.

Для выполнения практических работ студент должен знать:

1. Виды секреции желез.

2. Гормоны, механизм действия, виды гормонов, свойства гормонов.

3. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, поджелудочная, вилочковая, половые железы, надпочечники - расположение, внешнее и внутреннее строение), гормоны и их физиологические эффекты, проявление гипо- и гиперфункции желёз.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Повторить строение и функции желез внутренней секреции: щитовидной, паращитовидной, вилочковой, поджелудочной, гипофиза, эпифиза, надпочечников, половых желез.

2. Составить сводную таблицу гормонов, желез внутренней секреции, заболеваний и нарушений при гипо- и гиперфункции.

ЖЕЛЕЗА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ ГОРМОНЫ ГИПОФУНКЦИЯ ГИПЕРФУНКЦИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ::

1. Составить схему «Эндокринная система» (выполняется при подготовке к практическому занятию)

2. Оформить проект санбюллетеня на тему: «Профилактика йододефицита», «Профилактика сахарного диабета»

3. Решить ситуационные задачи:

a. Больной жалуется на головные боли, резкое ухудшение зрения. Одновременно отмечается значительное увеличение размеров лицевого черепа, кистей и стоп. О патологии какого образования должен подумать врач? Дайте анатомическое обоснование.

b. Известно, что каждый надпочечник кровоснабжается 25-30 артериями, происходящими из разных источников. Одной из особенностей сосудистой системы надпочечника является то, что одни из артериальных ветвей питают преимущественно корковое вещество органа, другие - мозговое. Как можно анатомически объяснить этот феномен?

4. . Составить ситуационную задачу по теме «Эндокринная система»

ПРИМЕЧАНИЕ: Запишите полученные умения по теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Разработка конспекта урока по биологии.

Учитель: Акентьева Е. В.

Тема: «Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Центры слуха. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение.

Лабораторная работа № 6. Определение остроты слуха.»

Цель : рассмотреть с учащимися строение слухового анализатора в целом и его отдельных частей, выявить роль анализатора в восприятии человеком окружающей действительности; установить правила гигиены и болезни органов слуха.

Задачи:

Образовательная: изучить строение слухового анализатора, его функции.

Воспитательная: приучать детей к гигиене, бережному отношению к своему организму посредством рассмотрения заболеваний слухового анализатора.

Развивающая: продолжить развивать такие характеристики как анализ, синтез, коммуникативная грамотность.

Тип урока : комбинированный

Оборудование: ПК, видеофрагмент «Слуховой анализатор», таблица «Анализаторы», рабочие тетради

Ход урока

1. Орг момент (2 мин)

2. Этап активизация мыслительной деятельности (7 мин)

3. Этап изучения нового материала (18 мин)

4. Этап закрепления изученного (13 мин)

5. Рефлексия (3 мин)

6. Домашнее задание (2 мин)

Приветствие, проверка отсутствующих

Активити «Приветствую на всех языках мира!» Поприветствовать соседа по парте на разных языках мира

В парах

2. Этап активизация мыслительной деятельности

Тест «Зрительный анализатор»

Выберите только один правильный ответ

1.Глаза расположены в парных углублениях черепа -

А) Глазницах В) Слезных железах

Б) Ресницах Г) Мышцах

2.В середине радужной оболочки находится круглое отверстие -

А) Хрусталик В) Сетчатка

Б) Зрачок Г) Желтое пятно

3. Внутренняя часть глаза заполнена…

А) Сетчатой оболочкой В) Слезной железой

Б) Хрусталиком Г) Стекловидным телом

4. Бинокулярное зрение - это…

А) Зрение от одного глаза В) Зрение в темноте

Б) Зрение двумя глазами Г) Когда человек одевает линзы

5.Рецепторы сетчатки:

А) Палочки и колбочки В) Пробирочки и колбочки

Б) Палочки и пробирочки Г) Колбочки и кружочки

6.В верхнем углу глаза со стороны щеки находится ….

