Наука как социальный институт. Институциализация науки. Научное сообщество

Наука как социальный институт

Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему (а не простую сумму) знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы.

Наука как социальный институт – это особая, относительно самостоятельная форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности, выступающий как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, выработавший свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы сознания ученых.

Понятие науки как социального института

Наука - это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Институт предполагает действующий и вплетенный в функционирование общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека; это явление надиндивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода в науке считается Р. Мертон. В отечественной философии науки институциональный подход долгое время не разрабатывался. Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иною вида человеческой деятельности – существуют политические, социальные, религиозные институты, а также институты семьи, школы, брака и проч.

Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

Совокупность знаний и их носителей;

Наличие специфических познавательных целей и задач;

Выполнение определенных функций;

Наличие специфических средств познания и учреждений;

Выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

Существование определенных санкций.

Э. Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

Для современного институционального подхода характерен учет прикладных аспектов науки. Нормативный момент теряет доминирующее место, и образ «чистой науки» уступает образу «науки, поставленной на службу производству». В компетенцию институционализации включаются проблемы возникновения новых направлений научных исследований и научных специальностей, формирование соответствующих им научных сообществ, выявление различных степеней институционализации. Возникает стремление различать когнитивную и профессиональную институционализацию. Наука как социальный институт зависит от социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для ее развития. Исследования Мертона раскрыли зависимость современной науки от потребностей развития техники, социально-политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. Было показано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт. В связи с этим возможны ограничения исследовательской деятельности и свободы научного поиска. Институциональность обеспечивает поддержку тем видам деятельности и тем проектам, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей. Набор базовых ценностей варьируется, однако в настоящее время ни один из научных институтов не будет сохранять и воплощать в своей структуре принципы диалектического материализма или библейского откровения, так же, как и связь науки с паранаучными видами знания.

Эволюция способов трансляции научных знаний

Человеческое общество на протяжении своего развития нуждалось в способах передачи опыта и знания от поколения к поколению. Синхронный способ (коммуникация) указывает на оперативное адресное общение, возможность согласования деятельности индивидов в процессе их совместного существования и взаимодействия. Диахронный способ (трансляция) – на растянутую во времени передачу наличной информации, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению. Различие между коммуникацией и трансляцией весьма существенно: основной режим коммуникации – отрицательная обратная связь, т.е. коррекция программ, известных двум сторонам общения; основной режим трансляции – положительная обратная связь, т.е. передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных другой. Знание в традиционном смысле связано с трансляцией. Оба типа общения используют язык как основную, всегда сопутствующую социальности, знаковую реальность.

Язык как знаковая реальность или система знаков служит специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением. Понять знаковую природу языка можно из факта недостаточности биологического кодирования. Социальность, проявляющаяся как отношение людей по поводу вещей и отношение людей по поводу людей, не ассимилируется генами. Люди вынуждены использовать внебиологичсские средства воспроизведения своей общественной природы в смене поколений. Знак и есть своеобразная «наследственная сущность» внебиологичсского социального кодирования, обеспечивающая трансляцию всего того, что необходимо обществу, но не может быть передано по биокоду. Язык выступает в роли «социального» гена.

Язык как явление общественное никем не придумывается и не изобретается, в нем задаются и отражаются требования социальности. Как продукт творчества отдельного индивида язык – это бессмыслица, не имеющая всеобщности и поэтому воспринимаемая как тарабарщина. «Язык так же древен, как и сознание», «язык есть непосредственная действительность мысли», – таковы классические положения. Различия в условиях человеческой жизнедеятельности неизбежно отражаются в языке. Так, у народов Крайнего Севера существует спецификация для названий снега и отсутствует таковая для названий цветков, не имеющих для них важного значения. Человечество накапливает знания, а затем передает их последующим поколениям.

До возникновения письменности трансляция знаний осуществлялась при помощи устной речи. Вербальный язык – это язык слова. Письменность определяли как вторичное явление, замещающее устную речь. Вместе с тем, более древней египетской цивилизации были известны способы вневербальной передачи информации.

Письменность – чрезвычайно значимый способ трансляции знаний, форма фиксации выражаемого в языке содержания, позволившая связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества, сделать его надвременным. Письменность – важная характеристика состояния и развития общества. Считается, что «дикарское» общество, представляемое социальным типом «охотника», изобрело пиктограмму; «варварское общество» в лице «па стуха» использовало идео-фонограмму; общество «землепашцев» создало алфавит. В ранних типах обществ функция письма закреплялась за особыми социальными категориями людей – это были жрецы и писцы. Появление письма свидетельствовало о переходе от варварства к цивилизации.

