Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Функционально-смысловой тип речи: описание, повествование, рассуждение
Типы речи - разграничение речи по обобщенному значению на повествование, описание, рассуждение.
Повествование - тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности.
Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
- экспозиция
- завязка
- развитие действия
- кульминация
- развязка
Произведения повествовательного типа речи могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом - о самом действии.
Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Повествованию свойственны:
- сообщение о развивающихся событиях, действиях или состояниях;
- динамичность;
- ведущая часть речи - глагол или слова со значение движения.
Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.
Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.
М.Ю. Лермонтов
Описание - тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
- общее представление о предмете;
- описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
- авторская оценка, вывод, заключение.
В описании широко используются:
- слова, обозначающие качества, свойства п редметов;
- глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, а для особой наглядности, изобразительности - в форме настоящего времени;
- согласованные и несогласованные определени я;
- назывные и неполные предложения.
Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.
И.А. Бунин
Рассуждение - тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.
Рассуждение может выступать в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога и др.
Рассуждение строится по следующему плану:
- тезис (высказывается какая-то мысль);
- аргументы, доказывающие его;
- вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.
Странная это вещь - книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание - и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.
Да, странная вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?
Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
(Н. Морозова)
Список литературы
- Шуваева А.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Речь. Текст. - М.: Астрель, 2008.
- Уроки развития речи 5, 6, 7 кл. Методическое пособие для учителей. Под редакцией. Канакиной Г.И, Пранцовой Г.В. - М.:Владос, 2000.
- Уроки русского языка (собрание материала) ().
- Теория. Тесты ().
- Повествование ().
Презентация «Типы речи»» ().
Определить тип речи.
1 вариант
(1) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (2) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (3) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (4) А главное, каждому признаку надо помочь развиться.
2 вариант
1. Рассуждение. 2. Повествование. 3. Описание.
(1) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру. (2) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (3) И нет уже писателя. (4) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (5) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством.
3 вариант
1. Рассуждение. 2. Повествование, 3. Описание 4. Рассуждение и описание.
(1) Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2) Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4) Но в первую очередь, и небольшие деревеньки, и сёла с вётлами, колодцами, баньками, тропинками, садами, резными наличниками, пастушьими рожками, соломенными крышами, маленькими единоличными полями (В. Солоухин).
4 вариант
1. Рассуждение. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.
(1) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (2) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук матери мальчик в синей кофточке. (3) Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (4) Я улыбнулся. (5) Молодая мать усадила его на место.
5 вариант
1. Рассуждение и повествование. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.
(1) Дуэль! (2) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (3) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (4) Самое позднее - завтра утром. (5) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (6) Сплетник вынужден был осторожничать. (7) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (8) А как же Пушкин? (9) Какая непоправимая, и бессмысленная гибель… (10) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (11) Да, «невольник чести», но ведь чести!
Нередко школьники получают в качестве домашнего задания написание сочинения. Это может быть рассуждение, описание, а иногда и повествование. Такое задание не является сложным, однако требует соблюдения некоторых правил.
Особенности рассуждения
Текст-рассуждение - одна из наиболее трудных форм текстов, с которыми приходится сталкиваться школьникам. Ведь работа над таким сочинением основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический (примеры текста-повествования, рассуждения будут рассмотрены ниже).
Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса.
Структура текста
Текст-рассуждение обязательно должен содержать в себе следующие структурные элементы:
- Тезис. Это та идея, которую школьник будет раскрывать в своей работе. Например, на ЕГЭ это та фраза, которая дается непосредственно в задании.
- Аргументация. Иными словами, доказательства, которые школьник приводит в поддержку своей точки зрения. Учащийся может опираться как на опыт из своей жизни, так и на мнение известных личностей.
- Вывод. Итог, ради которого и было написано сочинение. Школьнику также необходимо обозначить, что данный вывод подтверждается примерами.
Правила написания
Каковы же правила написания текста-рассуждения? На уроке нередко учителя обращают внимание школьников на следующие моменты:
- Определение логики текста. Школьник должен мыслить логически, обозначать в своей работе причинно-следственные связи.
- Грамотное вступление. Оно должно содержать в себе несколько предложений, в которых будут описаны существующие мнения по данной теме, проблемы и суждения. Можно привести также и высказывания известных людей, однако с этим лучше не переборщить. Вступление должно быть содержательным и емким.
- Продумать тезисы. В них не стоит подробно останавливаться на проблеме, ведь все рассуждения и пояснения будут даваться по тексту. Тезисов может быть и несколько, в зависимости от выбранной учащимся проблематики.
- Подобрать аргументы. Поскольку доказательств всегда приводится несколько, можно использовать перечисления: «Во-первых…», «Во-вторых…». Однако если учащийся сомневается, то можно применять другие вводные слова: «С одной стороны…», «С другой…».