А) Глазница В) Слезная железа

Б) Стекловидное тело Г) Хрусталик

7.Белочная оболочка в передней части переходит в прозрачную …

А) Роговицу В) Сетчатку

Б) Склеру Г) Слезную железу

8. Снаружи глазное яблоко заключено в …

А) Сетчатую оболочку В) Белочную оболочку

Б) Радужную оболочку Г) Стекловидное тело

9. За зрачком располагается …

А) Роговица В) Склера

Б) Хрусталик Г) Радужка

10.В желтом пятне сосредоточены…

А) Палочки В) Колбочки

Б) Пробирочки Г) Кружочки

11.Подпишите части глаза

Индивид.

3. Этап изучения нового материала

Учитель: Как вы думаете, какой орган помогает нам улавливать разные звуки: распознавать голос, шум, музыку и т.д.? Учащиеся: ухо!

Учитель: правильно, это ухо. Сегодня мы с вами рассмотрим строение и функции слухового анализатора.

Слуховой анализатор (слуховая сенсорная система) – второй по значению анализатор человека. Слух играет важнейшую роль именно у человека в связи с возникновением членораздельной речи. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего, сенсорная информация передаётся в слуховую область коры большого мозга (височный отдел) через ряд последовательных структур. Орган слуха (ухо) – это периферический отдел слухового анализатора, в котором расположены слуховые рецепторы. Посмотрите на Приложение 1.

Строение и функции уха. Учащимся прилагается к просмотру видеофрагмент «Слуховой анализатор».

Посмотрите Приложение 2. (Ученикам предлагается таблица в виде раздаточного материала, без указания функций, нужно заполнить 3 столбец в таблице, то есть определить функции каждой части уха.)

Работа в парах по учебнику 8 класс. Алимкулова Р., Сатимбеков Р., Соловьева А. Алматы «Атам ұ ра», 2016 год.

Часть уха

Строение

Функции

Наружное ухо

Защитная (выделение серы). Улавливает и проводит звуки. Звуковые волны колеблют барабанную перепонку, а она – слуховые косточки.

Среднее ухо

Слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединённая с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку

Внутреннее ухо

Слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются на слуховой нерв, а затем в слуховую зону коры больших полушарий

Воспринимает положение тела в пространстве и передаёт импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий; ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела

Механизм передачи и восприятия звука . Наружное ухо является звукоулавливающим аппаратом. Звуковые колебания улавливаются ушными раковинами и передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от среднего. Улавливание звука и весь процесс слушания двумя ушами, так называемый биниуральный слух , имеют значение для определения направления звука. Звуковые колебания, идущие сбоку, доходят до ближайшего уха на несколько десятичных долей секунды (0,0006 с) раньше, чем до другого. Этой предельно малой разницы во времени прихода звука к обоим ушам достаточно, чтобы определить его направление.

Среднее ухо представляет собой воздушную полость, которая через евстахиеву трубу соединяется с полостью носоглотки. Колебания от барабанной перепонки через среднее ухо передают 3 слуховые косточки, соединенные друг с другом, - молоточек, наковальня и стремечко, а последнее через перепонку овального окна передает эти колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе - перилимфе. Благодаря слуховым косточкам амплитуда колебаний уменьшается, а сила их увеличивается, что позволяет приводить в движение столб жидкости во внутреннем ухе. В среднем ухе имеется особый механизм адаптации к изменениям интенсивности звука. При сильных звуках специальные мышцы увеличивают натяжение барабанной перепонки и уменьшают подвижность стремечка. Тем самым снижается амплитуда колебаний, и внутреннее ухо предохраняется от повреждений.

Внутреннее ухо с расположенной в нем улиткой находится в пирамидке височной кости. Улитка у человека образует 2,5 спиральных витка. Улитковый канал разделен двумя перегородками (основной мембраной и вестибулярной мембраной) на 3 узких хода: верхний (вестибулярная лестница), средний (перепончатый канал) и нижний (барабанная лестница). На вершине улитки имеется отверстие, соединяющее верхний и нижний каналы в единый, идущий от овального окна к вершине улитки и далее к круглому окну. Полость их заполнена жидкостью - перилимфой, а полость среднего перепончатого канала заполнена жидкостью иного состава - эндолимфой. В среднем канале расположен звуковоспринимающий аппарат - кортиев орган, в котором находятся рецепторы звуковых колебаний - волосковые клетки.