Два типа письменности – фонологизм и иероглифика – сопровождают культуры разного типа. Обратной стороной письменности является чтение, особый тип трансляционной практики. Революционную роль имело становление массового образования, а также развитие технических возможностей тиражирования книг (печатный станок, изобретенный И. Гуттенбергом в XV веке).

Существуют разные точки зрения на соотношение письменности и фонетического языка. В античности Платон трактовал письменность как служебный компонент, вспомогательную технику запоминания. Известные диалоги Сократа переданы Платоном, так как Сократ развивал свое учение в устной форме.

Начиная со стоицизма, отмечает М. Фуко, система знаков была троичной, в ней различалось означающее, означаемое и «случай». С XVII века диспозиция знаков становится бинарной, поскольку определяется связью означающего и означаемого. Язык, существующий в свободном, исходном бытии как письмо, как клеймо на вещах, как примета мира, порождает две другие формы: выше исходного слоя располагаются комментарии, использующие имеющиеся знаки, но в новом употреблении, а ниже – текст, примат которого предполагается комментарием. Начиная с XVII века возникает проблема связи знака с тем, что он означает. Классическая эпоха пытается решить эту проблему путем анализа представлений, а современная эпоха – путем анализа смысла и значения. Тем самым язык оказывается не чем иным, как особым случаем представления (для людей классической эпохи) и значения (для современного человечества).

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающее­ся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального ин­ститута говорило о том, что в системе общественного разделения тру­да она должна выполнять специфические функции, а именно, отве­чать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную дея­тельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленнос­ти того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, пред­полагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В связи с этим говорят о политических, социальных, религиозных институ­тах, а также институте семьи, школы, учреждения.

Однако долгое время институциональный подход не разрабаты­вался в отечественной философии науки. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человечес­ких ресурсов.

Наука как социальный институт имеет свою собственную разветв­ленную структуру и использует как когнитивные, так и организаци­онные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:

  1. совокупность знаний и их носителей;
  2. наличие специфических познавательных целей и задач;
  3. выполнение определенных функций;
  4. наличие специфических средств познания и учреждений;
  5. выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
  6. уществование определенных санкций.

Развитие институциональных форм научной деятельности пред­полагало выяснение предпосылок процесса институционализации, рас­крытие его содержания и результатов.

Институционализация науки предполагает рассмотрение процесса ее развития с трех сторон:

1) создание различных организационных форм науки, ее внутренней дифференциации и специализации, благодаря чему она выполняет свои функции в обществе;

2) формирование системы ценностей и норм, регулирующих деятельность ученых, обеспечивающих их интеграцию и кооперацию;

3) интеграция науки в культурную и социальную системы индустриального общества, которая при этом оставляет возможность относительной автономизации науки по отношению к обществу и государству.

В античности научные знания растворялись в системах натурфи­лософов, в Средневековье - в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной пред­посылкой становления науки как социального института является на­личие систематического образования подрастающего поколения.

Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто переда­чу системы знаний, но и подготовку способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появле­ние университетов датируется XII в., однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия. Светское вли­яние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что она является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, - результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника.

По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства

Наука как социальный институт включает в себя прежде всего ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

В современных условиях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления наукой и ее развитием

Ведущие фигуры науки - гениальные, талантливые, одаренные, творчески мыслящие ученые-новаторы. Выдающиеся исследователи, одержимые устремлением к новому, стоят у истоков революционных поворотов в развитии науки. Взаимодействие индивидуального, личностного и всеобщего, коллективного в науке - реальное, живое противоречие ее развития.

Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные сообщества, университеты)

Утверждению науки в качестве особого социального института способствовал целый ряд важных организационных изменений в ее структуре. Вместе с интеграцией науки в общественную систему происходит и определенная автономизация науки от общества. В первую очередь этот процесс реализуется в университетской науке, концентрирующейся на изучении фундаментальных проблем. Автономия социального института науки, в отличие от других социальных институтов (экономики, образования и др.), имеет ряд особенностей.

Она происходит в условиях господства определенной политической системы, а именно – демократического устройства общества, гарантирующего свободу любому виду творческой деятельности, в том числе и научным исследованиям.