- Написать заключение. Здесь подытоживается все сказанное. Можно применять конструкцию «Итак…», или же «Таким образом…».
Текст-рассуждение: пример
Рассмотрим небольшой пример текста-рассуждения на тему «Вред курения».
«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.
Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».
Особенности художественного текста
Иногда школьникам нужно написать художественный текст-рассуждение. В таком случае работа должна содержать в себе как элементы рассуждения, так и аспекты художественного текста. О последнем необходимо помнить, что подобный текст должен содержать в себе различные языковые средства - сравнения, эпитеты, метонимию, метафоры.
Для того чтобы написать хороший художественный текст, от автора потребуется хорошее воображение, грамотность. Не обойтись и без личных идей, багажа личного опыта. Если все эти пункты присутствуют, можно перейти к рассмотрению следующих правил, придерживаясь которых, можно написать красивый художественный текст.
- Основное - чувства. Чтобы текст получился красивым, на время его написания можно отключить самоконтроль, и писать те идеи, которые приходят в голову. Редактированием можно заняться позднее.
- Наблюдательность. Для того чтобы развивать это качество, можно носить с собой блокнот и ручку. Записанные диалоги, ситуации, особенности поведения в будущем могут пригодиться для работы над сочинением-описанием, или же текстом-рассуждением.
- Чтобы черпать вдохновение, полезно посещать разнообразные выставки, смотреть кинофильмы, восхищаться красотой природы. Чем более разнообразна жизнь школьника, тем легче ему написать хорошее сочинение.
- Огромную роль для учащегося может сыграть и чтение. Ведь чтобы создавать хорошие и качественные сочинения - в том числе и тексты-рассуждения - необходимо много читать, отмечать особенности стиля разных писателей. Немало известных писателей начинали с подражания или дописывания известных произведений.
Текст-повествование отличается тем, что в нем события или же явления описываются одно за другим. Схема построения такого сочинения следующая:
- Сообщить о месте действия.
- Рассказать о главном действующем лице.
- Описать действия, порядок их совершения.
- Указать на завершение событий.
- Сделать вывод.
Пример сочинения-повествования
Рассмотрим Рассуждения можно также включать в данный однако они не должны занимать в нем центральное место. Сочинение расскажет о фрагменте жизни вымышленного персонажа - пенсионерки Маргариты Николаевны.
«Весенним утром 25-го апреля в городе... стояла хорошая погода. Маргарита Николаевна, одинокая пенсионерка, жившая в одном из старых домов по улице..., вышла погулять. Она прошла пару остановок и повернула за угол. Внезапно Маргарита Николаевна поняла, что на улице ей не встретилось ни одного человека. Она продолжала свой путь, и внезапно из-за угла показалась фигура человека в полицейской форме, шарфе и фуражке. Испуганная отсутствием людей на улицах, Маргарита Николаевна стала звать полицейского: «Товарищ милиционер! Будьте добры, объясните, что здесь происходит?». Однако страж закона, не оборачиваясь, шел вперед.
Маргарита Николаевна из последних сил ускорила шаг, и стала его догонять. Пожилая женщина почти выбилась из сил, но все-таки догнала странного прохожего. Но когда она обернулась, удивлению ее не было предела: в форме полицейского оказался огромный пес, смотревший на женщину умными глазами. «Сударыня, вынужден вам сообщить, что этой ночью власть в Каменске захватили собаки. Все люди переселены в специальные вольеры. Вас не подвергли данным санкциям за исключительно доброе отношение к представителям нашего рода в течение всей жизни. Если вы хотите навестить кого-либо из родственников, вам необходимо получить специальное удостоверение».
Школьное сочинение написать несложно. Придерживаясь простых правил, можно получить хорошую оценку в школе, а также набраться необходимого опыта. Знание необходимых правил, описанных в данной статье, поможет справиться с таким заданием.
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №4 х. Базовый, Грачевский район
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока : «Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению– рассуждению по картине Ю.И.Пименова «Ожидание».
Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы высшей
Мартынова Н.Н.
х.Базовый, 2017
Методическая тема :
«Развитие коммуникативных умений на уроках развития речи»
Цель:
Развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Задачи :
Развивать и совершенствовать способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
Углублять и расширять знания о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
Совершенствовать умения моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;
Воспитывать внимание к слову, любовь к языку, стремление понимать окружающих, сочувствовать им.
создавать условия для формирования и закрепления умений определять тип речи, доказывая свое мнение, оперировать речеведческими терминами, редактировать чужой текст и создавать свой.
Планируемые результаты:
Предметные – ориентируются на страницах учебника, знают характерные особенности типов речи, редактируют и составляют текст -рассуждение.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, работать в парах.
Сценарий урока
Тема урока: « Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по картине Ю.И.Пименова «Ожидание».
