Виды и уровни развития способностей. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

Способности это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности. В отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей:

Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Первый этап может происходить еще до рождения, во время формирования задатков. Развиваясь, способности переходят с уровня на уровень. При этом обычно такой переход совершается при соблюдении ряда условий, связанных с полнотой развития способности на данном уровне.

Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей. В качестве врожденных задатков могут выступать, например, определенные физические кондиции или особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Интеллектуальные способности определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др.

И. П. Павлов называл врожденными особенностями нервной системы следующее:

1) сила нервной системы по отношению к возбуждению, т. е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;

2) сила нервной системы по отношению к торможению, т. е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;

3) уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;

4) лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

В. Д. Небылицын предложил 12-мерную модель свойств нервной системы человека. В эту модель входят восемь первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам).

Было показано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе (быть ее общими свойствами), так и к отдельным анализаторам (парциальные свойства нервной системы).

Данные врожденные анатомо-физиологические особенности во многом и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми в их поведении и способностях. И. П. Павлов считал, что основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем.

Павлов выдвинул предположение, что всех людей можно разделить на три типа по преобладанию первой или второй сигнальной системы:

- "художественный тип" (преобладание первой сигнальной системы),

- "мыслительный тип" (преобладание второй сигнальной системы, т. е. слов),

- "средний тип" (равное представительство).

Соответственно типу можно предполагать и наличие тех или иных врожденных задатков. Дело в том, что основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для "художника" характерно целостное восприятие, а для "мыслителя" - аналитическое, оперирование понятиями. Вслед за восприятием различия проявляются и в воображении, мышлении. У первого типа лучше развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У второго - абстрактно-логическое.

Важно понимать и то, что вслед за особенностями восприятия и мышления разный характер могут принимать и личностные особенности. "Художники" в большей степени имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле , они легко увлекаются ситуацией, могут действовать порывами, вопреки здравому смыслу. "Мыслители" более критически относятся к действительности, склонны формировать единую и (обычно) научную картину мира, воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности. В эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, а для представителей мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Наличие определенных задатков у человека однако не означает, что будут развиваться соответствующие способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Более того, развитость слухового анализатора может способствовать развитию не только музыкальных способностей, но и абстрактно-логических: речь и логика человека тесно связана с деятельностью слухового анализатора.

В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. При этом следует учесть, что нет никаких гарантий того, что задатки (даже хорошо выраженные) найдут свое проявление в способностях. Развитие задатков - социально и деятельностно обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания, обучения, особенностями развития общества, технологиями, морально-психологическим климатом и многими другими обстоятельствами.

По отношению к профессиональным способностям важно понимать, что задатки развиваются и трансформируются в способности при условии наличия в обществе потребности в данных профессиях и в определенных результатах труда. Если есть в обществе потребность в новых знаниях, то будут и гениальные ученые; если есть потребность в новой и оригинальной архитектуре, то будут великие архитекторы.

Очень важно понимать, что задатки неспецифичны. Вопреки весьма распространенному мнению, не рождаются люди "учителями от бога", "шахтерами как отец", "талантливыми врачами" и т.д. Нет в молекулах ДНК генов, отвечающих за то, чтобы быть учителем (шахтером, врачом...) или не быть. Даже если у ребенка великолепный слух и чувство ритма, совсем не обязательно, что он станет (может стать) хорошим музыкантом. Этот задаток можно использовать и в карьере певца, дирижера, музыкального критика или педагога, композитора, режиссера, настройщика. В меньшей степени этот задаток может пригодиться во множестве других профессий. То есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

Потенциальные и актуальные способности

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные способностями - те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности - те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Общие и специальные способности

Никакая отдельная способность обычно не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения деятельности почти всегда зависит от ряда способностей. Одни из этих способностей общие (присущие многим видам деятельности), другие специальные (присущи только этому виду деятельности).

Хорошему писателю, например, необходимы: наблюдательность (чтобы судить о жизни не по другим книгам или фильмам), образная память, логичность, качества письменной речи, способность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

Однако человеку существенно "упрощает жизнь" то обстоятельство, что одни и те же способности могут применяться в разных видах деятельности. Та же наблюдательность может пригодиться не только писателю, но и доброй половине других профессий: врачу, сотруднику правоохранительных органов, водителю, учителю, строителю и многим другим.

Одаренность

Когда говорят о ком-то, что он "способный", то тем самым обычно подчеркивается, что человек проявляет успехи в отдельной способности. Как правило этот эпитет заслуживают старательные ученики, и эти способности касаются учебных предметов, дисциплин. Но одно дело - быть способным в области физкультуры, а другое дело - быть чемпионом района (города, области...) по боксу.

Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками.

Иными словами, если на общие физические способности ребенка наложатся частные (например очень высокая выносливость, весьма развитая мускулатура), плюс к этому - хорошая скорость реакция, концентрация и распределение внимания, то можно уже предполагать одаренность в области бокса. И если уже на эту одаренность наложится опыт, полученный на секции бокса и разного рода соревнованиях, то из ребенка может вырасти чемпион.

Важно понимать, что одаренность почти всегда основывается на направленности интересов человека. В каком-то смысле интерес это тоже способность: способность длительное время удерживать внимание на чем-то без видимых усилий. Интерес к тому или иному предмету может помогать или мешать развитию задатков. Часто бывает и так, что люди без заметных задатков занимаются определенным видом деятельности лишь в силу интереса к нему.

Развитие одаренности

Развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Однако было бы грубой ошибкой утверждать, что само по себе занятие тем или иным видом деятельности влечет развитие одаренности в этой области. Как показывает (и со всей очевидностью) практика, можно разговаривать пятьдесят лет на русском языке и так не научиться грамотно ставить ударения, соблюдать грамматические тонкости, не говоря уже о полном освоении русской лексики. Можно, например, те же пятьдесят лет водить автомобиль, преподавать в школе или заниматься общественной деятельностью - и продолжать совершать грубые ошибки.

Поэтому следует сделать вывод, что даже одаренный в той или иной области человек должен быть требовательным к себе, постоянно заботиться о собственном росте, самосовершенствовании. Необходимо быть самокритичным. Хорошо, когда рядом ("над тобой") стоит личный тренер (учитель, гуру, мастер...) Во всем стараться использовать рационализм, научный подход.

Иными словами, в развитии любой одаренности важно никогда не прекращать учебную (научную) деятельность.

Ведущие и вспомогательные способности

В структуре способностей можно выделить две группы компонентов - по степени важности для деятельности. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными.

Например, в структуре способностей художника ведущими свойствами будут: высокая природная чувствительность зрительного анализатора, сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память, представление. Вспомогательные качества художника: свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому.

Диагностика способностей

Проявление способностей индивидуально и чаще всего неповторимо. Свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется сложным, а обычно - невозможным.

С помощью различных психодиагностических методик можно установить наличие некоторых (хорошо изученных в психологии) способностей и определить относительный уровень их развития. Характерный пример - диагностика интеллекта. Пройдя тест на IQ, человек получает "свое место" в общечеловеческом рейтинге.

Уровни развития способностей: 1. Задатки 2. Способности 3. Одаренность 4. Талант 5. Гениальность

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой – либо деятельности, называется одаренностью.

Высокая ступень развития способностей называется талантом. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может называться талантом.

Высший уровень развития способностей – гениальность. Однако же, нельзя сказать, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая – то сторона доминирует, какие – то способности проявляются в его творчестве.

Понятие о психике человека.

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ -целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией -регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.



Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика -это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика -это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Понятие о внимании.

Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте.

Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

Играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.

Выделяют три типа способностей :

  • художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;
  • мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;
  • промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

Современные научные данные показывают, что преобладание той или иной сигнальной системы зависит от работоспособности полушарий головного мозга: те люди, у которых более развито правое (образное) полушарие мозга, более эмоциональны, открыты, у них лучше развиты воображение, образное мышление; те люди, у которых более активно левое (словесно-логическое) полушарие мозга, отличаются рассудительностью, рациональностью, так как в этом полушарии находятся центры логического мышления, счета и письма; у многих людей работа правого и левого полушарий сбалансирована. К «правополушарным» композиторам-классикам относят: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, к «левополушарным» композиторам относят: Д.Д. Шостаковича, Л. ван Бетховена, И.С. Баха. Иногда задатки проявляются в раннем детстве. Так, М.И. Глинка уже в 3-4 года старался извлечь приятные ритмические звуки, ударяя палочкой о звучащие предметы. Моцарт в 5 лет сочинял серьезные произведения. Литературные задатки проявляются позже. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов стали писать стихи, когда им было около 9 лет.

Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.

Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:

  • общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;
  • сложные — способности к труду, учебе, общению.

Основы способностей заложены генетически — в виде задатков (рис. 1). В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении.