Дистанционирование от общества способствует формированию особой системы ценностей и норм, регулирующих деятельность научного сообщества, - в первую очередь это строгая объективность, отделение фактов от ценностей, установление специальных методов определения истинности знания.

Создается особый язык науки, отличающийся строгостью определений, логической четкостью и непротиворечивостью. В развитых естественных науках этот язык настолько сложен и специфичен, что понятен только для посвященных, специалистов.

Социальная организация науки характеризуется существованием особой системы социальной стратификации, в которой престижность ученого, его социальная позиция в этом сообществе оцениваются на основе специальных критериев. Этот тип социальной стратификации существенно отличается от стратификации общества в целом, что также способствует выделению социального института науки в качестве самостоятельного и независимого установления.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Современное науковедение пока не дает однозначного ответа вопрос о возникновении науки, т.к. рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:

Наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.;

Как непосредственная производительная сила - со второй половины XX в.;

Как социальный институт - в Новое время;

Как форма общественного сознания - в Древней Греции;

Как знания и деятельность по производству этих знаний - с начала человеческой культуры.

Разное время рождения имеют и различные конкретные науки. Так, античность дала миру математику, Новое время - современное естествознание, в XIX в. появляется общество - знание.

Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания - объективных общезначимых истин науки.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ понимается в 2-хсмыслах:

1) в широком смысле слова – это социальная подсистема, занимающая определенное место в обществе и выполняющая определенные социальные функции, форма официальной закрепленности того или иного вида человеческой деятельности в обществе;

2) в узком смысл слова – система учреждений (исследовательских центров, лабораторий), уполномоченных выполнять определенную социально-регламентированную деятельность.

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ начинает формироваться в XVI – XVII вв. и представляет собой процесс законодательного закрепления систем взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, а также между научной сферой и другими социальными образованиями (политикой, экономикой, образованием и т.д.). Наука как социальный институт включает в себя:

1) ученых с их квалификацией, опытом и знаниями;

2) разделение и кооперацию научного труда;

3) четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации;

4) научные организации и учреждения, научные школы и сообщества;

5) лабораторное и экспериментальное оборудование;

6) формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений.

Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию регулирования и наличие определенных норм.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ – процесс организации науки в устойчивую социальную структуру. Родоначальником институционального подхода к науке является американский социолог Р. Мертон. Как социальный институт наука возникает в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживания капиталистического производства, где наука как система общественного разделения труда должна отвечать за производство теоретического знания. В античном и средневековом обществе науки как социального института не существовало. Наука не была профессиональной деятельностью, за которую ученые получали вознаграждение. Профессионализация науки связана с историей университетского образования. Превращение науки в профессиональную деятельность предполагало ее регулирование и законодательное оформление. Усложнение организационных форм профессионально-научной деятельности связано с процессом выделения научных дисциплин в результате внутренней логики развития научных областей (процессы специализации, дифференциации, интеграции) и административных решений о создании научных заведений, исследовательских центров, кафедр и т.д.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО – совокупность всех когда-либо живших и ныне живущих ученых, понимаемая как интегральный субъект научного познания, т.е. совокупность людей, занимающихся наукой как видом профессиональной деятельности. В философию науки эта проблематика введена постпозитивизмом, стремившимся вскрыть взаимосвязь социокультурных и гносеологических сторон научного познания. Данное понятие было развито американским историком науки Т. Куном, который научным сообществом называл исследователей, которые разделяют общую парадигму (совокупность фундаментальных теорий, законов и образцов решений проблем). В деятельности научного сообщества поддерживаются исследовательская традиция, нормы научной рациональности, осуществляется рост научного знания.

Выделяют два уровня научного сообщества: 1) национальное, существующее в пределах одного государства; 2) интернациональное.

Также выделяют: 1) дисциплинарное научное сообщество, ограниченное рамками определенной области знания (например, совокупность всех физиков); 2) междисциплинарное (например, совокупность энергетиков).

Формы научных сообществ:

1) научные школы (например, ликей Аристотеля, академия Платона);

2) научные учреждения (научно-исследовательские центры, вузы);

3) неформализованные научные коллективы. Представители научных сообществ являются носителями определенных парадигм, исследовательских программ, методологических установок.

Основные характеристики научного сообщества:

а) единство в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области;

б) универсализм, когда ученые в своих исследованиях и оценках руководствуются общими критериями, правилами обоснованности и доказательности знаний;

в) коллективный характер накопления знания, который основан на системе внутренних норм и идеалов (этос науки);

г) приверженность определенной парадигме – модели (образца) постановки и решения научных проблем.