Цели:
Знать основные типы речи, особенности композиции сочинения-рассуждения;
Уметь оценивать языковые факты с точки зрения соответствия в сфере и ситуации общения, составлять текст рассуждение;
Применять в жизни полученные знания, умения;
Быть внимательным к слову, любить родной язык, стремиться понимать окружающих.
Слайд №1
Оргмомент. Урок развития речи. Запишите в тетрадях число, классная работа.
2.Постановка учебной задачи.
2.1. На доске – запись :
… – тип речи, при котором текст отвечает на вопрос какой? ;
… – тип речи, при котором перечисляются действия, отвечает на вопрос К ак это происходило?
… – тип речи, к которому нельзя нарисовать картинку; текст отвечает на вопрос…
– Вспомните, на какой вопрос может отвечать текст- рассуждение (почему?)
4.Повторение типов речи. Учебник «Развитие речи.7 класс»
- Какие признаки помогают проверить принадлежность к определенному типу?
Описание - основной вопрос:Каков предмет?
Цель текста- дать характеристику предмета:описание человека, действий,пейзажа, картины.
Повествование - Что произошло? Рассказ о событиях,происходящих в течение определенного периода.
Рассуждение – Почему? Размышления. Доказать мысль.
Слайд №2
Работа в парах
2.2. Перед вами текст, в нем есть все части .Предлагаю вам задание: прочитайте его, попробуйте доказать собеседнику серьезность такого заболевания, как ангина.
Какой тип речи используете?
2.3. Минисценка .
Почему?
Во- первых,..
Во-вторых,…
Вывод,..
2.4 . Вывод : Если вы просто скажете, что другу надо в больницу, вряд ли
он вас послушает. А используя рассуждение, добьетесь другого результата. Убедили?
Итак, основная цель рассуждения- убедить .
3.1 . Целеполагание .
Формулирование темы и целей урока.
Исходя из этого определим тему урока .(Рассуждение)
-Над чем будем работать, какие задания выполнять ?(повторение типов речи, особенности построения рассуждения, составлять текст- рассуждение,применять полученные знания в жизни).
ИКТ
3 .2. Слайд №3» Цели .» Запишите в тетрадях тему урока.
Слайд№4 «Содержание урока»
3.3.Заполнение таблицы: Знаю по теме \ Узнал новое\Где пригодится в жизни.
Заполнить 1 графу(вопрос? 3 части)
3. 4. Проверка.
4.1 . ИКТ Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» .
Рассуждение как тип речи
Б)Композиция рассуждения:
Рассуждение состоит из 3-х частей :Назовите(тезис, аргументы, вывод)
Происхождение данных слов: Тезис - греч.Что такое?(Утверждение,мысль,которую необходимо доказать).
Аргументы – лат.
Подберите синонимы к слову аргументы- доказательства, доводы, обоснования, объяснения.
Вывод . Почему могу так написать тезис= вывод?
4.2. УПР. «Восстанови текст»( В настоящее время средний рост мужчины составляет 176см.) 6-8 \ 6,3,2,4,5,7,9,1,8.
(Закрыть
ИКТ Интерактивная доска
4.3. Тест» Укажите лишнюю часть »
4.4. Части урока №2 . РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА
-Теория « Связующие слова »
Средства связи частей рассуждения(с110)
Для того, чтобы ваши рассуждения были убедительными, а читатель или слушатель лучше воспринимал структуру рассуждения, существуют связующие слова, обороты, предложения.
- Давайте вспомним эти средства:
А)-От тезиса к доказательствам (аргументам) задаем вопрос ?(Почему?)
И можно использовать такие связующие обороты: И вот почему, это можно до казать так(следующим образом),докажем это, в этом легко убедиться, это объясняется следующим..
Б) доказательства можно вводить с помощью слов: во-первых..например, к примеру, допустим,предположим, так, значит, в общем, стало быть наконец…
В) вывод оформляется с помощью таких слов :итак, таким образом, поэтому, вот почему, обобщим все сказанное выше, подведем итоги, из всего сказанного выше следует, что.. сделаем вывод…
Специальные связующие слова могут отсутствовать. Части рассуждения выделяются по смыслу и интонации.
- А как удобнее воспринимать текст-рассуждение?
ИКТ Интерактивная доска
Слайд «Текст «Автомобили»
Прочитайте текст.Здесь есть все части:Т.,Док-ва,В.
Чтобы их обнаружить,надо подумать.
Возьмите тексты у вас на столе и включите в него связующие слова:например , докажем это, это можно доказать,это объясняется следующим Почему ?
Во-первых, во-вторых,..
Следовательно,..
ИКТ Б)проверка отредактированного текста. Слайд.
ИКТ Интерактивная доска
6. Тест. Какое слово не может использоваться в роли связующего. Проверим, как вы запомнили основные термины.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Подготовка к сочинению- рассуждению по картине Ю.И.Пименова «Ожидание».