Физиологический механизм восприятия звука основан на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение.

Заболевания органа слуха.

Среди воспалительных заболеваний наружного уха различают ограниченный и диффузный наружный отит . Примером ограниченного наружного отита является фурункул наружного слухового прохода. Диффузный наружный отит представлен большой группой воспалительных заболеваний бактериальной, вирусной, грибковой природы, а также дерматитами, характеризующимися выраженными аллергическими проявлениями.

Серная пробка (cerumen) представляет собой скопление серы, продуцируемой железами, расположенными в перепончато-хрящевом отделе слухового прохода, и слущенного эпидермиса. В норме секрет серных желез, засыхая в комочки или корочки, выпадает наружу при жевании и разговоре вследствие движений нижнечелюстного сустава и передней стенки слухового прохода. Скоплению серы способствуют узость и изогнутость наружного слухового прохода. В ряде случаев отмечают гиперфункцию серных желез, повышенную вязкость серы. Образование пробок может быть связано с воспалительными процессами, попытками удалять скопление серы и эпидермальных масс в слуховом проходе с помощью спичек, шпилек и различных других предметов. При этом серные массы, обычно скапливающиеся в перепончато-хрящевом отделе слухового прохода, проталкиваются в костный отдел, откуда удаление их затруднено.

Гигиена органов слуха.

Как и для других органов, существует ряд предписаний для поддержания в чистоте и здоровье органов слуха. Существуют следующие правила гигиены слуха.

Мыть уши необходимо ежедневно. Это правило должно соблюдаться так же неукоснительно, как умывание лица и тела и чистка зубов. Мыть необходимо не под струей воды, а слегка отведя в сторону, чтобы вода не попала в ушной проход. Гигиена должна включать не только мытье самой раковины, но и пространства за ней. В складке, где ухо прилегает к голове, скапливается большое количество грязи и микробов, которые при определенных обстоятельствах могут привести к инфекционным заболеваниям ушей.

Лабораторная работа № 6 «Определение остроты слуха»

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым методом определения остроты слуха, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров. Работая в парах ученики при помощи цифр, либо слов проверяют остроту слуха друг друга. Записывают показатели.

Диалог с учителем

Работа в парах

4. Этап закрепления изученного материала

Для закрепления тех знаний о слуховом анализаторе, которые мы сегодня усвоили, сделаем несколько заданий в тетради с заданиями под изд. Курмангалиевой Ж.Ж.

На стр. 14, тема 13.

Индивид

5. Рефлексия

Стратегия «Пять пальцев» Учащимся предлагается на чистом листе бумаги обвести кисть руки. На образовавшемся рисунке сделать следующие записи:

Большой палец – Что вспомнили?

Указательный палец – Что повторили?

Средний палец – Что изучили?

Безымянный палец - Чему научились?

Мизинец – Где испытали затруднение?

Индивид

6. Домашнее задание

Параграф 18. Составить глоссарий из 8-10 терминов и определений по пройденной теме.

Индивид

Использованные источники:

1. Учебник 8 класс. Алимкулова Р., Сатимбеков Р., Соловьева А. Алматы «Атамура»

2. Электронный ресурс

3. Электронный ресурс

4. Электронный ресурс. Видеофрагмент

5. Словарь медицинских терминов. Д. Расторгуев.

Приложение 1.

Приложение 2.

Часть уха

Строение

Функции

Наружное ухо

Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка

Среднее ухо

Полость, заполненная воздухом, в которой находятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) и евстахиева (слуховая) труба

Внутреннее ухо

Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью, заполненной жидкостью, и кортиев орган – звуковоспринимающий аппарат

Орган равновесия (вестибулярный аппарат): три полукруглых канала, отолитовый аппарат

Лабораторная работа 1. Исследование значения ушной раковины.

У животных ушная раковина играет довольно большую роль: она подвижна, является органом настораживания. Многие животные, например лошади, направляют ее раструб к источнику звуковых волн. У человека значение ушной раковины гораздо меньше, но все же известную роль она играет.

Цель работы : исследование значения ушной раковины.

Оборудование : тикающие часы; резиновая трубочка; вата; рулетка.