Понятие institutum – от лат. установление, устройство. Институт – это явление надындивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Родоначальником институционального подхода в науке стал американский социолог Роберт Мертон. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Процесс институционализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда.

Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и включает следующие компоненты:

Совокупность знаний и их носителей;

Специфические познавательные цели и задачи;

Определенные функции;

Специфические средства познания;

Формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

Определенные санкции.

Э. Дюркгейм подчеркивал принудительный характер институциональности по отношению к отдельному субъекту. Т. Парсонс указывал на то, что институт – это устойчивый комплекс распределенных в нем ролей, что обеспечивает устойчивое протекание коммуникации между различными социальными образованиями. М. Вебер подчеркивал, что институт – это еще и форма объединения индивидов, способ их включения в коллективную деятельность, участие в социальном действии.

Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. В древнем и средневековом обществе говорить о науке в ее институциональном значении нельзя, как социального института ее тогда не существовало. Как социальный институт наука возникла в Западной Европе в XVI – XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство. В системе общественного разделения труда она должна была выполнять специфические функции: отвечать за производство теоретического знания.

Институционализация науки была связана в Западной Европе с университетами . Они должны были не просто передавать систему знаний, но и подготовить людей, способных к интеллектуальному труду и профессиональной научной деятельности.

В настоящее время в статусе научных институтов выступают научные сообщества . Это понятие вел М. Полани, хотя его аналоги («республика ученых», «научная школа», «невидимый колледж» и др.) имели давнее происхождение. Научное сообщество может быть понято по-разному: как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов той или иной области знания или просто как группа исследователей, решающих определенную научную проблему. Современные исследователи считают, что научное сообщество представляет собой не единую структуру, а «гранулированную среду». Все существенное для развития научного знания происходит внутри «гранулы» - сплоченной научной группы, коллективно создающей новое знание, а затем утверждающей его в борьбе с другими аналогичными группами.

Роль научного сообщества заключается в следующем:

1) Представители данного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области.

2) Для них характерен универсализм, при котором ученые руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания.

3) Это понятие фиксирует коллективный характер накопления знания, которое создает коллективный субъект познания.

4) Члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы – модели постановки и решения научных проблем.

Другой институциональный элемент науки – научные школы . Это организованная научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого. Различают классические и современные научные школы. Первые возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на 2-ю пол. XIX в. В нач. ХХ в. их сменили современные, которые в отличие от классических научных школ ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые научные программы в рамках определенной научной дисциплины.

Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе . Междисциплинарность имеет то преимущество, что размывает строгие границы между дисциплинами и обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Установка при этом делается на синтез знания, в противоположность дисциплинарной установке на аналитичность. Для эффективного решения поставленной задачи члены междисциплинарного коллектива подразделяются на проблемные группы.

Еще одна институциональная форма образуется путем слияния научных школ. Так образуются научные направления . Несмотря на различия, научные сообщества, школы и научные коллективы представляют собой порождающие системы, обеспечивающие процесс формирования и развития нового знания.

В современной социологии знания выделяют также «эпистемические сообщества» . Они представляют собой группы людей, работающих во вненаучных специализированных областях. Это, например, промышленные лаборатории, в которых осуществляется синтез фундаментальных и прикладных моментов развития науки, а также интеграция специалистов разного профиля. Иногда говорят о возникновении т.н. «гибридных» организаций ученых, в которых предполагается переключение научных работников с одного типа деятельности на другой. Образ «чистой науки» начинает уступать другому ее образу – науки, поставленной на службу производству.

Развитие происходило не только в институциональных формах научной деятельности. Эволюционировали также и способы трансляции научных знаний.

Передача опыта и знаний имеет два аспекта: синхронный – согласование деятельности людей в процессе их совместного существования и взаимодействия и диахронный – передача суммы знаний от поколения к поколению. За первым типом передачи закрепилось название коммуникация, за вторым – трансляция. Основной режим коммуникации – коррекция программ, известных двум сторонам, трансляции – передача программ, известных только одной стороне общения.

Оба типа общения используют язык как знаковую реальность. Он служит средством хранения и передачи информации. Люди для воспроизведения своей общественной природы в смене поколений вынуждены использовать внебиологические средства. Знак и есть своеобразная сущность внебиологичского социального кодирования, обеспечивающая трансляцию всего того, что необходимо обществу, но не может быть передано по биокоду: язык выступает в роли социального гена.