ИКТ музыка
Рассмотрите картину, послушайте вальс дождя и подумайте над вопросами.
ИКТ Интерактивная доска
Г) Вспомогательные слова, которые можно использовать в сочинении:
Приоткрытое окно капли дождя свинцовые тучи
Город мокрое стекло старый телефон широкий подоконник
Перекрученный шнур брошенная трубка.
ИКТ Словарь. Слайд №7 презентации к уроку
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы
С этими словами мы сегодня будем работать на уроке.
ИКТ Самопроверка словарных слов. Слайд №6 презентации к уроку
Слайд «О картине «
Картина входит в серию натюрмортов » Вещи каждого дня».
В своих картинах Ю.Пименов открывает «необыкновенное» в обыкновенном. Все, что встречается за день,- огромно и поразительно разнообразно. Один день будет наполнен как будто ничем: мягким шорохом травы на лесных полянах, стрекозами в воздухе, горячим летним солнцем, теплым летним дождем.
Другой начинается нервным звонком телефона , торопливым утренним завтраком. Потом день завертится в своем сложном беге: картина за картиной пройдут перед вами- суета магазинов, толпы людей в метро, больница, где лежит близкий вам человек» .
Характерные приметы своего времени Пименов запечатлел в своих картинах. Одна из них называется «Ожидание».
В)Рассмотрите картину
-Кто ждет и чего?
- Какое из толкований слова подходит к тому, что вы видите на картине ?
- Почему именно это?
- Какое настроение картины?(грустное, плачет природа: капли на стекле, как слезы).
Слайд № 9 презентации к уроку
Д) Формулирование тезиса.План сочинения.
Ожидание - состояние человека, с тревогой, нетерпением ждущего известий о ком-то. О чувствах и переживаниях, надежде звонящего рассказывают детали картины Ю.И.Пименова «Ожидание».
-Какие аргументы (доводы), доказывающие эту точку зрения можно привести?
Во-первых, (погода)…
ВО-вторых,(чувства звонящего)…
Вывод = тезису(доказанному)…
Слайд№ 10 презентации к уроку
10. Самостоятельная работа с черновиками .
ИНД 11. Чтение образцов .
12 . Рефлексия.
- Из скольких частей состоит рассуждение?
- Какую роль играют связующие слова в тексте?
- Что узнали нового?
- Заполните таблицу-2 графу.
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание:
Написать сочинение.
ИНД
Заполнить 3 графу таблицы:»Где пригодятся знания, полученные на уроке?»
Составить синквейн
Рассуждение
Необходимое важное
объясняет, доказывает, убеждает
Рассуждение помогает убедить собеседника.
Общение .
Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.
Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).
Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:
«Все граждане Казахстана имеет право на образование. Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование». Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступает в форме рассуждения
Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. терминус – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение». (С.И.Ожегов).
В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни смерти. Вот один из текстов-рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:
« Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь». Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.
Виды рассуждений
Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.
Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.
Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.
Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.
При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила:
1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство – тезис – выводы.
2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? Кажется искусственным и неуместным.
3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось..., дело в том..., что..., вот…, почему.., вот..., например..., об этом свидетельствует такие факты, как в ыяснилось...
4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.
Приведем пример текста-рассуждения (рассуждение-доказательство):
«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название – «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так... »
Теоретические сведения "Типы речи"
РАССУЖДЕНИЕ
1. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы.
2. Признаки рассуждения:
Построение (тезис – высказывается какая-то мысль; доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами; вывод, или заключение). Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.
Между тезисами и аргументами в тексте, между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое.
Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом.
В рассуждении используются сложные предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как
Рассуждение может выступать разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.
В сочинениях-рассуждениях публицистического стиля речи полезно употреблять побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи. Обращения, повторы, пословицы, поговорки – все это также помогает яркости и выразительности языка.
Рассуждение
(почему? зачем? что это значит?)
-воздействие на ум и чувства(д.б. логически стройная система аргументов)
1. Стили: худ.,публиц., научный, в форме письма, статьи, рецензии, доклада, полемического выступления
2. Медитативный текст (внутренний диалог), слова, обозначающие отвлеченные понятия.
3. Слова: конечно, разумеется, самое главное, во-первых, наконец, итак, следовательно и др.
4. Полезно использовать побуд., вопр., воскл. предложения, риторические вопросы, обращения, повторы, пословицы, поговорки.
5. Части рассуждения м.б. связаны по смыслу и интонационно.
6. Схема построения:
1. тезис
2. док-во
3. вывод
не всегда есть все 3 части.
7. Худ средства как в повествовании и описании.
8. Синтаксис:
Энтимема, неполные прерванные пр-ния, с/п пр-ния (потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что)