Рис. 1. «Конус способностей»: 1 — задатки; 2 — общие способности; 3 — специальные способности; 4 — групповые способности; 5 — профессиональные способности

На рис. 2 изображена горизонтальная структура способностей, представленная в виде концентрических окружностей, или колец (вид сверху на «конус способностей»). Зоны 5 и 4 представляют ядро способностей, а остальные зоны — их периферию.

Рис. 2. Горизонтальная структура способностей

Виды способностей по специализации

Способности по специализации подразделяются следующим образом:

  • специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.;
  • теоретические — определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;
  • практические — определяют склонность к конкретным, практическим действиям;
  • учебные — определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
  • творческие — определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Виды способностей по уровню развития

По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:

  • талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;
  • гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области;
  • одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности.

При этом всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она невозможна. Кроме того, уровни развития способностей не есть нечто данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

Возможности человека огромны, и они могут быть безграничными, если он стремится их совершенствовать. Человеку нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели. Через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле.

Основные виды направленности личности

Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть направленности личности и служит как бы ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.

Целенаправленность поведения особенно очевидна, когда человек пытается достичь одну цель различными способами.

Если первая попытка наталкивается на преграду, избирается другой путь, иногда обходной. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку в течение жизни приходится выполнять множество разнообразных видов деятельности, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любого отдельного вида деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. Жизненная цель как бы объединяет, интегрирует все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности. Вместе с тем достижение каждой из них — это новый шаг на пути к общей жизненной цели. Уровень достижений личности связан с жизненными целями, в которых заключены ее взгляды на собственное будущее. Осознание человеком не только самой цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих, игнорирует интересы коллег или работу, которую должен выполнять, а в работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия проявляется тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с окружающими. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, бескорыстным стремлением к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, членом которой он является, вносит свои предложения, полезные для выполнения поставленной задачи.

Совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности, присуща каждому человеку. Приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности, обусловливают характер человека. Черты характера определяются и классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к явлениям действительности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.

Уровни развития способностей.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Уровни развития способностей.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, н для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, крайне важно, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определœенное основание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составляют задатки. Под задатками принято понимать анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. К примеру, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов.

Следует подчеркнуть, что наличие определœенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности.

Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью принято называть своеобразное сочетание способностей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определœении крайне важно подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области.

Следующий уровень развития способностей человека - талант. Сегодня под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение таланта͵ так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом. Следует отметить, что талант - это определœенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не должна быть названа талантом.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Огениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. К примеру, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. При этом это не означает, что всœе индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой ʼʼпрофильʼʼ, какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Уровни развития способностей. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Уровни развития способностей." 2017, 2018.

  • - Уровни развития способностей и индивидуальные различия

    Определение способностей. Классификации способностей. Характеристика общих способностей человека. Уровни развития способностей. Биосоциальная природа способностей. Теории и концепции способностей. Основные этапы развития способностей. Очень часто,... .


  • - Структура и уровни развития способностей

    Классификация способностей Способности Характер и темперамент Следует отметить, что в процессе построения разнообразных психологических концепций характер нередко связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешивают эти понятия. В... .


  • - Уровни развития способностей. Виды способностей.

    Способности - это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Выделяют следующие уровни... .


  • - УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ

    Следующим уровнем развития способностей является одаренность.Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение... [читать подробнее] .


  • - Уровни развития способностей. Склонность и одаренность.

    Традиционно принято выделять уровни развития способностей: · репродуктивный · реконструктивный · творческий Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу,... .


  • Общие способности нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение). Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

    Это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

    Одаренность не является единственным фактором, обеспечивающим выбор и успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек должен обладать соответствующими навыками и умениями. Развитие способностей происходит в деятельности и проявляется как талант и гениальность.

    Талант - высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

    Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

    Талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой. По мнению отечественного психолога Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, формирование типичного стиля деятельности либо благодаря другой более развитой способности.

    Высший уровень развития способностей называют . Канадский ученый Г. Леман, проанализировав очень много фактов, сделал выводы, что гениальность пробуждается у поэтов в 26-30 лет, у врачей в 33-34 года, у художников в 30-35 лет, у писателей в 40-44 года. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. История свидетельствует, что за период развития человечества можно назвать не более четырехсот гениев.

    Гениальность - высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

    Редкое появление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений. Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) - типичные характеристики гения. Некоторые психологи считают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность - это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

    Трудность объяснения гениальности заключается в том, что данное понятие связано со спецификой общественного развития, а гении являются своеобразными проявлениями этого роста. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи: развитие государства вызывает проявление инженерных, конструкторских талантов, в период расцвета государства проявляются музыкальные и литературные, а в военное время - полководческие.