До возникновения письменности трансляция знаний осуществлялась при помощи устной речи. Суть письменности определяют как вторичное явление, замещающее устную речь. Письменность позволила связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества, делать его надвременным. На ранних этапах общественного развития функция письма закреплялась за особыми социальными категориями людей – писцами, жрецами. Появление письма свидетельствовало о переходе от варварства к цивилизации. Различают два типа письменности: фонологизм и иероглифику. Обратной стороной письменности является чтение, которое выступает особым типом трансляционной практики.

Наука о письменности формируется в XVIII в. Письменность признается необходимым условием научной объективности. Позитивисты пошли дальше и обосновывали необходимость создания единого унифицированного языка, опирающегося на язык физики.

Для трансляции знания важны методы формализации и методы интерпретации. Первые связаны с претензией контролировать всякий возможный язык, обуздать его посредством закона. Вторые – с претензией заставить язык расширить свое смысловое поле.

Трансляция научного знания предъявляет к языку требование сделать его нейтральным, отшлифовать, лишить индивидуальности и представить точным отражением бытия. Идеал такой системы выражен в мечте позитивистов о языке как копии мира. Однако язык оказывается в плену менталитета. Язык образует собой вместилище традиций, привычек, суеверий, вбирает в себя родовую память народа.

Языковая картина есть отражение мира естественного и мира искусственного. Это особенно заметно когда тот или иной язык в силу исторических причин получает распространение в иных регионах мира. Так, носители испанского языка, оказавшись при завоевании Америки в новых природных и социально-экономических условиях, стали приводить в соответствие с ними лексические значения своего языка.

Наиболее древний способ трансляции знания фиксируется теорией об именном происхождении языка. Согласно ей любая сложная ситуация, например охота на дикого зверя, для ее благополучного исхода требовала разделения индивидов на группы и закрепления за ними с помощью имени частных операций. В психике первобытного человека устанавливалась прочная рефлекторная связь между трудовой ситуацией и определенным звуком – именем.

Современный процесс трансляции научных знаний распадается на три типа: личностно-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный.

По личностно-именным правилам человек приобщается к социальной деятельности через вечное имя. Например, быть матерью, отцом, сыном, дочерью, старейшиной рода, Папой Римским и т.п. – эти имена заставляют людей следовать программам этих социальных ролей.

Профессионально-именные правила включают человека в социальную деятельность по профессиональной составляющей, которую он осваивает, подражая деятельности старших: учитель, ученик, врач, военачальник, прислуга и т.п.

Универсально-понятийный тип обеспечивает вхождение в жизнь и социальную деятельность по универсальной составляющей. Опираясь на универсально-понятийный тип, человек сам себя реализует, дает возможные выходы своим личностным качествам. Здесь он может выступать от имени любой профессии или любого личного имени.

Личностно-именной тип наиболее древний, профессиональный тип мышления представляет собой традиционный тип культуры, более распространенный на Востоке, а универсально-понятийный тип наиболее молодой, он характерен для европейского мышления.

Процесс трансляции научного знания опирается на технологии коммуникации, которые проявляются как монолог, диалог, полилог. Выделяют направленный коммуникационный процесс, когда информация адресуется отдельным индивидам, и ретенальный (лат. – сеть) процесс, когда информация посылается множеству вероятностных адресатов. Выделяют также три типа коммуникативных стратегий – презентация (содержит в себе сообщение о значимости того или иного предмета, процесса или события), манипуляция (предполагает передачу внешней цели избранному субъекту и использует скрытые механизмы воздействия) и конвенция (соглашение в социальных отношениях, когда субъекты выступают партнерами, помощниками).

Способы трансляции научного знания связаны с типом общественной системы. В традиционном обществе огромное место отводилось фигуре учителя, который передавал суть знания своим ученикам, во многом по типу «делай как я». Учитель нес на себе знаково-символическую нагрузку, систему образцов-эталонов, упорядочивающих многообразие знания. Ученик должен схватывать и выявлять смыслы и применять знания к собственным действиям.

В современный период на трансляцию научного знания существенное влияние оказывают информационные технологии. Они преобразовывают знания в информационный ресурс общества. К их преимуществам следует отнести огромный объем информации и большую скорость ее трансляции и обработки. В результате повышается уровень развития и образованности людей, увеличивается степень интеллектуализации общества. Вместе с тем обилие информации и ее трактовок усложняет формирование единой научной картины мира. Моделирование процессов и явлений происходит вне опоры на эмпирическую базу. Компьютерным технологиям свойственна анонимность и безразличность, игровая компьютерная промышленность прививает прагматизм, разрушает моральные ценности.