Ход работы .

Определяют максимальное расстояние (в метрах), на котором еще слышно тиканье часов при нормальном состоянии уха и при выключении ушной раковины. Для выключения ушной раковины в наружный слуховой проход вводят резиновую трубочку, а ушную раковину заполняют ватой. Второе ухо в обоих случаях закрывается ватной повязкой. Расстояние, на котором слышится тиканье часов, укорачивается. Напротив, при увеличении раструба ушной раковины с помощью руки, как это делают при прослушивании, расстояние, на котором начинает слышаться тиканье часов, увеличивается.

Лабораторная работа 2. Исследование значения евстахиевой трубы (опыт Вальсальвы).

Евстахиева труба, через которую полость среднего уха сообщается с ротовой полостью, обеспечивает поддержание одинакового давления по обе стороны барабанной перепонки.

Цель работы : исследование значения евстахиевой трубы.

Оборудование : тикающие часы.

Ход работы .

Сделав максимальный вдох и плотно закрыв нос рукой, производят выдох при закрытом рте и закрытом носе, раздувая щеки (при насморке опыт Вальсальвы делать нельзя). Слышен звук прохождения воздуха. Следует убедиться, что в условиях опыта Вальсальвы порог слышимости тиканья часов повышается из-за повышения давления в полости среднего уха, что ослабляет передачу слуховых волн.

Лабораторная работа 3. Определение остроты слуха.

Сила звука, воспринимаемая слуховой сенсорной системой человека, зависит от расстояния от источника звука до испытуемого. Человек с нормальным слухом воспринимает шепотную речь на расстоянии 4-5 м. В качестве источника звука могут использоваться тикающие часы (а также метроном, камертон).

Цель работы : ориентировочная оценка остроты слуха.

Оборудование : рулетка; тикающие часы; камертон.

Ход работы .

1. Испытуемому предлагают отойти на 4-5 метров, повернуться спиной к исследователю, и закрыть одно ухо ватным тампоном так, чтобы он не вызывал неудобств.

2. Исследователь шепотом произносит различные слова и цифры, которые обязательно должны включать глухие и звонкие согласные, и постепенно удаляется от испытуемого. То расстояние, на котором испытуемый не сможет правильно повторить произносимое слово, и будет характеризовать остроту слуха.



3. Затем испытуемый закрывает другое ухо ватным тампоном и исследование повторяют.

Лабораторная работа 4. Исследование бинауральной слышимости.

Слуховой анализатор обладает исключительно высокой способностью к определению направления источника звучания. Это возможно только благодаря различию во времени, которое необходимо для восприятия звука левым и правым слуховыми анализаторами.

Цель работы : исследование бинауральной слышимости.

Оборудование : плотная ткань; вата.

Ход работы .

1. Для выполнения работы испытуемый становится посреди комнаты и ему завязывают глаза плотной тканью.

2. Остальные студенты располагаются в различных участках комнаты и начинают поочередно произносить какие-либо числительные.

3. Студент должен, не называя имени и фамилии говорящего, указать пальцем направление на него.

Отмечают приблизительную ошибку отклонения в градусах.

4. Затем опыт повторяют, закрыв одно ухо ватным тампоном.

Отмечают, что точность определения направления источника звука снижается. Человек точно локализует звук, если он располагается напротив открытого уха.



Лабораторная работа 5. Слуховые рефлексы.

Цель работы : исследование слуховых рефлексов.

А) Улитково-зрачковый рефлекс.

Ход работы .

Испытуемому предлагается при рассеянном дневном свете смотреть вперед, в одну точку; сильный неожиданный звук вызывает сужение зрачка с последующим его расширением (иногда наоборот). Рефлекс замыкается со слухового нерва на уровне среднего мозга, где боковая петля (lemniscus lateralis) акустического пути частично заходит в ядро глазодвигательного нерва.

Б) Общий акустический мышечный рефлекс.

Ход работы .

Общий акустический мышечный рефлекс - подергивание мускулатуры всего тела при резком звуке - служит для проверки слуха у грудных детей. У взрослых людей иногда удается получить отдельное вздрагивание, легко тормозимое.