Представляет собой систему научных организаций, учреждений .

Для социальных организаций характерны следующие признаки:

  • 1) наличие цели;
  • 2) распределение членов организации по ролям и статусам;
  • 3) разделение труда, специализация на профессиональной основе;
  • 4) построение по вертикальному иерархическому принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем;
  • 5) наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
  • 6) наличие целостной социальной системы.

Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных . Без этой связи невозможен союз между целым (организацией) и частью (человеком). Люди будут входить в состав организации только в том случае, если они будут иметь возможность получать зарплату, общаться, иметь возможность профессионального роста и т.д.

Целью науки как социального института является производство нового знания , + применение нового знания на производстве, в быту, в культуре.

В науке существует иерархическая структура:

  1. академик,
  2. доктор,
  3. кандидат наук,
  4. старший научный сотрудник,
  5. лаборант.

Наука включает в себя сеть учреждений:

  • академии наук,
  • научно-исследовательские институты,
  • лаборатории,
  • научные сообщества и т.д.

Наука как социальный институт связана с другими социальными институтами общества:

  • производством,
  • политикой,
  • искусством.

Наука как социальный институт находится в постоянном изменении: закрываются старые учреждения, организации, возникают новые.
Процесс образования новых институтов получил название институционализации .
И вообще наука как социальный институт возникла одновременно с появлением науки.

Уже в эпоху античности появляются первые научные учреждения в форме частных школ, научных сообществ под патронажем прославленных мыслителей либо при храмах.

Так всем известны:

  • общество пифагорейцев, где занятиям наукой отводилось почетное первое место;
  • научная академия Платона, где в течение 40 лет он вел преподавание;
  • ликей Аристотеля;
  • школа Гиппократа.

В эллинистическую эпоху прообразом первых средневековых университетов была школа ученых Александрии при Александрийской библиотеке , насчитывающей около 500.000 книг.
Создание уникальной библиотеки, приток ученых и рукописей из разных стран вызвали значительное развитие математики, механики, астрономии.

В средневековье подобные школы существовали при монастырях.
В позднем средневековье возникают теологически университеты: Парижский, Оксфордский, Кембрижский, Пражский и др.
Основной особенностью этих научных организаций было то, что научные дисциплины изучались здесь в целом, без специализации. Основное внимание уделялось гуманитарным знаниям. Лишь в конце XVII в. в университетах начинают преподавать естественнонаучные и технические дисциплины.

Становление современной науки, произошедшей в Новое время , ознаменовалось созданием академий. В 1603 г. В Риме создается «Академия рыси» – от девиза «глаза ученого должны быть столь же зоркими как глаза рыси» . В этой академии в духе учения Галилея читались лекции, проводились отдельные опыты. Но академией в более полном смысле этого понятия было, например Лондонское королевское общество, организованное в 1660 г. В результате к концу XVII в. Большинство европейских ученых стояли членами научных академий и обществ.

В 1724 г. Была основана Академия наук в Петербурге . В конце XVIII – начале XIX вв. процесс объединения исследователей, работавших в различных областях знания, получил дальнейшее развитие возникают: физические, химические, биологические и др. научные сообщества.

В середине XIX в. из общей структуры научных учреждений окончательно выделяются исследовательские подразделения (лаборатории), разрабатывающие более или менее узкие направления науки: Кавендишская лаборатория в Кембридже и др. Здесь уже помимо руководителей работают не только техники и лаборанты, но и научные сотрудники. Во второй половине XIX в. подобные лаборатории из академий перемещаются в высшие учебные заведения: появляются в университетах Германии, России, Франции и в других странах. Наблюдается параллельное существование и соревнование научных коллективов-лабораторий и ученых-одиночек .

Наука приобретает черты зрелого организма, профессия научного работника прочно укореняется в обществе , возникает необходимость в целенаправленной подготовке научных кадров. В начале ХХ в. возникает широкая сеть исследовательских лабораторий и институтов, не связанных с учебным процессом , не зависящих от высших учебных заведений. Возникли многочисленные научные коллективы, получившие статус лабораторий, отделов и т.д.; организация была закреплена формально, официальными документами. Но сохранились и продолжали существовать неформальные научные коллективы , не обладающие юридическими правами – научные школы .